Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Функции языка и речевых коммуникаций

Читайте также:
  1. III. Предмет, метод и функции философии.
  2. IV. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.
  3. IV. По функции различают мышцы: сгибатели и разгибатели, отводящие и приводящие и вращатели.
  4. PR в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
  5. Бакампициллина - тяжелые нарушения функции печени, почек, беременность, лактация, детский возраст.
  6. Банковская система, ее структура. Функции Центрального банка. Операции коммерческих банков.
  7. Банковская система. Банки и их функции
  8. Бесконечно малые и бесконечно большие функции.
  9. Билет 13. Основные характеристики и функции чувств.
  10. Билет 13. Основные характеристики и функции чувств.

Говорят, каков язык, такова и жизнь. Древние философы определили «Слово как вид дела» /Солон/. Действительно, мы мыслим на языке, и от богатства, совершенства этого инструментария зависит наша личностная, общественная и социально-экономическая деятельность. Формулу Декарта: «я мыслю, следовательно, я существую», - мы понимаем сегодня как триаду: «мир управляется словом, основанном на нравственной мысли, ведущей к полезным делам» /Ю.В. Рождественский/.

В Японии, к примеру, принята Госпрограмма «Языкового существования» /Осама Мицутани/; В США 40% образования построено по риторической системе: «science & skill & art»; в России также ширится обращение к культуре речи как необходимому дополнительному образованию. В базовой цепочке управленческих действий « речь – дело – отдых», ведущим звеном признается речь как функция организации дела, затем само дело как реализация речевых коммуникаций, и наконец, отдых как замысел новой речи (концепция дела). От состояния языка, от степени владения им, как видим, зависит вся культура и качество жизни, уровень и судьба самой цивилизации.

Что же есть сам язык определенного этноса как носитель культуры, продуктивности и жизнеспособности всего народа? Строго говоря, язык – это система символов и знаков, позволяющая принимать и отправлять информацию, наследующая опыт и национальные традиции, т.е. фактически – это национальное народное достояние, социальный ресурс общества, основа его единства, его национальная идея. Языковая личность – человек – одновременно и носитель этой традиции, и ее творец. Он не в состоянии изменить коренную основу, норму языка, но может совершенствовать его периферию, приспосабливая созданные им тексты к диалектам, деловым клише в их обиходном употреблении. Здесь уже продуктивность языка зависит от языковой культуры и компетентности самой личности. И, несмотря на то, что фундаментальный уровень культуры образован именно базовым языком, человек свободен в творческом построении текстов, т.е. «воспроизводит новую последовательность знаков и образов, обладающих новым смыслом, доступным всеобщему пониманию» /А.А.Брудный/

Структура языка определяется его составляющими элементами: фонемой (звуками), морфемой (частями слов), лексикой (словами), синтаксисом (предложениями).

Но это и орудие общения: homo sapiens + faber + eloquens + communicans = homo ludens.

В мире существует более 5000 вербальных естественных языков, отражающих национальные традиции, и десятки искусственных, вненациональных средств общения, таких как эсперанто, волапюк, языки науки – математики, химии, логики, программирования (фортран, алгол-60 и пр.) Есть даже мертвые языки – латынь, криптограммы, клинопись. Существующая система семиотики – коммуникационных знаков, включает в себя и такие формы языков, как природные (дымы, навигацию по звездам, спектральный анализ), конвенциональные (звонки, светофоры, эмблемы, гербы, карты, показания приборов), иконические ( изображения скульптурные и живописные, рекламу, граффити, уличные знаки), функциональные (артефакты, изделия, жесты).

Наша речь – это язык в действии. Помимо коммуникативной функции (обмена информацией), язык может еще носить функцию познавательную (когнитивную), вплоть до изучения самого языка (метаязыковую), эмоциональную (чувственную), фатическую (контактную), кумулятивную (сбор и хранение информации), аксиологическую (оценка), эстетическую (украшенную), но главное, нормативную (литературно-обоснованную).

Речь реализует все функции языка во времени и пространстве, развертываясь линейно с определенной целью и эффективностью. При этом, речь обладает и своими свойствами: конкретностью, неповторимостью, богатством, темпом, громкостью, четкостью, грамотностью; она выражается в определенном жанре, стиле, может носить невербальный характер (70% информации). Язык абстрактен и символичен: он реально существует в сознании, либо в словарях; речь же материальна и субъективна (письменная, устная, электронная). Речь – это не только инструмент общения и коммуникации, она еще и самостоятельный продукт деятельности: само высказывание, текст. Образование от обучения как раз и отличается возможностью создавать собственные тексты, вопреки их банальности, репродуктивности или компилятивности (подражательности).

Этим, собственно, и определяются различные функциональные стили речи как показатель культурного уровня говорящего, иначе – типы речевой культуры.

Полнофукциональный стиль – это абсолютная грамотность, построение текста любого жанра и стиля при соблюдении всех литературных норм (редкая культура)

Неполнофункциональный – владение, кроме разговорного, одним-двумя узко профессиональными стилями с приоритетом письменной речи над устной (трудности конструирования речи); достаточно свободная речь в своей профессии, малое нарушение кодифицированных норм. Это сегодняшний эталон речи – учителя, писатели, ученые.

Средне-литературный тип – речь узко профессиональная, клишированная, неполное или одностороннее образование, поверхностное знание норм грамотности, мода на иностранщину, часто не к месту, усложненность конструкций, письменная загруженность, нежелание учиться, пользоваться словарями, авторитарность, «ты –общение», бранные слова, неумение пользоваться эвфемизмами, метафорами, - при полной самоуверенности во владении языком (выдвиженцы - управленцы, торговля, массовый или непрофильный бизнес).

Литературно-жаргонизирующий тип – речь популистская, сознательно занижающая грамотность до уровня толпы («человеческая речь» в понимании СМИ, якобы против «официоза»); сериально - медийная (газеты, глянец, теледебаты). Авторитет носителей - манипуляторов делает этот тип речи «псевдо-эталонным» в глазах потребителей, что наиболее опасно в плане снижения языковой культуры населения в целом.

Обиходный или малообразованный тип – не способный самому воспроизводить официальную или письменную речь, но не делающий явных ошибок (обыватель)

Молодежный стиль – сленговый, клиповый, обрывистый в мышлении, восприятии, с неполнотой текстов, с преобладанием информативности взамен убедительности, с пренебрежением к нормам (тусовка, улица, гламур, недоучки, планктон).

Все перечисленные уровни культуры речи напрямую зависят от общей культуры развития человека. Запрос времени – создать диалог неполной культуры и культуры, достаточной для осуществления ответственной речевой коммуникации, т.е. заполнить

лакуны (пустоты) не организованной речи речью структурированной, продуктивной, грамотной, действенной. Древние греки, создатели науки о речи – риторики – как орудия демократии, отделяли «culturа» (возделование) от невежества (варварства) понятием «пайдейя» (развитие всестороннее), создавая гимнасии, палестры, ликеи, академы, тривиум и квадриум наук.

Западный мир наследует эту древне - европейскую систему цивилизации и коммуникации.

Коммуникация и речевое общение - понятия не идентичные. Коммуникация ставит целью передачу воздействующей информации от субъекта к объекту (я- подход); общение же полагает взаимную связь двух субъектов (вы- подход), сближающую позиции и вырабатывающую новую информацию (решение).

Мастерство и успешность речи призваны обеспечить эффективный результат в любой речевой ситуации: будь то речь внутренняя (мышление) или внешняя (фиксированная); вербальная или невербальная; общение фатическое (информативное) или диалоговое (дискурс); контактное/дистантное; опосредованное/ непосредственное; межличностное/публичное; официальное/ неофициальное; свободное/стереотипное – все барьеры преодолеваются с помощью знания норм грамотности и уровней культуры общения. Ритуальный уровень (О – О) – маски, этикет; манипулятивный (S – O) – успех любой ценой; дружеский – духовное, творческое общение; оптимальный – эмпатия (вчувствование). Нормы оптимального общения: этические, коммуникативные, речевые – это стратегия и тактика речи.

«Культура речи – это такая организация языковых средств, при которой нормы и этика общения позволяют обеспечить наибольший эффект в решении коммуникативных задач» (Е.Н. Ширяев).

Сегодняшняя речевая культура испытывает значительные трудности. В речи допускаются унификация, штампы, безликость и усредненность содержания, потеря вкуса, стиля, резкость и агрессивность, бедность словарного запаса, затрудненность и засоренность, клиповое мышление и не умение читать между строк , отсутствие образности и выразительности. Полуграмотность и «полуязычие» поддерживаются рекламой и интернетом; протест против цензуры оборачивается нарушением приличий, низостью тем, вседозволенностью. Разрушается сама граница между культурой и не культурой. Основным жанром становится бытовой диалог и манипуляция; достаточно переводной кальки: «Ты в порядке? – Вау!». Выход - в заново восстановленных литературных нормах грамотности и коммуникативных качествах речи, в ее этике, логичности, точности, функциональной стилистике. Применение норм дает социальное и коммуникативное взаимопонимание, влияние на менее культурную среду, сохранение основ родного языка как ценности. Критерием оценки культуры речи являются ее цель (мотив, эмоция,аргументация), восприятие (поведение, ассоциации, альтернативы), процесс (селективно-интегративный выбор средств языка) и, наконец, сам результат ( текст как эффективность и эстетика коммуникации).

Но говорить правильно, не всегда значит говорить хорошо (и наоборот). Иногда не уместное применение правильной нормы может разрушить гармонию отношений: такт. По меткому выражению поэта Б.Пастернака: «Подлинная культура ненавязчива, ранима и самолюбива, а бескультурье дидактично, себялюбиво и кровожадно; невежда начинает с поучения, а кончает кровью». В свое время тотальная борьба с неграмотностью привела к упадку языковой культуры, «к отчуждению носителя от его родного языка, уничтожению культурного слоя земли-речи» (акад. В.В. Виноградов). Правильная речь – признак правильного общественного поведения и, в конце концов, добродетели. «Полуязычие» и косноязычие есть безграмотность стиля речи и жизни. Языковая оснащенность лидеров управления и каждой личности в отдельности - условие нашего коммуникативного успеха на путях развития экономики, культуры и всей современной цивилизации.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Внешняя политика РФ в 90-е годы | Общение на уровне текста. Создание высказывания

Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 421; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.