Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Общение на уровне текста. Создание высказыванияНаучиться говорить значит научиться строить высказывания (М.М.Бахтин) «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, литературно обработанное, состоящее из названия, сверхфразовых единиц, объединенных лексически, грамматически, логически, имеющее цель и прагматическую установку (пользу)» (И.Р.Гальперин). Текст характеризуется отношением к другим высказываниям, и вне этого отношения он не существует, как считает Бахтин. Признаками текста считаются: единство темы, авторский замысел, адресат, цель, строение текста (предложение, абзац, часть, глава, композиция по типу описания, повествования или рассуждения), модель самого текста, его литературная обработка, жанр и стиль. Жанры текстов есть форма высказывания, выраженная отношением автора к ситуации, стиль – ее элемент. Без жанро-установления коммуникативная цель не может быть достигнута. Нахождение жанра – программа действий с текстом, его смысловыражением и восприятием, т.е. социальным взаимодействием в сфере общения. Любая деятельность связана с общением, созданием и восприятием текстов, их видов: продуктивные виды – говорение/письмо; рецептивные виды – слушание/ чтение. Процесс речевой деятельности складывается из следующих этапов: 1. Побудительно-мотивационный этап зависит от ситуации (буду - не буду, надо – не надо, что уместно, что, кому и зачем сказать) 2. Ориентировочный этап – выбор способа решения проблемы, планирование жанра, обдумывание замысла (смысловой сгусток текстового фрагмента) 3. Исполнительский этап – кодирование, озвучивание, написание. При восприятии идет дешифровка смыслов и соотнесение их с реальностью (мы понимаем не речь, а жизнь) 4. Этап контроля – анализ удач и неудач, фиксация помех, барьеров, полноты реализации. Механизм создания текста – это механизм эквивалентных замен словесных структур из внутренней речи во внешнюю. Необходим словарный запас, отбор слов и смысловых связей, адекватных высказыванию, т.е. перевод общего смысла на «свои слова», при этом активируется память слов. «Антитипация» - предугадывание смыслов, еще не высказанных, - зависит от видения блоков и структур мысли, а также от тренинга в дополнениях и умениях моделировать (трансформировать) текст. Характерные особенности, проявляющиеся в различных видах речевой деятельности: Говорение – мысль опережает слово, оговорки, замена и срыв конструкций, речевые клише, переформулирование собеседника, нарушения темпа, четкости, тона, паузации, лаконизм или избыточность информации; соблюдение принципа собеседования, диалога, личностного отношения, эмоциональности, заинтересованности, эффективности невербальных средств, спонтанности или подготовленности, даже в импровизации – «заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ); Письменная речь – опосредованное общение, подготовленность и монологичность (кроме пьес), усложненность конструкций, перспективность содержания (сюжет), эмоция через знаки препинания – «мощное орудие мышления» (Лурия); говорение – 30%, письмо – 9%, однако письменная база знаний есть основа духовности и социальных отношений; Слушание – восприятие и осмысление устных текстов (познавательное, учебное, ценностное, эстетическое), получение и ответ на информацию. Различают детальное слушание – глубокое, с установкой на пересказ, критику / нерефлективное – молчаливое, со знаками понимания / рефлективное – перефраз, реплики, отражение чувств / эмпатия – сопереживание, соучастие в ситуации. Слушание – 45% РД! поэтому – терпение, контакт знаками, доброжелательность, не обидность замечаний, не перебивать монологом – «слушать ухом, а не брюхом» (нар. посл.); Чтение - восприятие письменного текста, овладение техникой чтения (озвучивать про себя, логические ударения, паузы, интонация, перспектива мысли), интерпретация (трактовка замысла). Зрелое чтение – скорость, автоматизм обработки материала, гибкость темпов, реагируюшая функция на уровне ответного текста; ознакомительное чтение – название, знание автора, издательства, аннотация, просмотр рисунков, схем, прогнозирование, ключевые слова, оглавление, абзацы, просмотровые действия; изучающее чтение – на этапе ознакомления определение темы и смысла текста, при чтении выявление подтекста, скрытых вопросов, выделение главного в информации. Категории текста обеспечивают коммуникативную ценность и достаточность для реализации общения: 1. Информативности – соотношения смыслов и сообщений, допуск новых явлений, фактов, событий, концептуальная цель – проникнуть в глубину текста (Гальперин) 2. Связности и цельности – логическую цепочку обеспечивает линейная связь частей текста с помощью языковых единиц и тематических блоков, отсылок к «текстовой памяти». Цель – дать в цельности действия, несущие смысл, единство темы. 3. Интеграции и завершенности – вертикали связей причинно-следствнных, исчерпанность смысла, воля замысла, композиционная завершенность. Результат интегрирования – в названии, ставящем рамки темы (Бахтин). Стилистическая окраска текста – это слои языковых средств, обеспеченные синонимами, фонетикой, морфологией, синтаксисом и позволяющие по разному передавать одно и то же содержание или отношение к нему. Сам стиль – это приемы употребления, отбора и состояния языковых средств в сфере общения с другими практиками и целями общения данного народа (Виноградов). Эти комплексы уже существуют в системе языка и реализуются по законам функционирования (назначения) в разных сферах общения. Поэтому стили речи обычно называют функциональными. Порядок их функционирования в зависимости от ситуации общения, целей и сфер деятельности рассмотрим позднее. Важно знать, что стиль создает жанровое единство текста в области высказывания. Если речь – это язык в действии, то высказывание – это текст в действии (монолог или диалог). Структуру высказывания определили еще древние ораторы. Аристотель и Цицерон создали канон (правило) пяти ступеней порождения действенной речи: Kanon высказывания. 1.Изобретение (inventio) – создание текста на уровне замысла (что сказать). Тема, идея вместе с подтемами опирается на смысловую решетку, сетку понятий, набор «общих мест» - топов (topos – место, позиция в речевой карте темы). Топы – не расхожие истины, а смысловые модели законов жизни (время летит, смерть уготована всем и т.п.), идеи добра и зла, опора морали, заповедей. Топика позволяет развить мысль, найти аргументы, способы убеждения (категории этоса – уместности, логоса - идеи, пафоса - побуждения). Топы могут быть внешние и внутренние, общие и частные: род и вид, определение, целое и части, свойства, сопоставление, причина и следствие, имя, обстоятельства, свидетельства, и т.д. ( А.А. Волков «Основы риторики»). По Ломоносову, идеи размножаются делением (куст или древо идей, ассоциаций). Может быть до 40 топов, как у Аристотеля: « …о чем мы говорим общими местами – топами, они общи для суждений о справедливости, о явлениях природы и о многих других предметах, хотя бы эти предметы и были совершенно различны по природе». Топика создает основу речи. 2. Диспозиция (dispositio) – создание текста на уровне расположения изобретенного смысла. Перегруппировка войск по принципу преимущества в линейном строю. К примеру, у Сократа : вступление – изложение – доказательство – подтверждение - опровержение – косв. похвала – правдоподобие вывода. В деловой риторике оптимальна Хрия (chrea – законченное рассуждение): проблема – тезис – аргумент – опровержение – воззвание (Квинтилиан). На каждом этапе выбор расположения частей соотносится с задачами и реакцией аудитории. 3. Элокуция (elocutio) – словесное выражение, украшение речи, отбор смысловой, семантический, стилистический, звуковой, эстетический. Выбор ритма, структуры фразы, приемов образности и привлекательности речи: тропы – метафора, метонимия, ирония, парадокс, намек; и фигуры стиля – период, антитеза, градация, повтор, риторические обращения, заимословие и т.д. 4. Меморио (memorio) – запоминание для публичного выступления, подготовка к произнесению речи, мнемонические приемы: переписывание, репетирование, тезирование, план, ключевые слова, но не заучивание и не зачтение по готовому тексту, что обезличивает оратора. 5. Произнесение речи (actio hipocrisis –действие актера, но не актерствование). Демосфен считал, что в красноречии: первое – произнесении, второе – произнесение и третье - произнесение. Здесь проявляются телесные и духовные качества личности: техника речи, пластика, язык жестов (body language), через которые доносится вся смысловая энергетика мысли. Разделы этой части: 1)просодика – громкость, темп, тембр, дикция, интонация, паузация, квантование речи; 2) кинесика – мимика, жест, поза, походка, значение взгляда, координация жеста и слова; 3) проксемика – дистанция и пространство речи, положение оратора: 0,5 м – интимная зона, 1 – 1,5 м деловая зона, 1,5 – 2 м зона социальная, 2- 4 м формальная, свыше 4 м – необязательная. Расположение в аудитории – фронтальное, елочкой, круглый стол или место у столоначальника. Деловое высказывание преследует цель «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель), т.е.взгляд на истину субъективен, абсолютна лишь истина, заключенная в самом предмете. Аудитория жаждет не правды, а правдоподобия, в соответствии с ее запросами. Высказывание и создает эту вторую реальность, доказывая ее пользу и жизнеспособность. При этом, в отличие от логики (воображаемой простоты), язык высказывания сложней мышления; он логика практическая, «бытовая», «женская», т.е если логика – ученая дама, то риторика – актриса. Язык, построенный по прямой, не существует, здесь убедительность важнее строгости рассуждения. Воздействие на аудиторию включает в себя и экстрасенсорику, и паралингвистику, и лингвопрагматику, т.е все свойства, проявления и богатства живой речи. Однако, следует помнить о законах логики, неизменности тезиса, непротиворечивости и достаточности доказательств, круге аргументации по Аристотелю : «эпидейктическая» речь создает критерии, по которым «судительная» вырабатывает оценки, составляющие основу речи «совещательной» для принятия решений, рождающих новые критерии. Нарушение любого звена этого круга ведет к искривлению всей системы, ошибкам в практической деятельности. Главными же требованиями к деловому высказыванию являются его целенаправленность, эффективность и продуктивность в создании долгосрочного и взаимно заинтересованного партнерства.
Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 645; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |