Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Даосизм. Даосизм — одно из трех течений китайской философии — возник в середине первого тысячелетия до н
Даосизм — одно из трех течений китайской философии — возник в середине первого тысячелетия до н. э. и основан на концепции дао — всеобщем законе Вселенной (Виноградова и др., 1997). Согласно даосскому учению, в основе равновесия мира лежит единство противоположных начал — ям и инь. Для даосов характерен культ естественности и критическое отношение к канонической норме: это одновременно и источник творческого вдохновения, и отрицание ценности всякого творчества. Даосы проповедовали абсолютное невмешательство в ход событий, поэтому поэты и художники, равно как и бунтари и преступники, легко могли отождествить себя с принципом покорности стихийным силам природы, который последовательно утверждался даосизмом, в остальном чуждом всякого фанатизма (Ткаченко, 1999). Даосские практики, направленные на достижение индивидуального бессмертия, делали его привлекательным и для власти, и для простого люда. Ключевая фигура даосизма — Лао-цзы — весьма загадочна. Под этим именем фигурируют три разных персонажа. Во-первых, это — архивариус в чжоуском книгохранилище и старший современник Конфуция Ли Эр — уроженец царства Чу (предположительной датой рождения называют 604 или 590 год до н. э.). По легенде, разочаровавшись в окружающем мире, он отправился на запад, но был остановлен начальником последней пограничной заставы и по его требованию создал текст в 5 тысяч слов, известный как «Дао дэ цзин». Во-вторых, Лао-цзы под именем Лао-цзюня известен как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. Наконец, этим именем должен быть назван и реальный автор или авторы философских афоризмов, собранных в книгу, которая по праву считается одним из высших достижений китайской мысли (Ткаченко, 1999). Однако, как считает тот же автор, тексты «Дао дэ цзин» датируются III-II веком до н. э., то есть возникли почти на 300 лет раньше предполагаемого периода жизни легендарного Лао-цзы. В III веке н. э. произошло разделение даосизма на два направления — философское и религиозное. Как религия, даосизм сложился ко II веку, а институтом религиозного даосизма стала «Школа небесных наставников». Потомки основателя школы в качестве верховных наставников сохраняют свой статус до настоящего времени (с 1949 года — на Тайване, куда выехал 63-й наставник). К этому времени религиозный даосизм включал элементы буддизма, конфуцианства, народных суеверий и мистических легенд (Виноградова и др., 1997). Под влиянием буддизма в даосизме появилось монашество и монастыри. В сущности, как и две тысячи лет назад, даосский жрец представляет собой гадателя, предсказателя, продавца священных реликвий и исполнителя магических обрядов. Даосизм проповедует необходимость самосовершенствования, поиск путей достижения бессмертия. Из всех методов обретения бессмертия наиболее важным считается алхимия. Представление о людях, обладающих волшебными силами, в Китае ассоциируется с так называемыми даосскими «гениями-бессмертными» (сянь), которые образуют несколько групп, выстроенных в определенную иерархию. Высшими в ней считаются «небесные гении», живущие при дворе Яшмового императора, ниже находятся гении «земные», населяющие гору Куньлунь, затем — гении-отшельники, практикующие различные техники достижения телесного бессмертия. В отдельную группу выделены «священные гении» — обитатели островов бессмертных в Восточном море — Пэнлай, Фанч-жан и Инчжоу. Есть еще и «демоны-гении», находящиеся на самой низшей ступени иерархии — в народном сознании они связаны с душами утопленников, казненных преступников и лиц, не оставивших потомства. К XIII веку на основе народных верований сформировался культ восьми бессмертных (басянъ), который быстро получил широкое распространение. Их образы стали наиболее характерным объектом средневекового китайского искусства — литературы, живописи, скульптуры, и постепенно превращаются в символы счастья и долголетия. Появление единой даосской философско-религиозной и обрядовой системы позволило провозгласить даосизм государственной религией Китая. Особым покровительством даосизм пользовался в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы и другие даосские мыслители, в их честь стали воздвигаться храмы. После VI века танские императоры стали возводить свой род к Лао-цзы. В 1222 году Чингисхан одобрил даосизм в качестве китайской национальной религии. При династиях Сун и Мин процветает даосское «учение о принципах». Однако благополучные эпохи сменялись гонениями, и в «культурную революцию» 1288 года была предпринята попытка сжечь по всему Китаю все даосские книги, кроме «Дао дэ цзин». Во времена цинской династии та часть китайской интеллигенции, которая находилась в оппозиции к императорской власти, видела причину завоевания Китая маньчжурами в увлечении правителями даосизмом в прежние эпохи. В настоящее время даосизм в КНР находится в ведении Китайской даосской ассоциации, образованной в апреле 1957 года на Первом конгрессе даосизма. Официальным центром даосизма считается Байюньгуань — Монастырь Белого Облака в Пекине.
Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 316; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |