Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Даосизм и конфуцианство – основные источники духовной культуры КитаяЛЕКЦИЯ № 7 Конфуцианско-даосистский тип культуры Основные вопросы темы: 1. Даосизм и конфуцианство – основные источники духовной культуры Китая. 2. Нормы повседневной жизни китайцев. 3. Специфика художественной культуры Китая.
Китайская культура является одной из древнейших в мире. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека – синантроп, существовавший около 400 тыс. лет тому назад. Сама же цивилизация Древнего Китая сложилась позднее, чем в Шумере, Египте и Индии – лишь во II тыс. до н.э. Это также речная цивилизация (р.Янцы и Хуанхэ) и городская. Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от других народов. Особенностью китайского национального характера является обращенность к проблеме социума и нацеленность на исследование взаимоотношений людей. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Величайшими и признанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, а прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры. Как и у других народов, у древних китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе и кровавые. Но с течением времени на первый план выходит Шанди, ставший верховным божеством и легендарным родоначальником, их предком – тотемом. При этом в Китае Шанди воспринимался, прежде всего, как первопредок, заботящийся о благосостоянии своего народа. Это смещение акцента в культе Шанди в сторону первопредка сыграло в истории китайской цивилизации огромную роль: ослаблению религиозного начала и абсолютизации культа предков. Китайцы верили, что душа предка продолжает жить и после смерти, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, клали предметы утвари, драгоценности и оружие. Позднее в эпоху династии Чжоу появилось обожествление царской власти. Чжоужский правитель стал считаться сыном Неба, а китайская империя – Поднебесной. Этот титул и название страны сохранились вплоть до ХХ века. С этого времени Небо как высшее контролирующее и регулирующее начало стало главным китайским божеством. При этом культу Неба был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент. Считалось, что Небо карает недостойных и награждает добродетельных. Со временем Небо, в представлениях китайцев, все более утрачивало присущие ему когда-то личностные черты и превращалось во всеобщей порядок движения всего сущего, порядок одновременно и космический, и нравственный. Итак, уже в древнем Китае религия обернулась этикой, а индивид в ней как бы заслонил богов. Акцент на моральной и совершенно беспристрастной воле Неба потребовал и соответствующей трактовки понятия народ. Народ был объявлен глашатаем воли Неба, и заботе о нем отдавалось даже большее предпочтение, чем заботе о духах. Таким образом, культ предков и культ природы лежат в основании многих будущих культурных феноменов китайской культуры.
Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 685; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |