Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Архаические и традиционные верования
Экспозиция зала архаических и традиционных верований на основе предметов быта, использовавшихся когда-то народами Сибири и Дальнего Востока, воспроизводит основные черты архаического мировосприятия и структуру обыденной жизни людей архаического общества. Для мировосприятия людей архаического общества было характерно ощущение всеобщей связи и взаимозависимости всего сущего; отсутствие противопоставления духовного и материального; мир, окружавший человека, воспринимался как живой; отношение ко всему окружающему носило личностный характер. Исходя из этого, представления древнего человека об устройстве мира опирались на убеждение, что вселенная состоит как бы из трёх уровней: верхнего, среднего и нижнего мира. Верхний мир населяют светлые, добрые духи; средний мир является миром людей, животных и всей природы; нижний мир является миром тёмных, злых духов, а также миром умерших. Все эти три мира соединялись между собой так называемой осью мира. В качестве оси мира могли выступать какая-либо священная гора, река, дерево, а в ритуальных обрядах — посох шамана. (Экспонаты: карта мира орочей; рисунок ханты «Верхний и нижний мир»; бубен шамана; ритуальный шест шамана) Представления древних о человеке опирались на убеждении, что, во-первых, на свете кроме «обычных» людей живёт ещё множество других «людей», которые внешне имеют облик различных животных, птиц, рыб; (Экспонаты: фигурки и подвески, изображающие животных и птиц) во-вторых, что между «обычными» и «лесными», «горными» и «морскими» людьми существует тесная взаимосвязь и духовное родство, которое наиболее ощутимо во время исполнения того или иного специального ритуала или обряда.
(переход к другому стенду)
Эти специальные магические ритуалы и обряды, сопровождавшие жизнь обычного человека от рождения до смерти, а также всю его хозяйственную деятельность, как бы вписывали его не только в жизнь общины, но и в жизнь всего мироздания. (Экспонаты: детские амулеты; мешочки для ловли детских душ; фигурки духов болезней: онголяку, духа чахотки, духа расстройства желудка). Представления древних людей о жилище опирались на убеждение, что жилище представляет собой как бы уменьшенную модель вселенной. Три основные, расположенные друг над другом пространства дома — чердак, основное помещение и подпол — это три мира; опорные столбы — это мировые оси; порог, наружная дверь являлись границей между обжитым, упорядоченным пространством и пространством внешним, чуждым, враждебным, поэтому они имели охранительное значение, были некоей защитой. Важнейшим местом в доме был очаг, а главной святыней — огонь, так как он был символом жизни; кроме того, через огонь поддерживалась связь с предками. (Экспонат: макет жилища) Культ предков был широко распространён среди народов архаических обществ. Обряды в честь предков могли совершаться как в самом жилище, так и в особых святилищах, находившихся вне селения: в лесу, у священных деревьев, в заповедных рощах. Почитание предков было связано с заботой о благополучии и здоровье семьи и рода. (Экспонаты: родовое святилище хантов; фигурки духов — покровителей селения) В жилищах народов традиционных обществ было также всегда большое количество фигурок духов — покровителей жилища и семьи. (Экспонаты: фигурка Эмэгэндэра, духа-покровителя рода; онгоны семейных охранителей; курмуши; мааси; джулин) Вся хозяйственная деятельность человека также сопровождалась многочисленными обрядами, ритуалами, заговорами, запретами, характер которых зависел от конкретного типа хозяйства. Целью большинства обрядов и ритуалов было приобретение благосклонности духов природы, от которых зависела удача на охоте или в рыболовстве. Но были также обряды, связанные с оплакиванием убитого на охоте или пойманного во время рыбной ловли животного; обряды, испрашивавшие прощения у духа убитого животного; обряды, связанные с возвратом костей животного в лес или море и т.д. Среди ритуальных запретов, которых должен был придерживаться каждый охотник или рыболов, были: запрет на жестокое обращение со зверем; запрет убивать больше, чем нужно для пропитания; запрет употреблять в пищу некоторые части туши животного, которые, как считалось, обладали некими магическими свойствами. В качестве иллюстрации к вышесказанному, в экспозиции музея представлены различные охотничьи амулеты, фигурки духов — покровителей охотников, а также предметы с праздника Кэрэткуна у чукчей и с Медвежьего праздника, который был у многих сибирских народов. Представления древних людей об иных мирах опирались на убеждении, что, во-первых, иные миры существуют и что связь с этими мирами возможна, так как границы между мирами проницаемы, т.е. открыты, например, во время проведения специальных ритуалов или в особые моменты жизни человека и природы; во-вторых, что посредниками между мирами являются специально избранные духами люди - шаманы. Шаман всегда воспринимался как защитник своего рода и своего селения от злых духов; он же добивался расположения и благосклонности к людям духов добрых; он был также первым советчиком во всех делах, имел дар целительства, ясновидения и пророчества. Связь шамана с другими мирами устанавливалась во время особого обряда — камлания, когда он, одетый в особую одежду, с бубном и с колотушкой в руках, исполняя то или иное ритуальное действие или танец, входил в экстаз и начинал общение с духами. (Экспонаты: картина худ. А.Миннекаева на сюжет шаманского камлания) Каждая деталь костюма шамана имела своё символическое значение: верхняя одежда (платье, плащ) символизировала зверя или птицу, в которых шаман как бы превращался во время камлания; бахрома на рукавах и по подолу верхней одежды символизировала шерсть зверя или оперение птицы; металлические пластины на одежде символизировали рёбра и кости того животного или птицы, в которых превращался шаман; подвески на одежде символизировали духов-помощников шамана; бубен символизировал средство передвижения по другим мирам (оленя, коня или лодку, на которых шаман проникал в другие миры); колотушка символизировала весло или плеть-погонялку (в зависимости от того, на чём шаман путешествовал по другим мирам). (Экспонаты: костюм шамана; фигурки духов-покровителей шамана: бочо, аями) Таким образом, подводя итог выше сказанному, отметим, что для мировосприятия людей архаического общества был характерен мировоззренческий и религиозный синкретизм, то есть вера во всеобщую взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопревращаемость всех явлений и, как следствие этого, во-первых, отсутствие в представлениях людей об окружающей действительности границ между миром природы и миром человека, а также между духовной и материальной сторонами жизни; сюда же относится вера во всеобщую одушевлённость (анимизм); во-вторых, вера в возможность перехода из одного мира в другой, из одного состояния в другое. Например, людей в животных, растения, какие-либо предметы, и наоборот (тотемизм, реинкарнация); в-третьих, наличие различных магических ритуалов, обрядов и заговоров, которые, как верили, помогали устанавливать связи с другими мирами, переходить границы между мирами, а также воздействовать на окружающий мир, с целью достижения желаемых результатов; сюда же относится фетишизм, т.е. вера в чудодейственную силу амулетов и оберегов. Второй важной чертой архаического мировосприятия являлся переход на последнем этапе существования древних обществ от коллективного исполнения обрядов и ритуалов к индивидуальному, то есть постепенное выделение из общины особой группы людей: знахарей, заклинателей, прорицателей, шаманов, главной обязанностью которых было исполнение различных магических действий.
3АЛ 2
Дата добавления: 2014-11-04; просмотров: 617; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |