Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Основы христианстваОсновные положения христианского вероучения изложены в Евангелии Иисуса Христа, (Экспонат: книга Евангелии) а также в Посланиях Святых Апостолов. Евангелие Христа известно в четырёх редакциях: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. (Экспонат: портреты четырёх Евангелистов) Двое из Евангелистов — Матвей и Иоанн — были ближайшими учениками Христа и входили в число 12 Апостолов. Двое других — Марк и Лука — были из числа 70 Апостолов; Марк был учеником и многолетним спутником Апостола Петра, а Лука — учеником и сподвижником Апостола Павла. Евангелие Христа и Апостольские Послания составляют одну книгу: Новый Завет. Христиане считают Новый Завет боговдохновенной книгой, т.е. книгой, содержащей Откровение Бога к людям. Новый Завет тесно связан со Старым Заветом. Старый Завет также почитается христианами как боговдохновенная книга, т.е. как книга, которая содержит Откровение Бога, которое первоначально было дано евреям — избранному народу Божьему, из которого впоследствии образовался новый избранный народ Божий — христиане. Связь Старого и Нового Заветов особенно отчётливо прослеживается на примере пророчеств о Мессии — Спасителе. Кроме того, Новый Завет содержит около 300 цитат и ссылок на Старый Завет. Своеобразными «соавторами» книг Старого Завета были великие праотцы и пророки еврейского народа: Моисей, Исайя, Даниил, Давид и др. (Экспонат: икона «Древо Ессеево») Первые попытки христиан составить канон, т.е. официальный список книг Старого и Нового Заветов, относятся к 6 веку. Однако несмотря на все усилия, достичь единомыслия тогда так и не удалось. Причиной этому явились во-первых, различия в понимании «боговдохноаенный текст», в результате чего часть Писаний, которые первоначально считались боговдохновенными, не вошла в канон. Она была определена как Апокрифические Писания. До сегодняшнего дня сохранилось около 100 апокрифов Старого и около 100 апокрифов Нового Завета; все они датируются 4 в. до н.э. - 4 в. н.э; (Экспонат: апокрифическое Евангелие от Никодима) во-вторых, использование различных методов при разделении всего текста Святого Писания Старого Завета на книги. Одни делили общий объём текста, исходя из главной идеи повествования; другие опираясь на его временные рамки; третьи — в привязке к главным действующим лицам. В результате этого у христиан разных конфессий Старый Завет содержит разное количество книг: у православных — 50, у католиков — 45, у протестантов — 39 (у некоторых новых протестантских деноминаций — 22, как в иудейском каноне ). Разделение книг Старого Завета на главы и стихи было сделано в 13 в. кардиналом Каро. Его многолетний труд был закончен в 1236 г. и в этом же году утверждён папой Григорием X. Разбивка текста на главы и стихи признаётся всеми христианскими конфессиями. Первый перевод книг Старого Завета с еврейского на греческий язык был осуществлён в 1 веке до н.э. самими евреями. Он называется «Септуагинта» (от греческого «70», т.к. согласно еврейскому преданию перевод был осуществлён 70 переводчиками в течение 70 дней). (Экспонат: экземпляр Септуагинты) Первый перевод книг Старого Завета на латинский язык был сделан в конце 4-начале 5 века (386-405гг.) Св. Иеронимом. Он называется «Вульгата» (от латинского «простой», «доступный»). (Экспонат: экземпляр «Вульгаты») Первые попытки перевода отдельных книг Старого Завета (кн. Бытия, Псалтыри, пророка Исайи и Евангелия) на русский язык были сделаны Свв. Кириллом и Мефо-дием в 11 в. Однако, первый полный перевод на русский язык всех книг Старого Завета был осуществлён только во второй половине 19 веке. Официально этот перевод был утверждён Синодом Русской Православной Церкви в 1876 году. (Экспонат: экземпляр Синодального перевода Св.Писания)
(переход к другому стенду)
Второй составляющей христианского вероучения является Церковное Предание, т.е. постановления Вселенских Соборов и Поместных Синодов, а также труды великих Отцов и Учителей Церкви. Наиболее важными для христиан всех конфессий являются решения первых семи Вселенских Соборов. На I Вселенском Соборе, проходившим в Никеи в 325 г. под председательством императора Константина I, в основных чертах был составлен Символ христианской веры. На II Вселенском Соборе, проходившим в Константинополе в 381 г., Символ веры был дополнен и окончательно отредактирован. Отсюда и его двойное название: Ликейско-Константинопольский Символ Веры, который является главной молитвой христиан всех конфессий. (Экспонат: икона «Символ Веры») Следующие четыре Вселенские Собора, проходившие в Ефесе (431 г.), в Халкидоне (451г.), в Константинополе (553 и 681 гг.), выработали учение о Пресвятой Троице; о Христе как Богочеловеке; о Марии как Богородице итд. На VII Вселенском Соборе, проходившем в Константинополе в 787 г., был принят догмат о почитании икон. В художественной форме основы христианского вероучения представлены в экспозиции музея через иконографию. (Экспонаты: иконы «Троица Новозаветная», «Благовещение», «Рождество», «Снятие с Креста», «Жёны Мироносницы у Гроба», «Воскресение — Сошествие в Ад», «Вознесение», «Страшный Суд»)
(переход к другому стенду)
На эпоху Вселенских Соборов приходится деятельность Великих Отцов и Учителей Церкви: Св. Василия Великого ( 330-379 гг.), Св. Григория Богослова ( 330-390 гг.), Св. Иоанна Златоуста ( между 344 и 354-407 гг. ), (Экспонаты: иконы трёх Святителей) а также Св. Амвросия Медиоланского ( 339-397 гг.), Св. Иеронима ( 342-420 гг.), Св.Августина ( 354-430 гг. ) и др.
(переход к другому стенду)
Основой христианской морали и нравственности являются притчи Иисуса Христа, изложенные в Его Евангелии, (Экспонаты: иконы «Притча о мытаре и фарисее», «Притча о сеятеле» картины «Христос перед Каиафой», «Христос омывает ноги an. Петру») а также две заповеди любви: к Богу и к ближнему, к соблюдению которых Он призвал апостолов, а в их лице всех христиан, во время Последней Вечери. (Экспонат: картина «Тайная Вечеря») Значение христианской морали и нравственности для человечества состоит в том, что христианская мораль способствовала утверждению в обществе принципов любви, взаимопомощи и поддержки, уважения к человеческой личности и признания за ней безусловной ценности. На Последней Вечери Христа со своими учениками были также установлены два таинства: Евхаристии (т.е. Св. Причастия) и Священства. Таинство — это, согласно христианскому вероучению, видимый знак невидимой Божьей благодати. Всех таинств в христианстве семь: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, священство, бракосочетание и елеопомазание. Все, как считается, были установлены Христом. (Экспонаты: крестильные купели, сосуды для елея, дароносницы, потиры, приборы для обряда освящения во время литургии хлеба и вина, литургические одеяния дьякона) (при необходимости рассказать о различиях и о сходствах в понимании сути таинств и способа их совершения христианами разных конфессий ) Помимо совершения таинств, важное место в христианском культе занимает литургия Основными частями каждого христианского богослужения являются: покаяние; чтение Св.Писания и молитв; пение псалмов; преосуществление Св.Даров; проповедь; благословение. (Экспонат: напрестольное Евангелие) Главным днём для всех христиан является воскресенье, или седьмой день недели, в который Христос воскрес из мёртвых (отсюда и название). Второе название этого дня — «Малая Пасха». Кроме воскресенья, праздничными днями являются те дни, которые связаны с важными событиями земной жизни Христа, Богородицы, разных Святых. Например, Пасха, Рождество Христа, Богоявление, Успение Богородицы, Святых Ann. Петра и Павла и т.д. Постными днями в течение всего года являются для христиан среда и пятница (день смертных страданий Христа). Пост соблюдается также перед большими церковными праздниками, например, перед Пасхой (Великий пост), Рождеством (Рождественский пост), Успением Богородицы (Успенский пост), Свв. Апп. Петра и Павла (Петровский пост).
(переход к другому стенду)
Основные вероучительные, морально-нравственные и литургические аспекты христианского вероучения могут быть выражены также через символику. До 4 века наиболее распространёнными символами христианства, взятыми из Святого Писания, были: «Агнеи,» — на осн. Ин.1,29 «Вот Агнец Божий, который берёт на себя грехи мира»; (Экспонат: позолоченная икона «Агнец Божий») «Добрый Пастырь» — на осн. Лк. 15, 4-7; Мтф.18, 12-14; Ин.10, 11;14: притча Христа о Добром Пастыре, который спасает своих заблудших овец; (Экспонат: фрагмент саркофага с изображением Доброго Пастыря) «Преломленный хлеб» — на осн. Ин.6, 48; 51: слова Христа о самом себе «Я есмь хлеб жизни»; «Виноградная лоза» — на осн. Ин.15, 1; 5 : «Я есмь истинная виноградная лоза». Но самым популярным символом христианства первых трёх веков был знак рыбы. (Экспонаты: светильники с изображениями знака рыбы) «Рыба» — по-гречески «Ichtius», расшифровывалась как «Иисус Христос — Сын Божий Спаситель». Широко были распространены также различные монограммы: « - «Иисус Христос Господь Вселенной» (Экспонат: блюдо с выше названной символикой; фрагмент христианского надгробия) «Альфа и Омега» — на осн. Откр.1, 8; 21, 6; 22, 13: слова Христа о самом себе «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; первый и последний» С середины 4 века главным символом христиантва становится крест. Своеобразным толчком в распространении этого знака стало, как свидетельствует Церковное Предание, - видение императору Константину I перед решающей битвой в 312 г.; - также мать Константина I, Елена, много сделала для распространения этого символа, благодаря тому, что организовала поиски в тех местах, которые были связаны со - распространению знака креста способствовали также и первые монашеские ордена; - кроме того, с 4 века меняется также интерпретация знака креста: он уже не расцени (P.S. Далее, при необходимости, перед распятием подробно рассказать об основных типах изображения Христа на Кресте, а также о символике всех элементов Креста) Заканчивая разговор об основах христианства, нужно сказать, что до середины 4 века христианство и внешне и внутренне было единым. Однако после перенесения Константином I в 328 (330) г. столицы Римской империи из Рима в Константинополь, начался процесс постепенного разъединения христианского мира. Западная и восточная части Империи, а следовательно и христианские общины, находившиеся на этих территориях, оказались в разных общественно-политических, экономических и культурных условиях. Западная часть Империи всё чаще начинает подвергаться набегам воинствующих племён франков, готов, галлов, лонгобардов, свебов, вандалов, варваров, гуннов и др. Единственным консолидирующим всё общество звеном становится Церковь во главе с римским патриархом, который в силу объективных исторических условий вынужден был принять на себя обязанности светского государя, т.е. стал заниматься не только церковными, но и мирскими делами, например, организацией обороны городов; их благоустройством; строительством дорог, приютов, больниц; стал также выступать как главный судья или же посредник в судебных делах итд. Впоследствии это вылилось в такое явление, как «папская теократия». В восточной же части Империи роль и значение Церкви в обществе в силу субъективных обстоятельств были, наоборот, преуменьшены, что впоследствии вылилось в явление цезаропапизма», т.е. когда император, помимо своих собственных обязанностей, взял на себя полномочия духовного лидера: стал вмешиваться во все церковные дела, претендовать на право решающего голоса в церковных вопросах, а также в вопросах, затрагивавших основы христианского вероучения и т.д. Разобщению христианства также способствовали: - борьба за власть и за сферы влияния в христианском мире среди самих патриархов; - различное понимание роли и значения Церкви в обществе как со стороны светских властей, так и самого духовенства; - богословские споры, затрагивавшие основы вероучения; - наконец, различия в способе мышления, укладе жизни, культурных и языковых традициях Запада и Востока. Всё это привело к расколу в среде христиан на западных и восточных. Условной датой раскола принято считать 1054 год. Все последующие разъединения христиан происходили внутри этих двух основных ветвей христианства.
(переход в залы русского православия)
Дата добавления: 2014-11-04; просмотров: 561; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |