Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ЗАЛЫ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИЗал 1
Согласно Церковному Преданию, первое знакомство русичей с Евангелием Христа состоялось благодаря миссионерскому подвигу Св. Ап. Андрея Первозванного, дошедшего до берегов Днепра и далее до Великого Новгорода и Валаама ещё в 1 веке. (Экспонат: икона Св. Ап. Андрея) Однако это всего лишь церковная легенда, возникшая в 11 веке. Ссылки на «Оповедь», хранившейся в библиотеке Валаамского монастыря, и на «Вселетник» с 1051 года киевского митрополита Иллариона не подтверждены никакими письменными источниками. Официально принято считать, что христианство (в его византийской традиции) пришло на Русь в 10 веке, когда киевский князь Владимир I, прозванный в народе «Красно Солнышко», а в Церкви «Новым Константином нового Великого Рима», в 988 г. принял крещение (при крещении получил имя Василий ). (Экспонаты: икона Св. Владимир I, картина «Великий киевский князь Владимир выбирает религию») Владимир не был первым христианином в земле русской. Формально первыми христианами на Руси были братья Аскольд и Дир, основатели Киева и первые киевские князья. Они приняли крещение ( в римском обряде ) ещё в 867 году. Через 90 лет, в 957 году, христианство ( в византийской традиции ) принимает великая княгиня Ольга (в крещении Елена ). (Экспонат: икона Св. кн. Ольга) Вместе с князем Владимиром новую веру принял и весь княжеский двор, а чуть позже и все горожане. Однако вне стен Киева новая вера приживалась с трудом. В дальних городах и местечках по-прежнему были сильны традиции язычества, и поэтому дружинникам князя часто приходилось крестить «огнём и мечом», а иногда и перекрещивать прежде крещённых, вновь впавших в язычество. (Экспонаты: скульптура Н.С. Пименова «Торжество христианства или ниспровержение идолов», иконы «Борьба с волхвами», «Св. мученик Фёдор Варяг») Большинство сведений о том, как крестилась Русь, почерпнуты из древних летописей. Одним из летописцев, т.е. составителей погодных записей, был Нестор. (Экспонат: скульптура «Нестор летописец» ) Он же написал «Жития» первых русских святых Бориса и Глеба. (Экспонат: икона Свв. Бориса и Глеба) Несмотря на трудности, христианство всё глубже проникало на русские земли, а также в сознание и быт людей. Хотя полностью вытеснить языческие верования ему так и не удалось. (Экспонаты: кресты, иконки, змеевики, амулеты) Много сделали для христианского просвещения Руси Свв.Киршгл и Мефодий. (Экспонат: икона Свв. Кирилла и Мефодия) Они первые перевели на древнерусский язык (глаголицу) с сербского и с болгарского языков отдельные книги Старого Завета (кн. Бытия, Псалтырь, книги великих пророков), а также Евангелие и Служебник. Они же, вернее Св. Кирилл, провёл реформу древнерусского языка (ввёл в письмо знаки, обозначавшие гласные звуки; глаголица стала называться кириллицей). В целом принятие христианства имело положительное значение, так как принесло на Русь 1) новое, отличное от языческого, понимание мира и человека; 2) новую нравственность; 3) новое летоисчисление; 4) письменность; 5) каменное строительство; 6) иконопись. 7) христианство способствовало также объединению русских земель в единое Прогрессивному развитию Руси, длившемуся чуть более 100 лет, помешало с одной стороны нашествие татаро-монгол и почти 300-летняя зависимость Руси от Золотой Орды, когда князья были вынуждены ездить в Орду и просить ярлыки на княжение, (Экспонат: ханский ярлык на княжение) выплачивать дань ханам Золотой Орды, мириться с их произволом, с другой стороны нашествие шведов и крестоносцев на северо-западные земли Руси. В условиях распада экономических и культурных связей, а также непрерывных междоусобиц, Церковь, несмотря на то, что сама понесла значительные потери и была крайне ослаблена, осталась единственным связующим все русские земли звеном и главным вдохновителем борьбы с иноземными захватчиками. Примером может служить деятельность Святителя Алексия и Св. Сергия Радонежского, (Экспонаты: иконы Святителей) бывших духовной опорой для Дмитрия Донского и оказывавших ему всемерную поддержку и помощь в борьбе с татаро-монголами, (Экспонаты: картина «Куликовская битва», икона «Битва на Куликовском поле») а также в деле примирения враждовавших между собой удельных князей. Деятельность Святителя Петра — (Экспонат: икона Святого) ближайшего советника и соратника Ивана Калиты по объединению русских земель вокруг Москвы.
( переход к другому стенду)
Период, последовавший после освобождения от татаро-монгольского ига и до воцарения Петра I, как в истории Русского государства, так и в истории Русской Православной Церкви ознаменовался многими важными событиями: 1) женитьба московского князя Василия III на племяннице последнего византийского 2) расширение границ Московского царства за счёт присоединения Астрахани и Казани во время царствования Ивана IV Грозного; (Экспонат: портрет Ивана Грозного) 3) опричнина; 4) Великая смута; 5) польская интервенция; 6) воцарение династии Романовых. (Экспонаты: картина «Призвание на царство», блюдо коронационное) Среди самых важных событий этого периода для истории Русской Православной Церкви были: 1) в 1448г. объявление автокефалии (независимости) Московской митрополии от Константинопольского патриархата; 2) в 1589 г. провозглашение создания Московского патриархата; первым московским патриархом становится Иов (1589 - 1605 гг.); затем Гермоген (1605 - 1612 гг.), мученически погибший от рук поляков; а ещё позднее Филарет (1619 - 1633 гг.), отец первого царя династии Романовых; (Экспонаты: портреты выше названных патриархов)
3) многолетний и ожесточённый внутри церковный спор между нестяжателями и Нестяжателей возглавлял Нил Сорский. (Экспонат: икона Святого) Иосифлян — Св. Иосиф Волоцкий. (Экспонат: икона Святого) Нестяжатели выступали за полный уход Церкви из мира; за возврат к тем устоям, что царили в Церкви в первые века существования христианства. Иосифляне же считали, что Церковь должна занимать более активную позицию в обществе; быть независимой; иметь крепкую материальную базу. 4) в этот период были также проведены реформы в Церкви, которые коснулись - в появлении новых, как, например, «Четьи-Минеи», а также первых печатных, (Экспонаты: икона «Четьи-Минеи», книга «Апостол» Ивана Фёдорова с 1574 г.) - в появлении списков святых; в это время к лику святых Русской Православной Церкви было причислено 39 святых; (Экспонаты: иконки с изображениями святых) (нужно сказать, что помимо местных святых, в РПЦ изначально почитались и греческие святые: Св. Георгий Победоносец, Св. Николай Мирликийский ) (Экспонаты: иконы выше названных Святых) - в это же время быстрыми темпами идёт церковное строительство; появляются многочисленные церковные и монастырские комплексы. (Первый каменный храм на Руси появился в Киеве в 10 веке. Это была знаменитая десятинная церковь. Среди других самых известных храмов на Руси, сохранившихся до нашего времени, были: Св. Софии в Киеве и в Вел.Новгороде; Успения Богородицы в Московском Кремле и др. Среди самых известных монастырских комплексов следует назвать Киево-Печерскую, Почаевскую, Троице-Сергиевскую Лавры; Соловецкий, Белозерский, Валаамский, Псково-Печерский монастыри)
( переход к макету Собора Богородщы в Боголюбове ) Храм в христианстве — это главное место культа. В разные исторические эпохи у христиан разных конфессий храмы выглядели по-разному. Например у западных христиан в храмовом строительстве сначала господствовал романский (т.е. древнеримский стиль); с 13 века — готика; затем барокко; позднее классицизм. У восточных христиан (и в частности в русском православии) — сначала византийский стиль; затем свой, особый, русский стиль. Несмотря на внешние различия, для всех христианских храмов характерны следующие детали: 1) чаще всего храм будет построен в виде креста; даже кладка стен будет производиться крестообразно; 2) купол храма всегда будет венчать крест; 3) неотъемлемой частью каждого христианского храма будут также колокола; 4) алтарь храма всегда будет ориентирован на восток и каким-то образом выделен в храме (у восточных христиан его будет прикрывать иконостас; у западных — ажурная решётка или балюстрада); 5) в христианских храмах всегда будут иконы, св. образа, фигуры святых.
( переход в другой зал )
Большая часть икон и св. образов, находящихся в храмах, изображает Христа, Богородицу, Святых или сцены из библейской истории. Иконографические типы икон могут быть очень разными. Время, место и способ их появления тоже может быть разным: одни появились в иконописной мастерской, другие, по свидетельству Церковного Предания, являются «нерукотворными» и обладают чудодейственной силой. Среди наиболее почитаемых икон русского православия: иконы Владимирская, Казанская, Смоленская, Тихвинская Божией Матери; (Экспонаты: Владимирская и Смоленская иконы Богородицы) иконы Св.Николая Угодника ( в СПб чудотворная икона Св. Николая с частицей его мощей находится в Николо-Богоявленском морском кафедральном соборе); Св. Серафима Саровского (частица ризы Св. Серафима находится в его иконе в церкви Владимирской иконы Божией Матери ) (Экспонаты: иконы выше названных Святых) (P.S. У католиков, живших в пределах Российской Империи, а затем СССР, наиболее чтимыми являются Остробрамская, Аглонская, Будславская и Бердичевская иконы Богородицы, считающиеся чудотворными)
(переход в другой зал)
Центральным местом расположения икон в православном храме является иконостас. В древнейших византийских церквях иконостаса в том виде, в каком мы его знаем сейчас, не было. Алтарь отделялся завесой, которую задёргивали во время совершения таинства Евхаристии. Позднее появилась низкая ограда с дверцами по середине. На неё со временем стали ставить иконы — по одной справа и слева от врат. В таком виде иконостас просуществовал примерно до 14 века. С 15 века он появился в его нынешнем виде. (Экспонат: резной иконостас) Иконостас символизирует восхождение от земного — в небесное; временного — в вечное; тленного — в бессмертное. Общая схема устройства иконостаса следующая: (первый ряд) в центре — Царские Врата, через которые может входить только священнослужитель; на Царских Вратах обычно располагается евангельская сцена Благовещения и образы четырёх евангелистов; справа и слева от Царских Врат находятся иконы Богородицы с Младенцем Христом и Христа Вседержителя; далее располагаются иконы святых, наиболее почитаемых в той местности, где построен храм. (второй ряд) в центре над Царскими Вратами находится икона «Тайная Вечеря»; справа и слева от неё — иконы со сценами из земной жизни Христа и Богородицы. (третий ряд) в центре — икона «Прошение», изображающая Христа — Судию живых и мёртвых, а возле Его трона — Богородицу и Иоанна Крестителя, молящих о милосердии к грешникам; справа и слева от неё — иконы с разными святыми. (четвёртый ряд) в центре — икона «Знамение» или «Богородица на престоле»; справа и слева от неё — иконы ветхозаветных пророков. (пятый ряд) в центре — икона «Пресвятой Троицы»; справа и слева от неё — иконы библейских праотцов. (шестой ряд) в центре — Распятие; справа и слева от него — иконы, изображающие смертные страдания Христа. (P.S. Порядок и состав рядов мог изменяться) (Экспонат: стилизованный алтарь музейной экспозиции)
(переход в другой зал)
Помимо храмов местами религиозного культа в христианстве всегда были монастыри. Именно они часто становились первыми глашатаями Евангелия в глухих пустынных местах. (Экспонат: гравюра «Соловецкий монастырь») Непреходящи их роль и значение в распространении просвещения и культуры. Именно в них велось летописание; собирались уникальные библиотеки; развивалось искусство иконописания; резьбы по дереву и камню; шитья золотом и серебром. При них создавались школы, приюты, больницы. (Экспонаты: предметы монашеского быта) Они же неоднократно становились центрами борьбы против внешней интервенции. (Экспонат: картина «Оборона Троице-Сергиевской Лавры от поляков») Многие из основателей монастырей и монастырских подвижников были причислены к лику святых РПЦ: Свв. Антоний и Феодосии Печерские, Св. Спиридон Просфорник (Киево-Печерская Лавра), (Экспонат: иконы выше названных святых) Свв. Зосима и Савватий Соловецкие (Соловецкий монастырь), (Экспонат: иконы выше названных святых) Св. Кирилл Белозерский (Кирилло-Белозерский монастырь ), (Экспонат: икона святого) Св. Сергий Радонежский (Троице-Сергиевская Лавра), (Экспонат: икона святого) Св. Александр Свирский (Валаамский монастырь). (Экспонат: икона святого) Монастыри как на Западе, так и на Востоке имели разные Уставы, т.е. Правила жизни монахов. Одни Уставы были более строгие, другие — менее. Одни подразумевали общежительство монахов, другие требовали от них полного уединения даже в пределах монастыря. Одни монастыри были предназначены только для созерцательной жизни, т.е. были закрытыми для внешнего мира, другие вели активную миссионерскую, просветительскую и благотворительную деятельность. Одни монастыри содержались за счёт собственного труда, другие за счёт подаяний верующих. Одни были в подчинении местного епископа, другие в непосредственном подчинении патриарха ( т.н. ставропигиальные монастыри ) или римского папы. Однако условия вступления в монастырь, обеты, которые приносились послушниками и монахами, как на Западе, так и на Востоке были примерно одинаковыми. Первый этап монашеского пути — это послушничество; второй этап — пострижение с принесением более строгих обетов; (Экспонат: постригальные ножницы) третий этап был связан с принятием вечных обетов( у православных сначала принималась малая схима, а затем великая схима ) (Экспонат: облачение монаха-схимника; фигура схимонаха Св. Нила Столбенского (частица его мощей находится в его иконе в церкви Св. Троицы, известной более как «Кулич и Пасха»); икона великосхимницы Св. Анны Каширской)
(переход в другой зал)
Кроме монашества, подвигом христианской жизни на Руси издавна считалось юродство ради Христа. (Экспонат: вериги юродивого) Юродивые, борясь с гордыней, которая считалась корнем всех грехов, часто представлялись как бы лишёнными рассудка, вызывая тем самым насмешки над собою. Такое самоуничижение часто имело более сильное воздействие на людей, в том числе и на власть придержащих, чем обычная проповедь. Среди юродивых было много провидцев и чудотворцев. Самыми известными из числа русских юродивых были: Св. Василий Блаженный, чудотворец, (Экспонат: картина Лебедева «Св. Василий Московский, чудотворец») Св. Ксения Петербургская и др.
(переход в другой зал)
Несмотря на то, что к 17 веку христианство на Руси уже пустило глубокие корни, в народной среде оно по-прежнему сочеталось со многими языческими верованиями, которые передавались из поколения в поколение. Наследием язычества было, например, девичье гадание на Святки, (Экспонат: картина К. Маковского «Святочные гадания») гадание на картах, (Экспонат: картина С.Д. Милорадовича «Гадание на картах») масленичные гулянья, изготовление фигурок святых, которые часто становились конкретными предметами поклонения, (Экспонат: фигура «Христос в узах») вера в силу всевозможных оберегов и амулетов, определение того или иного святого, той или иной иконы Христа, Богородицы в покровители; например, покровителями домашнего скота считались Св. Власий и Св. Антоний, (Экспонаты: иконы выше названных святых) пчёл — Свв.Зосима и Савватий, (Экспонат: икона выше названных святых) иконой Божией Матери «Узорешителъница» благословляли рожениц, (Экспонат: выше названная икона) икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» давали имеющим слабость к алкоголю, икона Божией Матери «Неопалимая Купина» оберегала дом от огня, (Экспонат: вышеназванная икона) пучок лука или чеснока на дверном косяке был своеобразным оберегом от нечистой силы и т.д.
(переход к другому стенду)
Неграмотность, суеверия, низкий уровень религиозных знаний как народа, так и большей части рядового духовенства, отсутствие единообразия в исполнении обрядов Церкви, разночтения в литургических книгах, многочисленные поборы за исполнение церковных треб — всё это дало повод к началу проведения реформы. Реформа Церкви началась с реформы обрядов и богослужебных книг. (Экспонат: икона «Спор о вере») Однако, меры, предпринятые патриархом Никоном по установлению соответствия богослужебных книг их греческим оригиналам, а также изменения в практике богослужения вызвали недовольство значительной части низшего и среднего духовенства, считавшего, что Никон нововведениями покушается на старую веру. Произошёл раскол, который имел не только религиозные, но и общественно-политические последствия для дальнейшего хода развития России. Достаточно сказать, что старообрядчество стало основой для многих антиправительственных движений и восстаний 17-18 веков, а в начале 20 века представители старинных купеческих старообрядческих родов поддержали революционное движение как в 1905, так и в 1917 году. Не признав нововведений, преследуемые как церковными, так и государственными властями, староверы бежали на окраины, в глухие неизведанные места и там, живя обособленно, вплоть до 20 века сохраняли неизменным не только свой особый церковный уклад, но и свои старые обычаи и традиции, патриархальный уклад жизни. (Экспонаты: предметы старообрядческого культа и быта: намогильная доска, иконы святых, кресты и т.д.) Анафема, которой старообрядцы были преданы на Поместном Соборе 1667 г., была отменена Синодом РПЦ только в 1929 г.; отмену подтвердил Собор РПЦ в 1971г. и с этого времени старообрядцы вновь вошли в церковное общение с РПЦ. (переход к другому стенду)
Новые реформы Церкви начались при Петре I. (Экспонат: портрет Петра I) В 1721 г. Пётр своим указом ликвидирует патриаршество на Руси. Номинальным главою Церкви становится сам царь, а все текущие дела передавались в ведение Священного Синода. (Экспонат: Указ о создании Синода) Возглавил Синод Обер-Прокурор . (Экспонат: портфель Обер-Прокурора) В ещё большую зависимость от государства Церковь попадает при Екатерине II, (Экспонат: медали с изображением Императрицы) когда, согласно её указу, была проведена массовая секуляризация церковных и монастырских земель. (Экспонат: Указ о секуляризации) Но как бы не складывались взаимоотношения светской и церковной властей, связь между Церковью и самодержавием всегда была в России очень прочной. Внешним свидетельством этому является, например, введение в государственную атрибутику икон Богородицы и разных святых, (Экспонат: иконы Божией Матери Черниговской, Божией Матери «Знамение») название воинских подразделений именами святых (Преображенский полк, Симеоновский полк ), учреждение государственных наград с именами святых, (Экспонаты: орден Св.Анны с мечами, орден Св.Владимира с мечами, Георгиевские кресты I-IV степеней) учреждение отличительных знаков различных общественных организаций с христианской символикой, (Экспонаты: знаки «Союза русского народа», «Союза монархистов», Общества хоругвеносцев Гродненской епархии, «Новгородского общества хоругвеносцев», знак «Сим победишь») создание института военных капелланов (Экспонаты: указ Синода о назначении священнослужителей в армию, ряса капеллана, литургические предметы походной церкви Императорского сводного пехотного полка) Являясь составной частью общества, Церковь в России на протяжении всей своей истории переживала те же потрясения, что и само общество. Во второй половине 19-первой половине 20 века на ход развития всего общества повлияли такие события, как реформы Александра II, русско-крымская, кавказская, русско-японская и 1-ая мировые войны, революции 1905 и 1917 годов. Общество в это время переживало духовный кризис; интеллигенция пыталась найти своё место в российском обществе; среди низших слоев населения и прежде всего рабочих набрали силу революционные настроения. Чтобы сбить революционный накал, повсеместно началась работа по улучшению условий труда и быта простого человека, поднятию уровня образованности и обычной грамотности населения, расширению сети благотворительных учреждений всевозможного типа и т.д. Церковь со своей стороны также приняла активное участие в духовно-нравственном обновлении общества. В 1876 г. был утверждён первый полный перевод всех книг Старого Завета на тогдашний современный русский язык, что дало возможность верующим самостоятельно читать Св. Писание. (Экспонат: Св. Писание, синодальный перевод) Большими тиражами стали издаваться «Жития» святых, катехизисы. (Экспонаты: «Житие Свв. Бориса и Глеба», «Житие Св. Ольги», «Житие Св. кн. Владимира», катехизис) Расширилась сеть церковно-приходских и воскресных школ, в которых обучение было бесплатным. (Экспонат: книга «Программа учебных предметов церковно-приходских школ») Активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Новый импульс получило паломническое движение. (Экспонат: кружка для сбора пожертвований Императорского православного Палестинского общества) Был проведён ряд церковных реформ. Одной из выдающихся личностей этого периода развития Церкви был московский митрополит Филарет (Дроздов). (Экспонат: портрет митрополита) Но, несмотря на все усилия государства и Церкви, революционных выступлений избежать не удалось. Как известно, реформы Александра II не удовлетворили революционно-настроенную часть общества. Многие считали реформы половинчатыми. Ответом революционеров стали многочисленные покушения на видных сановников, в том числе и на царя. О покушении на Александра II и о его мученической кончине напоминает напрестольный крест из Аничкина дворца в центре зала. (Экспонат: вышеупомянутый крест) Расстановка политических сил в революционные годы представлена на картине 1907г. «Дни отмщения постигоша нас». Авторитет царского дома подрывали и такие личности, как Григорий Распутин. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Церковь, тесно связанная с самодержавием, подверглась репрессиям. Её новое возрождение началось после 1991 года.
(переход в залы католицизма)
Дата добавления: 2014-11-04; просмотров: 864; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |