Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАКТИКОЙПЛАН 1. Своеобразие социокультурной ситуации в Западной Европе XVII – XVIII вв.: – Новые идеалы человека и общества как источник поиска новых целей воспитания. – Отражение педагогических процессов в искусстве. 2. Поиски содержания обучения и воспитания, отвечающего новым целям: педагогические взгляды Локка, Дидро, Гельвеция. 3. Новизна и оригинальность педагогических идей Ж-Ж. Руссо. 4. Педагогическая деятельность и педагогические сочинения И.Г.Песталоцци. Уже к началу XVII столетия феодализм ощущается, а затем и осознается, как тормоз общественного развития. Революционные устремления буржуазии в эту пору едины с устремлениями всего «третьего сословия». При этом в разных странах Европы исторические события и следующие за ними мировоззренческие и собственно педагогические выводы складываются по-разному: В Англии, после нескольких десятилетий гражданских и религиозных войн, устанавливается новая королевская династия, но парламент при этом расширяет свои полномочия («Билль о правах» - 1689). Английские просветители видят свой долг в закреплении произошедших изменений и воспитании человека в духе буржуазных добродетелей. Борьба французской аристократии и церкви с «вольнодумством» становится все более жесткой. Французские просветители стремятся к расширению числа единомышленников за счет просвещения всех слоев общества. Наблюдается расширение «потребителей» культуры за счет представителей третьего сословия и образованных женщин-аристократок. Во всех странах возникает множество теорий общественного переустройства, авторы которых – философы – в большой моде. Искусство не только любуется хрупким изяществом «уходящей» аристократии (Ватто), но и предлагает новые просвещенные идеалы: – .......................................................................... (Шарден); – .................................................................. (Гейнсборо, Рейнолдс); – ............................................................... (Бомарше, Дефо,Гольдони); – .............................................................................................., присущие отнюдь не аристократам (Шиллер) Основные философские, социальные и эстетические идеи Просвещения: Ø Вера в разум. Движущей силой исторического процесса просветители считают борьбу разума с суевериями и фанатизмом. Ø Исторический оптимизм. Утопизм. Просветители верили в возможность установления Царства Разума, построенного на свободе, равенстве и братстве людей как результат всеобщего просвещения. Ø Научный скептицизм. Просветители стремились подвергнуть сомнению все устоявшиеся авторитеты – в религии, политике, искусстве. Ø Идея естественного права. Нашла отражение в требованиях общественного равенства и личной свободы. Примеры, подтверждающие эту идею, просветители искали в природе. v Выражение «естественное право» принадлежит английскому философу Локку. v Высказывания французских философов, иллюстрирующие эту идею: «Человек – общественное животное» (Вольтер), «Назад – к природе!» (Руссо) Ø Энциклопедизм. Распространение знаний, образование и самообразование – необходимые условия самосовершенствования человека и совершенствования общества. Искусство – лучшее средство популяризации идей Просвещения. v Вольнодумство, «вольтерьянство» становятся своего рода модой. Философы впервые после эпохи Античности приобретают популярность в обществе. v Необычайную популярность приобретает созданная Дидро «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».
Развившаяся в эту пору эстетика …………………………. с ее упорядоченностью, ранжированностью возводит в ранг важнейшей добродетели подавление чувства во имя долга. Под влиянием этой идеи складывается новая цель воспитания – формирование……………………….
Детские образы в произведениях изобразительного искусства становятся все более достоверными. В связи с модой на «вундеркиндов», начало которой было положено необыкновенными выступлениями юного Моцарта, начинают создаваться музыкальные произведения для ........................................................................(Вивальди). Детской литературы по-прежнему не существует, и образы детей и подростков только начинают появляться на страницах литературных произведений. Так же, как это было в изобразительном искусстве, они пока еще весьма условны.
Поиски содержания обучения и воспитания, отвечающего новым целям: педагогические взгляды Локка, Дидро, Гельвеция. Джон Локк (1632 –1704) закончил Оксфорд, по политическим мотивам был вынужден эмигрировать в Голландию. После воцарения Вильгельма Оранского, в 1688 году вернулся в Англию, где до конца жизни пользовался большим авторитетом. «Опыт о человеческом разуме» (1690). В противовес бытовавшим представлениям об особом предназначении аристократии в силу наличия у нее «врожденных идей», позволявших ей управлять обществом, высказал мысль, что душа ребенка подобна .....................................................(tabula rasa). Помимо опыта внешнего, человека, по мнению Локка, формирует опыт внутренний (результат деятельности рассудка). Поиск истины состоит в согласовании внешнего и внутреннего опыта. Локк, таким образом, положил начало самоанализу. «Мысли о воспитании» (1693). Это сочинение изложено в виде писем некоей даме, которая, овдовев, воспитывает сына и советуется с известным мыслителем относительно трудностей этого процесса. Согласно Локку, главная задача –........................................................Это дворянин, отличающийся «утонченностью в обращении», умеющий «вести свои дела толково и осмотрительно». Стать таковым возможно не в школе, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния», но лишь дома, с помощью хорошо подготовленного, солидного воспитателя. Основные требования к домашнему воспитанию: – Здоровье – без изнеживания (жесткая постель, открытое во всякую пору окно, простая еда). – Мораль – исходя из принципа пользы и интересов личности. – Воспитание привычек. – В содержание обучения помимо наук входят законоведение, бухгалтерия, верховая езда, танцы. – Обязательное овладение каким-либо ремеслом. Локк популяризировал, описав в своей книге, одну из первых обучающих игрушек – кубики с буквами. Известен Локк и антидемократичным проектом о «рабочих школах», где дети простых людей должны своим трудом зарабатывать на кусок хлеба и слушать религиозные проповеди. Французский мыслитель Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) отвергал религиозное воспитание. В своем трактате «Об уме» (1758) он писал: «Горе нациям, которые доверяют попам воспитание своих граждан». Книга была сожжена, автор вынужден иммигрировать. В другом трактате «О человеке, его способностях и его воспитании»(1773), писал, вслед за Локком, что все люди в равной мере способны к образованию, а результат определяется лишь средой и воспитанием. Дени Дидро (1713-1784), поддерживал мысль Гельвеция о необходимости светского воспитания, но не соглашался с его абсолютизацией воспитания без учета природных особенностей. Главный труд Дидро –................................................................................................– носит открыто просветительный характер и предназначен для самообразования взрослых. В 1773-1774 гг. по приглашению Екатерины II Дидро посетил Россию и составил «План университета для России», который так и не был реализован.
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 352; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |