Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Духовность - сущностное качество личностиВыявлением биологической либо социальной природы человека не исчерпываются попытки ответить на вопрос: что есть человек? Есть иные варианты решения этой проблемы. Так, Шелер понимает человека как духовное существо, "аскета жизни", выделяющегося способностью к "чистому созерцанию". Именно духовность представляется многим авторам главнейшей возможностью, потребностью и характеристикой человека. Религиозные, мистические, оккультные учения рассматривают человека как "гражданина трех миров". Он есть единство тела, души и Духа. Благодаря телу происходит восприятие предметов мира. Тело делает человека сродни вещам. Душа помогает связать эти предметы со своим бытием и ощутить удовольствие или неудовольствие, приятное или неприятное и т.д. Душа - это эмоции и чувства человека, то, что научно определяется как психика. В эмоционально-чувственной психической жизни человек близок к животным, ведь и высшие животные испытывают страх, тревогу, привязанность, вожделение, любопытство. В своей любви и жалости, ненависти и ревности человек выступает как душевное, но не духовное существо. Вместе с тем, в человеке есть то, что позволяет объяснить стремление человека к идеальному, запредельному, к выходу за рамки своего "я". Да, тело и душа полностью принадлежат земному бытию, однако быть человеком - значит иметь представление о чем-то высшем, чем сам человек, об Абсолюте, который освящает человеческие установления. Это есть проявление Духа. Сложность в понимании проблемы Духа (и Бога) в том, что Дух - это нечто высшее и в этом смысле находящееся абсолютно вне мира человеческой социальности и душевности. В то же время человек осознает потребности Духа в сокровенных глубинах своей личности как нечто, что он предпочитает (к чему приходит) наперекор физической необходимости и социальной предопределенности, выбирает свободно, не подталкиваемый извне никем и ничем. Дух делает человека "богоподобным". Ему открывается тайный смысл вещей. Через Дух раскрывается мир, который выше миров тела и души. Человек, считают эзотерики (сторонники существования тайного знания, доступ к которому есть только у избранных, готовых его воспринять), способен проходить в другие миры, он является носителем "тайных" духовных сил. И лишь от него самого, от силы его намерения зависит, сможет ли он выйти за рамки физического бытия. Специальные упражнения, в частности медитация, позволяют высвободить скрытые возможности и способности человека. У Духа, по мнению некоторых учений (в частности, антропософии), столь же индивидуальный облик, как и у души. В духовном отношении каждый человек представляет собой отдельный род. Дух существует до рождения человека, он - в переживаниях прошлой жизни. Жизнь души становится последствием судьбы, созданной человеческим духом. В восточных учениях это называется кармой. Не только религиозные, но и светские учения говорят о духовном как о возвышающем человека над суетным бытием, над самим собой, как о том, что делает человека человеком. Соответственно важнейшей его характеристикой становится духовность. Духовность как понятие и явление человеческой жизни относится к идеалу, абсолютному, к глубинным нравственным, эстетическим ценностям, имеющим надличностное существование и при этом сопричастным внутренней природе человеческой жизни. Более того, духовность означает рассмотрение человека с точки зрения его активности, свободы и ответственности. В ней обнаруживается способность и стремление индивидуальной жизни преодолевать свою временную и пространственную конечность. Как образно выразился Уолт Уитмен "я весь не вмещаюсь между шляпой и башмаками". Вмещается организм, но не личность. И духовно богатый не живет только "здесь" и "теперь". Все богатство мира становится содержанием его личности. В этом смысле полная бездуховность вряд ли возможна, ибо означала бы абсолютное тождество организма и "личности". Содержанием духовности становится гуманистическая направленность личности, т.е. признание человека абсолютной ценностью (вещи такими ценностями не являются). Это предполагает необходимость индивидуализма, но не как противопоставления себя всем и вся, а как мировоззрения, признающего человеческую жизнь уникальной и обеспечивающего возможность каждому жить собственной жизнью в соответствии со своей системой ценностей. Для человека - раба, слепо следующего тем или иным установлениям, нет ни Бога, ни Абсолютного Духа. Только человек, ощущающий себя личностью, способной критично отнестись к той или иной системе ценностей, в состоянии сделать сознательный выбор в соответствии с сущностными установлениями Абсолюта, будь то Бог, глубинные смыслы Вселенной или общественное сознание, как объективная совокупность общечеловеческих принципов. Только глубинная свобода человеческого "я" дает ему возможность воспарить над повседневностью и приобщиться к Духу. Отсюда эти глубокие религиозные идеи о "божественной" искре в душе человека или о человеке как образе и подобии Бога, о том, что человек носит Бога внутри себя. Свободное развитие человека настолько важное условие процесса совершенствования, что право разрешает человеку быть злым, безнравственным и позволяет ему свободный выбор между добром и злом, писал известный русский философ Лосский. И эта мысль созвучна всей русской философии. Индивид оказывается основной формой человеческого бытия. Однако это не отрицание принадлежности к человеческим общностям, а, наоборот, признание чувства единения с ними, основанного на свободном и сознательном принятии их норм и ценностей. В своем содержании духовность оказывается стремлением к истине, добру, красоте, осмысленности жизни. Она немыслима без свободы, проявляющейся в неограниченной возможности выбора, ответственность за который сознательно несет сам человек. Таким образом именно с духовностью связано стремление к утверждению принципов и идеалов (представлений об абсолютных качествах, выступающих целью человеческой деятельности) добра и красоты в жизни в соответствии с пониманием ее смысла. Духовность оказывается путем, способом существования истины. Моментом духовной ориентации выступает вера в истинность выбранного пути. Потребность веры, по мнению Ф.Достоевского, является главной заботой человека и общества. Явление духовности трактуется различными учениями по-разному. В религиозном понимании духовность человека всегда связана с Богом, это есть, как подчеркивает Н.Бердяев, обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и общества над человеком. Мир духовный, по мнению Вл. Соловьева, представляет совершенное единение человечества с Богом. К сожалению, из двух центров бытия - духовного и материального (тварного), человек предпочел второй и подчинил не плоть духу, а дух плоти и ее желаниям. Христианство, отмечал отец Сергий Булгаков, - пробуждает личность, заставляет человека ощущать в себе бессмертный Дух, указывает для него путь и цель внутреннего роста; социализм его обезличивает, поскольку он обращается не к душе индивидуальности, но к ее социальной коже, сводя наличное содержание личности всецело к ее социальным рефлексам. С.Франк писал: "Человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеалсвоей жизни, возвышается над своей эмпирической природой; и это возвышение и есть самое подлинное существо человека...признаком человека является именно его сверхчеловеческая, «богочеловеческая природа». Человек не только знает Бога...это знание есть его существенный отличительный признак...но это знание есть вместе с тем как бы присутствие Бога в нем самом: человек создает Бога в себе самом, человек смотрит на себя как бы глазами Бога и подчиняет или старается подчинить свою волю действующей в нем воле Бога...". Мистик Экхарт называет Бога "молчащей пустыней именем Бог", испанский философ Ортега -и-Гассет отмечает, что Бог - тот, кто присутствует, отсутствуя. Его роль как свидетеля клятвы в том, чтобы оставить нас наедине с реальностью вещей - так, чтобы ничто не скрывало, не заслоняло их от нас. Это открытое противостояние и есть истина. В религиозной философии духовность предполагает наличие божественный идеала, к которому стремится человек, выбирая свой собственный "путь к Храму". В идеалистической и дуалистической философии рассмотрение духовности может быть связано с существованием Абсолютного Духа, мира идей, духовного поля, информационного поля, т.е. с точки зрения ее онтологического основания. До некоторой степени к этому направлению можно отнести и идею В.Налимова о смыслах, разлитых в природе. Сознание улавливает их, оформляя в символические, глубокосодержательные формы, и пытается истолковать их в соответствии с идеалами и ценностями культуры. Шри Ауробиндо писал о сознании как о приемнике, настроенном на определенный уровень вибраций бытия: низкий или более высокий. Этот уровень зависит от самого человека и является результатом его усилий по своему внутреннему развитию. В светской (т.е. нерелигиозной) традиции вопрос о духовности есть вопрос об отношении осмысленной жизни человека к жизням других (и что очень важно иных) и к самой Жизни в ее целостности. Как поступить со зловредным насекомым, которое собирается ужалить? Важен не ответ на этот вопрос. Различие духовности и бездуховности начинается с того, есть ли для нас в этом проблема. Светское понимание духовности оказывается связанным с представлениями об объективном существовании духовных явлений (в форме традиций, общечеловеческих образов и символов), ставших достоянием культуры, ее характеристикой и полем ее жизни.
Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 881; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |