Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Основные категории онтологии

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ.
  3. III. Основные политические идеологии современности.
  4. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  5. V. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД И МАССИВОВ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
  6. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  7. Анализ технологичности изделия и деталей. Основные показатели.
  8. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)
  9. Базы данных. Общие сведения. Основные понятия баз данных
  10. Бактерии и их основные формы

В начале работы постарайтесь определить основные понятия, которые рассматриваются в этом разделе философии. Воспользуйтесь для этого философским словарем или философской энциклопедией. Затем постарайтесь понять и объяснить, откуда берутся те метафизические проблемы, которые составляют содержание онтологии, и как они определяют характер философской системы. Желательно, чтобы вы показали, что в этих абстрактных проблемах, раскрываемых при помощи предельно широких категорий, содержится глубокий смысл, связанный с пониманием места человека в мире.

Рассмотрите историческое развитие понятия Бытие и покажите, какие изменения произошли в понимании и трактовке этой проблемы в современную эпоху. Постарайтесь сравнить позиции материализма и идеализма по вопросу понимания Бытия и определить свою собственную позицию в этом вопросе.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, что основные онтологические категории лежат в основе господствующей в ту или иную эпоху картины мира. Постарайтесь дать основные черты существовавших в прошлом и господствующей в современную эпоху картин мира. Покажите, что картина мира отражает уровень развития научного познания и меняется с каждой новой революцией в естествознании. Поставьте и решите в связи с этим вопрос о том, не является ли картина мира плодом нашей субъективной фантазии, а не отражением реальности мира, в котором мы живем.

В заключении контрольной работы сделайте вывод о мировоззренческом значении проблем, которые ставятся в онтологии и их тесную связь с основными философскими направлениями.

 

 

Итоговые тесты по философии для оценки знаний студентов

1. Как определялся предмет философии в Древней Греции?

 

а) учение о познании

б) учение о природе

в) учение о человеке

 

2. Что такое иррационализм?

 

а) признание того, что мир функционирует по строго определенным законам

б) позиция, отрицающая закономерность мира

в) философское направление утверждающее, что разум является ведущим средством познания мира

 

3. Специфика социальной реальности состоит в том, что:

а) законы общества и законы природы не похожи друг на друга

б) в законах общества проявляется сознательная деятельность людей

в) законов общественного развития нет

 

4. Философскую систему Платона характеризует понятие:

а) «метафизика»

б) «мир идей»

в) «логос»

 

5. Чем определяются границы научного познания?

а) возможностями человеческого разума в конкретный исторический период

б) возможностями опыта, эксперимента

в) ничем не определяются, возможности науки безграничны

 

6. К представителям субъективного идеализма можно отнести:

а) Декарта

б) Аристотеля

в) Беркли

 

7. Философия Канта это:

а) материализм

б) агностицизм

в) рационализм

 

8. «Золотое правило нравственности» сформулировано:

а) Бэконом

б) индийской философией

в) Кантом

 

9. Мировоззрение является

а) системой норм и оценок

б) системой убеждений

в) взглядом на место человека в мире

 

10. С философской точки зрения истина это:

а) система знаний, сформированных науками

б) отражение мира таким, какой он есть

в) совокупность представлений о природе и человеке

 

11. Особенностью религиозного мировоззрения является:

а) идея бессмертия

б) идея Бога

в) вера в сверхъестественное начало

 

12. Объектом человеческого познания является:

а) весь окружающий нас мир, природный и общественный

б) противоречия мира и человека

в) мир, вовлеченный в систему человеческой деятельности

 

13. Какое из определений предмета философии характеризует современный этап ее развития?

а) учение о Боге

б) учение о человеке

в) учение о природе

 

14. Рационализм – это:

а) умение подчинять свои чувства разуму, необходимости

б) признание того, что мир закономерен и целесообразен

в) отрицание способности разума постичь мир

 

15. Философская система Юма это:

а) агностицизм

б) иррационализм

в) скептицизм

 

16. К особенностям мифологического мировоззрения можно отнести:

а) синкретизм

б) веру

в) массовый характер

 

17. Учение о том, что творческая сила мира заключена в сознании отдельного человека, это:

а) материализм

б) субъективный идеализм

в) антропоморфизм

 

18. Сущность категорического императива Канта состоит в том, что:

а) человек – развивающееся, творческое существо

б) основой жизни человека должна стать вера в Бога

в) каждый должен поступать так, чтобы его поступки были образцом человечности

 

19. Сенсуализм утверждает:

а) «нет ничего в разуме, чего не было бы первоначально в чувстве»

б) «нет ничего в разуме, чего не было бы первоначально в чувстве, кроме самого разума»

в) «чувственное и рациональное в процессе познания составляют нераздельное единство»

 

20. «Мозг вырабатывает мысль так же, как печень вырабатывает желчь». Представитель какого философского направления выдвинул это положение?

а) иррационализма

б) субъективного идеализма

в) вульгарного материализма

 

21. Диалектика – это:

а) способ рассуждения

б) учение о всеобщей связи и развитии

в) учение о непротиворечивости мира

 

22. Духовность – это:

а) вера в Бога

б) совокупность идеалов Истины, Добра, Красоты

в) чувство справедливости и чести

 

23. Критерий истины – это:

а) непротиворечивость мысли

б) практика, опыт

в) признание какого-либо положения большинством людей

 

24. Философия отличается от науки:

а) неопределенностью выводов

б) отсутствием доказательств

в) вечностью своих проблем

 

25. Загадка происхождения человека состоит в вопросе:

а) не являемся ли мы «пробирочной цивилизацией»?

б) откуда берется нравственность?

в) почему человек стал трудиться?

 

26. Представителю какого философского направления может принадлежать следующее высказывание: «материальное и духовное в мире не только тесно связаны, но и равнозначны. Оба эти начала обладают творческой силой»

а) агностицизм

б) идеализм

в) дуализм

 

27. Какому этапу исторического развития философии соответствует ее определение как натурфилософии?

а) эпохе Нового времени

б) эпохе Возрождения

в) эпохе античности

 

28. Искусство отражает мир:

а) в произведениях живописи, литературы и т.д.

б) в художественных образах

в) в понятиях

 

29. Кому из перечисленных философов принадлежит следующее высказывание: человек руководствуется в своей деятельности не столько сознанием, сколько бессознательным:

а) Фрейду

б) Декарту

в) Юму

 

30. Метафизика – это:

а) теория, исследующая физические процессы и явления

б) понимание мира как постоянно развивающегося целого

в) взгляд на мир, противоположный диалектике

 

31. Кого из названных философов можно отнести к представителям материализма

а) Декарт

б) Кант

в) Маркс

 

32. Нравственное сознание отражает мир в категориях

а) красоты и безобразия

б) истины и заблуждения

в) добра и зла

 

33. Высказывание «наука сама себе философия» означает

а) наука и философия не противоречат друг другу, дополняют друг друга

б) наука может обойтись без философии

в) наука не в состоянии обойтись без философской базы

 

34. Какое из приведенных понятий наиболее полно характеризует процесс становления человека в варианте марксистской философии:

а) эволюция

б) антропосоциогенез

в) креационизм

 

35. Какому из философских направлений принадлежит следующее утверждение «нам не дано узнать сущность мира. Познание имеет свой предел»

а) материализм

б) метафизика

в) агностицизм

 

36. Среди философов, признававших творческую роль сознания, духовного в мире был:

а) Демокрит

б) Беркли

в) Маркс

 

37. Термин «эзотерическое» означает:

а) скрытое, тайное знание, доступное посвященным

б) божественное творение мира

в) связь чувственного и рационального в познании

 

38. Философ какого направления может согласиться со следующим высказыванием: «мышление есть продукт высокоразвитой материи – мозга»?

а) дуалист

б) материалист

в) рационалист

 

39. Кому принадлежит следующее определение: «человек – это больное животное»

а) Фрейду

б) Шопенгауэру

в) Канту

 

40. «Познание есть бесконечный процесс, в котором мы постепенно приближаемся к абсолютной истине». Представитель какого философского направления придерживается такой точки зрения?

а) гносеологического оптимизма

б) агностицизма

в) объективного идеализма

 

41. Предметом философии является процесс познания мира человеком. В какую историческую эпоху развития философии такая точка зрения распространена в большей степени?

а) в эпоху Нового времени

б) в античности

в) в современной философии

 

42. Категория бытия появляется:

а) в философии Августина

б) в философии Аристотеля

в) в философии Парменида

 

43. Аксиология – это философское учение о :

а) познании

б) ценностях

в) человеке

 

44. «Мир есть продукт сознания. Существовать - значит быть воспринимаемым». Какое это философское направление?

а) объективный идеализм

б) диалектический материализм

в) субъективный идеализм

 

45. Уникальность человека состоит в:

а) трудовой деятельности

б) нравственности

в) способности мыслить

 

46. Кому принадлежит следующее определение: «Человек – двуногое без перьев»

а) Демокриту

б) Платону

в) Сократу

 

47. Рефлексия – это:

а) размышление о формах деятельности

б) особенности высшей нервной деятельности

в) совокупность рефлексов, свойственных человеку

 

48. «Мир - это хаос случайностей, в которых разум человека разобраться не может. Только интуиция, вера способны дать нам опору в жизни». Какому философскому направлению может принадлежать это высказывание?

а) субъективному идеализму

б) метафизике

в) иррационализму

 

49. Онтология – это:

а) учение о Бытии

б) собрание лучших произведений искусства

в) специфический подход к миру

 

50. «Пахнет ли роза, когда ее никто не нюхает» - этот вопрос ставит:

а) диалектика

б) субъективный идеализм

в) дуализм

 

51. Совокупность представлений о мире отражающих человеческие потребности и интересы, это -

а) система ценностей

б) истина

в) знание

 

52. Какая из приведенных категорий характерна для философской системы Гегеля

а) духовность

б) идеальное

в) абсолютная идея

 

53. Какое значение имеет термин «антропосоциогенез»?

а) процесс происхождения человека и общества

б) процесс становления человека мыслящего

в) процесс появления у человека чувства добра и зла

 

54. Философское направление признающее, что в основе мира лежит объективное материальное начало, это -

а) объективный идеализм

б) материализм

в) дуализм

 

55. Истина как результат соглашения большинства, - такое определение принято в:

а) конвенционализме

б) экзистенциализме

в) прагматизме

 

56. В основе мира лежит огонь. Кто автор этой идеи?

а) Платон

б) Гераклит

в) Праменид

 

57. Кому из философов принадлежат понятия «вещь в себе» и «вещь для нас»?

а) Беркли

б) Платону

в) Канту

 

58. «Философия есть сжатое изложение науки своего времени». Какая философская школа предлагает такое понимание философии и ее предмета

а) позитивизм

б) марксизм

в) экзистенциализм

 

59. Эстетическое сознание отражает мир в категориях:

а) добра и зла

б) идеала и реальности

в) прекрасного и безобразного

 

60. «Я мыслю, следовательно, я существую». Кто автор этого высказывания?

а) Бекон

б) Декарт

в) Беркли

 

 

Литература:

Основная

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: «Проспект». 1997.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия. Учебное пособие для юридических вузов. Москва: «Юриспруденция». 2001.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: «ЛОГОС». 1997.

Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. Москва: «Проспект». 2002.

Основы философии. Учебное пособие. Под ред. Е.В.Попова. М.: «ВЛАДОС». 1997.

Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1997.

Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.А. М.: «ВЛАДОС». 1997.

Философия. Учебник. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1988.

Философский энциклопедический словарь. М.: «ИНФРА-М». 1997.

 

Дополнительная

Великовский С.И. культура как полагание смысла // Одиссей. Человек в истории: Ежегодник. 1989.

Губин В.Д. Онтология. Проблемы бытия в современной европейской философии. М.: Российский гос.гуманит.ун-т. 1998.

Жеребилов Г.Ю. Оправдание человека (хомодицея). Липецк. 1995.

Ильин И.Н. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998.

Кайдаков С.В. Человек: тайны онтологии субъективности: Философия Нового времени через призму современного знания. М.1995.

Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика. 1997.

Контексты современности. Хрестоматия. Казань: Абак. 1998.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., Спб. 1998.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука. 1999.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. 1990.

Мамардашвили М. Необходимость себя. М.1996.

Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер, Пруст, Кафка. М. 1995.

Трубников Н.Н. Притча о Белом Ките. // «Вопросы философии». 1989, № 1.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философия в ее историческом развитии | Оказание первой медицинской помощи. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 810; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.