Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во ФранцииОпределение понятия «социокультурная анимация» Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую всё чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее можно обозначить и как педагогику досуга. Социокультурная анимация (animation – anim: душа – одушевление, оживление) – особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогических и психологических технологии активации (оживления) окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов. Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области культрурно-досуговой деятельности Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: - как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях; - как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время; - как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики. Данное определение отражает специфику и структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом (как) уровнях. В месте с тем не следует ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, поскольку весьма серьезная составляющая социокультурной анимации – это ее мировоззренческий (смысловой) потенциал. Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявить ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой – обозначить внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного соучастием, сочувствием, содействием). В связи с этим, следует отметить, что в современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т.е. используется в основном для характеристики отношений. В этом плане типична мысль французской исследовательницы проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя социокультурную анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности. Технологии социально-культурной анимации предполагают в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности. Исторический аспект социокультурной анимационной деятельности Возникновение социокультурной анимации как самостоятельного явления в науке, социологи условно связывают с Францией 1901 года, когда был введен закон о создании различных неполитических ассоциаций. До этого года различные социальные объединения людей (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году ситуация резко изменилась: увеличился объем свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие любительские ассоциации (объединения), что и потребовало соответствующего юридического оформления. Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном построении педагогического процесса формально принято относить к периоду 70-х годов XX столетия. В это время во Франции проводились обширные социологические исследования, которые касались, кроме прочего, особенностей внеучебного времени подрастающих поколений и, соответственно, влияния содержания этого времени на общий социальный фон как в среде молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались плачевными. С одной стороны, условия для конструктивного заполнения жизненного времени подрастающих поколений сводились к минимальным значениям, с другой – сами дети в основной своей массе, кроме потребления, ничего не хотели и не могли: ни знать историю, не поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т.д. Тогда правительство Франции в спешном порядке озаботилось выделением больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы. Основоположником социокультурной анимации принято считать Жана Фридмана. Он выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он развивается. Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее замыслу – вся страна становится воспитательной нацией. Такого рода решения потребовали больших изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необходимо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще. Поэтому с начала 70-х годов XX столетия начали активно проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования и целеполагания, аудитории социокультурной деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. В результате к концу XX века социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга. В современном западном обществе тенденция инициации социальный действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на это, по мнению специалистов, есть ряд причин: - изменение мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в социуме; - изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени; - переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития. К этим причинам можно добавить ещё одну: - потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности предшествующих эпох. Теоретические основы анимационной деятельности были заложены М. Бубером и П. Фрейре. Слово «animation» во французском языке имеет три значения: 1) оживление, воодушевление; 2) мультипликация; 3) организация жизни коллектива. В докладе Европейского Культурного Фонда 1973 года анимация рассматривалась, как воспитательный процесс, способствующий умственному, физическому и эмоциональному развитию людей, приобретению ими разнообразного опыта, посредством которого они достигают высокой степени самореализации, самовыражения, а также осознания своей принадлежности к сообществу, на которое они могут оказывать влияние. П. Фрейре утверждал, что «вдыхать жизнь» (to animate) педагоги должны не в людей, а в ситуации, то есть создавать среду и отношения, благоприятные для всестороннего развития личности. Сущност анимационной модели социально-культурной деятельности Современная концепция социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину, исследующую процесс социального воспитания и социализации человека в целом на всех возрастных группах. С позиции социально-педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения. Если говорить о функциях социокультурной анимационной деятельности, то главной из них можно назвать регулятивную. Эта функция обозначается как главная, исходя из понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной жизни общества. Определение и обоснование функций анимационной деятельности отражают главную сущность функционального подхода. Функциональный подход к анимационной деятельности выражается в активном использовании функций в процессе этой деятельности, превращении ее в эффективный технологический процесс в ходе анимации и на этой основе получении положительных результатов. Точность определения структуры функций и их содержания отражается на эффективности реализации анимационной деятельности. Определение функций анимационной деятельности не может быть спонтанным или случайным. Функции анимации определяются ее сущностными характеристиками и содержанием деятельности. Внутренней основой анимационной деятельности выступают психолого-педагогические процессы, составляющие структуру функций анимации, имеющих ярко выраженный технолого-практический аспект. Определение и научное обоснование функций дает понимание специфики анимационной деятельности как профессиональной деятельности. Актуальность рассмотрения функционального подхода к анимационной деятельности обусловлена необходимостью формирования впоследствии наиболее оптимальной педагогической модели этой деятельности с позиций социально-культурных аспектов. Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристикисоциокультурной анимационной деятельности (в прямом переводе):
Что касается цели социокультурной анимационной деятельности, то ее можно обозначить как «оживление», «одухотворение» межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культурно-досуговой деятельности. Основными задачами данной деятельности можно считать:
Считается, что решения этих задач в социокультурной анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:
Понятие социокультурная анимация встречается не только в педагогической сфере, тем не менее, деятельность по социальному оживлению, включение человека в активную жизнедеятельность по своей сути является психолого-педагогической. Это становится тем более очевидным, если рассматривать методы социокультурной анимации, особенности подготовки различных мероприятий анимационного характера. Известно, что такой специалист как социокультурный аниматор, чаще встречается в сфере культурно-досуговой, а не в педагогической, например, в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе и т.д. Схожее обозначение такого специалиста ранее звучало как «массовик-затейник». Однако, рассматривая аниматора с научной точки зрения, следует его воспринимать не столько как сценического персонажа, ведущего какое-либо шоу, но и специалиста. Аниматор – специалист, осуществляющий анимационную работу. Если обратиться к французскому опыту, то станет ясным, что социокультурный аниматоры во Франции в большинстве своем – волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие. Здесь происходит постоянный процесс формирования активистов из числа посетителей учреждений социокультурной сферы. Но, наряду с добровольными активистами, существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами. По данным журнала французских аниматоров «L`Education Nouvelle» за 1999 год здесь обучалось около 2500 человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики. В связи с этим выделяют два типа аниматоров: - руководители (аниматоры-координаторы); - аниматоры-специалисты, возглавляющие различные объединения, ассоциации, кружки (ремесленные, технические, художественной самодеятельности и т.п.). Они преподают на различных курсах, осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже оказывают психологическую помощь. Но главное не социокультурных аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями. Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы. ВЫВОД: Западная цивилизация, обеспечившая бурное развитие науки начиная с XVII века, добившаяся в XIX-XX веках наибольших успехов в экономике, промышленном производстве, целиком зиждется на особом типе культуры, исторически возникшем в Западной Европе в средние века. Европейская культура формировалась длительное время под воздействием множества факторов. Среди них не только протестантизм, но также индивидуализм, получивший серьезное развитие в эпоху Возрождения. Немалую роль сыграло и Просвещение. Известный философ Вадим Межуев считает, что пройдя именно эти три ключевых момента: Возрождение, Реформацию и Просвещение, западноевропейская культура смогла приобрести современное состояние, обеспечив экономическое, а затем и социальное процветание подвластных ей стран.
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 1047; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |