Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странахПостсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен План лекции Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы Список литературы
В бывших социалистических странах Восточной Европы телевидение, кинематограф, пресса, продукция массовой культуры находились под жестким контролем государства. После распада СССР в странах Восточной Европы произошли значительные изменения в области массовой культуры и СМИ. Наиболее существенные изменения в культуре постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы произошли не в институциональной сфере, они коснулись, прежде всего, системы ценностей. Существенно изменились принципиальные характеристики ценностной ориентации: монизм и иерархичность ценностей социалистического периода сменились плюрализмом и свободой выбора, макросоциальные ценности уступили место микросоциалъным и, наконец, в результате деидеологизации и демифологизации системы ценностей, материальное в ней стало превалировать над идеальным. Трансформация основных параметров системы ценностей - это начало нового этапа социокультурного развития стран Центральной и Восточной Европы, отмеченного доминированием таких приоритетов, как законность, семья, свобода, общение. Результатом либерализации во всех постсоциалистических странах, в частности, явились деидеологизация культуры, освобождение творческих союзов и отдельных деятелей культуры от жесткого государственного контроля, полная свобода творчества, плюрализм художественных форм, проникновение рыночных отношений в культурную индустрию. Однако столь же неизбежным следствием либерализации, типичным. для всех посттоталитарных обществ, является и проблема массовой культуры, которая выразилась, прежде всего, в широкомасштабной инвазии западной, особенно американской, культурной продукции. Так, в ситуации, когда объемы легальной дистрибуции растут с каждым годом, а нелегальные копии голливудской продукции расходятся в огромных количествах, перспективы национального кинопроизводства весьма печальны. Кроме того, развлекательное кино (детективы, эротика, триллеры) вытесняют с экранов интеллектуальные фильмы. Другой важной проблемой является падение потребительского спроса на культуру и культурную продукцию. Это, прежде всего, выражается в падении посещаемости музеев, театров, художественных галерей и т.п. Социологические исследования и статистические данные показывают, что при общем увеличении количества музеев и театров в странах Центральной и Восточной Европы, все меньше людей переступает их порог. Если неизменный рост числа музеев и театров является следствием возросшей свободы творческого самовыражения, падение интереса к ним - это не только результат трансформации традиционной системы ценностей, но и показатель падения жизненного уровня населения. Каждая из стран региона столкнулась со специфическими проблемами, но есть и нечто, что их объединяет. Это, прежде всего, изменение отношений между государством и отдельной личностью. Речь идет о еще имеющем место стремлении совместить несовместимое: сохранить государственный патернализм в условиях буржуазной демократии. Согласно Институту мировых экономических исследований в Будапеште, страны Центральной и Восточной Европы представляется возможным разделить на 3 группы. Первая группа включает Польшу, Венгрию, Чехию и Словению. В этих странах реформы имеют значительное развитие. Вторая группа: Словакия, Россия, Болгария, Хорватия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония. Несмотря на радикальный характер реформ, эти страны имеют значительно меньший прогресс в рыночной экономике, чем первая группа. Значительные экономические и социокультурные трудности перед вступлением в Европейский Союз испытывают Словакия, Болгария и Румыния. Словакия заплатила слишком большую цену за независимость от Чехии. Её пока что нерентабельная экономика в новых рыночных условиях постоянно дает сбои. Проблемы Болгарии напрямую связаны с внезапным разрывом экономических связей с бывшим СССР, торговый оборот, с которым составлял 60% от общего числа внешнеторгового баланса страны. Доля частного сектора в болгарской промышленности по-прежнему невелика. Падение национального валового продукта идет на фоне инфляции (более 100% в 1996 г.). Во многом сходная ситуация отмечалась и в Румынии, где инфляция была еще выше (150% в 1995 г.). Третья.группа включает Беларусь, Украину, Молдову, которые только начинают реформировать свою плановую экономику в сторону рыночной. Одна из серьезнейших проблем в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы сегодня - борьба с пиратством в сфере звуко- и видеозаписи и телевидения. Еще одна проблема, притягивающая внимание специалистов, - быстрое распространение западной массовой культуры. Культурологи называют несколько причин этого явления, среди них - недифференцированность потребления в сфере культуры, интерес потребителя к до сих пор недоступным неизвестным формам культуры, столь непохожим на такие знакомые идеологические клише социалистического реализма, и, наконец, доступность формы и содержания такого рода культурной продукции для широкой публики. Если раньше массовая культура в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы была представлена главным образом зарубежными образцами, то теперь их все чаще замещают национальные аналоги. Это объясняется, с одной стороны, заинтересованностью такого рода продукцией продюсеров и дистрибьюторов, а с другой, - компенсаторной функцией массовой культуры. Она как ничто другое помогает обывателю забыть о безрадостной действительности времен социального и экономического кризиса. Трудности в развитии культуры постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы обусловлены следующими причинами: - отсутствие надлежащего законодательства; - отсутствие рабочей стратегии развития индустрии культуры; - недостаточное инвестирование; - колебания все еще ограниченного рынка; -негативное влияние рыночных отношений на качество культурной продукции; - недостаточный контроль за инвазией низкопробных, зарубежных культурных стереотипов; - ограниченный национальный культурный рынок. В ситуации свободного проникновения на рынок всемирных масс-медиа, а также продуктов культурной индустрии, постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы с их ограниченными финансовыми ресурсами и неразвитым рынком должны постараться найти специфическую нишу на мировом рынке. Эта ниша может быть занята самобытным национальным фольклором, всемирно известными музыкантами, деятелями театра и т.п. Прогнозируя развитие культуры в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, можно сказать, что оно неразрывно связано с экономической ситуацией в этих странах. В условиях, когда дальнейшие сокращения ассигнований на культуру вполне реальны, ее будущее целиком зависит от: - наличия или отсутствия общественного мнения в поддержку культуры; - сроков создания надлежащей инфраструктуры и экономических условий для развития подлинного рынка культуры; - характера будущей государственной культурной политики. В социалистический период телевизионные программы в странах Восточной Европы на 80% и более состояли из собственной культурной продукции и продукции стран советского блока. Развитие рыночной экономики сопровождалось насаждением американской культурной продукции, особенно в сфере кинематографа. В качестве примера можно сослаться на Словению, где на национальном кинорынке доля американской кинопродукции в 1993 году составляла 90%. Засилье американской кинопродукции на рынках стран Восточной Европы сопровождалось резким сокращением национальных кинопроизводств. В эпоху строительства социализма, например, на студии «Баррандов» в Праге в год снималось около 50 чешских фильмов. Картины хорошо субсидировались, хотя были посредственного качества. Они были рассчитаны на чешскую аудиторию и аудиторию других стран советского блока. Сегодня на студии «Баррандов» снимается не более двух-трех фильмов в год. Студия выживает, предоставляя свои помещения для съемок фильмов зарубежного производства. Здесь, например, была снята американская версия «Отверженных». По этому же пути выживания пошла и венгерская кинематография. Польский кинематограф находится сегодня на подъеме. В 1999 году было снято два исторических кинофильма, съемки которых, потребовали значительных материальных затрат. Один из них – под названием «Огнем и мечом» – посмотрели 7 млн. человек, и доходы от его посещаемости в 5 раз превысили его бюджетные затраты. В 2001 году этот фильм демонстрировался на польском телевидении. Фильм частично финансировался за счет государства. Ежегодно на финансирование производства польских фильмов государство расходует 3 млн. долларов. Если в странах Европейского Союза переход телевидения из государственного подчинения в частные руки занял от двадцати до тридцати лет, то в странах Центральной и Восточной Европы на аналогичный переход ушло всего, лишь несколько лет в 1990-е годы. Следует отметить, что этот переход проходил сопровождаясь критикой со стороны зарубежных инвесторов и политическим вмешательством государства в работу средств массовой информации. Центральный вопрос состоит в том, каким пакетом акций владеют иностранные инвесторы. Словения, например, ограничила иностранное присутствие в пакете акций телекомпаний 33%. В декабре 1991 года в Польше был принят закон, положивший конец государственной монополии на радио, телевидение и ограничивший 33% долю иностранного капитала в акциях национальных радио– и телевизионных компаний. Георг фон Габсбург, вице-президент самой крупной венгерской частной телекомпании МТМ, яростно отстаивает национальные права на теле– и радиовещание, заявляя, что вынужден закрывать дверь перед такими телемагнатами, как Сильвио Берлускони. МТМ предоставила в 1996 году государственному венгерскому телевидению более 60 часов ежемесячного вещания. Значительная часть аудиовизуального рынка стран Центральной и Восточной Европы находится сегодня в руках зарубежных инвесторов. Так, например, созданная в 1994 году чешская телекомпания TV Nova быстро захватила 70% телеаудитории и 60% рекламного рынка. Ее прибыль за первый год работы сравнялась с суммой ее инвестиций в размере 40 млн. долларов. TV Nova является дочерней компанией СМЕ (Central Eastern Media Enterprise Group), созданной Роном Лаудер, сыном знаменитой Эсте Лаудер. В странах Западной и Восточной Европы работают 2500 сотрудников СМЕ, в съемочных студиях которой создаются западные сериалы и документальные фильмы. Для успешной работы на чешском телерынке TV Nova пришлось соблюдать условие квот на национальное телевидение, а также участвовать в производстве чешских сериалов и других программ. В 1997 году требование соблюдения квот и другие ограничения были отменены, что позволило TV Nova посвятить 40% эфирного времени программам собственного производства, 9% – чешским фильмам, 30% – американской кинопродукции. Остальное время посвящено английским, французским и немецким телепрограммам. В феврале 1999 года TV Nova удалось получить 5-64% чешской аудитории, в то время как главный общественный телеканал Чехии смотрят всего 26% чехов. Список литературы
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 697; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |