Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Проанализируйте ироническое описание полемики. Назовите предмет спора, а также доводы, выдвигаемые спорящими сторонами

Читайте также:
  1. Advocati. Допускались также к устному содействию сторонам, без представительства в собственном смысле, advocati, избираемые обычно самими сторонами.
  2. D. 7. 1. 67). Со смертью узуфруктуария ususfructus прекращался и наследники были обязаны собственнику возвратить предмет пользования.
  3. I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение
  4. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ КАК НАУКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ.
  5. I. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ
  6. I. Социология как наука об обществе, её предмет и объект. Уровни социологического знания.
  7. II. Описание экспериментальной установки:.
  8. II. Описание экспериментальной установки:.
  9. II. ПОЧВОВЕДЕНИЕ 1 Предмет почвоведение и его значение
  10. III. Предмет, метод и функции философии.

 

За обедом вспыхнула ссора. Редактор ежемесячного журнала «Комплимент» Большаков оскорбил сиониста Гурфинкеля. Спор, естественно, зашёл о новой России. Точнее говоря, об ускорении и перестройке.

Большаков говорил:

- Россия на перепутье.

Гурфинкель перебил его:

- Одно из двух – если там перестройка, значит, нет ускорения. А если там ускорение, значит, нет перестройки.

Тогда Большаков закричал:

- Не трожь Россию, инородец!

Все зашумели. В наступившей после этого тишине Гурфинкель спросил:

- Знаете ли вы, мистер Большаков, как погиб Терпандер?

- Какой ещё Терпандер?

- Греческий певец Терпандер, который жил в шестом столетии до нашей эры.

- Ну и как же он погиб? – вдруг заинтересовался Большаков.

Гурфинкель помедлил и начал:

- Вот слушайте. У Терпандера была четырёхструнная лира. И он, видите ли, решил её усовершенствовать. Добавить к ней ещё одну струну. И повысить таким образом, диапазон своей лиры на целую квинту. Вы знаете, что такое квинта?

- Дальше! – с раздражением крикнул Большаков.

- И вот он натянул эту пятую струну. И отправился выступать перед начальством. И заиграл на этой лире с повышенным, заметьте, диапазоном. И затянул какую-то дионисийскую песню. А рядом оказался некультурный воин Медонт. И подобрал этот воин с земли недозрелую фигу. И кинул её в певца Терпандера. И угодил ему прямо в рот. И через минуту греческий певец Терпандер скончался от удушья. Подчёркиваю – в невероятных муках.

- Зачем вы мне это рассказываете? – изумлённо спросил Большаков.

Гурфинкель вновь дождался полной тишины и объяснил:

- Хотите знать, в чём тут мораль? Мораль проста. А именно: не повышайте тона, мистер Большаков. Вы слышите? Не повышайте тона! Главное – не повышайте тона, я вас умоляю. Не повторите ошибку Терпандера.

(Довлатов С. Филиал. Записки ведущего)

Кто в споре одерживает победу? По какой причине ему это удаётся? Какие уловки использует победитель? Какую тактическую ошибку допускает Большаков? Как, по вашему мнению, следовало отреагировать Большакову на рассказ Гурфинкеля?

 

Прочтите описание переговоров. Рассмотрите доводы спорящих сторон. Проанализируйте тактику каждой из переговаривающихся сторон. Определите, в чём состоит различие ролей, выполняемых Кондратом и Андрюшей. Оцените эффективность такого способа ведения переговоров.

 

Переговоры велись в кабинете исполнительного директора: по одну сторону совещательного стола сидели компаньоны и примкнувший к ним по ходу беседы шеф безопасности, по другую – незваные гости; Дымшиц в центре, за рабочим столом, вроде как председательствовал собранием. «Просто Андрюша» внятно артикулировал запросы Кондрата: 25% акций плюс место наблюдателя в Совете директоров. Мы не думаем, заметил он, что наши требования покажутся господам чрезмерными. Пожертвовав четвертью акций, концерн перестанет быть «белой вороной» в сферах реального бизнеса и вольётся в могущественные структуры, отечески заинтересованные в его дальнейшем развитии. Это высокая, но разумная плата, подчеркнул Андрюша, улыбаясь господам безжизненной деловой улыбкой.

Тимофей Михалыч в ответном слове был прост и доступен в любой бинокль. В ваших словах, господа хорошие, может и есть резоны, а может, нет – таков был смысл ответного выступления. Могущественные структуры, которые нам тут навешивают, должны проявиться и вступить в конкретный диалог со структурами, опекающими концерн, - так делается всегда и всюду, «Росвидео» в этом смысле отнюдь не является белой вороной. Мы люди скромные, для нас дисциплина и порядок превыше всего. Как мы понимаем порядок? – порядок мы понимаем так, что рынок поделён, и люди без мордобоя, с песнями окучивают отведённые им участки. Вы создаёте торговые ряды в Лианозове, мы – всероссийский рынок производства и продажи видеокассет. Есть определённая разность масштабов, которую в деловом мире принято чтить. Разрешить проблему могут только вышестоящие структуры. С нашей стороны представителем таковой является Николай Петрович – шеф безопасности посмотрел сквозь Кондрата, тот взглянул на Петровича в упор и сощурился – с ним, собственно, и следует на данном этапе вести переговоры по существу.

- Здорово, мент, - сказал Кондрат конкретно Николаю Петровичу. – Ты, что ли, на данном этапе главный по порнухе?

- Порнухи не держим, - с ленцой отозвался шеф безопасности. – У нас чистое производство, без грязи.

- Минуту, господа, я не закончил, - воззвал к договаривающимся сторонам Дымшиц. И продолжал:

- Кроме того, чисто технически ваши требования – ваши предложения – представляются недостаточно проработанными. Мы не можем прийти в Госкомимущество и сказать: «Верните нам наши акции, мы нашли для них более выгодное размещение». И не можем собрать трудовой коллектив и сказать: «Братцы, к нам пришли такие партнёры, такие партнёры, давайте срочно сбросимся им на четверть акций». Народ у нас интеллигентный, профессиональный, он просто-напросто свалит от нас к конкурентам вместе с акциями. Это я не к тому, что пришли такие ломовые ребята и требуют невозможного – всё возможно, что в разумных пределах, но зато разумное решение надо искать, на него надо выходить. Это – предмет торговли, если хотите. А вот так, с бухты-барахты, одним наездом можно всё развалить. Это не дело.

- Ты кончил, исполнительный? – спросил Кондрат. – Теперь я скажу. Насчёт чистоты вашего производства есть мнение, мужики, что оно у вас не совсем чистое…

- Сергей Лексеич имеет в виду характер деятельности омского и подольского филиалов, - пояснил консультант.

- Эти левые филиалы дают вам те самые двадцать пять процентов, о которых базар. Так что мы не шакалить Так что мы не шакалить пришли, а за своим. Теперь по акциям. Какой там у нас расклад?

- Пять у трудового коллектива, десять у господина Дымшица, по двадцать пять у господ Иванина и Котова, - отрапортовал Андрюша.

- А у господина мента?

- Пусто-пусто.

- Надо же, какая злая шутка природы, - Кондрат усмехнулся, сверля Николая Петровича взглядом. Бык? Мент? Ментобык? И вы предлагаете по душам базарить с быком, искать компромиссы и всё такое? Это вряд ли. Быков обламывают, а дела обговаривают в кругу умных людей типа тебя-вас-меня, - он обвёл пальцем господ директоров и демонстративно повернулся к Петровичу боком. – Короче, так, мужики. Полномочия мои проверяйте, как умеете, только поторопитесь. Даю вам последнюю неделю, потом ставлю на счётчик. Оставь им, Андрюша, контактный телефон – и вперёд, на воздуся. Посмотрим, сообразят господа позвонить или будут ждать, пока жареный петух клюнет…

- Сходи, освежись, - согласился Петрович, - до ближайшего отделения милиции.

- Это почему? – насторожился Кондрат.

- Так, для профилактики. Там из одного твоего быка ствол выпал, пока он знакомился с моими ребятами. Незарегистрированный, между прочим. Он его нашёл на улице и вёз в ближайшее отделение милиции. А ближайшее у нас на той стороне бульвара, за Палашевским рынком: Южный переулок, дом семь. Пистолет уже там. Охранник тоже.

- Ай да супермент, - Кондрат встал и нехорошо осклабился. – Ай да гостеприимство. Это уже и на вашей совести, господа хорошие…

- Что-то вы действительно перемудрили, Николай Петрович, - растерянно пробормотал один из компаньонов. – Зачем так круто?

- А ты как думал, Кондрат? – невозмутимо продолжал шеф безопасности. – Ты пришёл к серьёзным людям с очень несерьёзным предложением – всё взять да поделить, - к тому же не смог его обосновать. А это уже совсем некрасиво. Так, глядишь. И у тебя чего-нибудь найдут. Какой-нибудь манифест коммунистической партии под подушкой: ославишь себя и всех долгопруднинских. Ты подумай, Кондрат.

- Один-ноль, - подытожил Кондрат. – Только учти, мент, за мной не заржавеет. И вы учтите, господа председатели.

По уходу гостей полыхнул обмен мнениями по полной программе. Компаньоны пеняли Дымшицу за излишнюю мягкость, провоцирующую в Кондрате несбыточные надежды, а шефу безопасности, напротив, - на резкость прощального жеста: теперь по родному городу будет метаться осатанелый Кондрат, а кому это ёлы-палы, надо…

 

( Эргали Гер. Дар слова)

 

 

7. Познакомьтесь с ироническим описанием процедуры выборов.

 

Третьим выбирали лидера оппозиции. На этот пост баллотировались Глазов, Акулич и Харитоненко. Глазова представлял Юзовский. Дал ему самую лестную характеристику. Назвал его вечным оппозиционером. Далее он сказал:

Глазов с детства находился в оппозиции. В школе был оппозиционером. В техникуме был оппозиционером. В лагере был оппозиционером. Даже среди московских инакомыслящих Глазов был оппозиционером. А именно, совершенно не пил.

В эмиграции Глазов тоже был оппозиционером. Во-первых, не знал английского языка. Кроме того, принципиально донашивал скороходовские ботинки. И наконец, регулярно выписывал «Советские профсоюзы».

За Глазова проголосовало всего человек шесть.

Борис Акулич считался коллекционером неофициальной живописи. В этом качестве приобрёл довольно шумную известность. Эмигрировал под знамёнами непримиримой идейной борьбы.

Представлял Акулича Лемкус. Говорил о его бескорыстии, мужестве, нравственной стойкости. После чего раздался женский голос:

- Когда ты мне шестьдесят долларов вернёшь?

Акулич шагнул к микрофону:

- Какие шестьдесят долларов? За что?

- За слайды, - ответила красивая женщина-фотограф, - мы ведь уславливались: пять долларов штука!

- Господа, - укоризненно и даже скорбно проговорил Акулич, - что же это такое?! Я борюсь с тоталитаризмом, а вы мне про долги напоминаете?! Я о будущей России думаю, а вы мне говорите про какие-то слайды?! Не ожидал… не ожидал…

За Акулича проголосовали двое – Лемкус и эта самая женщина-фотограф. Видно, решила, что с главы оппозиции легче будет получать долги.

(Довлатов С. Филиал. Записки ведущего)

Соответствует ли содержание речи Юзовского ситуации, а также критериям, предъявляемым к эпидейктической (похвальной) речи? К какому приёму прибегает Акулич, когда отвечает на публичное обвинение в свой адрес? Объясните, почему Глазов набрал большее количество голосов. Если ваше мнение и мнение ваших коллег по этому вопросу не совпали, сымпровизируйте шуточные дебаты на одну из тем: 1) «В чём ошибка Акулича?» 2) «Глазов: за и против»; 3) «В чём сила Глазова?»

 

 

Тема 5. Тропы и фигуры.

Троп –оборот речи,употребление слова или выражения в переносном значении. Виды тропов: сравнение, эпитет (образное определение предмета), метафора (перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов), метонимия (перенос названия по смежности предметов), перифраза (использование описательного выражения вместо одного слова), ирония (употребление слова или выражения в противоположном значении), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение).

Фигуры речи – особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи. Виды фигур: 1. фигуры имитации: риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, введение чужой речи; 2. фигуры расположения: период, градация (лестница), инверсия (изменение порядка слов), антитеза (противопоставление понятий или образов); 3. фигуры повтора: фонетический, морфологический и лексический повтор, анафора (единоначатие), эпифора (повторение конечных элементов), эпонафора, кольцо (повторение в конце фразы её начала).

Важнейшая функция тропов и фигур речи заключается в их выразительности.

При подготовке к занятиям по этой теме прочитайте главу «Риторический канон: словесное выражение» учебника: Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996. C. 212-245.

 

 

1. Какой троп имеет место в приведённых высказываниях? Какой риторический эффект производит использование этого тропа?

 

Переводы – всё равно что те медные монеты, которые имеют ту же ценность, что и золотые, и даже имеют большее хождение в народе, но они всегда неполновесны и низкопробны.

(Монтескье Ш. Персидские письма)

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже простираются корни его в землю, в мрак, в глубину, - ко злу.

(Ницше Ф. Так говорил Заратустра)

Счастье обычно сравнивают с шаром – ведь он тоже быстро катится; это сравнение вдвойне оправдано, так как имеет ещё и второй смысл. Неподвижный шар представляется наблюдателю завершённым, замкнутым в себе, самодостаточным существом и поэтому, также как счастливец, не может долго привлекать к себе внимание. Всякое довольство, всякая умиротворённость, из чего бы они ни проистекали, - просты. Счастливцев предоставляем самим себе…

(Гёте И. В. Предисловие к «Соратнику молодого фельдъегеря»)

 

Время человеческой жизни – миг; её сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; слава – недостоверна; судьба – загадочна. Одним словом, всё относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение.

(Марк Аврелий. Наедине с собой)

 

2. На каком языковом явлении основан афоризм Луция Аннея Сенеки: «Кто может жить без царства, тот великим владеет царством»?

 

3. Прочтите текст В. Набокова. Назовите конструктивный приём, используемый автором.

 

Мы должны уяснить, что сон – это представление, театральная пьеса, поставленная в нашем сознании при приглушенном свете перед бестолковой публикой. Представление это обычно бездарное, со случайными подпорками и шатающимся задником, поставлено оно плохо, играют в нём актёры-любители. Но в данный момент нас интересует то, что актёры, подпорки и декорации взяты режиссёром сна из нашей дневной жизни. Некоторые свежие и старые впечатления небрежно и наспех перетасованы на мутной сцене наших снов. Время от времени пробуждающийся мозг обнаруживает островок смысла во вчерашнем сне; и если это нечто очень яркое или хоть в чём-то совпадающее с глубинными пластами нашего сознания, тогда сон может составить единое целое и повторяться, возобновляться…

Каковы же впечатления, которые сон выносит на сцену? Очевидно, что они похищены из нашей дневной жизни, но приняли новые формы и вывернуты наизнанку экспериментатором-постановщиком, а вовсе не венским затейником.

(Набоков В. Лев Толстой)

Взяв в качестве образца приведённый текст, попробуйте развернуть метафоры: «политическая арена», «школа – тюрьма», «религия – опиум народа» или подобные им.

 

4. Тема вашего выступления: «Умом Россию не понять». Придумайте как можно больше синонимов, перифразов и эпитетов к слову Россия.

 

5. Найдите речевые ошибки, укажите их причины.

 

Сегодня выясняют отношения столичные бойцы клинка.

В гости к жителям микрорайона придут народные мстители.

Чёрные глаза блестели, точно выпуклые носки новеньких, купленных на прошлой неделе калош.

Инженерная мысль проникла в канализационную систему.

…Ребров хотел обвести стенку, но попал в самый её уголок, в архитектурное излишество в виде головы.

…просит мяча высокий блондин в дальнем углу штрафной площадки.

…Ещё не вечер. Нет, уже не вечер, но ещё не полночь, и Золушкины туфельки ещё не превратились в тыкву. (Автором последних трёх фраз является футбольный комментатор)[14]

 

6. Прочитайте диалог Фёклы и Подколесина из комедии Гоголя «Женитьба». Укажите речевые ошибки (неправильности), допущенные собеседниками.

 

ПОДКОЛЕСИН. А, здравствуй, здравствуй, Фёкла Ивановна. Ну что? Как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как бишь её: Меланья?..

ФЕКЛА. Агафья Тихоновна.

ПОДКОЛЕСИН. Да, да, Агафья Тихоновна. И верно, какая-нибудь сорокалетняя дева?

ФЕКЛА. Уж вот нет так нет. То есть как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить.

ПОДКОЛЕСИН. Да ты врёшь Фёкла Ивановна.

ФЕКЛА. Устарела я, отец мой, чтобы врать; пёс врёт.

ПОДКОЛЕСИН. А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.

ФЕКЛА. А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублёв по четыреста приносит доходу. Огород есть ещё на выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берёт хмельного в рот, и трёх сыновей имеет: двух уж поженил, «а третий, говорит, ещё молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».

ПОДКОЛЕСИН. Да собой-то, какова собой?

 

ФЕКЛА. Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывает на горло); то есть и приятелю и неприятелю скажете «Ай да Фёкла Ивановна, спасибо!»

ПОДКОЛЕСИН. Да ведь она, однако ж, не штабофицерка?

ФЕКЛА. Купца третьей гильдии дочь. Да уж такая, что и генералу обиды не несёт. О купце и слышать не хочет. «Мне, говорит, какой бы ни был муж, хоть и собой-то невзрачен, да был бы дворянин». Да, такой великатес! А к воскресному-то как наденет шёлковое платье – так вот те Христос, так и шумит. Княгиня просто!

ПОДКОЛЕСИН. Да ведь я-то потому тебя спрашивал, что я надворный советник, так мне, понимаешь…

ФЕКЛА. Да уж обнокновенно, как не понимать. Был у нас и надворный советник, да отказали не пондравился. Такой уж у него нрав-то странный был: что не скажет слово, то и соврёт, а такой на взгляд видный. Что ж делать, так уж ему бог дал. Он-то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть. Такая уж на то воля божия.

ПОДКОЛЕСИН. Ну, а кроме этой, других там нет никаких?

ФЕКЛА. Да какой же тебе ещё? Уж это что ни есть лучшая.

ПОДКОЛЕСИН. Будто уж самая лучшая?

ФЕКЛА. Хоть по всему свету исходи, такой не найдёшь.

ПОДКОЛЕСИН. Подумаем, подумаем, матушка. Приходи-ка послезавтра. Мы с тобой, знаешь, опять вот эдак: я полежу, а ты расскажешь…

Дайте социально-психологическую характеристику коммуникантам. Назовите коммуникативные цели участников общения. Укажите причины коммуникативных успехов и неудач.

 

7. Какие фигуры имеют место в приведённых высказываниях?

Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, то эта наука идёт по пути к кладбищу, она идёт хоронить себя. Легче игнорировать своего противника, чем спорить с ним, но отвернуться от противника, не знать его, «закрыть» его – значит нанести ущерб науке, истине, обществу.

(Капица П.)

Душа рождается старой, но становится всё моложе. В этом комедия жизни. …А тело рождается молодым, а становится старым. В этом трагедия жизни.

(Уайльд О. Женщина, не стоящая внимания)

 

 

8. В тексте речи Ф. Н. Плевако по делу игуменьи Митрофании найдите риторические фигуры. Оцените степень их уместности. Проделайте функциональный анализ средств создания выразительности.

 

Неприглядная картина рисуется перед нашими глазами, когда мы вспомним всё, что проделывалось с этою женщиной (П. И. Медынцевой) и кем проделывалось! Игуменья – душа этого дела; темные личности вроде тех, кого она привела с собой на скамью, и тех, чьи имена так часто повторялись на суде – Фриденсоны, Сушкины, Тицнеры, Мейергеймы, - её друзья и сообщники сомнительных денежных сделок. Инокини – векселедержательницы и бланкоподписательницы, и притом услужливые её свидетельницы на суде, и какие, к стыду своему, свидетельницы! Верь после этого внешности! Путник, идущий мимо высоких стен Владычного монастыря, ввереного нравственному руководительству этой женщины, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идёт мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымал настоятельницу и её слуг не на молитву, а на тёмные дела! Вместо храма – биржа, вместо молящегося люда – аферисты и скупщики поддельных документов, вместо молитвы – упражнение в составлении вексельных текстов, вместо подвигов добра – приготовление к ложным показаниям – вот что скрывалось за стенами. Стены монастырские в наших древних обителях скрывают от монаха мирские соблазны, а игуменьи Митрофании – не то. Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру было не видно дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!

Игуменья говорит: «Не для себя, для Бога я делала всё это!» Я не знаю, для чего совершали это ограбление, но Богу таких жертв не надо. Каинова жертва не может быть Ему приятна; лепта добровольного приношения вдовицы Ему лучше золота фарисейского. Ей это известно лучше нас, так пусть же не прикрывается она этим, пусть кощунством не обморачивает умы. Пусть её дела во всей наготе своей свидетельствуют на неё и на друзей её!

(цит. по: Русские судебные ораторы. С.148)

9. Ознакомьтесь с текстом листовки, распространявшейся в ноябре 1935 г. в Рубежанском химико-технологическом институте. Укажите риторические фигуры.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 4. Риторика диалога | БОЛЬШЕВИСТСКИЙ РЕАЛИЗМ

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 375; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.