Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 4. Риторика диалога

Читайте также:
  1. VI. Современная школьная риторика в России
  2. Античная риторика и категория истины. Риторические идеи Аристотеля.
  3. ВВЕДЕНИЕ. ПОЭТИКА И РИТОРИКА
  4. Глава 1.2. Современная риторика
  5. Глава 1.3. Риторика и речевое поведение человека
  6. Деловая риторика
  7. К зачетному заданию по спецкурсу «Риторика в системе современных форм гуманитарного знания»
  8. Общая риторика и ее разделы
  9. П 58 Риторика : учебно-методическое пособие / Н. В. Попова. – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012. – 56 с.
  10. Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение

Важнейшие жанрыдиалогической речи: беседа, спор, переговоры.

Виды беседы: дружеская (гедонистическая) беседа, светская беседа, деловая беседа, застольная беседа. Непродуктивные модели беседы: «пулемётные вопросы», «жалобы», обсуждение исключительно интимных тем, «попеременная хула», цепь рассказов («случаев или анекдотов), судорожная говорливость. [13]

Разновидности спора: дискуссия, полемика, дебаты, диспут. Полемические приёмы: опровержение ложного тезиса фактами, критика доводов оппонента, опровержение демонстрации, юмор, ирония, сарказм, «сведение к абсурду», приём «бумеранга», атака вопросами, «доводы к человеку». Уловки в споре: ставка на ложный стыд, «подмазывание аргумента», ссылка на возраст, образование, положение, подмена тезиса, увести разговор в сторону, перевести спор на противоречия между словом и делом, «просеивание фактов», поиск преувеличений и исключений, перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда, самоуверенный тон, «чтение в сердцах», манипулирование диалектическими противоречиями, «обструкция».

Стратегия и тактика переговоров. Приёмы и уловки на переговорах: компенсация из чужого кармана, угрозы, «сжигание мостов», «ложные факты», лесть, крайние требования, игра на полномочиях, возврат к решённым вопросам. Дозволенные и недозволенные уловки на переговорах.

За подробной информацией по теме следует обратиться к изданиям:

Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996. С. 319-351, 360-364.

Поварнин С. Спор. О теории и практике спора.. СПб., 1996.

1. Прочитайте описание разговора по телефону. Определите речевой жанр, в котором он выдержан.

 

- Всё нормально, - ответила Анжелка, засоряя эфир лузганьем семечек.

- Чем болеем?

- Анжелка сказала, что у неё хандра.

- Это серьёзно, - согласился Дымшиц. – А что по этому поводу говорит наша мама?

- Мама не в курсе.

- Ну и ладно, - сказал Дымшиц. – Только ты неправильно лечишься. Семечки хороши от глистов, а хандру вышибают динамикой – грубо, зато надёжно и зримо. У тебя есть костюм для верховой езды?

- Чего? – спросила Анжелка, переставая грызть семечки.

- Ну и ладно. А для ресторана что-нибудь найдётся?

- Не знаю. Наверное…

- Тогда ресторан. Я подъеду к половине девятого и позвоню снизу, а ты, будь добра, не забудь вымыть руки с мылом.

- Какой ещё ресторан? – возмутилась Анжелка и побежала в ванную мыть голову и себя.

(Эргали Гер. Дар слова)

Охарактеризуйте тактические приёмы, используемые собеседниками. Назовите причины коммуникативного успеха Дымшица.

 

2. Какие правила ведения деловой беседы нарушены в приведённом ниже диалоге?

 

Друзья организовали ему (Лернеру) встречу с продюсером. Тот хотел заняться экранизациями русской классики. Ему был нужен режиссёр славянского происхождения.

Встреча состоялась на террасе ресторана «Блоу-ап»

- Вы режиссёр? – спросил американец.

- Не думаю, - ответил Лернер.

- То есть?

- За последний год я страшно деградировал.

- Но, говорят, вы были режиссёром?

- Был. Вернее, числился. Меня тарифицировали в шестьдесят седьмом году. А до этого я работал помощником.

- Помощником режиссёра?

- Да. Это который бегает за водкой.

- Говорят, вы были талантливым режиссёром?

- Талантливым? Впервые слышу. То, что я делал, меня не удовлетворяло…

- О`кей! Я занимаюсь экранизациями классики.

- По-моему, все экранизации – дерьмо!

- Это комплимент?

- Я хотел сказать, что предпочёл бы оригинальную тему.

- Например?

- Что-нибудь о природе…

Тут между собеседниками возникла пропасть. И увеличивалась в дальнейшем с каждой минутой. Янки говорил:

- Природа не окупается!

Лернер возражал:

- Искусство не продаётся!..

На том они и расстались.

( Довлатов С. Иностранка)

Определите коммуникативные цели участников общения. Соответствует ли результат беседы поставленным собеседниками целям?

Представьте, что вы недавно окончили педагогический вуз. Вам предстоит встреча с работодателем – директором одной из престижных гимназий Екатеринбурга. Подготовьте небольшую самопрезентацию, в которой вам необходимо дать себе максимально убедительную характеристику. Придумывая текст, постарайтесь предвосхитить возможную предубеждённость директора по отношению к вам, превращая свои недостатки (например, отсутствие опыта работы) в достоинства. Разыграйте в аудитории вероятный диалог с работодателем.

 

3. Прочитайте фрагмент интервью Кирилла Воробьёва со скандально известным писателем Баяном Ширяновым, автором романа о жизни наркоманов «Низший пилотаж»

Кирилл Воробьёв: Тут мы добрались до одного весьма серьёзного обвинения по твоему адресу. Многие считают, что ты написал «Низший пилотаж», основываясь не на своём опыте, а компилируя разного рода байки.

Баян Ширянов: Даже если и так. От этого что, книга станет лучше, хуже, или тот, кто не прочтёт, или наоборот прочтёт это интервью, будет относиться к ней иначе? Дело ведь не в том, что конкретно написано в книге, а в том, что за этим стоит.

Кирилл Воробьёв: Тогда такой вопрос из заготовок: О чём «Низший пилотаж»?

Баян Ширянов: О дружбе и недружбе, любви и ненависти, о вечности, о славе, о скитаниях вечных на земле и вне её.

Кирилл Воробьёв: Ты серьёзно так считаешь?

Баян Ширянов: Я серьёзно так писал!

Кирилл Воробьёв: Но многие критики уверяют читателя, что это производственный роман. Только вместо станка – шприц, вместо парторга – милиция, а рабочие – наркоманы.

Баян Ширянов: Мне хочется ответить на это цитатой из Бориса Стругацкого, который на точно такой же вопрос по поводу «Пилотажа» сказал следующее: «Эта вещь написана скорее в традициях бессмертного «Николая Николаевича». А может быть, в каком-то смысле – владимовских «Трёх минут молчания»… Это безусловно произведение яркое, неожиданное и жестокое. Это отнюдь не жемчужина в навозной куче. Это скорее язва на симпатичном лице: безобразная, страшная, но внимание привлекает – глаз не оторвать.

Кирилл Воробьёв: Ты и сам с этим согласен?

Баян Ширянов: И да и нет. Дело критика – навешивать ярлыки. А дело вдумчивого читателя – их просеивать… И навешивать свои собственные.

(цит. по: Ширянов Б. Срединный Пилотаж. М., 2002. С. 289-290.)

Какой коммуникативной стратегии придерживается интервьюер? Соответствует ли его речевое поведение целевой установке жанра интервью? Укажите обвинения против Баяна Ширянова. Какие аргументы выдвигает в свою защиту писатель? Оцените степень их убедительности.

Согласны ли вы с утверждением Б. Шоу: «Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим». Представьте, что вы готовитесь к интервью 1) с популярным писателем (например, Николаем Колядой); 2) известным политиком; 3) министром образования. Продумайте систему вопросов, которые вы хотели бы адресовать собеседнику. Поделитесь своими наработками с коллегами.

 

4. В повести В. Аксёнова «Звёздный билет» описывается ссора, произошедшая между старшим и младшим братом. Проанализируйте описанную речевую ситуацию с учётом следующих параметров: 1. обстоятельства общения; 2. отношения участников, определяемые их социальными ролями; 3. цели коммуникантов.

 

Мы с Димкой идём по нашей ночной улице. Перешагиваем через лужи возле газировочных автоматов, подбрасывая носками ботинок стаканчики из-под мороженого. Мы с Димкой одного роста, и в плечах он меня скоро догонит.

- План в общих чертах такой, - говорит Димка. – Сначала мы едем на Рижское взморье. Отдохнём там немного – должны же мы, чёрт возьми, хоть немного отдохнуть! – а потом двинемся пешком по побережью в Ленинград. По дороге наймёмся поработать в какой-нибудь рыболовецкий колхоз. Мне один малый говорил, что там можно заработать кучу денег. А потом дальше. Посмотрим Таллин и к августу будем в Ленинграде. Там отдадим Галку в театральный институт, а сами…

- А сами?

- А сами составим новый план.

- Отличный у вас план, - говорю я, - точный, детальный, всё в нём предусмотрено. Кончаются деньги, появляется рыболовецкий колхоз. Вы забрасываете невод и вытаскиваете золотую рыбку. Чего тебе надобно, Димче? Прекрасный план!

- А, чёрт с ними, со всеми этими планами!

Я останавливаюсь и беру брата за лацканы пиджака.

- Слушай, Димка, когда ты был маленьким, я заступался за тебя и никому не давал тебя лупить.

- Ну и что?

- А то, что сейчас мне хочется дать тебе хорошую плюху.

- Попробуй только.

- Фу ты, дурак! – Я машу рукой. – О матери ты не подумал? Что с ней будет, когда ты исчезнешь?

- Поэтому я тебе всё и рассказываю. Успокой её, но, - теперь он берёт меня за лацкан, - если ты настоящий мужчина и если ты мне друг, ты не расскажешь ей, где мы.

- Она всё равно поднимет на ноги все МВД.

Димка словно глотает что-то и лезет в карман за сигаретами.

- Витя, пойми, я уже всё решил, ребят поднял. Нельзя мужчине отступать.

- Мужчина! Убегать из дому принято в 12-13 лет, да и то в детских книжках. А в 17 лет – это, старик, нелепо. Прояви свою волю в другом. Попробуй всё-таки поступить в институт.

- Да не хочу я этого! – отчаянно кричит Димка. – К чёрту! Думаешь, я мечтаю пойти по твоим стопам, думаешь, твоя жизнь для меня идеал? Ведь твоя жизнь, Виктор, придумана папой и мамой, ещё когда ты лежал в колыбели. Отличник в школе, отличник в институте, аспирант, младший научный сотрудник, кандидат, старший научный сотрудник, доктор, академик… дальше кто там? Всеми уважаемый покойник? Ведь ты ни разу в жизни не принял по-настоящему серьёзного решения, ни разу не пошёл на риск. К чёрту! Мы ещё не успеем родиться, а за нас уже всё продумано, уже наше будущее решено. Дудки! Лучше быть бродягой и терпеть неудачи, чем всю жизнь быть мальчиком, выполняющим чужие решения.

Вот он что! Тут, оказывается, целая жизненная философия. Вот, значит, как? Ты презираешь меня, Димка? Ты не хочешь жить так, как я? Ты считаешь меня…

Честно говоря, меня совершенно потряс Димкин монолог, и я молчу. Я не чувствую уже превосходства старшего брата. Со страхом я ловлю себя на том, что завидую ему, ему, юноше с безумными идеями в голове. Но что он знает обо мне, мой младший брат?

Рассмотрите аргументы, выдвигаемые Димкой и Виктором. Кто из собеседников прибегает к этически небезупречным уловкам? Как, на ваш взгляд, следовало строить своё речевое поведение Виктору? Разыграйте эту ситуацию так, чтобы переубедить собеседника, избежав при этом явного конфликта. Выполняя задание, учтите тот факт, что Димка совсем недавно окончил школу, а Виктор готовится к защите кандидатской диссертации.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Ознакомьтесь с фрагментом философского этюда П. Б. Шелли «О жизни». Назовите тезис, проанализируйте систему аргументов. Согласны ли вы с доводами поэта? | Проанализируйте ироническое описание полемики. Назовите предмет спора, а также доводы, выдвигаемые спорящими сторонами

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 429; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.