Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Диалектика логического мышления

Читайте также:
  1. I. Социология как наука об обществе, её предмет и объект. Уровни социологического знания.
  2. III. Диалектика и ее альтернативы
  3. Адаптация молодых работников и совершенствование социально-психологического климата на производстве
  4. Анализ использования технологического оборудования.
  5. Беседа как основной метод психологического консультирования. Фазы ведения беседы. Технология ведения беседы.
  6. Билет 9. Характеристика мышления и речи как психических процессов.
  7. Билет 9. Характеристика мышления и речи как психических процессов.
  8. Биологическое оружие и очаг биологического поражения
  9. Биологическое разнообразие. Генетический полиморфизм популяций как основа биологического разнообразия. Проблема сохранения биоразнообразия
  10. Виды мышления

а)Творческая природа социальной организации логического мышления;

б) Процесс формирования диалектического мышления;

в) Диалектика продуктивного и репродуктивного в логическом мышлении.

а) Творческая природа социальной организации логического мышления.Проявляющаясяв субъективной диалектике, т.е. в диалектике логического мышления социальность, в конечном счете, обусловлена практическим требованием креативности. Именно преобразующая соответственно своим нуждам, потребностям и интересам деятельность формирует творческое (порождающее истину) мышление. Креативностьспецифически социальная форма диалектичности. Таким образом, мышление предстает как творчество (Библер). Оно также имеет свои, специфические аспекты организации, функционирования и развития.

Основными формами социальной организации логического мышления являются монолог, диалог и полилог. В современной литературе они описываются преимущественно феноменологически. Однако все эти формы имеют свой синтаксис, семантику и прагматику. Синтаксис монолога, диалога и полилога представляется формой их выражения и количеством участников; семантика определяется их предметом как тема; а прагматика характеризует их творческий смысл. В последовательности: монолог – диалог – полилог выражаются творческие способности людей к диалектическому мышлению.

Монолог обычно определяется как устная или письменная речь его автора, как речь от первого лица, как речемыслительная деятельность одного человека, не предполагающая ответной реакции собеседника. Однако смысл самого монолога как раз и заключается в том, что он является более или менее развернутым ответом на вопрос, содержащийся в его теме.

Диалог обычно определяется как речь двух собеседников, предполагающая их ответные реакции. Отмечается, что с их сторон могут выступать и другие участники, причем в любом количестве. Однако любой диалог начинается с вопроса его автора, на который он ожидает ответ другого лица, превращающегося в собеседника. Если инициатор диалога не получает удовлетворительный ответ на свой вопрос, то диалог превращается в дискуссию, спор и может завершиться конфликтом.

В литературе нередко отмечается монологичность диалога и диалогичность монолога, т.е. их единство в качестве диалектических противоположностей. Однако основание этого единства невозможно определить без фиксации третьей стороны, – наблюдателя. Но включение третьего лица в этот процесс предполагает новую форму социальной организации логического мышления, – полилог.

Полилог обычно представляют формальным множеством диалогов или его развернутой последовательностью. Однако, начиная уже с третьего лица, он выражает собой совершенно иное качество. В этом смысле полилог представляет собой управляемый диалог. Позиция третьей стороны – это позиция не только «стороннего» наблюдателя (надзирателя), но и судьи, посредника, организатора, ведущего, лидера и т.д. Причем эту позицию действительно могут занимать многие, обладающие соответствующими способностями.

б) Процесс формирования диалектического мышления.В процессе формирования диалектического мышления определяются следующие способы логического мышления: скептицизм (критическое мышление), софистика, догматизм, эклектика и диалектика. Диалектика как наиболее развитая форма творческого мышления выражается в диалектической логике. Диалектическая логика это логика творческого мышления, мышления порождающего истину.

Диалектическая логика есть способ выявления и разрешения противоречий, фиксирующих многочисленные трудности практической деятельности. В логической форме эти противоречия предстают в виде вопросов, задач и проблем. Их оборотными сторонами, т.е. диалектическими противоположностями являются: ответ, решение и метод. Как способы разрешения противоречий они имеют операциональное значение.

В логике вопросов и ответов первенствующее значение имеет вопрос. Вопрос выражает непосредственную неудовлетворенность человека чем-либо. Задача ставится путем целеполагания и определяется как отношение сущего (того, что дано) к должному (к цели, которую требуется достичь). Проблема есть сложная задача, отражающая систему противоречий. Поэтому способ ее решения, т.е. метод опосредствуется выявлением причины – основного противоречия (основного звена).

Поскольку проблема является сложной задачей, а задача содержит в себе то же требование (ту же неудовлетворенность), что и вопрос, все эти формы осознания противоречия сводятся к исходной, – к вопросу. Задача завершается вопросом, а проблема предстает как целостный комплекс вопросов, один из которых является основным.

В любом вопросе главное, жизненно важное заключается в том, что он есть. Нет вопроса, – нет творческой мысли его разрешающей. Исчерпывающий на него ответ ставит новый, – более общий, более глубокий вопрос и т.д. Универсализация в этом направлении порождает философскую постановку вопросов. Философские вопросы являются вечными, как сама жизнь. Продуктивность философского мышления, очевидно, заключается не столько в ответах, сколько в самой постановке вопросов. Они стимулируют развитие мысли.

Поскольку содержанием всех вопросов, задач и проблем, в конечном счете, являются универсальные диалектические противоречия, в философии они находят предельно общую форму выражения. Философские проблемы выражаются в форме апорий, антиномий, дилемм, альтернатив и т. д., в форме задач и вопросов. Задачи, в том числе и философские, всегда выражаются в форме различия между тем, что есть (условия) и тем, что нужно найти, что должно быть (цель). Философские вопросы многочисленны. В общем они имеют: предметную ориентацию (Что?), операциональную ориентацию (Как?) и ценностную ориентацию (Зачем? Для чего? Ради чего?).

Специфика этих вопросов, задач и проблем заключается не только в их

всеобщности (универсальности), но и в особой значимости для человека. Так, философскую проблему можно определить как осознанное в той или иной форме диалектическое противоречие, имеющее мировоззренческое значение для человека, т.е. затрагивающее его коренные, жизненно важные интересы. «Человек как познающий субъект может решать проблему, даже поставленную перед ним извне, лишь тогда и постольку, когда и поскольку он осознает её, как свою собственную», – писал Б.Г. Юдин [16, с.470].

Существенным свойством творческого мышления является умение разрешать содержательные диалектические противоречия. В этом процессе каждая из его сторон рассматривается и как цель, и как средство. Согласно Гегелю, диалектическое противоречие разрешается в основании. Поскольку же его решение является результатом мыслительной деятельности, оно требует ее третьего измерения. Однако оснований любого диалектического противоречия оказывается всегда два. Что, соответственно, требует выбора (Ясперс). Критерием творческого выбора является, в конечном счете, внутреннее время рассматриваемой системы.

В конкретной ситуации естественно возникает необходимость в мышлении многомерном, использующем множество категорий диалектики.

в) Диалектика продуктивного и репродуктивного в логическом мышлении.Проблема творчества, известна в истории философии по так называемому «парадоксу Сократа – Платона»: чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе неизвестно – куда идти и что искать. Но как можно знать что-то, чего еще никто не знал и ты сам не знаешь? Ее разрешение осуществляется путем осмысления диалектики продуктивного и репродуктивного.

По определению творчество есть создание принципиально нового качества. Но оно не является чистой продуктивностью. Новое невозможно без старого и всегда возникает лишь на его основе.

Репродуктивное мышление воспроизводит возможности прошлого в настоящем, того, что было, в том, что сейчас есть. Логика воспроизведения кругообразная: настоящее – прошлое – настоящее 2. Чтобы реконструировать прошлое в настоящем, необходимо предварительно мысленно перейти в это прошлое. Продуктивное мышление, наоборот, использует имеющиеся в настоящем возможности для создания будущего. Простая экстраполяция наличных возможностей в будущее является в прямолинейном образе. Суть диалектики этих противоположностей заключается в том, чтобы из имеющихся в настоящее время возможностей сконструировать совершенно иное качество, необходимое человеку, т.е. соответствующее человеческим потребностям, – модель потребного будущего.

Поскольку продуктивное возникает на основе репродуктивного, творческое мышление воспроизводит весь генезис логического мышления. Его основными моментами являются интуиция, воображение и понимание.

Интуиция как момент становления логического мышления имеет своим истоком наглядно-действенное мышление. Ее механизм заключается в самодостраивании операций.

Воображение как момент становления логического мышления имеет своим источником наглядно-образное мышление. Его механизмом является самодостраивание чувственных образов.

Понимание как заключительный акт в этом процессе включает в себя весь его творческий потенциал. Причем это не просто единичный акт «схватывания» или усвоения готового понятия, а именно процесс усвоения понятийного смысла, процесс переживания истины. Самодостраивание понятий в полноценном логическом мышлении осуществляется путем саморефлексии.

Творческий механизм саморефлексии понимания образуется в диалектическом единстве рефлексивного и нерефлексивного, логического (дискурсивного) и нелогического (внелогического), рационального и чувственного, сознательного и бессознательного, субъективного и объективного. Его категориальный аппарат представляется относительно замкнутой логической системой объективной диалектики.

 

4.4.3. Диалектика как логическая система

а) Предмет и принципы построения теории материалистической диалектики;

б) Основные законы диалектики;

в) Неосновные законы диалектики или ее закономерности.

 

а) Предмет и принципы построения теории материалистической диалектики. Объективная диалектика как логическая система представляется в теории диалектики. Современная теория материалистической диалектики есть учение о развитии явлений бытия и мышления. Объективность и всеобщность предмета придают ей научный статус. Как логическая система она состоит из принципов, законов и категорий. Принципы утверждают основные подходы к ее предмету, законы определяют ее содержание, категории являются формами выражения этих законов.

Предмет теории диалектики определяется с трех основных рефлексивных позиций субъекта в отношении к объекту: 1) внешней, 2) внутренней и 3) ситуативной. Внешняя рефлексивная позиция – это точка зрения наблюдателя, теоретика. Она предполагает объективное рассмотрение развития любого явления как предмета. Таким образом, утверждается материализм, материальное единство мира. Принцип материализма, в противоположность идеализму, требует исследовать реальные явления бытия и мышления, а не выдумывать их. Внутренняя рефлексивная позиция – это точка зрения деятеля, практика. При рассмотрении развития любого предмета она предполагает учитывать активность самого субъекта. Исходящий из этой активности принцип детерминизма, в противовес индетерминизму, утверждает всеобщую причинную обусловленность и связь явлений. Ситуативная рефлексивная позиция – это ситуативная точка зрения, требующая рассмотрения конкретных, – внешних и внутренних, – условий развития предмета. Таким образом, она рефлексивно предполагает его историческое измерение. Принцип историзма, утверждая саморазвитие любых явлений в собственном времени, противостоит антиисторизму.

Действие принципа историзма, представляющего предмет теории диалектики в его целостности, иллюстрируется историей развития самой диалектики. В период античности, зародившаяся на основе многочисленных чувственных наблюдений идея подвижности всех явлений, нашла свое яркое воплощение в «Огнелогосе» Гераклита. Он же утверждал, что источник (причина) движения – это «война», «вражда» противоположностей. Однако его наивной материалистической диалектике была противопоставлена метафизика Парменида, рационально обосновывавшего идею тождества противоположностей: бытия и мышления. Последняя, в дальнейшем, стала исходным пунктом различных идеалистических учений.

Экспериментально-математическое естествознание, возникшее в Новое время, породило новую философию. Метафизический способ мышления стал господствовать среди материалистов, диалектический, наоборот, среди идеалистов. В немецкой классической философии идеалистом Гегелем были открыты основные законы диалектики. Однако сконструированная им логическая система не отвечала требованиям практики.

Основы научной теории материалистической диалектики, соответствующей конкретно-историческим условиям, были разработаны марксизмом. Ее идеи вполне согласуются с современной концепцией глобального эволюционизма и интенсивно развивающейся синергетикой.

б) Основные законы диалектики.Основные аспекты развития явлений бытия и мышления диалектически взаимосвязанные. Эта взаимосвязь определяется тремя основными законами диалектики: 1) законом единства и «борьбы» противоположностей, указывающим на источник и причину развития всех явлений; 2) законом перехода количественных изменений в качественные и обратно, характеризующим механизм развития любого явления; 3) законом отрицания отрицания, указывающим общее направление развития того или иного явления. Знание и понимание этих законов оказывается необходимым условием для адекватных ответов на следующий круг вопросов: Откуда и почему произошло (возникло) данное явление? Каким образом оно развивается? Куда оно устремлено?

1. Закон единства «борьбы» противоположностей фиксирует двойственную природу развития явлений бытия и мышления, их внутреннюю диалектическую противоречивость. Согласно данному закону,источникомлюбого развития является диалектическое противоречие. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположностей, т.е. их взаимное исключение, отрицание друг другом при одновременном взаимном полагании друг другом. Взаимное исключение или отрицание противоположностями друг другом нередко метафорически именуется словом «борьба».

В диалектическом противоречии «борьба» противоположностей имеет абсолютный характер, а их гармоничное единство, равновесие, тождество – относительный, временный характер. Это дает основание полагать, что причинойлюбого развитияявляется именноборьбапротивоположностей, их взаимное исключение друг другом. В этом и заключается суть закона.

Данный закон является «ядром» диалектики, а его действие распространяется и на развитие самого диалектического противоречия. Саморазвитие диалектического противоречия выявляется в следующих стадиях:

1) Исходное рефлексивное тождество предмета(явления)самому себе;

2) В различных отношениях этого предмета к другим предметам(явлениям) обнаруживаются его различные (многочисленные) стороны, свойства, качества и т.д. ( В различных отношениях, т.е. с различных точек зрения, обнаруживаются внешние различия предмета. Предмет представляется как бы сотканным из разнообразных свойств.);

3) В отношении этих различных сторон друг к другу они выступают как противоположные стороны самого предмета (как его внутренние противоположности);

4) Причем, эти противоположности:

а) взаимно дополняют друг друга (структурное тождество, единство);

б) взаимно уравновешивают друг друга (функциональное тождество);

в) взаимно проникают друг в друга (генетическое тождество);

5) Взаимное проникновение противоположностейдруг в друга порождает (выявляет) их новое тождество (единство), которое является основанием разрешения данного противоречия. Основание разрешения противоречия – это качественно новый предмет, также тождественный самому себе.

(Заметим, что новая форма тождества противоположностей выявляется внутри каждой из них. Таким образом, определяются 2 основания разрешения диалектического противоречия, из них осуществляется выбор.)

6) Новое тождество противоположностей становится исходным пунктом дальнейшего диалектически противоречивого развития данного предмета (явления).

Диалектические противоречия бесконечно многообразны по формам и видам. Они выражаются во всех законах и категориях диалектики. Наиболее ярко эти противоречия проявляются в различных критических ситуациях: в конфликтных, экстремальных и пограничных.

В общественной жизни особую роль играет выделение антагонистических и неантагонистических противоречий. Антагонистическое противоречие – это столкновение субъектов, имеющих противоположные интересы: выигрыш одной стороны означает проигрыш другой. Неантагонистическое противоречие определяется единством интересов сталкивающихся субъектов: при этом либо выигрывают, либо проигрывают обе стороны.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно характеризует механизм развития любого явления. Он определяется категориями: «свойство», «качество», «количество», «мера», «границы меры», «скачек».

Способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие, называется свойством. Совокупность существенных свойств объекта, определяющая его отдельное бытие как вещи или предмета, называется качеством. Качественно однородное свойство различных объектов, определяющая их соизмеримость, называется количеством.

Мера определяется как диалектическое единство количества и качества: как количественное качество или как качественное количество. Границы меры – это ее пределы. Выход за эти пределы (границы) происходит (и именуется) скачком.

Взаимосвязь количества и качества диалектически противоречивая. Во взаимодействии этих противоположностей выделяются два относительно самостоятельных момента: 1) переход (превращение) количественных изменений в качественные и 2) переход (превращение) качественных изменений в количественные.

Обычная формулировка закона является односторонней: накопление количественных изменений объекта при переходе границ меры ведет к скачкообразному изменению его качества. Очевидно, она сводит все изменения к количественным, не фиксирует обратного перехода качественных изменений в количественные. Между тем, оба момента отражаются даже в самом названии закона.

Двусторонний процесс перехода количественных изменений в качественные и обратно, соответственно, определяет два основных способа (механизма) развития. На основе количественных изменений оно толкуется как увеличение или уменьшение определенного качества. На основе качественных изменений оно толкуется как переход в свою противоположность, конкретно, – в иное качество. Именно второй способ дает «ключ» к пониманию скачков в развитии, прерывов непрерывности и т.д.

Поскольку закон имеет всеобщий характер, его действие можно иллюстрировать многочисленными примерами. Среди них: теория «катастроф» в математике, шкала электромагнитных излучений, таблица Менделеева, фазовые переходы вещества, эволюционная теория Дарвина и современная генетика, теория общественно-экономических формаций.

3. Закон отрицания отрицания указывает общий спиралевидный путь и направление развития того или иного явления. «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой... Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» (К. Маркс).

Данный закон характеризуется с помощью следующих категорий: «полагание» («утверждение»), «отрицание», «сохранение» («преемственность»), «отрицание отрицания», «триада», «цикличность», «поступательность», «спираль развития».

Полагание – это констатация исходного пункта развивающегося объекта, или утверждение его исходного состояния. Без выполнения этого предварительного условия о развитии не может быть никакой речи.

Отрицание в понимании данного закона играет ключевую роль. Различаются два его вида: диалектическое и метафизическое. Диалектическое отрицание является внутренним, т.е. самоотрицанием объекта. Оно предполагает уничтожение всего негативного, что мешает развитию самого объекта, при сохранении всего позитивного, что способствует этому развитию. (Ср. принцип «недеяния» в даосизме, синергетический подход.) В отличие от диалектического, метафизическое отрицаниеявляется внешними действует как вмешательство извне, как разрушение естественного хода развития, как уничтожение объекта, как бесплодное, зряшнее, формальное и т.п. отрицание.

В предельном случае диалектическое отрицание всегда приводит к противоположному состоянию объекта, в «свое иное». Поэтому двойное диалектическое отрицание, т.е. отрицание отрицания в следующем предельном случае возвращает объект к исходному пункту. Однако этот возврат только по форме напоминает исходный пункт, поскольку в него включено все сохраненное предшествующее содержание.

Диалектическое отрицание отрицания – это развитие путем противоположностей. Его триадический ритм Гегель представил формулой: «тезис» – «антитезис» – «синтез». Фиксируя предельные пункты (моменты) развития объекта, эта триада формально выражает суть самого закона. Однако между предельными пунктами возможно, и чаще всего реально бывает, достаточно много таких отрицаний.

Формальное возвращение к исходному пункту обусловленное отрицанием отрицания выражает цикличность развития, а его отличие от прежнего, реального исходного пункта фиксирует линейная поступательность развития. В совокупности они образуют спираль. Спиралевидный образ развития имеет символический смысл.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и его темпы: с каждым новым витком спирали преодолевается все более значительный путь. Поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени рассматриваемого объекта.

Определив конкретное положение (позицию) объекта на траектории-спирали, с учетом темпоральности, можно с достаточной степенью вероятности предвидеть общую направленность его реального развития.

Закон отрицания отрицания лежит в основании современной теории синергетики (Д.С. Чернавский), его наглядными иллюстрациями могут быть все волновые процессы.

Данный закон в системе основных законов диалектики является завершающим по смыслу и как бы воспроизводит (в ином, – временном аспекте) исходный закон единства и борьбы противоположностей. Вместе с тем, он выступает системообразующим фактором так называемого трехмерного мышления. Однако современное системное мышление является многомерным. Оно конкретизируется многочисленными «парными» категориями диалектики, выражающими ее неосновные законы. Последние, чаще всего, называются диалектическими закономерностями. Проблема систематизации этих категорий успешно решается на основе трех форм тождества противоположностей: структурного, функционального и генетического.

в) Неосновные законы диалектики или ее закономерностипредставляются в многочисленных парных категориях, конкретизирующих ее основные законы. Поскольку теория материалистической диалектики имеет открытый характер, их число непрерывно растет. Систематизация этих категорий по формам тождества противоположностей предполагает их подразделение на: 1) категории организации; 2) категории функционирования и 3) категории развития. Таким образом:

К категориям организации относятся:

………………………………………………

– единичное – общее (и особенное);

– множественное – единое;

– часть – целое;

– элемент – система (и подсистемы);

– внутреннее – внешнее;

– содержание – форма;

– структура – функция;

……………………………………………….

К категориям функционирования относятся:

……………………………………………….

– устойчивость – изменчивость;

– сущность – явление;

– условие – обусловленное;

– причина – следствие;

– необходимость – случайность;

– динамическое – статистическое;

– равновесие – неравновесие;

………………………………………………

К категориям развития относятся:

…………………………………………………..

– бытие – небытие (и ничто, как бытие небытия);

– возникновение – исчезновение;

– действительность – возможность (и вероятность);

– старое – новое;

– прогресс – регресс;

– преемственность – отрицание;

– обратимость – необратимость;

– цикличность – поступательность;

– линейность – нелинейность;

………………………………………………….

Переход к подсистеме категорий развития осуществляется в результате прогрессивного разрешения диалектического противоречия между базовыми категориями «организация» и «функционирование». (Понятие «функционирование» отличается от понятия «функция» наличием прямой и обратной связи.) Однако переход к аспекту развития в теории диалектики на категориальном уровне осуществляется не просто. Очевидно, здесь речь идет о разрешении противоречия между двумя противоположными по характеру диалектическими противоречиями, представленными соответствующими категориями. Их взаимосвязь можно представить пересечением контрадикторных отношений в схеме логического квадрата. В экономике примером такой взаимосвязи может быть взаимодействие производства и потребления, с одной стороны, а с другой стороны, распределения и обмена. Понимая это, Маркс в свое время писал, что возникающая конкуренция на рынке в действительности оказывается трехсторонней (между продавцами, между покупателями, между покупателями и продавцами) [17, с.435]. Критерием прогресса и регресса, определяющим степень развития противоречий и их характеризующих противоположностей, является темпоральность конкретной системы, ее внутреннее время. В теории диалектики логика определяется воспроизведением исторического.

Говоря об отражении диалектической противоречивости в категориях диалектики, следует иметь в виду:

1. Полярность всех парных категорий по отношению друг к другу. Она

выражает противоположный смысл их содержания.

2. Дополнительность этих категорий, характеризующая их неразрывное единство.

3. Их взаимную обусловленность друг с другом, влияние каждой стороны на свою противоположность.

4. Взаимную опосредованность противоположных категорий, т.е. их взаимный переход друг в друга, взаимное проникновение.

Метафизическое отрицание одной из противоположных сторон с целью преувеличения, абсолютизации другой стороны порождает метафизические «измы».Таким образом,абсолютизация категории «форма» ведет к формализму, «структуры» – к структурализму, «функции» – к функционализму и т.д. На практике такие «измы» нередко оборачиваются экстремизмами различного толка.

Итак,воспроизводящаярефлексия в Логикепредставляет закономерность: Язык → Sя д-ка → Оя д-ка. При этом определяется следующее:

1) Собственно человеческой мерой (критерием, основанием) определения истины является язык (Логос).

2)Посредством языка в логике (в логическом мышлении) определяются (выявляются, воспроизводятся) всеобщие диалектические закономерности познания бытия, т.е. творческого отражения объективного в субъективном.

3) Рефлексивный Вывод (т.е. вывод из всей Логики): Определяемые в логике диалектические закономерности являются предельными основаниямиосмысленной, посредством языка, человеческой деятельности.

Однако расхождение «слова» и «дела» – довольно частое явление жизни. Для реализации сознательного действия необходимо понимание специфической сути вещей. А это требует обращения к прикладной философии.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Гносеология | Глава 5. ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 549; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.