Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




III. Диалектика и ее альтернативы

Читайте также:
  1. Анализ процессов (определяем существующую в обществе повестку дня и соотносим с нею разработанные альтернативы). Устанавливаем клиентную группу.
  2. Бинарные проблемы (содержат 2 противоположные альтернативы).
  3. Вопрос 3. Абсолютный идеализм, диалектика и социально-политические взгляды Георга Гегеля
  4. Выбор стратегии фирмы: этапы, фактор, стратегические альтернативы.
  5. Диалектика внешней и внутренней регуляции поведения
  6. Диалектика и метафизика
  7. ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛОГИКИ.
  8. Метод компенсации. Выписывает достоинства и недостатки каждой альтернативы. Все что одинаковое вычеркивается, сравнивается только то, что остается.
  9. Осуществляется комбинирование идеальных альтернатив в 1 или несколько альтернатив. Все альтернативы должны взаимоподдерживать друг друга.

20. Основы и исторические вехи диалектики

Диалектика – учение о единстве и борьбе противоположностей и связанной с этим всеобщей взаимосвязи, функционировании, развитии. (В античности «диалектику» понимали и как искусство творческого спора.) Минимальная задача диалектики: видеть мир противоречивым, изменяющимся, развивающимся, взаимосвязанным; максимальная – разработать систему категорий и законов. Диалектика входит во все разделы и затрагивает все вопросы философии (например диалектична вечная борьба материализма, объективного и субъективного идеализма), поэтому ее можно и нужно излагать отдельно.

Начало диалектики теряется в мифе: всеобщая оппозиционность (правое-левое, Солнце-Луна); взаимосвязь, взаимопереходы (античный бог Протей), амбивалентность, любовь-ненависть (тотемизм предполагал и поклонение, и умерщвление тотема). Считается, что обыденность внедиалектична. Это не так, диалектическая двойственность слышится во многих глубоких словах (судьба, любовь), пословицах («Бедному жениться, и ночь коротка» против «С милым рай и в шалаше»), наблюдениях (после смеха жди слез).

Диалектика представлена в учении инь-ян, у Гераклита, Кратила, Эмпедокла (образность их мысли можно положительно отметить: эмоциональность, наглядность прекрасно запоминается; сравните с японской хокку.) Великий критик диалектики, Аристотель, опирался на открытый им основной закон бытия и логики – закон тождества. Христианство, познавшее истину, делало диалектику неактуальной. С эпохи Возрождения ситуация меняется. Николай Кузанский (1401-1464) учил о Боге как абсолютном максимуме и минимуме (поскольку вне бога ничего нет, то нет ничего большего или меньшего, чем он). Учение Канта об антиномиях (противоречиях) чистого разума (мысли о начале, бесконечности, Боге и свободе приводят к двум одинаково доказуемым и противоположным тезисам), триада тезиса-антитезиса-синтеза Фихте, философия Ф. Шеллинга (1775-1854), видевшего жизнь мира через борьбу противоположностей, ведут к самому известному теоретику диалектики – Гегелю.

Марксизм, критикуя Гегеля за идеализм и завершенность развития, видел себя третьей, последней формой диалектики (после античности и Гегеля). Диамат боролся со сторонниками примирения противоположностей, видя в этом желание тормозить ход истории (по А. Кожеву, борьба капиталистов и рабочих, управляющих и управляемых и т.д. должна быть введена в гармоничное русло взаимовыгодной дополнительности). Марксисты также полемизировали с революционными крайностями, например, представителем франкфрутской школы Т. Адорно (1903-1969). В «Негативной диалектике» (1966) он приписывал творческий смысл только антитезису, не дающему застыть движению, разоблачая любую позитивность как заведомо ложную. В искусстве идеалом негативности Адорно видел театр абсурда С. Беккета. (Несомненно влияние Адорно на левоэкстремистский бунт «новых левых» 60-х годы ХХ в.)

Современная критика диамата должна восприниматься как избавление от реального марксистского догматизма и дальнейшее обогащение отечественной диалектики, например, темой гармонии противоположностей (Г.С. Батищев).


21. Закон единства и борьбы противоположностей

Первый, исходный закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. Им утверждается: 1. Тотальность, всеобщность диалектических объектов и отношений (граница связывает и отделяет объект от мира: наша расширяющаяся Вселенная предполагает сжатие как последующее, так и сейчас существующее; атом – единство положительных и отрицательных зарядов; молекула – единство молекулярного притяжения и отталкивания; живое на Земле существует, поскольку наша планета идет к Солнцу и уходит от него; эволюционное единство наследственности и изменчивости, и, возможно, связанного с этим феминного (женского) и мускулинного (мужского) начал; поглощение и выделение продуктов жизнедеятельности, чередовании активности, бодрствования и пассивности, отдыха, сна, возбуждение и торможение нервной системы живых организмов; история общества прекрасно описывается через борьбу противоположных классов; жизнь человека есть стремление заполнить отсутствие, пустоту находящейся вне его полнотой (для студента это образование); хороший технический продукт есть совпадение противоположностей: дешевый и качественный, дом зимой теплый, летом прохладный; уютная и просторная квартира; продавец не существует без покупателя, студент без преподавателя, и наоборот; но можно ли говорить о вечности борьбы добра и зла?). 2. Вытекающее из указанной всеобщности понимание борьбы противоположностей как источника самодвижения, саморазвития мира (материалистам после этого «гипотеза бога» не нужна).

Есть ли объекты, не участвующие в диалектических взаимоотношениях? Нет. Даже куча камней диалектически связана действием-противодействием. Но подобные объекты не способны к дальнейшему диалектическому развитию, их глубокий диалектический анализ не несет ничего интересного. Все ли движения в мире в конечном счете связаны с диалектической борьбой? Да. Все ли движения в мире непосредственно связаны с диалектической борьбой? Нет. Когда человек двигает книгу, ее движение не связано с внутренней борьбой противоположностей. Таких случаев много, например, жизнь земных организмы во многом определяется не их диалектической борьбой, а использованием энергии диалектической жизни Солнца и запасов Земли (отсюда возможность для человека выбрать скучное, не опасное, минимально диалектическое бытие). Источником недиалектического движения может быть конкуренция, где непосредственная борьба производителей за потребителя не вытекает из диалектической сути конкурирующих фирм, вступающих в диалектические отношения только с потребителем. Хотя в рамках экономики в целом, конкуренция может рассматриваться как закономерный диалектический момент.

Диалектические противоположности могут какое-то время оставаться в прежнем состоянии. Иногда это состояние будет довольно долгим (атом), иногда благоразумные люди специально сохраняют его (сохраняют себя на своем «уровне компетенции», по Питеру, предполагая, что дальнейшее продвижение по бюрократической лестнице принесет только лишние проблемы). Но любой объект когда-нибудь придет к своему завершению, перейдет в новое качество. Ответ на вопрос, как это происходит, дает второй закон диалектики.


22. Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм последовательного изменения объектов, перехода их в новое состояние. Содержание этого закона целесообразно излагать в ходе определения основных задействованных в нем категорий.

Свойство – в широком смысле любая отдельная характеристика объекта (любой признак, черта объекта). Количество – характеристика объекта по степени развития или интенсивности присущих ему свойств. Качество – сущностная определенность объекта, характеризующая его как данный объект, обладающий определенностью и совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним объектов. Качество отражает родо-видовую принадлежность и уникальность объекта. (Этот объект есть живое существо, человек, студент, оригинальный и любимый И.И. Иванов; сравните с сутью бытия по Аристотелю). Качество характеризуется устойчивостью, количество – изменчивостью, вариативностью, отсюда выводится новая категория – мера – интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность объекта. Когда-нибудь количественные характеристики выйдут за рамки данного качества и произойдет переход к новому качеству. Скачок – переход количественных изменений в качественные. Скачки бывают разные: резкие, интенсивные (революция, усталость металла), постепенные (испарение воды, появление новых биологических видов, технических моделей). Но суть их одна – переход в новое качественное состояние. (Некоторые исследователи считают, что необходимо расширить содержание второго закона диалектики за счет включения в него перехода в новое качество через структурные изменения, перестройку внутри объектов; см. «изомерия»)

Диалектическая, качественная трактовки скачков критикуется сторонниками «плоского эволюционизма»: 1. Погружение в конкретное изучение перехода к новому качеству, доскональное изучение всех количественных характеристик движения приводит к эффекту софизмов «лысый» и «куча» (одна песчинка не куча, две тоже… образовавшаяся постепенно гора Джомолунгма тоже не является кучей), когда никогда нельзя сказать, что между старым и новым уже появилась качественная разница (например, когда из звуковой сигнализации животных все-таки появился человеческий язык). 2. Животный мир можно понимать не как результат качественной эволюции, а как разворачивание потенциальных возможностей, заложенных в уже данном в начале эволюции наборе генов. В этом случае любой животный вид не есть плод качественного скачка, а есть развертывание возможности, данной в генах. Ссылаясь на сам факт таблицы Менделеева, так же вне развития можно понимать и всю жизнь космоса. В диамате традиционно подобное критиковалось (за деревьями нужно видеть лес; 50 млн лет назад не было тех генов, которые «создали» человека). Но не проглядели ли тогда объективную, диалектическую связь между качественными скачками и плоским эволюционизмом (см. генная инженерия)?

Переход в новое качество одновременно говорит об оставленном в прошлом старом качестве. Закономерный вопрос, как новое связано со старым, получает свое освещение в третьем законе диалектики.


23. Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания отражает всеобщие моменты связи между старым и новым в ходе качественного развития. В диалектическом отрицании старого (обучение после школы в университете) присутствуют: 1) разрушение (деструкция) части старого (детство и заботливость школы в прошлом); 2) определенная преемственность (аккумуляция), т.е. сохранение части элементов и структур старого (знания и умения общаться, качественно осмысливать школьный материал – хорошее подспорье в университете); 3) формирование принципиально новых элементов и структур (конструкция) (личная ответственность за свои дела; стипендия; подработки).

Наличие указанных трех разных моментов провоцирует появление метафизической их абсолютизации. Существование аккумуляции приводит к позиции плоского эволюционизма, – деструкции и конструкции ведут к супер-революционности, к представлению о том, что новое, являясь абсолютно новым, оставляет старое полностью в прошлом (пусть мертвые хоронят своих мертвецов). Последние взгляды достаточно распространены (перестройки; футуристы), также известны их общественные следствия.

Полученное новое качество (новое состояние объекта) с течением времени перейдет в другое новое качество, т.е. произойдет новое отрицание, т.е. отрицание отрицания и т.д. (это простое объяснение названия закона). В философии Фихте, Гегеля показано наличие диалектической триады (тезис, антитезис, синтез), превращающей указанный выше линейный путь отрицаний в триадичный путь, связывающий начало отрицаний (Бог как все и ничто у Гегеля), через его отрицание (материя) с его итогом (Абсолютный дух Гегеля, охватывающий все им побежденное и сделанное). Материалистическое понимание диалектики разрывает замкнутый диалектический круг Гегеля, превращая его в открытую сверху и снизу ветвь диалектической спирали.

Примером на диалектическую спиралевидную триадичность можно взять любую серьезную, последовательную мысль (я поступаю в НГТУ; мне не нужно поступать в НГТУ; я поступаю в НГТУ, поскольку все негативные замечания на это решение не выдержали критики). В марксизме утверждается триадичность общественной жизни (минимальный уровень общественного производства порождает первобытный коммунизм, заботу друг о друге; развитие производства ведет к борьбе между людьми за богатства и их потребление только частью общества; высочайшее развитие производства приведет к возвращению на новом, «сытом» уровне общественной солидарности, присущей первобытным коллективам). Спорна, но вполне возможна следующая тридаичность: абиологическая материя (бесчувственная, но, по сути, бессмертная); люди (чувства, страсти, интеллект, но смерть и знание о ней); киборги, постлюди (абиологическая основа позволяет человеку достичь бессмертия).

Законы диалектики неразрывно связаны между собой, в общих чертах отражая диалектическое развитие объекта. Следующий, более глубокий уровень диалектической жизни объекта, в контексте его взаимосвязи с миром и с учетом его собственной сложности, отражается в рамках диалектической концепции детерминизма, абстрактного, конкретного.


24. Диалектическая суть детерминизма, абстрактного, конкретного

Детерминизм – учение о причине, следствии, случайности, необходимости. Для жесткого детерминизма (Демокрит, Лаплас, Эйнштейн с его «Бог не играет в кости) случайности нет, все подчинено необходимости. Для индетерминизма (Эпикур и многие сторонники свободы воли) существуют беспричинные явления. Диамат отрицает указанные позиции как метафизические крайности. Диалектическое понимание детерминизма опирается на современное отношение к статистическим законам, дающим вероятностное знание как о состоянии всей исследуемой совокупности – жидкости, населения, так и о каждом отдельном его элементе. Раньше эти законы считались предварительными. Их хотели свести к настоящим динамическим законам, исследующим движение одного или нескольких объектов и дающим точное предсказание их дальнейшего положения (см. физику Ньютона). Сегодня большинство ученых считает: 1) статистические законы объективными (т.е. реальность сама по себе вероятностна, и вероятность не отменяет причинность); 2) относительная точность динамических законов связана с идеализацией действительности, причем в области простейшего, т.е. механического движения. Следовательно правомерно критиковать как жесткий детерминизм (случайность есть), так и индетерминизм (у случайности есть причина). Отсюда диалектическое видение взаимосвязи случайности и необходимости, под которой следует понимать внутренне присущую сложному объекту целевую активность. Случайность есть форма проявления (на ряд занятий ходить неохота) и дополнения (ряд занятий пропускается из-за пробок на дорогах) необходимости (получения образования, диплома). Необходимость сама случайна (можно было поступить не в НГТУ, а в ПТУ или МГУ) и открыта к случайным изменениям (учеба в НГТУ может быть закончена в случае получение наследства от канадского дядюшки, или решения заняться бизнесом).

Традиционно наука двигалась от конкретного к абстрактному, избавленному от всего случайного, нехарактерного (сколько от реального камня осталось в формуле свободного падения тел Галилея?). По Гегелю, таким образом, теряется уникальность в ее жизни и развитии; абстрактное следует понимать как генетически исходное, самое бедное и начальное, как беден родившийся ребенок, а конкретное – как развитое, итоговое состояние объекта, полученное путем развития из своего начального состояния. Конкретное – «синтез многих определений», вбирающее все свершения и потери своего исторического пути борьбы противоположностей, качественных изменений и диалектических отрицаний.

Философия Гегеля, особенно книги «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук», являет собой ярчайший пример отражения диалектического движения реальности от абстрактного (чистое бытие) к конкретному (современность). В диамате классическим считается «Капитал» К. Маркса, который начинается с выделения у товара двух противоположных сторон (потребительской и меновой стоимости), диалектическая борьба последних с закономерностью ведет сначала к становлению, а затем к гибели капитализма. Эти работы нужно понимать матрицами диалектического анализа действительности.


25. Диалектика, синергетика, теория систем

Претензии диалектики и раньше встречали философский отпор (для Поппера она банальна и пуста для науки). Сейчас и у нас она все чаще «отправляется в отставку или на свалку», уступая место синергетике или теории систем.

Синергетика – направление междисциплинарных исследований, объект которых – процессы самоорганизации в открытых (свободно обменивающихся энергией с миром) системах (от физических до социальных). Особое внимание уделяется точкам бифуркаций, переломным моментам (слом металлоконструкций; «вдруг» Ф.М. Достоевского; биологические мутации), ветвящих возможное будущее от гибели до нового, более богатого состояния (порядок из хаоса). Синергетика – детище ученых (И. Пригожин, Г. Хакен). По Пригожину, синергетика приходит на смену господствующим взглядам, идущим от Ньютона, приучившего видеть мир через образ маятника, находящегося в нижнем положении, гарантирующем устойчивость, стабильность мира и познания. На самом же деле, образ мира – маятник в верхнем положение, и никто не может знать, что с этим маятником/миром будет дальше. Популярность синергетики обусловливают: непосредственная опора на науку; отражение многих значимых событий (кто предполагал перестройку в России?); указание на возможную катастрофичность будущего (что будет с людьми после появления искусственного интеллекта?); удобность и достаточная глубина ее основных понятий (открытая/закрытая система, хаос, самоорганизация, порядок, бифуркация).

В XVII-XIX вв. считалось, что целое есть простая сумма своих частей (свойство аддитивности), точкой понимания здесь служил механизм (мир – часы). Развитие науки и философии, обратившихся к изучению биологических и социальных объектов, привело к новым взглядам и понятиям: система (взаимосвязанные в целое элементы, где возникает новое интегративное качество, не выводимо из свойств этих элементов по отдельности), элемент (неразложимый далее – при данном способе рассмотрения – компонент системы), структура (порядок связи элементов). Выросшие на этом базисе теория систем и системный подход сегодня широко известны и научно респектабельны, поскольку они позволяют держать в поле зрения важнейшие аспекты жизни сложных объектов: учитывать внешние и внутренние взаимосвязи системы; видеть их бесконечность; понимать, что место элемента во многом определяется его специфику (в другом месте этого же целого тот же самый элемент может быть совершенно другим); ожидать возможность непредсказуемых системных эффектов (сделают ли два объединенных землекопа то, что они делали по отдельности?); знать о возможном качественном изменении системы при структурных изменениях; предполагать эффект малое воздействие – большое следствие, связанный со своеобразием системной жизни, подверженной колебаниям, в частности, силы и слабости («потому что в кузнице не было гвоздя»).

Диалектика не боится спорить и с этими, и с другими (эволюционной теорией) претендентами на ее место, например, системные взгляды органичны для нее, бифуркации не удивляют. Но можно ли сейчас претендовать на единственную точку зрения? Не признает ли отрицание диалектики органичным, законным диалектическим моментом новая, постдогматическая диалектика?


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
II. История философии | IV. Онтология

Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 738; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.