Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 3. Абсолютный идеализм, диалектика и социально-политические взгляды Георга Гегеля

Читайте также:
  1. III. Борьба за разрешение восточного вопроса.
  2. III. Диалектика и ее альтернативы
  3. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  4. А). Вопрос об «асимметрии правил допустимости доказательств» (или возможности использования доказательств, полученных с нарушением закона, стороной защиты).
  5. Б). Решение вопроса об исключении доказательств, в зависимости от характера допущенного нарушения.
  6. ВЗГЛЯДЫ КОМАНДОВАНИЯ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТОПЕХОТНОЙ РОТЫ В НАСТУПЛЕНИИ.
  7. Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт
  8. Виды вопросов
  9. Виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения вопроса о допустимости доказательств.
  10. Вопрос - 2. Самозащита гражданских прав.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

· теория абсолютного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух);

· диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

· «Феноменология духа»;

· «Наука логики»;

· «Философия права».

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи.

Абсолютная идея – это:

· единственно существующая подлинная реальность;

· первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

· Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:

· окружающего мира;

· природы;

· человека;

· а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружающий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Само отчуждение включает в себя:

· творение материи из воздуха;

· сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) – через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

· искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

· проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

· целенаправленно и закономерно движется – действия, поступки человека, ход истории;

· познает себя через познавательную деятельность человека;

· творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

· все – Мировой дух, «конечный дух» – человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

· данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

· единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

· существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

· данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность;

· в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

· данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

Например:

В качестве самого первого тезиса, – с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.

По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

В своих исследованиях Гегель стремится понять:

· философию природы;

· философию духа;

· философию истории;

· а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

· субъективный дух;

· объективный дух;

· абсолютный дух.

Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).

Объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

· искусство;

· религия;

· философия.

Искусство – непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия – антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми – философами. Философия – полное раскрытие всех истин, познание Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» – по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

· философию природы;

· антропологию;

· психологию;

· логику;

· философию государства;

· философию гражданского общества;

· философию права;

· философию истории;

· диалектику – как истину всеобщих законов и принципов.

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

· восточную;

· антично-средневековую;

· германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей.

Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

· государство – форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог);

· право – наличное бытие (воплощение) свободы;

· общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

· богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

· противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса;

· противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

· «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 2. Гносеология, этика и социально-политические взгляды Иммануила Канта | Вопрос 4. Антропологический материализм Людвига Фейербаха

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 729; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.