Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 4. Антропологический материализм Людвига Фейербаха

Читайте также:
  1. III. Борьба за разрешение восточного вопроса.
  2. А). Вопрос об «асимметрии правил допустимости доказательств» (или возможности использования доказательств, полученных с нарушением закона, стороной защиты).
  3. Атомизм Левкиппа и Демокрита: зарождение материализма
  4. Б). Решение вопроса об исключении доказательств, в зависимости от характера допущенного нарушения.
  5. Виды вопросов
  6. Виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения вопроса о допустимости доказательств.
  7. Вопрос - 2. Самозащита гражданских прав.
  8. Вопрос 1 Понятие и значение состава преступления.
  9. Вопрос 1 Понятие объективной стороны и её УП значение.
  10. Вопрос 1.

 

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия Нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

· полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

· попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

· материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

· большой интерес к социально-политическим вопросам;

· убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

· отвергает идею тождества бытия и мышления;

· не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

· логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

· не признает единства философии и религии;

· отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.Суть этой теории в том, что:

· единственно существующими реальностями являются природа и человек;

· человек является частью природы;

· человек есть единство материального и духовного;

· человек должен стать главным интересом философии;

· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

· все, что нас окружает (предметы, явления), – различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, – деистов и др., Фейербах:

· выступает с атеистических позиций;

· тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

· Бога как самостоятельной реальности нет;

· Бог – порождение сознания человека;

· религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

· распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

· корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

· мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

· Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

· Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

· человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

· полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;

· основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

· данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;

· необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

· смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 3. Абсолютный идеализм, диалектика и социально-политические взгляды Георга Гегеля | Вопрос 5. Философские взгляды марксистов

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 636; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.