Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Глава 5. ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. VI. Философия общественной жизни
  4. VI. Философия русского космизма.
  5. VII. Натурфилософия.
  6. Аналитическая глава (глава 2)
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. Античная философия
  10. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

5.1. Общие положения

 

Прикладную философию нельзя толковать примитивно. Не следует, например, ее понимать как приложение научной теории к практике. Хотя этот момент в ней, безусловно, содержится – виде практической философии. Подобно тому, как теоретическая философия включает в себя практический компонент, прикладная философия включает в себя компонент теоретический (духовный) в роли категориального аппарата, мысленного средства. Причем прикладная философия инструментальная по своей сути. Она представляет собой способ полагания оснований всей культуры, т.е. предельных оснований человеческого бытия и мышления. Поэтому, в отличие от теоретической философии, в ней ведущую роль играет производящая рефлексия. Естественно, выражается этот способ в различных формах: как способ философствования, как умение самостоятельно мыслить, как способ самосознания и т.д.

В аспектах реализации основных разделов философской теории она также обретает специфику: 1) способ полагания онтологических оснований культуры определяется как способ целеполагания (т.е. полагания должного) и представляется аксиологией; 2) способ полагания гносеологических оснований культуры (т.е. знаний) представляется методологией; 3) логические основания культуры (т.е. образы самих способов действия) определяются в практической деятельности. Способ полагания практических, деятельностных оснований культуры представляется философией практики (праксеологией). Аксиология, методология и праксеология являются базисом неклассической философии XIX – XXI века.

Прикладная философия является способом самоутверждения человека в мире. Таким образом, она формирует теоретическое мировоззрение того или иного субъекта. А. Швейцер специально подчеркивал: культуротворческое мировоззрение должно быть обосновывающим, т.е. мыслящим[18, с. 71–79]. Как способ (средство) самоутверждения человека в мире, прикладная философия определяет жизненный смысл и формирует умение вырабатывать все новые и новые мировоззренческие образы в различных областях культуры. Полагая предельные основания культуры, производящая философская рефлексия по своей сути является творческой.

Различия прикладной и теоретической философии:

 

Философская теория – Приложения философии

Мировоззренческая теория – Теоретическое мировоззрение

Освоение мира человеком – Бытие человека в мире

Присвоение – Самоутверждение человека в мире

Иметь – Быть

Замкнутая система жизни S та – Открытая система жизни S та

О – S – О – S – О – S

Воспроизводящая рефлексия – Производящая рефлексия

Выявление оснований культуры – Полагание оснований культуры

Как видно, прикладная философия это не столько знание, сколько умение (предполагающее знание), – умение системно, целостно, универсально, свободно, творчески, т.е. философски мыслить (философствовать), рефлексировать.

Поскольку в прикладной философии изначально происходит обращение воспроизводящей философской рефлексии в производящую (точнее, сама прикладная философия выражает это обращение), постольку в ней происходит и смена ориентации (ориентаций). От основного вопроса философии (структурирующего философскую теорию) внимание направляется к различным, сначала довольно общим, философским проблемам, затем осуществляется их конкретизация.

Исторически, проблему обращения классической теории философии в неклассическую прикладную философию зафиксировали Неокантианцы. Различая сущее и должное,они заново переосмысливали саму постановку основного вопроса философии. Вся история философии ими представлялась как история проблем. Вместе с тем, смена ориентаций начала все чаще выражаться в диалогической форме, смысловыми вопросами: Что? Как? Для чего? (Зачем?) и др. Тот или иной способ решения философских проблем становился основой определенного философского направления.

Это обращение классической философской теории в неклассические философские учения не одномоментный акт, а исторический процесс. Он имеет два основных этапа:

1. Именуемый просто неклассическим(серед. XIX в. – серед. XX в);

2. Так называемый постнеклассический(серед.XX в. – по н. время).

Различие между ними существенное.

1. Примерно с середины XIX века в европейской культуре, почти одновременно, возникают учения, представляющие три различных направления неклассической философии: философия жизни, позитивизм и исторический материализм или марксистская «философия практики» (А. Грамши). В них усматриваются исходные установки современной прикладной философии. Ее развитие в этих направлениях определялось специфическими закономерностями производящей рефлексии.

Так, при осмыслении проблемы человеческого бытия в мире, философская рефлексия обретала свой ценностный характер. Аксиологическое направление, изначально представленное философией жизни, далее развивалось философской феноменологией и экзистенциализмом.

А) В центре внимания философии жизни –различные бессознательные проявления жизни: биологические силы, инстинкты, воля, воля к власти, творческий порыв и т. д. Все они переживаются человеком непосредственно. В качестве факторов человеческой жизни они полагались основаниями культуры и критериями оценки всех ценностей (Ницше). По мнению Шпенглера, при утрате «жизненной энергии» любая культура переходит в мертвую цивилизацию.

Б) Основы философской феноменологиибыли заложены в трудах Э. Гуссерля. Совокупность всех факторов человеческой жизни он определил понятием «жизненный мир». В сознании человека, который изначально находится в этом мире, он представляется многообразными феноменами. Путем феноменологической редукции (двойной рефлексии) этот «жизненный мир» обращается в теоретическую онтологию, моделирующую суть вещей. Таким образом, осуществляется понимание феноменов сознания, постижение их реального человеческого смысла.

В) Философский экзистенциализм в определенном смысле заключает развитие данного направления. Как бы возвращаясь к исходному пункту, на первое место он ставит не сущность, а существование человека. Основополагающая идея этого учения – его жизненный выбор. Экзистенциальный выбор – это выбор необходимого предмета среди возможных (доступных) объектов, это ответ на вопрос: Что делать? В результате такого выбора рождается цель (Шюц). Процесс целеполагания определяется как видение целей, как видение должного. Путем экзистенциального выбора человек утверждает себя в мире, в окружающей среде, в конкретной ситуации. То есть самоопределяется: осознает свое место в мире, в окружающей среде, в ситуации; занимает определенную позицию, точку зрения. Именно с этой позиции или точки зрения он рассматривает (видение) и оценивает условия своего существования.

Экзистенциальный выбор – это ценностный выбор. Таким образом, полагаются не только цели и идеалы, а все ценностные представления. Переживания этих идеальных образов выражаются в экзистенциалах – специфически человеческих чувствах (Хайдеггер). Вместе с тем, с позиций возникших идеальных образов осуществляется дальнейшая оценка бытия (сами ценностные представления, цели и идеалы – являются основаниями, критериями их дальнейшего определения).

Экзистенциальный выбор – это творческий выбор. Таким образом, человек выбирает самого себя, проектирует свою жизнь (Хайдеггер, Сартр), формирует замыслы, строит модели будущего и т.д. (Цель превращается в мотив, мотив порождает новую цель).

В центре фундаментальных ценностей индустриальной культуры оказываются результаты научной деятельности, – научные знания. Проблема развития научного знания требует ответа на вопрос: Как? и определяет методологический характерего философской рефлексии. Основные этапы этого неклассического направления философии представляет 1-й, 2-й и 3-й позитивизм.

А) Основоположник позитивизма О. Конт действительно утверждал, что главным вопросом науки является вопрос Как. Ответ на него дает позитивное знание. Он же определил и основные функции науки: описание, объяснение и предвидение. Ее общую задачу он сформулировал так: «знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать». 1-й позитивизм особое внимание уделил функции описания чувственно воспринимаемых явлений (чувственному опыту, данным научных наблюдений и экспериментов).

Б) 2-й позитивизм возник как реакция на кризис физики на рубеже XIX –XX вв. Были открыты непосредственно ненаблюдаемые явления. Махизм (эмпириокритицизм) осуществлял критическое переосмысление чувственного опыта. Решение проблемы дальнейшего развития научного знания им было найдено путем перехода от эмпирических описаний к теоретическим. Так, в научном познании зародился метод «черного ящика», позволяющий осуществить этот переход. Главное внимание философской рефлексии было сосредоточено на функционировании научных знаний. (Отсюда же происходит и принцип «экономии мышления».)

В) 3-й позитивизм (неопозитивизм) начал осуществлять научный анализ основополагающей роли знаково-символических средств (искусственного, затем и естественного языка) в получении объективного знания. Изначально она усматривалась в его логической организации. Философская рефлексия охватывала все основные аспекты этих средств: логический синтаксис (логический позитивизм), логическую семантику (логический атомизм и логический эмпиризм) и логическую прагматику («языковые игры», операционализм). Альтернативный конвенциональному путь анализа языка был предложен физикализмом. Он привлек внимание к проблеме поиска общих для всей науки объединяющих принципов: структурного, функционального, структурно-функционального, системного и др. На основе системного подхода появилась возможность преодоления редукционистских ограничений. Зародившаяся в физике синергетика стала утверждать равноправие описаний всех уровней и аспектов реальности. Любые системы она представляет как самоорганизующиеся. Таким образом, ею определяются объективные общенаучные основания и философско-методологической рефлексии.

Проблема полагания практических, деятельностных оснований культуры в неклассической прикладной философии решалась: в «историческом материализме»К. Маркса; в американской философии прагматизма(Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи); в «Праксеологии» Т. Котарбинского. От последнего исходит и общее название данного направления.

А) Идею праксеологии Маркс выразил так: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Это есть его недвусмысленный ответ на вопрос: Для чего? В центре «Истмата»– способ общественного производства. Философское осмысление закономерностей его исторического развития осуществляется в рациональной форме предметной рефлексии – диалектическим методом. «Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» – отмечает В.И. Ленин [19, с. 194–195].

Б) Философия прагматизма – это философия рационального принятия решений. Причем принятие решений толкуется операционально – как выбор способа действия. Выбор же определяется полезностью возможного результата, т.е. утилитарной полезностью. Таким образом, теория принятия решений оказывается непосредственно связанной с экономическим выбором (причем изначально, с точки зрения индивидуального потребителя, а не производителя).

Г) ПраксеологияТ. Котарбинского, по замыслу автора, представляет собой общую теорию эффективной организации деятельности, безразлично, является ли она индивидуальной или коллективной. Как видно, в ней дается конкретный ответ на вопрос: Для чего? Идеи «Праксеологии» Котарбинский изложил в своем главном произведении под названием: «Трактат о хорошей работе».

В «Трактате» ставятся три основные задачи. Главной из них является выработка наиболее об­щих норм максимальной целесообразности. Таким образом, осуществляется попытка создать рационально упо­рядоченный свод основных – позитивных и негативных – реко­мендаций, имеющих ценность для всех отраслей деятельности и для всех специальностей.Выявление практических оснований указанных норм предполагает: рассмотрение динамики прогресса мастерст­ва человека и факторов, которые обуслов­ливают определенные изменения, а также аналитическое описание элемен­тов действия в самых разнообразных его формах. Последовательность решения поставленных задач в «Трактате», естественно, обратная.

Стремясь отграничить свою «Праксеологию» от традиционной философской теории (в смысле Метафизики), возможно и по идеологическим соображениям, Т. Котарбинский не употребляет терминологию философской рефлексии в ее обосновании. Однако решение ее главной задачи начинается именно с философской рефлексии.Котарбинский выражает ее словами из «Логики» Гегеля о «хитрости разума». При этом он говорит об экономии средств как способе повышения производительности и эффективности труда.Производящий характер практики заключается в организациидействий в деятельность, в систему деятельности. А способы этой организации суть способы (принципы, методы = технологии, приемы…) решения практических проблем. Фактически они реализуются в нормировании деятельности, в ее рационализации, вершиной которой является автоматизация.

Междисциплинарные праксеологические идеи разрабатывались и другими авторами. На их основе сформировались и развиваются различные теории организации, организационного поведения и менеджмента. Похоже, сюда же относится и вся философия техники.

Очевидно, самоопределение(экзистенциализм), самоорганизация (неопозитивизм) и автоматизация (праксеология) являются субъективной, объективной и деятельностной формой выражения оснований философской рефлексии (в смысле саморефлексии).

Рефлексивная позиция производящей рефлексии изначально является субъективной. Она определяется точкой зрения субъекта практической, познавательной и оценочной деятельности. Это эксцентричная, внешняя по отношению к миру, к среде, к ситуации позиция т.е. надситуативная, позволяющая относиться (практически, теоретически и оценочно) к данной ситуации. Она изначально предполагает выход из данной ситуации и отношение к ней как бы «извне». Как известно, этот выход оказывается возможным благодаря труду (материальному преобразованию действительности). Только человек относится к миру.Его отношение к миру свободное, творческое, универсальное. Философская рефлексия, представляясь как отражение себя в ином, а иного в себе, полагает предельные основания этой универсальности.

 

Полный цикл производящей рефлексии в неклассической прикладной философии символически можно представить так:

S1 → ср1. → О1 → S2 → ср2. → О2 → S3 → ср3. → …

Символами здесь обозначаются мировоззренческие позиции, с точек зрения которых субъектом полагается их прагматический смысл. Полагание этого смысла представляется в виде стрелок (вектора)от одного символа к другому (S → ср; О → S …).

Рефлексивное переосмысливание разделов классической философской теории в неклассических философских учениях конкретизируется следующими умозаключениями.

1) Переосмысливание онтологии в аксиологию:

S → ср.

ср. → О

О → S

Целеполагающий акт рефлексивного выбора (Хайдеггер, Сартр) представляется в заключении: О → S. В свете этого выбора следует рассматривать и предшествующие ему этапы, т.е. его предпосылки: S → ср и ср → О.

Акт: S → ср можно толковать как проявление жизненных сил(факторов) любого Sта. Так же он осмысливался и в «философии жизни».Принцип «Назад к вещам» (ср → О) реализовался в «Феноменологии» Гуссерля.

2) Переосмысливание гносеологии в методологию представляетсяформулой:

О → S

S → ср

ср → О

Заключительный акт философской рефлексии здесь представлен как: ср → О. Он выражает объективные основания научного метода, представленного в языке (Витгенштейн). В свете этого обоснования переосмысливаются и его предпосылки. 1й позитивизм поставил проблему: Как получается, т.е. возникает и развивается позитивное,научное знание? (О → S); преодоление ограниченности эмпирического знания теоретическим способом (мышлением) было предложено 2м позитивизмом (S → ср).

3) Переосмысливание логики в праксеологию по формуле:

Ср → О

О → S

S → ср

Заключительный акт философской рефлексии здесь выглядит так: S → ср. Он усматривается в праксеологии Т. Котарбинского, представляющую собой теорию эффективной организации практической деятельности любого субъекта. Его предпосылками являются: определяющая роль общественного способа производства в историческом материализме Маркса (ср → О) и выбор (принятие) решений индивидуальным субъектом на основе рациональной оценки объективных результатов в философии прагматизма (О → S).

Каждое направление прикладной философии пытается рефлексировать и над собственной мировоззренческой позицией. Однако с собственной точки зрения собственная точка зрения нерефлексируется (Лефевр). Поэтому такая рефлексия всегда открыта, открывает новые точки зрения, ставит новые вопросы и т.д. При этом в каждой точке зрения (в каждой позиции) происходит раздвоение (разветвление) рефлексии, выявление двух новых точек зрения, двух новых мировоззренческих позиций. Соответственно, возникают два направления философии: новое, производное производящей рефлексией и новое, производное воспроизводящей рефлексией (принципиально новое, нетрадиционное и неотрадиционное). Примером такого раздвоения являются философия жизни (иррационализм) и психоанализ(научный анализ бессознательного).

Дивергентность рефлексии ведет к известной дифференциации неклассических философских направлений. Вместе с тем, примерно в середине ХХ века порождается и ее противоположность – интегративная тенденция. На уровне рефлексивного вывода производящая философская рефлексия в прикладной философии включает воспроизводящую. Таким образом, возникают синтетические постнеклассические учения: философская антропология, философия науки и философский структурализм.

Системное представление основных учений неклассической прикладной философии середины XIX – середины XX века таково (рис. 3).

 

 


  Постнеклассичес- кая философия
S – ср – О − S2 − S2

Философия Феноменология Экзистен- Философская

жизни Гуссерля циализм антропология

 

О – S – ср – О2 − О2

1й позитивизм 2й позитивизм 3й позитивизм Постпозитивизм

 

Ср – О – S – Ср2 − Ср2

 

Исторический Прагматизм Праксиология Структурализм

материализм

 

Рис. 3. Системное представление неклассической философии

2. Постнеклассический этап развития прикладной философии определяет главные характеристики формирующейся в настоящее время постиндустриальной культуры. Его начало, как сказано, было положено приблизительно в середине ХХ века возникновением философской антропологии, философии науки (ядра постпозитивизма) и философского структурализма. Они синтетичны по своей природе, поскольку порождены включением в производящую рефлексию рефлексии воспроизводящей. Однако акты такого включения осуществляются с различных мировоззренческих позиций, из чего следуют различные направления развития философской мысли.

История показывает: философская антропология (Шелер, Плеснер, Гелен и др.), возвращаясь к философии жизни, рассматривает экзистенциальную духовность человека как предпосылкуего научных исследований.Дальнейшее развитие философской рефлексии с этой мировоззренческой позиции приводит к возникновению социальной философии (Франкфуртская школа) и современной философской герменевтики(Гадамер). Эти учения успешно развиваются в направлении выявления субъективного в объективном и ныне.

Философия науки (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд и др.) возвращается к проблеме развития научного знания, но в контексте истории общества. Выявление обусловленности науки многочисленными социокультурными факторами оборачивается здесь возникновением многочисленных философских разветвлений. Наряду с подразделами в сфере самого научного знания, появляется философия истории, политики, права, морали, искусства, сознания, искусственного интеллекта и т. д. Специализация рефлексии в различных областях человеческой деятельности приводит в итоге к непосредственному философскому обоснованию решений вполне конкретных познавательных и практических проблем. В общем, данное направление по характеру стиля мышления определяется сейчас просто как аналитическая философия.

Философский структурализм (Леви-Стросс, Барт, Лакан, Фуко и др.), возвращаясь к философии общественной практики, в отличие от праксеологии, обращает внимание на то, что не только структуры формируются благодаря действию, но и действия оформляются структурно. Философская рефлексия структурализма приводит к его отрицанию постструктурализмом(включающим его деконструктивистский вариант), а затем к современному постмодернизму.Направление развития этих учений – выявление объективного в субъективном.

Взаимосвязь основных направлений рефлексии в постнеклассической прикладной философии можно иллюстрировать знаковой моделью культуры в автокоммуникативной системе человеческой деятельности (рис. 4).

Знаковая модель формирующейся постиндустриальной культуры в равной мере приемлема для всех направлений современной постнеклассической философии. Вместе с тем, в ней находит свое отражение, с одной, объективной стороны, – ее информационное содержание, с другой, субъективной стороны – ее знаниевые характеристики. (Не случайно, постиндустриальное общество называется также информационным обществом, и обществом знаний.) Поскольку роль человеческого капитала в обществе знаний (в его экономике) существенно возрастает, можно обоснованно говорить и о возрастающей роли философской рефлексии в этом обществе.

 

Знаковое

средство

 

Субъект Объект

 

Рис. 4. Взаимосвязь основных позиций философской рефлексии

в автокоммуникативной системе человеческой деятельности

 

На этом рисунке позиция субъекта представляет мировоззренческую позицию философской антропологии, социальной философии и философской герменевтики; позиция объекта – мировоззренческую позицию философского структурализма, постструктурализма и постмодернизма; позиция знакового средства – мировоззренческую позицию философии науки, тематически специализированных философских учений и всей современной аналитической философии.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Диалектика логического мышления | Прикладная философия неклассического периода истории

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 573; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.