Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Публицистический стиль

Читайте также:
  1. IV. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.
  2. Выполните ПАТ, принадлежащего к официально-деловому стилю; назовите подстиль и жанр, к которому он принадлежит.
  3. Газетно-публицистический стиль
  4. Газетно-публицистический стиль.
  5. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
  6. К легкой промышленности Украины принадлежат текстильная, швейная, кожная, обувная, пушная отрасли.
  7. Компенсирующий стиль социального контроля.
  8. Культура и техника речи экскурсовода. Функции и стиль языка в экскурсии. Внеречевые средства общения
  9. Лекция № 13. Лидерство: стиль руководства и имидж менеджера
  10. Либеральный стиль

Основные понятия: публицистика, тропы, стилистические фигуры, стандарт, клише, разговорная речь, язык художественной литературы.

 

Теоретические вопросы для обсуждения

1. Публицистика как подвижное и многообразное языковое явление. Тенденции сближения публицистики с разговорной речью.

2. Публицистический стиль. Определение понятия. Основные задачи и сферы использования публицистического стиля.

3. Функции публицистического стиля и его стилеобразующие черты.

4. Языковые средства: особенности лексики, морфологии и синтаксиса публицистического стиля.

5. Подстили. Устные и письменные жанры публицистического стиля.

 

Практические задания

1. Прочитайте сокращенную статью Игоря Черкасова "Ноев ковчег найден!" ("Комсомольская правда", 1998, № 33). Найдите стилистические приемы, придающие речи повышенную эмоцио­нальность, экспрессивность; отметьте тропы, стилистические фи­гуры. Определите их стилистическую роль. Дайте общую характе­ристику использованной в статье лексики[11].

Увидев, что развращение людей велико, решил Гос­подь истребить племя человеческое. Только род правед­ника Ноя пережил Всемирный потоп. Так говорит Биб­лия. В Ветхом завете рассказывается, как Ной построил из дерева гигантский корабль. Там укрылись Ной, его жена и три сына с женами, семь пар "чистых" животных и птиц и две пары "нечистых". Ковчег строился по ука­занию и плану Бога. Изнутри и снаружи дерево осмоли­ли. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть шириной для света и воздуха, а сбоку дверь. Сам ковчег состоял из трех палуб, разделенных на множество отсеков, на нижней палубе размещались животные. На средней ¾ провизия и корм. Верхняя была жилой.

Сооружение было большим даже по современным меркам. Длина ковчега достигала 157 метров (это длин­нее, чем футбольное поле), ширина ¾ 26, а высота 16.

Как свидетельствует Библия, на протяжении 40 дней лили дожди, затопив все вокруг. 150 дней вода держа­лась, а затем начала спадать. На 17 день седьмого ме­сяца потопа ковчег остановился в Араратских горах. Священное писание говорит, что он до сих пор пребыва­ет там.

Гора Арарат находится в Турции, недалеко от грани­цы с Арменией. Гору покрывает толстая ледяная шапка, под которой скрывается, как говорят, Ноев ковчег.

Первым, кто рассказал о существовании ковчега, был Джордж Хагопиан. В 1905 году дед взял десятилетнего Джорджа с собой на Арарат. "Я жил тогда в деревне у подножия горы, ¾ вспоминал Хагопиан. ¾ Мы с дедом долго поднимались вверх. Вдруг по левую руку внизу по­казалось что-то, напоминающее огромный корабль! Пом­ню, что дед сказал мне: "Это святой корабль, а все люди и звери давно покинули его".

Хагопиан умер в 1972 году. К сожалению, он плохо разбирался в картах и не мог указать местонахождение ковчега. Экспедиция с его участием не состоялась из-за нехватки средств. Педантичные ученые провели анализ его записанного рассказа о ковчеге на детекторе лжи. Машина дала ответ: Хагопиан говорил правду.

Следующим свидетельством стал рассказ русского лейтенанта Росковицкого. В 1916 году он совершал по­лет близ горы Арарат. С высоты лейтенант заметил на склоне полузатопленный корпус огромного корабля. Свер­ху виднелись основания двух мачт и плоский мостик.

Когда Росковицкий доложил о находке капитану, тот предположил, что это был Ноев ковчег. Капитан послал рапорт царю в Петербург. На гору отправили две инже­нерные роты с участием летчика Росковицкого. Через месяц ковчег нашли! Сделали замеры и фотографии, составили план корабля. Все материалы отослали в Петербург.

Когда в Петербург уехали курьеры с материалами, он уже стал революционным Петроградом. По некоторым сведениям, документы попали к Льву Троцкому, кото­рый их уничтожил, а курьеров расстрелял.

На несколько десятилетий ковчег погрузился в не­бытие. Но летом 1959 года его обнаружили турецкие военные. После находки ковчега все материалы были засекречены. Турецкие власти ревностно охраняют тайну христианской святыни. Лишь немногим счастливчикам удалось проникнуть туда в последнее время. Например, в 1984 году Рон Вьят добрался до Арарата, нашел ковчег и отколол несколько килограммов окаменевшего дерева. Образцы контрабандно перевезли в Нью-Йорк, где вы­ставили на всеобщее обозрение. На это турецкое прави­тельство заявило, что было совершено грубое нарушение национальных законов. И приостановило все официаль­ные экспедиции на Арарат.

В ноябре 1997 года газета "Вашингтон пост" опубли­ковала свидетельства работников ЦРУ, своими глазами видевших четкие снимки Ноева ковчега, сделанные спутниками-шпионами. Один крупный чиновник этого ведомства дал описание снимков: "Когда в лаборатории сделали увеличение, специалисты были поражены. На фотографии отчетливо виднелись три большие изогну­тые балки. Они напоминали часть корпуса деревянного судна, обшивка которого провалилась внутрь". Журна­листы из "Вашингтон пост" утверждают, что ЦРУ и ми­нистерство обороны располагают детальными изображе­ниями "аномалии на Арарате", полученными спутниками-шпионами. Но, как заявили представители этих ве­домств, любая информация разведывательного характера не подлежит разглашению.

 

2. Проанализируйте синтаксическую структуру интервью (дано в сокращенном виде) Татьяны Филипповой с Каталиной Кунц (Караван историй. 1999. № 12). Укажите стилистические особенности диалогической речи, сравнивая высказывания одного и другого участника беседы. Объясните расстановку знаков препинания в каждой реплике и оцените графические выделения отдельных предложений в тексте. На примере данного текста покажите взаимовлияние функциональных стилей (каких именно), отметьте употребление эмоционально-экспрессивных элементов речи[12].

Любимая женщина режиссера Любимова

Многие считают: если бы. Юрий Любимов не встретил венгерку Каталину Кунц, не было бы ни его неожиданного отъезда, на Запад, ни скитаний по Европе, ни раздела знаменитой «Таганки». Впрочем, возможно, все это не более чем досужие разговоры?..

- Каталина, ваш муж, Юрий Петрович Любимов, известен не только как гениальный режиссер, но и как редкостного обаяния мужчина. Много, очень много женщин пытались его завоевать...

- И многие завоевывали, скажем так. Он был четырежды женат, его окружало множество подруг, спутниц жизни и так далее, он бесконечно менял привязанности...

- Чем же вы его покорили?

- Признаться, не знаю. Я не особенно красива, не так уж умна, не слишком обаятельна. Не могу назвать ничего такого, в чем я самая-самая. Почему мы вместе - это тайна двух людей. Могу только сказать, что нас связала любовь с первого взгляда, взаимная страсть - телесная и душевная.

- Где вы впервые увиделись?

- В Будапеште. В 1976 году его театр две недели выступал в Венгрии. Успех был феерическим.

- Ваша жизнь была как-то связана с театром?

- Нет. Мой первый муж был астрономом, известным ученым. В начале 70-х советская Академия наук пригласила его поработать в Москве. Здесь я поступила в МГУ, на филфак.

- Интересно, как же выглядел влюбленный Любимов?

- Как студент: робел, стеснялся, не знал, как себя лучше преподнести. Я всегда держалась очень холодно, отстраненно, мужчины боялись ко мне подойти, и, может быть, это ощущение недоступности его особенно привлекало.

- Любимов сделал вам предложение?

- Ну нет, дорогая моя, жизнь так не строится. Тем более что это была советская эпоха. С одной стороны, Советский Союз, где все было «нельзя», с другой - несчастная маленькая Венгрия, в которой тоже существовала масса ограничений. Плюс личные сложности: у нас обоих были семьи. Я полюбила человека с невероятно трудной судьбой. На что я могла рассчитывать?

- А вы не боялись, что Юрий Петрович - ведь так бывает, правда? - на вас не женится?

- Я не так воспитана, чтобы допускать подобные предположения. Ему надо было достойно расстаться с Людмилой Целиковской, с которой он прожил долгие годы, мне - с моим ученым. На это понадобился почти год.

Мы поженились в Будапеште - в Москве все были однозначно против.

- Не всякая женщина решилась бы на такой шаг - оставить дом, страну, привычные условия жизни и броситься за человеком, которого она, в сущности, совсем не знает. Да еще такая разница в возрасте...

- Все верно, Юрий старше меня на тридцать лет. Чужая страна, все чужое. Совершенно непонятная мне профессия, богемная жизнь, которую мое консервативное воспитание не позволяло принять как свою. Но, вы знаете, страсть слепа.

Я бросила все и отправилась в Москву корреспондентом журнала «Фильм, театр, музыка». Мне помогли - раскрою эту тайну - самые высокие чины тогдашней Венгрии, которые очень симпатизировали Любимову. Меня направили в Советский Союз в качестве журналиста.

- Ваш муж в одном из интервью рассказывал невероятную историю. Цитирую: «Прием в советском посольстве. Катя уже в положении. Стоят все послы и наш, конечно, советский. И вдруг он говорит: «О, теперь вас можно признать официально». И указывает на Катино брюхо. Пауза. Всем как-то неловко. И тут Катя громко мне говорит: «Простите, у вас все послы такие хамы?» Поворачивается и уходит».

- Я свободный человек и всегда поступаю так, как считаю нужным. Если мне кажется, что задета честь моего мужа или моих близких, я высказываю свое мнение не задумываясь <...>

Вскоре мы перебрались в Италию, в Болонью, где Юрию предложили пост художественного руководителя театра «Arena del Sole». В Болонье у нас был огромный трехэтажный дом - даже не дом, а вилла - с двухсотметровой террасой перед входом, на которую заглядывали лиловые акации.

- А в России в этот момент все стало стремительно меняться. Горбачевское время, всеобщая эйфория... Любимова стали настойчиво просить вернуться. Я помню, как в 1988 году он наконец приехал. Его встречали как героя, хором скандировали:

«Оставайтесь! Оставайтесь!» Некоторые плакали.

- Я никому об этом не говорила, но Юрий спрашивал меня, ехать или не ехать. И я сказала: «Поезжайте. Раз уж вы столько вынесли ради театра, своих любимых актеров и этой страны, которую вы называете своей родиной, то, конечно, вам стоит поехать и встретиться с теми, кому вы нужны и кто нужен вам».

 

3. Произведите стилистический анализ текста: охарактери­зуйте речевую ситуацию и задачи высказывания; перечислите ос­новные стилевые черты, укажите языковые средства, с помощью которых эти стилевые черты реализуются в данном тексте.

А у нас... обрати внимание: у нас, если баба пошла по воду, она никогда дом не запирает ¾ зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыганы ¾ у нас их полно ¾ и то не зайдут: мы их так приучили. ¾ Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть... ¾ Вор?! ¾ Вор! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслу­женная учительница живет, орден имеет... И этот вор натурально пришел к ней и говорит: "Пусти пожить не­дели две". А он у нее учился когда-то... в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, рабо­тала там. Да. "Пусти, ¾ говорит, ¾ пару недель пожить, пока не определюсь куда-нибудь". ¾ Пустила? ¾ Пусти­ла! Ну, думаем, и обчистит же он ее! Жалели даже ста­рушку. ¾ Дело в том, что у них такой закон есть: где жи­вешь, там не воруй. ¾ Да, да. ¾ Не обчистил? ¾ Не! Ни-ни, ни волоска не взял! ¾ Это странно все же... Плевали они на эти законы! Закон. У меня прошлый год стожок сена увезли, змеи ползучие... - Ну-ну, это такие, что ли! Это уж... наш брат кто-нибудь, свои. На кой ему черт сено, урке? (В. Шукшин)

 

4. Определите стиль текста. Напишите вариант в официально-деловом стиле, выбрав вид документа: отчет, письмо-приглашение, объявление и т.д.

25 ноября закончил работу трехдневный российско-шведский семинар, посвященный проблеме переподготовки кадров и развитию международного туризма в Новгородском регионе. В числе гостей были представители университетов из городов Стокгольм, Гетеборг, Липчепинг. Возглавил делегацию атташе по культуре посольства Швеции в Москве г-н Ю. Эберг. С российской стороны в семинаре принимали участие представители Нов ГУ, областной и городской администрации, областного и городского центров занятости, туристических организаций города.

Сообщения российских и шведских участников вызвали взаимный интерес. В ходе выступлений прозвучали предложения о дальнейшем сотрудничестве в области подготовки менеджеров для туризма в России, на базе Нов ГУ с привлечением специалистов из Швеции, об обмене учебными планами и рабочими программами по таким специальностям и дисциплинам, как менеджмент, экология, туризм в различных аспектах, об участии НовГУ в Ярмарке туризма в Гетеборге весной будущего года.

Достигнута договоренность о недельном повышении квалификации десяти учителей истории из Швеции в Институте непрерывного педагогического образования НовГУ (из газеты).

 

5. Выпишите обороты, подтверждающие публицистичность речи. Напишите высказывание в научном стиле речи. Другое?

Слеза слезе – рознь. Женщины плачут не только чаще мужчин, но их слезы на полградуса теплее скупых мужских. О слезах, вызванных соринкой, попавшей в глаз, или при чистке лука, мы говорить не будем. А вот об эмоциональных… в них, оказывается, немало белка. В слезах, вызванных горем, печалью, ученые обнаружили успокаивающие вещества. Слезы – это защитная реакция организма на стресс. Со слезами выводятся из организма токсичные вещества, что образуются под воздействием нервного напряжения, депрессии (из газеты).

 

6. Из газет и журналов подберите несколько примеров рекламных текстов. Укажите в них слоганы, предложите свои варианты. Проанализируйте использование экспрессивных элементов речи, лексику и синтаксические приемы воздействия на читателя. Дайте оценку языку и стилю ваших примеров рекламы.

 

7. Опишите какие-либо явления природы, растения, живот­ных или птиц: 1 вариант ¾ художественное описание; 2 вариант ¾ научное описание; 3 вариант ¾ разговорный монолог. Докажите принадлежность составленных вами текстов к тому или иному стилю.

 

8. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоотношения и речевая характеристика собеседников: 1) в офи­циальной обстановке; 2) в неофициальной обстановке а) предста­вителей старшего поколения, б) представителей младшего поко­ления, в) представителей разных поколений.

 

Рекомендации по использованию литературы:

При подготовке к теоретическим вопросам сделайте конспекты по следующим источникам: [5.1.3, с. 4-15, 20-26], [5.1.10, с. 82-85], [5.1.13, с. 118-140, 147-158], [5.2.10, с. 82-93], [5.2.8, с. 57-83], [5.2.5, с. 42-44, 39-42, 50-51], [5.2.11, с. 183-202].

При выполнении практических заданий используйте словари и справочники: [5.1.22], [5.1.24].

 

 

Семинарское занятие 9


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Официально-деловой стиль | Культура публичной речи

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 518; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.