Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СИБИРСКАЯ ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Читайте также:
  1. ЕНИСЕЙСКАЯ ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
  2. Основные правила техники безопасности в учебных лабораториях
  3. СИБИРСКАЯ ЯЗВА
  4. Сибирская язва
  5. Сибирская язва
  6. Сибирская язва.
  7. Судебно-медицинская лаборатория

Административное деление Сибири на губернии было заменено образованием 25 мая 1925 г. единого Сибирского края с центром в г. Новосибирске. Обозначились крупные организационные перемены в центральных учреждениях рыбной промышленности, что внесло изменения в работы Енисейской ихтиологической лаборатории, которая теперь стала называться Сибирской ихтиологической лабораторией.

Дела рыбной промышленности на внутренних водоемах были переданы Народному комиссариату земледелия, при котором был образован Отдел рыболовства и рыбоводства.

Понимая ландшафтные зоны с точки зрения их ценности в качестве хозяйственных угодий, Наркомзем пересмотрел работу доставшихся ему научных рыбохозяйственных учреждений, приблизив их деятельность к подобным учреждениям сельскохозяйственного направления: научно-исследовательским и селекционным станциям, опорным пунктам, опытным полям и т. п.

Если до этого в ведомственных интересах ставился вопрос о переводе Лаборатории в Обь-Иртышский бассейн, в г. Тобольск, то в системе Наркомзема надобность в этом отпала. Наркомзему нужно было научное учреждение для всей Сибири, что он и организовал. Лабораторию сделали общесибирской в том смысле, что ей поручили исследование не только бассейна Енисея, но и Обь-Иртышского бассейна, и бассейна оз. Байкал, являющегося частью Енисейского бассейна, вплоть до Читинской области, до водораздела верхних притоков рек Селенги и Амура. Размещение Лаборатории в Красноярске теперь обеспечивало ей центральное положение на обслуживаемой территории. Но если Лаборатория и до этого не была укомплектована научными силами, то сейчас она оказалась вовсе бессильной перед объемом поставленных задач. Требовалось увеличение численности персонала Лаборатории и укомплектование ее хотя бы достаточно грамотными людьми, способными работать под непосредственным руководством заведующего Лабораторией и имевшихся квалифицированных сотрудников. Втягивая в круг научно-промысловых исследований, их можно было бы готовить к самостоятельной работе.

 

 

 

32 – фото Башмакова В.Н.

33 – фото Башмаковой А.Я.

Но таковых не оказывалось, их недоставало в тогдашнем Красноярске. Приходилось привлекать сотрудников по совместительству. Так, например, по совместительству был приглашен зав. зоологическим отделом местного музея Виктор Николаевич Башмаков, который с апреля 1925 г. перешел на постоянную службу в Лабораторию в качестве постоянного наблюдателя на оз. Чаны. Также были приглашены для работ на озерах Западной Сибири преподаватель Института народного образования Л. Е. Козлов, А. Н. Воскресенский, А. Я. Башмакова (жена В. Н. Башмакова), которым были поручены экономические исследования, они образовали экономическую ячейку. В качестве химика был приглашен Н. К. Ауэрбах.

Как в свое время на Енисее, из-за малочисленности сотрудников изучение Обского бассейна приходилось начинать с более доступного верхнего течения, точнее, с озер, объединяемых общим названием Барабинских, самым крупным из которых было оз. Чаны. С него и были начаты исследования в Западной Сибири. Вхождение в систему Наркомзема сблизило Ихтиологическую лабораторию с его местными органами и с другими учреждениями и обществами на местах, что несколько облегчило привлечение местных сил. Лаборатория вступила в контакт с Ново-Николаевским (Новосибирским) Обществом мироведения, выделившим специального сотрудника наблюдателем по заданиям и плану Лаборатории.

Если с таким случайным подбором сотрудников еще можно было собирать материалы в летний сезон, то их камеральная обработка в зимнее время становилась крайне затруднительной.

Особенно остро ощущалось отсутствие в штатах Лаборатории постоянного заместителя заведующего и соответствующего административно-хозяйственного аппарата: завхоза, бухгалтера, а при отсутствии пишущей машинки, хоть переписчика. Выезд же заведующего на промыслы с исследовательскими целями на столь огромной территории и при отсутствии регулярных средств сообщения был равносилен закрытию Лаборатории. Некому было вести повседневную работу, подписывать денежные документы. Работа в Чанском районе стала возможной только благодаря тому, что он пересекается железной дорогой и оз. Чаны находится у железнодорожной магистрали.

Общее число сотрудников в зиму 1924-25 гг. состояло, как уже отмечалось выше, из 7 человек: 4 научных сотрудника (заведующий, ассистент и 2 наблюдателя), 2 канцелярских (делопроизводитель и сторож-уборщица) и 1 моторист судовой команды. Между тем, неизученной была не только биологическая сторона рыбного промысла, но и все прочее, что к нему относилось, начиная с окружающей его внешней среды и кончая примитивной, исторически сложившейся технологией

 


 

обработки рыбных продуктов. В качестве первого шага в этом направлении Лаборатории удалось организовать опытную показательную мастерскую по рыбообработке с оборудованием ее и содержанием аппарата на внебюджетные средства, полученные от Чанрыбпрома в Чанско-Барабинском районе. Это дало возможность приобрести необходимую посуду, реактивы и даже пригласить на полтора месяца специалиста химика. Обслуживать химическую лабораторию согласились работники биологического отделения П. В. Тюрин, П. К. Гудимович и практикант А. Н. Воскресенский.

Библиотека Лаборатории увеличилась до 623 названий при помощи ВОКС, в обмен на издания Лаборатории поступала литература из зарубежных научных учреждений. Присылал оттиски статей отдельных авторов и Русский гидробиологический журнал.

Музей несколько сократился вследствие недостатка средств на расширение и подновление его экспозиций.

На 1925 г. был принят следующий план научных работ.

Полевые

1. Обследование биологии осетровых Приенисейского края и выяснение причин падения их добычи.

2. Обследование биологии и промысла байкальского омуля (совместно с Байкальской экспедицией Академии наук СССР).

3. Организация годового наблюдательного пункта на оз. Чаны.

4. Организация постоянного наблюдательного пункта в низовьях р. Енисея.

5. Совместно с хозяйственными организациями края организация опытно-показательного засольного пункта в Туруханском крае и инструктаж ловецкого населения по вопросам обработки рыбы.

6. Обследование возможностей рыболовства на р. Пясине.

Лабораторные

1. Обработка гидробиологических материалов, собранных в низовьях Енисея в 1921-23 гг.

2. Обработка материалов по систематике и биологии сибирских
промысловых рыб.

3. Обработка всех других материалов, имевшихся в Лаборатории по биологии вод и по экономике промысла.

4. Подготовка к печати и издание Трудов Лаборатории.
Осуществить этот план с незначительными изменениями удалось

благодаря широкому привлечению внебюджетных средств от местных органов, заинтересованных в рыбном деле. Далеко превзойдя плановые задания, удалось организовать круглогодичные исследовательские работы в Чано-Барабинском районе. Сюда были брошены все наличные силы Лаборатории и приглашены 5 временных сотрудников. За счет

 


 

привлеченных средств (2500 руб., отпущенных Чанрыбпромом) удалось провести наблюдения: 1) статистико-экономические, 2) общелимнологические и 3) промыслово-биологические. Перечислим наиболее актуальные вопросы.

1. Учет современной промысловой продукции района, выяснение организации и мощности ловецкого хозяйства и определение значения рыбного промысла в бюджете ловца.

2. Выяснение возможностей и рациональности акклиматизации в озерах Чанского района более ценных видов рыб.

3. Определение гидротехнических мероприятий, являющихся наиболее необходимыми для нормального развития ихтиофауны озер.

4. Выработка правил рыболовства, наиболее целесообразных и охраняющих рыбные запасы от истощения.

5. Установление наиболее подходящих и рентабельных приемов обработки рыбных продуктов в районе.

Исключительно большое значение рыбообработки отмечалось для северных сибирских рыб, ценность которых заключается не столько в их количественном объеме, сколько в качественных достоинствах сырца. Существовавшие же на сибирском Севере приемы рыбообработки были крайне примитивны, они не столько обрабатывали, сколько портили и обесценивали рыбное сырье. Основная задача развития сибирской рыбной промышленности заключалась в повышении качества вырабатываемой продукции.

Подготовка к работам по технологии обработки проводилась, начиная с 1921 г. Основная трудность заключалась в явной оппозиции и глухом недоверии и недоброжелательности ловцов ко всяким новшествам. Преодолеть эту косность можно было только живым примером, показом экономической эффективности.

Например, лишь после того, когда килечный посол тугуна был реализован с явной выгодой, за цену, в 3-4 раза превышавшую его реализационную цену при бочковом посоле, ловцы поняли, что инструктор по посолу знает дело. Таким инструктором по обработке рыбы в Туруханском крае в 1925 г. был П. В. Тюрин.

Если в Западной Сибири удалось организовать научные исследования, то на Енисее план исследований не был выполнен из-за недостатка средств, так как привлечь внебюджетные ассигнования здесь не удавалось.

Наблюдения за биологией осетровых Приенисейского края и выяснение причин падения их добычи было поручено П. В. Тюрину, который не имел возможности совместить их с работой инструктора по обработке рыбы. Не было средств и для отправки наблюдателей на Ангару, где в основном добывались осетровые.


 

Пришлось ограничиться анкетным опросом населения, сельсоветов и промысловых организаций, что и было проведено сотрудником местного музея B.C. Митичем по линии краеведения.

Недостаточно была исследована и р. Пясина, хотя в ней был заинтересован Норильский район, где проводился поиск полезных ископаемых. Пришлось ограничиться коллекцией рыб из р. Пясины, собранной экспедицией Енисейского союза кооперативов в 1922 г.

На Байкале по совместительству был нанят наблюдатель И. П. Сидорычев, одновременно работавший в Байкальской экспедиции Академии наук.

Таким образом, начиная с весны 1925 г., Енисейская ихтиологическая лаборатория стала в действительности общесибирской, охватив своими исследованиями всю Сибирь от Урала до истоков р. Амура.

Списочный состав сотрудников в 1924-25 гг. был следующим:

1) А. И.Березовский - заведующий Лабораторией;

2) П. В.Тюрин - ассистент;

3) П. К.Гудимович - наблюдатель;

4) В. Н.Башмаков - наблюдатель;

5) Л. Е.Козлов - экономист;

6) Н. К.Ауэрбах - химик;

7) А. Н.Воскресенский - счетчик;

8) А. В.Селюк- делопроизводитель;

9) Ф. А.Коморовский - моторист;
10)И. Ф.Ровинский- сторож-уборщик.

 

Глава IV.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ЕНИСЕЙСКАЯ ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ | В СИСТЕМЕ НАРКОМЗЕМА, 1925-26 гг

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 475; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.