Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 1. Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит

Читайте также:
  1. Введение в педагогику физической культуры.
  2. Вопрос 28. Взаимосвязь моды и массовой культуры.
  3. Вопрос.Функции культуры.
  4. Вопрос.Функции культуры.
  5. Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры.
  6. Гражданская и корпоративная культуры.
  7. Золотое правило нравственности - основной закон морали. Категорический императив И. Канта и отражение в нем основных функций культуры.
  8. История русской культуры.
  9. Культурология и журналистика: перспективы взаимодействия. Журналистика и СМИ как разновидности духовной культуры.
  10. ЛЕКЦИЯ № 1 Онтология культуры. Культурология как наука

 

Вся история первобытного строя делится на 3 основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: 1) эпоха первобытного человеческого стада; 2) эпоха родовой общины; 3) эпоха разложения первобытной формации. Кроме того, весь этот огромный период принято делить еще и на основе различного материала и техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный века.

Палеолит (древнекаменный) – 25 – 10 тыс. до н.э.

Мезолит (среднекаменный) – 10 – 6 тыс. до н.э.

Неолит (новокаменный) – 6 – 2 тыс. до н.э.

Век бронзы – 2 тыс. до н.э.

Век железа – 1 тысячелетие до н.э.

Поздний палеолит (35 – 10 тыс. до н.э.) – время появления изобразительной деятельности; делится на периоды, названные по месту первых находок: Мустье, ОриньякСолютре и Мадлен.

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением кроманьонца – непосредственного предка современного человека (по месту первой находки останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции).

Первые шаги в области изобразительного искусства связаны с появлением насечки на кости и камне и первых украшений, круглой скульптуры, изображений, выгравированных и написанных красками на каменных плитах, графических и живописных изображений на стенах пещер, петроглифов в пещерах, декоративных предметов и орнаментов на предметах. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения).

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «палеолетические венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обычно подчеркнуто массивных форм, найденные во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных.

Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянках. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Первобытный художник пользовался минеральными красками: желтой, красной и желто-коричневой охрой (окисью марганца), сажей, мергелем (осадочной горной породой) и примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился (олень, мамонт, бык, бизон, лошадь, медведь, лев). Встречается изображение человека, преимущественно женщины. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

Венера Виллендорфская. Известняк; 6 см; Вена.

Женская голова из Брассемпуй. Кость; 3 см; Париж.

Рельеф с изображением женщины с рогом.

Голова лани (пещера Кастильо) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Голова оленя (пещера Фон-де-Гом) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Мамонт (п. Пеш-Мерль) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Бизон (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.

Зубр (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.

Олень (п. Фон-де-Гом) – эпоха Мадлен.

Изображения животных (п. Ласко).

Лошадь (п. Ласко) – эпоха Мадлен.

Мезолит характеризует появление лука и стрел, деревянной утвари, плетеных из лыка и камыша корзин и сумок, тканей и рыболовных сетей, лодок. Важным хозяйственным достижением было распространение рыболовства и превращение его в ряде областей и стран в ведущую отрасль. Его значение в появлении зачатков новых, производящих форм хозяйства скотоводства и земледелия. Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя. Это также время поисков новых основ культуры.

Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения. Создание динамичных многофигурных сцен (охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и т.п.) приходит на смену изображению единичных животных. Главенствующее положение начинает занимать человек, его действия. Человеческая фигура изображается схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее.

Сцена охоты (роспись на скале, Альпера).

Человеческие фигурки (роспись на скале, Азербайджан).

Сцена охоты на страусов (роспись на скале, Южная Африка).

Сцена охоты (роспись на скале, Индия).

Танцующие женщины (роспись на скале, Когул).

Неолит. Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. Окультуривание диких растений и приручение животных – два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности – два важнейших культурных достижения. Мотыжное земледелие зародилось по течению тех рек, которые периодически разливались, оставляли на своих берегах значительные намывы плодородного ила. Неолитические поселения располагались прежде всего поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, – вблизи от рек, где ловили рыбу и охотились на птицу, вблизи от полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Но отмечено также, что густота неолитического населения зависела от достаточных запасов камня, необходимого для изготовления орудий.

В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и др.

Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований. Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу – богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Земледельцы, наоборот, дом, очаг, семена и благодатную почву отождествляли с плодородием в образе женщины.

Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим ярко выраженные локальные особенности, позволяющие отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.д.

Керамику считают основным признаком неолита. Возникла она во многих местах сразу, независимо друг от друга. Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спиралью виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, подсушивали на воздухе и обжигали.

Можно отметить еще ряд новых и очень важных явлений, отсутствовавших в предшествующее время. К ним относится появление ткачества. Некоторые исследователи считают, что ткачеству предшествовало плетение корзин.

Возникла необходимость воплотить в искусстве такие образы, как небо, вода, солнце, земля, огонь. В эпоху неолита развиваются условно-орнаментальные формы изображения, особое распространение получил обычай украшать разные предметы, находившиеся в распоряжении человека. Подлинного расцвета достигает геометрический орнамент, превращаясь в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика. Появились стилизованные абстрактные мотивы (крест, спираль, треугольник, ромб, свастика), стилизованные фигуры животных, птиц, человека; построчное размещение орнамента на поверхности сосуда, использование различных типов симметрии. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Большое значение приобрела мелкая пластика. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия.

Трипольская культура. Глиняные женские фигурки.

Медвежонок (песчаник, Западная Сибирь).

Орнаментированный кувшин (керамика, Анатолия,54 см).

Орнаментированный сосуд (керамика Анатолия,34 см).

Наскальная роспись Сахары (Тассили).

Изображение человека.

Изображение человека (Каракол, Алтай).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Тема 2. Памятники первобытной культуры эпохи бронзы и железа

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 1202; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.