Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 9. Общая характеристика эгейской культуры. Минойское (критское) искусство

Читайте также:
  1. C. ВСЕОБЩАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ
  2. F1:Общая хирургия
  3. I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИГУР
  4. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  5. IX. Учебная карта дисциплины «Уголовное право. Часть Общая»
  6. Аварийно-опасные химические вещества: общая характеристика
  7. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  8. Агентский договор: понятие, характеристика
  9. Альфа - и бета- адренолитики. Фармакологическая характеристика.
  10. АХОВ - хлор. Характеристика вещества и действия человека при отравлении

 

«Античный мир» термин, введенный в эпоху Возрождения итальянскими гуманистами для определения греко-римской культуры, древнейшей из наиболее известных в то время (от лат. antiquus – древний).

Специалисты выделяют в античном искусстве несколько условных периодов, согласно которым рассматривается история развития искусства этих цивилизаций.

1. Древнейший период – эгейская культура – 3-2 тысячелетия до н.э.

2. Гомеровский и раннеархаический период – 11-8 вв. до н.э.

3. Архаический период: 7-6 вв. до н.э.

4. Классический период: 5 в. – до последней трети 4 в. до н.э.

5. Эллинистический период: посл. треть 4 в. – 1 в. до н.э.

6. Период развития племен Италии, этрусская культура: 8-2 вв. до н.э.

7. «Царский» период Древнего Рима: 8-6 вв. до н.э.

8. Республиканский период Древнего Рима: 5-1 вв. до н.э.

9. Императорский период Древнего Рима: 1-5 вв. н.э.

В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Эгейское искусство – исторический тип искусства, созданный народами Восточного Средиземноморья в культурный период 3-2 тысячелетий до н.э. (эпоху бронзы). Это условно-географический термин, т.к. распространение этой культуры охватывает области Эгейского моря, где раскопки обнаружили несколько культурных районов :1 – троянская культура, открыта Генрихом Шлиманом в 70-80 гг. 19 в.; 2 – элладская: Микены, Тиринф, Пилос; 3 – кикладская – кикладские острова, открыта в 90-х гг. 19 в.; 4) минойская, названная в честь легендарного критского царя Миноса, исследована Артуром Эвансом. На Крите велись раскопки и до Эванса, но только он, раскопав Большой и Малый дворцы в Кноссе, обнаружил целый пласт культуры.

Согласно одной из версий, древние жители Крита – арийские племена, пришедшие в эти места с северо-запада, владевшие уже культурой обработки меди и изготовления бронзовых изделий. Примерно в это же время тиррены, или этруски, двигались с востока на запад. Возможно, что встреча двух разных культур стала причиной расцвета оригинального крито-микенского искусства.

Благодаря выгодному географическому положению Крита в самом центре Восточного Средиземноморья на пересечении древних морских путей (остров расположен почти на равном расстоянии от Азии, Африки и Европы) критское государство контролировало весь регион.

Древние египтяне называли критян «кефти», греки всех островитян именовали карийцами, или пеласгами (несмотря на существование г. Кария на Пелопоннесе и на то, что древнейшее племя пеласгов жило на материке). В начале нашей эры закрепилось название Крёта (позднее, с XIII в. – Кандия, ныне Крит).

В древнегреческой мифологии Крит занимает важное место (цикл мифов о Тесее). Согласно мифу, на о. Крит младенцем был спрятан сам Зевс. Когда же он в образе быка с золотыми рогами похитил дочь финикийского царя Европу, то доставил ее также на Крит. Сын Зевса и Европы Минос стал правителем Крита. В Кносском дворце, по преданию, обитало чудовище Минотавр (греч. Minotauros – «Бык Миноса»), для которого мастер Дедал построил лабиринт. Предполагают, что древние критяне почитали Миноса, как и Зевса Астерия («Звездного»), в образе быка. Отсюда легенда о Минотавре и традиционный мотив росписей – тавромахия (игры с быком). Другим божеством, почитавшимся на острове, была змея, покровительница дома.

В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему острову и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах, редко встречались большие дома с несколькими внутренними помещениями. Сосуды делались от руки, и на очаге постепенно получали обжиг.

Фигурный сосуд в виде птенца из Кумассы, глина, 2000 – 1700 гг. до н. э.

Арфист с о. Керос, мрамор, 2800 – 2200 гг. до н. э.

Голова женской статуи с Киклад, мрамор, 27 см 2700 -2300 гг. до н. э.

В среднеминойский период появляются города с большими жилыми комплексами и первыми дворцами, построенными чуть позже 2000 г. до н.э. От них мало что сохранилось, т.к. минойцы сразу же строили новые, более роскошные на месте старых, уничтоженных землетрясением. Четыре из этих поздних дворцов были обнаружены в Кноссе, Като-Закро, Фесте и Маллии. Найдены также большой дом в Агиа-Триаде и несколько домов поменьше на востоке острова. Критская архитектура, по определению известнейшего искусствоведа Б. Виппера, «вообще не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма» главным было сквозное пространство, а не стены, движение, а не укрытие. Стены шахт, соединяемые с лестницами, пробиты окнами, простенки расцвечены яркими полосами – красными, желтыми, синими. Но, несмотря на динамичный, «двигательный» характер архитектуры Крита, в ней отсутствует направленность движения.

Самый большой дворец находился в Кноссе (т.н. Лабиринт) от «лабрис» - двуострая секира; площадь приблизительно 20 тыс. кв.м, около 30 тыс человек жило во дворце и прилегающих к нему территориях. Т.н. «Новые дворцы» были построены в позднеминойский период. В центре Кносского дворца был большой мощеный двор (50х28 м), деливший строение на восточную и западную стороны (половины). Вокруг двора группировалось множество помещений. В западной части находились тронный зал, дворцовое святилище, 22 большие кладовые. В восточной половине были комнаты царицы, парадный зал с изображением на стенах двойных секир.

Дворец имел 2 этажа, водостоки, ванную комнату. Величественные лестницы, колоннады кипарисового дерева, фрески и гипсовые рельефы, покрывавшие стены дворцов, составляли роскошный фон придворной жизни, поражавшей изысканностью и великолепием. В северо-западной части дворца имелось специальное место для культовых театральных представлений: площадка, ограниченная с двух сторон ступенями для зрителей. Стены дворца были сложены из сырцового кирпича с применением деревянного каркаса, бутовой кладки и облицовки нижней части стен большими каменными плитами; кроме известняка широко использовались гипсовые блоки. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью (наряду с такими колоннами существовали и прямые или суживающиеся кверху). Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались фресками.

Праздничная, приподнятая декоративность составляет наиболее характерную черту изобразительных искусств Крита. Орнаментализация и стилизация изображений выполняется на основе какого-либо одного формального мотива – волны, зигзага. Не монументальность является решающей, но выгода и комфорт. Отношение к натуре иное, нежели в искусстве Востока, где каноны диктовались запросами культа. Искусство носит оптимистичный, радостный характер, наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, передает реалистически все блага живого мира, восхваляет физическую красоту, изящество людей, мощь быка, грацию козы, мягкость и хищность кошки, чудеса морского мира и красоту цветов.

Мастера Крита предпочитали не скульптуру, а пластику, работу в малых формах и мягких материалах. Они использовали не камень, а мрамор, в изделиях из слоновой кости, фаянса, бронзы обыгрывали блеск поверхности и живописную трактовку формы. Живописная тенденция в критском искусстве была столь сильна, что приводила к своеобразным (ни архитектурным, ни скульптурным и ни живописным) формам: изделиям из глазурованной керамики, изображающим растения, коралловые рифы и раковины, морских раков и летающих рыбок. Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку богини со змеями Бостонского музея, сделанную из слоновой кости и золота (17 см). Ее стройная фигурка так же одета в длинное платье со сборками, и так же в вытянутых руках она держит змей. Но лицо трактовано более реально, чем у фаянсовых статуэток, и более тонко моделировано. Тщательно передана мускулатура рук.

Статуэтки богинь или жриц со змеями (Кносс).

Фрески из Кносса: «Парижанка», «Шагающий принц» (рельеф, окрашенный в технике фрески).

Фрески из Агиа-Триада (кабан, преследующий зайца; кот, подкарауливающий петуха).

К середине среднеминойского периода (примерно 17 в. до н. э.) искусство керамики достигло высокого расцвета. К этому времени относятся вазы, получившие название по их первой находке в пещере Камарес, с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком, по которому белой и красной краской нанесены крупные растительные узоры.

В конце среднеминойского периода (конец 17 – начало 16 в. до н. э.) появились сосуды с превосходными изображениями растений — тюльпанов, лилий, плюща, – выполненными темной краской по светлому фону. Расцветка ваз становилась все более изысканной (например, вазы с сиреневой поливой и белыми лилиями по ней). В росписях начала позднеминойского периода (16 в. до н. э.) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии. У этой вазы несколько расплывчатая, словно текучая форма, всецело подчиненная росписи, изображающей большого осьминога; его эластичные щупальцы, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно; вокруг него — водоросли и кораллы Позднее, в 15 в. до н. э., в керамике, как и в стенной живописи, началось усиление схематизации.

Позднеминойскому периоду одновременно соответствует расцвет ряда поселений на материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос, Орхомен, Фивы). Приблизительно в 1450 г. большинство поселений и дворцов погибло в результате вулканического извержения на о. Фера (Санторин): приливные волны, землетрясение наводнение, что в свою очередь привело к уничтожению построек, флота, посевов. Гегемония перешла к материковым Микенам, ранее находившимся в зависимости от Крита, а также к городам Пилос, Тиринф на Пелопоннесе и Орхомен, Фивы в Беотии.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 8. Культура и искусство Передней Азии Старовавилонского, Ассирийского и Нововавилонского царств | Тема 10. Микенское искусство

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 536; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.