Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Источники по истории средневековья

Читайте также:
  1. I. Актуарные расчеты, их виды и источники.
  2. I. Источники Соборного Уложения 1649 г.
  3. II. Становление риторики в период Средневековья
  4. Антропогенные опасности среды обитания: источники и уровни загрязнения гидросферы.
  5. Антропогенные опасности среды обитания: источники и уровни загрязнения литосферы.
  6. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
  7. Безопасность нации и информационная безопасность: уроки советской истории и современности
  8. В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
  9. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
  10. Вопрос 1. Понятие статистики и краткие сведения из ее истории

Исторические источники являются основой любого исторического исследования, и без их изучения невозможно научное познание истории общества. В широком смысле слова, они представляют собой все созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности и других свидетельств, которые содержат информацию об отношениях людей, их быте, нравах, способах добывания материальных благ и т.д.

Средневековые источники представлены такими типами:

1. Природно-географические. Они содержат сведения о климате, ландшафте, почве, растительности, водных артериях и могут дать некоторые представления о характере деятельности человека в регионе, особенностях его быта, образа жизни и т.д.

2. Этнографические. Содержат довольно многообразные свидетельства, анализ которых позволяет составить представление о структуре жилищ, хозяйственных построек, одежде людей, методах обработки материалов, технологии возделывания земли, а также о языке, на котором когда-то говорили люди.

3. Вещественные. К ним относятся в основном добытые археологами материальные реликты прошлого: остатки различных сооружений, орудия труда, оружие, домашняя утварь, украшения, усыпальницы и т.д.

4. Художественно-изобразительные источники: памятники живописи, архитектуры, скульптуры, наскальные рисунки и надписи, предметы прикладного искусства.

5. Письменные источники: любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

Не умаляя достоинств всех названных типов источников, следует отметить, что для изучения средневековья особенно важное значение имеют письменные источники, информативная ценность которых из-за все большего распространения знаний и грамотности к концу средневековья и далее возрастает.

В свою очередь письменные источники можно классифицировать следующим образом:

а) нарративные источники, т.е. повествовательные, рассказывающие о чем-либо. Это могут быть исторические повествования, памятники эпистолярного творчества, проповеди, наставления. По жанру это могут быть анналы, хроники, биографии, генеалогия и т.д.

б) письменные документальные источники, фиксирующие события и явления, имеющие прямое отношение к экономической, социальной, политической сферам жизни общества.

в) законодательные источники, содержание которых не только отражает существующую правовую практику, но и желание законодателей изменить ее, упорядочить общественные отношения, систематизировать социальные ситуации.

Для раннего средневековья характерно отсутствие систематизированных источников, содержащих полные сведения о различных сторонах жизни общества. Бóльшая часть населения Европы пользовалась старыми римскими законами, приспосабливая их к изменившейся действительности. Кодифицированное Юстинианом I римское право («Кодекс Юстиниана», «Новые законы» – новеллы, «Дигесты» и «Институции»)[1] составило обширный свод законов, получивших в XII в. название «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis). Этим сводом в Европе стали пользоваться в форме рецепции (перенимание, усвоение) только с XII в. Тем не менее «Кодекс» оказал серьезное влияние на законодательство королей.

Варварские племена (германцы, кельты, славяне) в раннее средневековье сохранили свои древние обычаи, весьма консервативные. Под влиянием римских порядков эти обычаи были зафиксированы в письменном виде. Так появились варварские «Правды» – Салическая, Саксонская, Бургундская, Вестготская и др., представляющие собой систематизированные своды действующих на основе традиции правовых норм. Следует заметить, что эти источники не всегда точно отражали древние обычаи. В момент записи в них фиксировались в основном штрафы за различные преступления, вносились некоторые дополнения, кое-что вообще не было записано. К тому же надо иметь в виду, что до нас дошли тексты документов более позднего, чем оригинал, происхождения, отредактированные и дополненные в соответствии с происшедшими переменами.

Источники более позднего происхождения – капитулярии (VIII – IX вв.) представляют собой первый опыт королевского законодательства, выросшего из варварских правд. Они состоят из отдельных глав (capitula), отражающих нормы публичного (государственного) и частного (вотчинного, сеньориального) права. Типичными примерами таких источников являются «Капитулярий о поместьях» К. Великого, «Кьерсийский капитулярий» Карла II, «Геристальский капитулярий» и др. Эти документы содержат разнообразные сведения о социальном строе, политических институтах, военном строе, сельскохозяйственной деятельности в вотчинах, о положении сельского населения, методах его эксплуатации.

Помимо того, до нас дошли многочисленные свидетельства документального характера, которые называют грамотами, а также хартиями и актами. Они представлены, как правило, в виде копий грамот, переписанных с сокращениями и дополнениями и собранных в специальные сборники – картулярии (лат. carta – грамота). Картулярии воспроизводят акты дарений, купли-продажи, обмена и предоставления земли в держание, завещания, вступление под коммендацию, а также протоколы избрания аббатов, долговые обязательства и многое другое.

Отражая типичные отношения, грамоты составлялись по уже отработанному образцу и получили поэтому название «формулы». Они являются очень ценным источником по истории экономики, общественного строя, политических институтов, географии, генеалогии раннего средневековья.

Очень трудной оказалась судьба рассказывающих (нарративных) источников. Выполненные в единичных экземплярах (из-за дороговизны пергамента), они исчезали бесследно во время пожаров, наводнений; часто первичные записи с них соскабливались, чтобы можно было использовать материал для другого повествования. И все-таки до нас дошли многочисленные «истории», посвященные важным событиям раннего средневековья: «История войн Юстиниана» Прокопия Кессарийского (VI в.), «История франков» Григория Турского (VI в.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.), «Хроника Фридегарда», «Анналы королевства франков» и др.

Несомненными достоинствами обладают также произведения народной литературы, представленные в виде сказаний, героических песен, саг. Хорошо известные образцы этого жанра – «Песнь о Хильдебранте», «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф», многочисленные исландские и скандинавские саги, в которых отражен колорит эпохи, нравы, обычаи, элементы жизненного уклада народов в раннее средневековье.

С появлением городов и развитием товарно-денежных отношений, изменением социальной структуры общества и началом борьбы королевской власти за централизацию государств возникла необходимость в более точном правовом оформлении различных имущественных сделок и совершенствовании официального делопроизводства. Количество источников в этой связи увеличивается, их структура усложняется, появляются новые документы.

По форме и содержанию дипломатика (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая форму и содержание актов) делит источники (акты) на публичные (государственные) и частные. К публичным относятся грамоты и дипломы коронованных особ, других людей или общностей, обладавших правом издавать такие акты (римские папы, католические иерархи, городские коммуны). Обычно это были грамоты на шнурках, к которым привешивались печати; документы содержали соответствующие повеления облеченных властью лиц в отношении своих подданных, имущества, управления и многих других сторон жизни государства.

Частные акты касались купли-продажи имущества, сдачи в аренду, долговых обязательств, заключения коммерческих сделок, завещаний, дарений и т.д. Оформляли такие документы особые лица – нотарии, которые имели специальное образование и обладали особым статусом (имели право заниматься такого рода деятельностью). С течением времени и по мере накопления опыта процесс документоведения и способы сохранения деловых бумаг был усовершенствован. Появились «счетные книги» (бухгалтерская отчетность), позволявшие взаимопроверять статьи дебета и кредита, а также особые инструкции по ведению торговых дел с информацией о конъюнктуре на всех рынках Европы и Востока (например, «Практика торговли» Франческо Пегаллоти).

Для изучения аграрного строя Европы поистине бесценными являются поземельные описи (урбарии) и кадастры (переписи населения, уплачивающего налоги), которые дают довольно полное представление не только о формах землевладения и землепользования, но и о социальной структуре деревни, характере и видах эксплуатации держателей земли. Описи и кадастры существенно дополняются уставами сельских общин (Weistümer).

К числу новых источников, появившихся в классический период средневековья, надо отнести многочисленные юридические акты, необходимость в которых вызвана появлением городов, требовавших правовой регламентации внутригородской жизни и отношений между городами и сеньерами. Речь идет о формировании городского права, которое отражалось в городских хартиях и статьях. Составляющие элементы этого права – договоры городов с сеньерами, местные традиции, закрепленные в более ранних документах, а также рецепция римского права. Наиболее известными среди них являются хартия Людовика VI, пожалованная г. Орлеану, а также «Книга прав Генуэзской республики».

Кроме городских статутов в классическое средневековье появились многочисленные статуты цеховых организаций, университетов, торговых объединений и т.д. Так, византийская «Книга эпарха» была одной из первых (X в.), которая регулировала и контролировала деятельность коллегий. В Европе известны «Книга ремесел города Парижа» (XIII в.), уставы германских, английских, итальянских городов и многое др.

К числу документов государственной значимости надо отнести парламентские акты и статуты английского парламента, протоколы заседаний Генеральных штатов во Франции, имперских собраний в Германии, решения кастильских и арагонских кортесов.

Важные сведения по политической истории, еретическим движениям и классовой борьбе в городе и деревне содержатся в протоколах королевского, городских и вотчинных судебных заседаний.

Особый пласт источников, появившихся в XI – XV вв., представляют анналы, хроники, истории. Начиная с XII столетия, традиционные схематичные анналы постепенно заменяют хроники, авторы которых пишут уже не на латыни, а на народных языках. Будучи зачастую людьми светскими, они не только детально описывали события, но и старались оценить их, интерпретировать в соответствии с собственными представлениями. Так, до нашего времени дошло множество городских хроник, пространных монастырских повествований о повседневной жизни и примечательных событиях. Естественно, что исторически значимые факты также не были обойдены средневековыми хронистами. Участником первого крестового похода (имя неизвестно) были написаны «Деяния франков и прочих иерусалимцев»; Гвиберт Ножанский, ученый аббат, посвятил крестовому походу свое сочинение под названием «Деяния бога через франков» (XII в.); взятие Константинополя во время IV крестового похода детально отражено в описании его участника, маршала Шампани Жоффруа Виллардуэна. Во второй половине XIII в. началось создание сводных хроник и историко-мемуарных произведений, относящихся к истории целых государств или правящих династий («История Флоренции» Леонардо Бруни, «Всеобщая испанская хроника» Альфонса Х, «Алексиада» А. Комниной, «Малая хроника» Г. Сфрандизи и т.д.).

Завершая обзор источников классического средневековья, нельзя не упомянуть книги путешественников, которые содержат многочисленные интересные факты о нравах и обычаях народов, особенностях их быта, одежды, культуры («Книга» венецианского путешественника Марко Поло, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др.).

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Периодизация истории средних веков | ВАРВАРСКИЙ МИР И ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 987; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.