Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Моноцентризм и полицентризм. Гипотеза широкого моноцентризма
Вопрос о центрах происхождения человека, основные гипотезы. Монофилия и полифилия.Это споры о филогении. От одного вида произошел Хомо сапиенс, или от нескольких. Религиозная точка зрения – монофилия. Полифилия – Арман Катрфаж, середина 19 века, нем. Герман Клаач – начало 20 в., амер. Райглз Гейтс – соврем. Моноцентризм – или Азия, или Передняя Азия (Палестина), или Северная или восточная Африка. Генетически – вызывает сомнение количество людей в предковой группе. Полицетризм. Ареал прерывистый и дискретный. Вайденрайх. 1938, съезд антропологов в Стокгольме. 4 центра. Аргументированно, без расизма. 1.Австралоиды – ю-в Азия, питекантроп, переходная форма Солосский человек. 2.Монголоиды – в. Азия, синантроп. 3.Европеоиды – передняя Азия и Европа, неандертальцы. 4.Негроиды – Африка, родезийский человек /Брокен-Хилл/. Карлтон Кук. 1963-65 гг. – 1-3 центры те же, 4 – собственно негроиды, 5 – капоиды (бушмены и готтентоты). Грубее, без объяснений и отдает расизмом. Если принять полицентризм – параллелизм, разные виды за длительный промежуток времени. Сторонники теории полицентризма обращают внимание на следующие факты: 1) широкое расселение представителей каждой стадии антропогенеза в Старом Свете и дифференциация местных форм (подвидов) в разных регионах Европы, Азии и Африки; наличие у представителей древних территориальных групп специфических особенностей строения, которые в некоторых случаях прослеживаются в данном регионе от стадии архантропа до неоантропа (например, уже у синантропов в Юго-Восточной Азии была выражена особая «лопатообразная» форма верхних резцов, которая характерна и для представителей современной монголоидной расы); 2) частая встречаемость явлений параллельной эволюции, хорошо аргументированная фактами по филогенезу различных групп организмов; 3) равномерное и параллельное развитие культуры (по археологическим данным) на всей территории Старого Света; при этом не наблюдалось резких и внезапных изменений культуры, которых следовало бы ожидать при вытеснении, например, классических неандертальцев кроманьонцами, вторгшимися в Западную Европу, напротив, повсеместно среднепалеолитическая культура постепенно преобразуется в верхнепалеолитическую. По этим причинам теория полицентризма считает более вероятной параллельную эволюцию нескольких филетических линий гоминид с независимым приобретением особенностей последующих стадий, от архантропов до неоантропов, на разных континентах Старого Света. Современные большие расы человека – европеоиды, негроиды, монголоиды и австралоиды – выводятся при этом от разных подвидов палеоантропов или даже архантропов. В Новый Свет человек проник относительно недавно, около 25-30 тыс. лет назад, как предполагают, уже на стадии неоантропа. Аргументом против крайнего полицентризма (понимаемого как длительная, полностью независимая и параллельная эволюция разных филетических линий) является биологическое единство современного человечества, представляющего собой единый биологический вид, в пределах которого происходило и происходит свободное скрещивание расовых группировок любого ранга. В этом отношении человек отличается от большинства других видов организмов, у которых внутривидовая дифференциация с возникновением подвидов обычно ведет к обособлению некоторых из них в качестве новых филетических линий, теряющих генетическую связь с родоначальной формой. Может быть, эта особенность человека как-то связана со специфическим характером его эволюции, определяемым наличием особой социальной среды и фонда материальной культуры, опосредующих взаимоотношения людей с внешним миром и позволяющих человеку приспосабливаться к изменениям внешних условий, не изменяя своих основных биологических характеристик. В целом, эволюция рода Homo наиболее точно соответствует модели сетчатой эволюции (см. с. 79—80). Во всяком случае, какую бы из рассмотренных нами концепций антропогенеза ни принимать, фактом является биологическое единство современного человечества, будущее развитие которого (после ликвидации расовых барьеров, имеющих историческое и социальное происхождение), вероятно, пойдет по пути постепенного слияния всех рас. Дицентризм.Просматривается у Алексеева, но это как выделение западного и восточного центров расообразования после первой волны миграций с общей прародины. Восточный центр – астрало-негроидная и монголоидная расы. Западный центр – европеоидная и негроидная расы.
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 1103; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |