Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Своеобразие литературного труда редактора

Читайте также:
  1. Актуальность проблемы безопасности и охраны труда медицинских
  2. Аттестация рабочих мест по условиям труда
  3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ В ГАЗООПАСНЫХ МЕСТАХ
  4. Безопасность труда при работе на токарных станках
  5. БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
  6. Бестарифная система оплаты труда
  7. Бестарифная система оплаты труда
  8. Бригадная форма организации и оплаты труда
  9. В гл. 42 ТК РФ определены особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
  10. Важным элементом организации заработной платы являются формы и системы оплаты труда.

Писать за автора редактор не должен. Это непреложное пра­вило современной издательской практики. Границы редакторско­го творчества обозначены достаточно жестко, и тем не менее литературный труд редактора – труд творческий, подразумеваю­щий необходимость активно освоить новое знание, постичь свое­образие мышления и стиля автора, помочь ему добиться единства формы и содержания литературного произведения.

Ход творческого процесса для автора и редактора различен. Если автор к созданию литературного произведения идет от наблюде­ний действительности, от изучения жизни, осмысливая и обобщая их, то для редактора отправной точкой творческого процесса, им­пульсом его литературной работы служит завершённое произве­дение автора. Текст литературного произведения вторичен по от­ношению к отражённой им действительности, но в поле зрения редактора неизбежно входит не только сам текст как предмет по­знания, но и весь сложный комплекс отношений, отраженный им: характер обобщений, сделанных автором, взаимосвязь и взаимоза­висимость между этими обобщениями и действительностью. Рабо­тая над авторским произведением, редактор соотносит представле­ния автора со своими, мысленно повторяя путь от явлений жизни до реализации авторского замысла в тексте. Мы вправе говорить о присущем талантливому редактору своеобразном даре перевоп­лощения, который близок сценическому искусству. Когда измене­ния, внесенные им в текст, органичны, они не нарушают его целостно­сти. Но одновременно такой редактор и строгий аналитик. Он со­поставляет представление автора с уровнем, достигнутым современным научным знанием, оценивает выводы, уточняет при­ёмы изложения, прогнозируя читательское восприятие текста.

Сочетание творческого начала, сложной аналитической рабо­ты, знаний нормативных требований формирует психологичес­кие особенности редактирования, объединяющего в себе труд и творчество.

В процессе своей работы редактор неизбежно проявляет себя как личность. Его человеческое «я» раскрывается в том узле отношений, который завязывается, прежде всего, на основе пред­мета его труда – текста литературного произведения – и прояв­ляет себя в отношениях с автором и с другими сотрудниками редакции. Каждый редактор имеет право на свой стиль редактирования, на собственную методику и приемы работы. Но каждый ли может реализовать это право? Каждый ли редактор становится мастером? Очевидно, чтобы стать им, нужна опреде­ленная литературная одаренность, нужно обладать способностью к зрительному восприятию текста, проявить склонность к фило­логическому исследованию, желание учиться, накапливать знания и делать это сознательно и целеустремленно. Эти личностные качества редактора – предпосылки достижения им мастерства. Существенная особенность профессиональной психологии редак­тора, работающего в СМИ, – коллек­тивность творческого труда, общность психологической установ­ки сотрудников, работающих над изданием, взаимоотношения, обус­ловленные тем, что литературное редактирование входит в число необходимых для каждого журналиста профессиональных уме­ний. Поэтому так важно вовремя помочь начинающему редакто­ру. Это необходимая предпосылка его творческого становления.

Наблюдения над правкой начинающих редакторов позволяют говорить о двух типичных ситуациях: о переоценке ими своих зна­ний и возможностей, правке неоправданной, излишней категорич­ности суждений, подчас грубом вмешательстве в текст, в других же случаях – о неуверенности в себе, правке «робкой». От того, как будут восприняты первые редакторские опыты начинающего журналиста, в его профессиональной судьбе зависит многое. Пло­хо, когда он предоставлен самому себе и учится, слепо копируя образцы. В этом случае запоминаются лишь их внешние, техни­ческие приметы и в сознании откладывается некий стереотип, пригодный далеко не всегда. Бесспорно, индивидуальные методики могут многому научить, многое подсказать, но следует помнить, что редактирование – труд творческий и потому неповторимый.

Взаимоотношения редактора и автора всегда сложны. Стре­мясь постичь особенности изложения, ход мысли автора, редактор в определённой степени отождествляет себя с ним, но сохраняет самостоятельность, сопоставляя с авторским свое понимание про­изведения, свое толкование действительности, свой жизненный опыт. Психологические предпосылки этих взаимоотношений под­разумевают социальный контакт, общение человека с человеком, изучение их требует обращения к социальной психологии.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Коммуникативные особенности процесса редактирования | Понятие национальной экономики

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 361; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.