Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Виды коммуникаций

Читайте также:
  1. PR в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
  2. Барьеры на пути эффективных коммуникаций
  3. Виды коммуникаций и преграды для передаваемой информации
  4. Вопрос 14.3. Барьеры коммуникаций
  5. Журналистика в системе массовых коммуникаций. Регулятивные функции журналистики.
  6. Информация в процессе коммуникаций
  7. Комплекс транспорта и коммуникаций Казахстана
  8. Маркшейдерско-геодезические работы при строительстве транспортных коммуникаций.
  9. Основные модели и виды коммуникаций

Коммуникация – сложный, многоэлементный процесс, включающий в себя немало разнообразных видов. К основным из них принято относить коммуникации:

1. внутренние и внешние;

2. горизонтальные и вертикальные;

3. межличностные, групповые и массовые;

4. вербальную, визуальную, перфомансную, мифологическую, художественную и масс-медиа.

Внешние и внутренние коммуникации. Коммуникации, осуществляемые организацией (фирмой, корпорацией и т.п.), могут быть как внешними, так и внутренними.

Внешние коммуникации распространяются за рамки организации, то есть коммуникатор или получатель сообщения находится за пределами структуры.

Примерами внешней коммуникации могут служить пресс-релиз, посылаемый организацией в СМИ, публичные выступления её на пресс-конференции, издание информационного бюллетеня для широкой аудитории, дни открытых дверей и т.п.

Для профессиональной организации внешних коммуникаций необходимо знание как внешней среды, так и особенностей коммуникативного процесса.

Внутренние коммуникации осуществляются в рамках самой организации. В данном случае и коммуникатор, и получатель сообщения находятся внутри структуры.

К внутренним коммуникациям, например, относятся корпоративная газета (информационный листок для сотрудников), сообщения, внутреннее радио, доска объявлений и т.д.

На выбор и построение оптимальных внутренних коммуникаций определяющее влияние оказывает предназначение организации – её цели, задачи, статус, масштаб и направление деятельности.

Горизонтальные и вертикальные коммуникации. В зависимости от структуры управления, принятой в организации, и статуса коммуникаторов коммуникации делятся на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные – коммуникации между лицами одинакового статуса и или уровня в социальной иерархии. Например, между заместителями главы компании, членами совета директоров фирмы. Значение горизонтальных коммуникаций в компаниях тем выше, чем выше степень децентрализации управления коллективами.

Вертикальные – коммуникации между людьми, стоящими на различных ступеньках социальной иерархии (должностной, возрастной, имущественной и т.п.). Например, между шефом и сотрудниками.

Межличностная, групповая и массовая коммуникация. Человек ведет себя по-разному в зависимости от его конкретного положения и окружающей атмосферы: находится ли он один, общается с кем-либо с глазу на глаз, живет ли жизнью компании своих друзей, трудового коллектива, или же он – часть толпы, массы.

Межличностная коммуникация предполагает непосредственный контакт людей – лицом к лицу, тет-а-тет. Здесь возможна известная психологическая близость партнеров, наличие сочувствия, понимания и сопереживания.

В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона межличностной коммуникации, как указывает А.В. Дмитриев в своем исследовании «Социальная коммуникация», состоит в «обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений»[26].

Групповая коммуникация. О ней говорят, как правило, в тех случаях, когда имеет место общение в малых группах (от 3 до 20 человек). В групповой коммуникации действуют все закономерности, присущие межличностной коммуникации. Вместе с тем, проявляются и специфические для данного типа коммуникаций особенности:

- руководство группой (лидерство): процесс межличностного влияния, стимулирования группы, нацеливания её на выполнение задач;

- процесс принятия группового решения: обсуждение значимых для группы проблем, выяснение позиций её членов, поиск общего группового решения;

- формирование структуры коммуникации в группе: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

Массовая коммуникация процесс распространения информации и её влияния на общество посредством печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим массам людей.

Основные функции массовой коммуникации:

- информирование о происходящих событиях;

- помощь обществу в решении его проблем;

- передача знаний об обществе от одного поколения к другому (так называемая социализация и обучение);

- развлечение.

Значение массовой коммуникации огромно. Её воздействие на аудитории возможно только с опорой на общественное, массовое сознание. Данное обстоятельство учитывается в PR-практике при выборе того или иного канала коммуникации.

Вербальная коммуникация. Вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества. Причем артистическое владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками.

В практики Паблик рилейшнз нельзя забывать, что содержательная часть сообщений имеет важнейшее значение для формирования атмосферы доверия, выстраивания позитивных для организации общественных отношений. Речь идет именно о вербальной коммуникации, а не о передаче текста, которая возможна как через вербальный, так и через невербальный каналы.

Необходимо различать текст и вербальную коммуникацию. Текст обладает своей собственной структурой, отличающейся от других. Вербальная же коммуникация воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности и т.д.).

Помимо голосовых особенностей в формировании вербальной коммуникации огромное значение имеет соотнесенность позиций слушателей и говорящего, дистанция между ними. Известны, например, такие явления, как «эффект толпы», массовый психоз на митингах, дискотеках. Они , прежде всего, объясняются дистанцией: чем теснее люди находятся друг к другу, тем легче в них вызвать крайние проявления эмоций (агрессивность, страх, ненависть). Вот почему специалисты по коммуникациям выделяют четыре дистанции общения, изменение которых ведет к изменению норм общения, включая и нормы устной речи:

- интимная (15-45 см);

- личная - близкая (45-75 см);

- личная – дальняя (75-120 см);

- социальная (120-360 см);

- публичная (360 см и далее).

При построении вербальной коммуникации очень важен выбор стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию.

Стратегия включает в себя совокупность личностных качеств коммуникатора, его знания основ психологии аудитории, умение определить близкие ей ценности, а также руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации. Сообщение выстраивается в соответствии с определенными требованиями:

- речь должна быть простой и доступной;

- обращение к аудитории следует основывать на простых и понятных человеческих ценностях;

- желательно избегать частого употребления новых, малоизвестных и иностранных слов.

Ключевыми параметрами выступления сегодня считают целостность, уместность и содержательность.

Цельность выступления предполагает соответствие содержания сообщения образу, создаваемому выступающим.

Уместность подразумевает чувство ответственности за сказанное, а также способность оратора формулировать провозглашаемое новое в новых терминах. Уместность, как и цельность, способствует формированию у слушателя впечатления, что ему оказывается серьезное доверие. Тогда получатель сообщения чувствует себя участником происходящих процессов.

Содержательность выступления предполагает значимость того, о чем говорится. Забывается и не оставляет никакого следа в сознании людей бессодержательное говорение.

Эффект выступления во многом зависит от знания ценностей, поддерживаемых аудиторией – поэтому и необходим постоянный мониторинг общественного мнения.

Российские психологи считают, что для российской аудитории очень важны гармоничность выступления политиков, умение рационально «резонировать» в такт собеседнику или аудитории, дозировать эмоциональную вовлеченность. Психологи также советуют не увлекаться иронизированием. Среди качеств, предпочтительных для положительного восприятия лидера, называются терпимость к собеседникам и соперникам, умение выглядеть компетентным, соблюдать меру в плане самоотдачи, не увлекаться собственной персоной.

Вербальное воздействие на аудиторию начинается со звукового восприятия. Поэтому специалисты-фоносемантики определили различные значения звуков, исходя из ассоциаций носителей данного языка с тем или иным цветом (А – ярко-красный; О - яркий светло-желтый или белый; И – светло-синий; Е - светло-желтый; У – темно-сине-зеленый; Ы – тусклый темно-коричневый или черный)[27].

Подобные шкалы разработаны не только для звуков (гласных и согласных), но и для слов в целом, а также отдельных словосочетаний.

К условиям коммуникации относятся в том числе воспринимаемые как приятные или неприятные типы голосов коммуникаторов. Типы голосов и их соответствие тем или иным оценкам аудитории, а также ожиданиям самих коммуникаторов достаточно часто являлись причиной изменения статуса людей, их общественного восприятия.

Для восприятия коммуникатора аудиторией не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Важны и ключевые слова, в наибольшей степени оказывающие влияние на эмоциональное состояние аудитории. Поэтому и следует внимательно изучать пристрастия получателей сообщения.

Немалое значение для восприятия выступления аудиторией имеет форма, эмоциональная окрашенность речи.

Зачастую влияние произнесенного слова в большей степени зависит от силы убеждения, чем от содержания сообщения.

Итак, вербальная коммуникация формирует основные характеристики стратегии Паблик рилейшнз. Она помогает создавать сообщения, воспринимаемые и понимаемые широкой целевой аудиторией, существенно влияет на реакцию последней.

Визуальная коммуникация. Посредством визуального канала в Паблик рилейшнз передается до 70% информации.

Согласно данным исследований особенностей восприятия информативных сообщений, передаваемых различными каналами коммуникации, человек запоминает примерно 10% того, что читал, 20% того, что слышал, 30% того, что видел, 50% того, что слышал и видел, 70% того, что рассказал, и 90% того, что сам делал[28].

В виртуальном восприятии сообщения даже мелкие детали могут приобретать значение. Например, бывает очень информативной даже одежда человека. Она позволяет определить общие черты своего носителя, его эмоциональные особенности[29]. С помощью одежды или отдельных её элементов можно воплотить определенную имиджевую характеристику. Не случайно люди говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму».

Помимо одежды, визуальный ряд коммуникатора определяют такие аксессуары и оформление интерьера, в котором он находится. Так, существуют определенные нормы и традиции ношения одежды, утвердившиеся в том или ином культурном пространстве, нарушение которых ведет к снижению эффективности коммуникации.

Визуальный облик во многом определяется историческим временем и господствующими в обществе тенденциями. В разные эпохи вырабатывались особые походки, осанки, манеры поведения. Отличия в визуальных обликах людей разных эпох можно увидеть в исторических портретах.

Во время предвыборных кампаний оценки людей в значительной степени складываются под непосредственным впечатлением от визуального, прежде всего телевизионного, знакомства с кандидатом. Именно телевидение навязывает аудитории определенную (часто стереотипную) модель видения политической реальности. В свою очередь для некоторых людей включенный телевизор означает непосредственное участие в политическом общественном процессе.

Многие PR-специалисты уделяют заметное внимание портрету человека. Как писал П. Флоренский, «портрет, в отличие от гипсовой маски, несет в себе как бы несколько временных срезов, он обязательно имеет некоторую временную глубину личности, временную амплитуду внутренних движений. Он охватывает личность в динамике, которая, по сравнительной медленности своего собственного изменения, берется здесь статистически»[30].

Со временем появления фотопортретов они стали серьёзной проблемой в смысле выработки имиджа политических лидеров, поскольку возник вопрос о содержательном наполнении фотоизображения. Известно, что многие политические лидеры фотографируются без очков, сигарет, стараясь сделать свой облик более приближенным к идеальному. Однако при этом происходит некоторое нарушение естественности. Тогда приходится делать выбор.

В российских условиях особую роль играют предвыборные фотографии кандидатов, когда не очень многие избиратели знакомятся с программами партий. Р. Барт пишет о предвыборной фотографии как о такой, которая создает личностную связь между кандидатом и избирателями: «Кандидат представляет на суд не просто программу, он предлагает им особую телесную атмосферу, совокупность своих бытовых предпочтений, проявляющихся в чертах его лица, одежде, позе…В фотографии выражаются не намерения кандидата, а его побуждения – все те семейные, психические, даже эротические обстоятельства, весь тот стиль жизни, продуктом и привлекательным примером которого он является»[31].

В результате Барт приходит к парадоксальному выводу: на удачных фото политических лидеров изображен и героизирован сам избиратель, которому предлагают как бы отдать голос за самого себя.

Наиболее мощным воздействием по сравнению с другими каналами коммуникации обладает телевидение. Телевизуальную картину население воспринимает как более достоверную, чем вербальный канал, поскольку действительность воспринимается как бы не «отфильтрованной».

Визуальные коммуникации, особенно с использованием телевизионных каналов, держатся на трех китах: сюжет, монтаж, повтор.

Сюжет – подача изображаемых событий, как правило, по следующей схеме: задача – появление героя – трудные испытания – появление ложного героя – борьба – сверхъестественные свойства противника – ложный герой изобличается – беда ликвидируется – наказание противника – победа.

Посредством видеоряда сюжет визуализируется для придания ему большей достоверности. Видеоряд должен быть динамичным. Зрителю нельзя оставлять время на раздумия. Тогда возникает иллюзия достоверности.

Повтор служит для многократного повторения сюжетов. Он создает впечатление информации высокой степени достоверности. У повтора есть и вторая функция – внушение. Многократно продублированная информация фиксируется на уровне подсознания. Иными словами, эффективность визуальных коммуникаций значительно повышают многочисленные повторы видео, кино- и фотоматериалов.

При экранной передаче решающее значение имеет выбор соответствующего ракурса – своего рода «картинки», посредством которой можно усилить или ослабить впечатление. Используется, например, эффект аплодирующей публики. Можно дать общий план публики, показать какую-то её часть, маленькие группы или отдельные лица. Чем больше людей на экране, тем сдержаннее передаваемое впечатление, чем меньше людей в «картинке», тем интенсивнее впечатление[32].

Телевидение, будучи каналом визуальной коммуникации, имеет хорошую возможность моделировать образ коммуникатора. Поэтому последний часто вынужден доверять заботу о создании своего экранного образа другим людям.

В целом следует подчеркнуть, что визуальная коммуникация представляет собой порождение долговременных сообщений – и это одна из её главных особенностей. С другой стороны, визуальная коммуникация (за исключением письма) не имеет того же уровня кодификации, в ней часто сообщение создается совместно с языковыми средствами.

В отличие от других СМИ, телевидение способно передать физическое движение. Но в большинстве случаев коммуникаторы (выступающие) находятся в сидячем положении, поэтому наиболее «работающими» элементами визуальной коммуникации становятся мимика и жестикуляция. Хорошее владение языком мимики и жестов позволяет значительно повысить эффективность коммуникации.

Средоточием немалой информации в визуальной коммуникации является цвет. Даже каждый оттенок оказывает своеобразное психологическое воздействие на человека или аудиторию. К примеру, синий цвет выступает как признак авторитетности. Не случаен поэтому факт, что полицейские многих стран одеты в мундиры именно синего цвета[33].

Итак, в визуальной коммуникации каждый элемент важен и имеет собственное смысловое и содержательное наполнение.

Перфоманская коммуникация. Если вербальная коммуникация для передачи сообщения применяет вербальный канал, визуальная – вербальный канал, то перфоманс располагает свое сообщение в пространстве. В перфоманской коммуникации используется такая составляющая жизни любого общества, как ритуалы. Одновременно со значениями, порой потерявшимися в веках, они несут в себе четкие коммуникативные указания.

К перфоманскому ряду можно отнести: военные парады; процессы инаугурации; дипломатические протоколы; этикет; съезды КПСС, проводимые во времена СССР; конференции, презентации и другие формы РR.

В литературе имеет место разные подходы к определению перфоманса. Одни специалисты говорят о ритуальном поведении как таковом, где цель выражена в выполнении самого ритуала[34]. Другие полагают, что перфоманс представляет собой действия одного человека или группы перед другим человеком или группой. Здесь центральной фигурой становится третье лицо, наблюдатель, наличие которого кардинальным образом меняет всю процедуру.

Николай Евреинов активно защищал понятие «театральности» в российской истории, определяя роль перфоманса в разных сферах жизни. «Господство над нами Театра, понимаемого в смысле закона общеобязательного творческого преображения воспринимаемого нами мира, вытекает с достаточной убедительностью хотя бы из сравнительного изучения данного закона с законом развития религиозного сознания». В качестве примера театральности российской действительности Н. Евреинов упоминает А. Аракчеева, называя его «режиссером жизни», доказавшим это не столько «постановкой» военных поселений, сколько отношением его вообще к жизни и природе, которые содержались под мощной режиссерской властью.

Сторонники «театральной» теории убеждены, что перфомансные характеристики присутствуют в той или иной мере во всех областях человеческой жизни.

Перфоманские роли в обществе игрались всегда. Пример – роль юродивого, шута. Юродивый не наказывался за свое поведение, поскольку считалось, что через него может говорить Бог. История знает многочисленные примеры, когда цари и короли с большей охотой прислушивались к советам своих шутов, чем к рекомендациям официальных советников.

Исследователь Ричард Шехнер предлагает четыре возможные перфомансные трансформации.

1- я трансформация:

Перфомансные коммуникации охватывают самые различные явления человеческой жизни – от поля сражения до рынка. Здесь ритуалы основываются на фиксированных моделях действий, предопределяющих поведение. Задача заключается в том, чтобы как можно более эффективно пройти через этап «встреча/обмен» в этап «действительность 2».

Однако в предыдущем случае нет возможности предопределить все моменты. Рынок (базар) – это место торга, шуток, распространения слухов. Поле битвы – место борьбы, демонстрации силы. Кроме того, на поле сражения идет соревнование цвета. Ведь война, с точки зрения стороннего наблюдателя, имеет сильный театральный элемент.

2-я трансформация:

В данном случае могут использоваться ритуалы. С их помощью вносятся изменения в статус участников (свадьба, инициация, шаманский ритуал и др.).

3-я трансформация:

Ритуалы, которые направлены на эффективность в одном контексте, могут восприниматься как развлечения в другом. Все новые, в том числе и политические, ритуалы конструируются, чтобы стать развлечением и, возможно, искусством.

4-я трансформация:

Съезды партий, съезды народных депутатов также протекают под сильным влиянием театральности. Обычно о такого рода массовых действий специалисты пишут: «Выступления перед большой аудиторией должны напоминать вам театр»[35].

Специалистами по коммуникациям выделяются четыре фазы прохождения первомансных процедур:

1. Нарушение нормированных отношений.

2. Кризис, во время которого нарушение увеличивается.

3. Восстановительное действие, которое может копировать и критиковать действия, приведшие к кризису.

4. Реинтеграция (объединение раздельной социальной группы, а также признание или легитимизация раскола).

Базовая первомансная стратегия включает сбор, первоманс и расставание. Она содержит «драматическую» структуру, состоящую из четырех этапов.

Поскольку аудитория является обязательным элементом перфоманса, она также имеет свою классификацию. Главным основанием классификации служит включенность аудитории в ситуацию или её случайный характер.

Случайная аудитория – это люди, идущие на представления индивидуально или небольшими группами. Они публично рекламируются и открыты для всех.

Интегрированная аудитория – та, где люди приходят на представления или в силу необходимости, или потому, что событие для них является значимым. Такая аудитория, к примеру, включает родственников жениха и невесты – на свадьбе, племя – на обряде инициации, лиц высокого звания – на подиуме для инаугурации. Они заинтересованы в создании интегрированной аудитории для своей работы, а также для поддержки их начинаний.

Однако некоторые виды интегрированной аудитории могут выступать и против представления. К примеру, люди, пришедшие специально, чтобы сорвать запланированную акцию. Если случайная аудитория приходит по собственной воле, то интегрированную привлекает ритуал.

Одна из характерных черт церемонии – четкое разграничение участников и публики. От последней ожидается традиционный репертуар реагирования. По мнению К. Бурке, «реакция аудитории является одной из составляющих частей церемонии. Без нее церемония становится бессмысленной. Церемониальное пространство подчеркивает разницу между исполнителями и зрителями, четко изолируя сцену перфоманса, ограниченную со всех сторон полицией и охраной, в отличие от места для реагирования, расширяющегося во все стороны».

Итак, перфоманс – важная составляющая современной политической и экономической жизни. Мощный разъяснительный эффект, присущий перфомансу, позволяет понять живучесть ритуалов в нашей жизни. В рамках Паблик рилейшнз, к примеру, ритуальность особенно проявляется в так называемых презентациях.

Мифологические коммуникации представляют значимый интерес для Паблик рилейшнз. Он обусловлен следующими составляющими данного вида коммуникаций:

- воздействуя на аудиторию с включением в состав текста мифов, он позволяет активизировать не осознаваемые явно информационные элементы;

- подобные элементы аудитория не может отвергнуть как по причине их неосознаваемости, так и по причине неопровергаемости из-за автономности их существования, не зависящей от отдельного человека;

- третья составляющая мифа – его относительная простота. Давно известно, что упрощенный вариант представления ситуации имеет больше шансов быть принятым аудиторией, поскольку легко захватывает её.

Современный миф часто описывает совершенно будничные события. Но при этом он активно опирается на определенные нетипичные ситуации, внедренные в современность.

Скажем, расхожими в американской жизни являются рассказы об удачном фермере, об успешном движении миллионера в кандидаты президенты и т.д. Они опираются на знаковую мифологическую структуру перехода в иное состояние, вариантом чего может служить знакомая всем Золушка[36].

Коммуникаторы, использующие коммуникации, отбирая самые яркие события из жизни своих героев, последовательно мифологизируют их. Если событие не является ярким, оно не представляет интересы ни для журналиста или писателя, ни для аудитории. Таким образом, характеристики мифологической коммуникации формируются под влиянием характеристик героя и его представления в сознании аудитории. Наиболее ярко это проявляется в период президентских выборов.

Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и продукт свободной игры воображения. Так, например, мифологическое пространство СССР в целом отвечало основным архетипическим образам коллективного бессознательного, определяющим традиционное мировоззрение. Речь в данном случае идет о таких устойчивых мифах, как «советский народ», «общество всеобщего равенства», образы могущественного внешнего врага – капиталистического мира с его эксплуатацией человека человеком[37].

Но в политической борьбе миф организуется и создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, не являются плодом воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми PR-специалистами.

Некоторые исследователи считают миф единственно верной моделью действительности. Миф совершенно свободно входит в неё, принимая разнообразные формы.

Свободная повторяемость схем мифа у разных народов и в разные времена говорит о его принципиальной универсальности. Подобная повторяемость в схемах мифологических коммуникаций приобретает определенное «психотерапевтическое» значение.

Миф представляет собой определенный алгоритм поведения, что обусловливает невозможность его опровержения просто на текстовом уровне. По утверждению М. Элиаде, «будучи реальным и священным, миф становится типичным, а следовательно, и повторяющимся, так как является моделью и, до некоторой степени, оправданием всех человеческих поступков[38].

Вместе с тем миф определенным образом работает в нереализуемом пространстве. Для мифа в большей мере подходит определение новости в виде такой ситуации, когда гора пришла к Магомеду, а не наоборот. В мифе слиты четкие характеристики символов, передающие человеку необходимую информацию. Такое ощущение возникает под влиянием трансформации героя его поступков в пространстве.

В.И. Ленин на броневике…Б. Ельцин на танке…В.В. Путин в рубке подводной лодки. Все это на самом деле необходимо для трансформации образа «героя» и создания знаковых символов мифа.

Мифы в большей мере влияют на людей молодого возраста. Мифологические коммуникации создают для них образцы для подражания. Важную роль в формировании последних играют герои – персонажи приключенческих рассказов, участники войны, любимцы экранов и т.д. Подобная мифология с течением времени постоянно обогащается. Меняется мода, корректируются ценности, возникают новые образы, на которые хочется быть похожими. Писатели создают современные слепки с прежних героев… Все эти модели продолжают развивать мифологические традиции прошлого, формируя в определенном смысле основы мифического поведения[39].

Современная политическая мифология характеризуется наличием множества претендентов на образ героя-вождя. Каждый из них предлагает свой собственный вариант решения стоящих перед обществом проблем. Степень мифологизации образа того или иного политического лидера можно определить проанализировав издаваемые ими автобиографические сочинения. В них выделяются те элементы, которые, по мнению либо самого автора, либо его консультантов, необходимы для большего соответствия роли вождя масс[40].

Пожалуй, центральной характеристикой мифологических коммуникаций является постоянная перекодируемость одних мифов и ритуалов в другие. «Внутри мифов и ритуалов – сигнификтивные отношения обратимы, данный миф обозначает (и перекодирует) ряд других мифов и ритуалов, причем что является означающим, а что означаемым – зависит только от того, какой миф или ритуал в данном случае выбрал исследователь: он выступает в качестве означающего, остальные в качестве значений»[41].

Функции мифов в современном обществе нередко выполняют романы. Чаще всего это не серьезные классические произведения, а «мыльные оперы». Как утверждает Г.А. Левинтон, «читатель входит в сферу времени воображаемого, ритмы которого изменчивы до бесконечности, так как каждый рассказ имеет свое собственное время, специфическое и исключительное»[42].

«Мыльные оперы», можно сказать, способствуют ситуации единения общества в одном пространстве и времени. Объединяющую функцию играет не только совместный просмотр сери ала, но также и возможность обсуждения его.

Миф играет и определенную роль в психологической «разгрузке». Он – доступный всем ответ на проблемы общей значимости. Он спасает и ограждает. Он помогает не потерять веру в разумность мира. Здравый смысл создает однородный мир, где человек уютно защищен от волнений и рискованных соблазнов «мечты»[43]. И поскольку человек стремится в этот «огражденный! Мир, ему активно стараются помочь. Когда же нет возможности сделать это реально, то в игру вводятся символы. Нередко – в виде обещаний. Как это было, например, во времена горбачевской «перестройки». Тогда декларировался и широко тиражировался лозунг: «Каждой семье – идеальную квартиру к 2000 году».

Итак, в реальном современном мире число мифов и мифологем не уменьшается. Во многом такое положение объясняется свойствами самих мифологических текстов. Наиболее важными представляются два параметра последних:

1. Они непроверяемы. Мифологические тексты непроверяемы так же, как сказания о чудесах, святых и т.п. Их принципиально нельзя опровергнуть, можно только подтвердить новым примером. Тексты массовой коммуникации также во многом оказываются недосягаемыми для проверки, поскольку часто берутся из другой точки пространства и времени.

2. Для мифов характерна определенная узнаваемость. Они не несут в себе новую информацию, а как бы реализуют уже известные людям схемы. Причем часто действительность просто подгоняется под имеющийся стереотип.

Значение мифов в человеческой жизни настолько заметно, что нередко они формируют культурный и социальный мир, задавая разрешенные или запрещенные типы символических действий в данной культуре, накладывая табу на одни поступки и призывая к другим. Во многом это объясняется тем, что в какой-то степени массовое сознание по сути своей мифологично. Отсюда результат: яркие с точки зрения восприятия общественным сознанием события бывают насквозь пронизаны мифами.

Несомненно, мифологическая коммуникация представляет собой интерес для рекламы и Паблик рилейшнз. С одной стороны, поскольку действует на уровне, слабо опровергаемом массовым сознанием. С другой – она как бы повторяет раз за разом сообщение, которое уже закодировано в глубинах памяти и потому не требует дополнительной информационной обработки. Таким образом, специалисты получают в свои руки мощное оружие, и только от них зависит, как им распорядиться.

Художественная коммуникация и коммуникация масс-медиа. Исследователи, работающие в области коммуникаций, отмечают относительную схожесть задач масс-медиа и художественного механизмов порождения символов. И те и другие предназначены для выработки единых схем интерпретации событий реальной действительности путем информирования аудитории.

Масс-медиа порождает символическую обстановку. Благодаря СМИ происходит жесткая селекция огромного объема информации, существующей вокруг нас. В результате на экраны телевизоров, а также в газеты попадают лишь некоторые события, наиболее важные с точки зрения коммуникаторв. Такой процесс отбора информации позволяет говорить, что донесенное до аудитории событие является символичным (знаковым).

Масс-медиа в отличие от литературы и культуры порождают тексты «сегодняшнего дня», имеющие достаточно короткий жизненный цикл. Это связано с особенностью их функционирования: тексты масс-медиа как бы вытесняют друг друга. Обращает на себя внимание следующий факт: информация о том, что будет завтра, воспринимается с большим интересом и считается более важной, чем то, что происходит сегодня.

Напротив, художественная коммуникация, как правило, порождает связанные, но не конкурирующие во времени альтернативные тексты. В процессе художественной коммуникации могут одновременно существовать и передаваться одни и те же тексты в разнообразной «упаковке». А в сфере масс-медиа тексты одного вида взаимоисключаются.

В определенной мере медийные ограничения связаны с тем, что тексты масс-медиа, сменяя друг друга, зачастую рассказывают об одних и тех же объектах и событиях, состояние которых во времени также не остается постоянным. Художественные тексты, как правило, включают в себя сообщения о разных явлениях. Поэтому, в отличие от масс-медиа, в их среде конкуренция менее ощутима.

Художественная коммуникация и коммуникация масс-медиа используют в качестве ключевых несхожие механизмы интерпретации действительности. Например, новостной репортаж или газетная заметка ориентированы на привязку к конкретной точке пространства и времени. Вчерашняя газета уже никому не интересна.

Вместе с тем коммуникации масс-медиа считаются более объективными, а художественная коммуникация воспринимается обществом в виде субъективной, включающей в себя и художественный вымысел.

Следующее различие рассматриваемых видов коммуникаций состоит в том, что художественная коммуникация имеет установку преимущественно на форму передачи информации, а масс-медиа – на содержание, то есть на практическую сторону[44]. В этом плане коммуникативный анализ вырастает во многом из анализа именно художественной коммуникации. Однако художественная коммуникация принципиально отлична от коммуникации прикладной. В первом случае лишь какие-то дополнительные элементы повествования, место события, позволяют аудитории переносить текст на действительность. Напротив, коммуникация прикладная непосредственно направлена на изменение действительности и ориентирует аудитории в этом направлении.

Особый характер художественной коммуникации как способа порождения символической действительности активно и с давних времен используется человеческой цивилизацией. Масс-медиа не могут похвастаться столь глубокой исторической перспективой развития, зато их техническое преимущество вполне ощутимо.

Оба вида коммуникации – художественная и масс-медиа взаимно влияют друг на друга. В своей основе художественная коммуникация, как и масс-медиа, опирается на действительность – только на более сложном уровне. Художественная коммуникация реинтерпретирует действительность, вероятно, в более романтическом виде. И именно она, как правило, определяет уровень общественного сознания и его развитие.

В заключении отметим, что все виды коммуникации в настоящее время являются объектом пристального внимания. Их анализ позволяет, с одной стороны, совершенствовать механизмы общественного взаимодействия, с другой – прогнозировать до определенной степени изменения общества в ближней и дальней перспективе. Ибо сегодня социальный прогресс неотделим о т прогресса коммуникативного и опосредуется в значительной степени именно им. Так что и в этом смысле PR, несомненно, становится приоритетной областью исследования.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Основные модели и виды коммуникаций | Интегрированные социальные коммуникации

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 1906; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.