Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ТОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В связи с общим характером развития гармонии и лада намечаются изменения и в принципах тонального движения — тональных соотношениях, модуляционных планах, способах модулирования, формах показа тональности и т. п. Основные тенденции остаются теми же: рушатся стабильные нормативы ладофункционально детерминированных тональных планов и тональных путей движения. Тембро-красочные соотношения тональностей начинают играть все большую роль. Тональные соотношения частей и разделов индивидуализируются. Часто даже при сохранении классических соотношений путь от исходной тональности к доминантовой (например, в экспозиции сонатной формы) оказывается таким долгим и сложным, проходит по таким далеким тональностям, что то существенное, что породило эти тональные соотношения — их прямая, акустически подтверждаемая связанность,— оказывается совершенно лишенным силы: путь к доминанте через тональности тритонового соотношения совершенно уничтожает ее зависимость и подчиненность исходной тонике (см., например, Сонату № 10 си-бемоль мажор Шуберта). Типичные для классической музыки кварто-квинтовые соотношения заменяются преимущественно терцовыми, а позднее — тритоновыми. Широко применяются модуляционные шаги по большому и малому терцовым кругам в восходящем и нисходящем направлении. Изменяется и форма показа тональности. Во-первых, сильно расширяется круг тональностей, вовлекаемых в сферу основной по типу отклонения,— он далеко выходит за пределы классической первой степени родства, о возможности чего уже говорилось (IB-3). Расширение ступеневого состава тональности за счет взаимопроникновения одноименных и параллельных ладов, включения одновысотных трезвучий и т. п. соответственно расширяет и круг побочных тональностей (пример 135). Во-вторых, акцент на неустойчивости и стремление к переменности, о которых говорилось выше, часто даже при экспонировании делают тональность неярко выраженной, неустойчивой, П Чайковский Концерт для скр с орк II ч.
«блуждающей» (см. примеры 106, 114, 116 и др.). Более того, появляются случаи тонально и гармонически разомкнутых произведений — явление, немыслимое для классического стиля. Все это говорит о том, что принцип «централизующего единства» (С. Скребков) в XIX веке все более уступает место децентрализации, стабильность норм — индивидуализированности, предустановленность — вероятности. Так намечается путь в XX век.
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 575; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |