Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Лекция 8. Социальная структура обществаКультура – совокупность способов и приемов человеческой деятельности (материальной и духовной), воплощенных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Лекция 7. Культура: социологический анализ
1. Культура как объект социального познания. 2. Основные элементы культуры. 3. Социальные функции культуры.
1. Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, очень часто отождествляют культуру с образованностью и особым, "культурным" поведением. Несомненно, всё названное есть важная, но очень небольшая часть того, что представляет собой многогранное, сложное явление, называемое культурой. Это, как утверждают некоторые социологи, прежде всего характерный для данного человека и общества в целом образ мыслей и образ действий. В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определённой группе людей. Термин "культура" произошёл от латинского "colere" – "возделывать, облагораживать". Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе – изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение, шутка и т.д. Круг таких явлений очень широк, он включает в себя и сложные феномены, и простые, но крайне необходимые для человека. Существует ряд основных признаков культуры. Во-первых, источником культуры является сознание. Всё, что связано с "возделанным" в человеческой жизни, так или иначе связано с сознанием, идёт ли речь о технологиях, политике, нравственных исканиях людей или восприятии художественных ценностей. Следует также иметь в виду, что культура - это своеобразный процесс, деятельность, в основе которой – взаимодействие, взаимопереход и сопряжённость знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов. Во-вторых, культура представляет собой метод, способ ценностного освоения действительности. В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей человек неизбежно становится перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения, допустимости или запретности для него действовать теми способами, которые могут способствовать достижению целей. Без этого нет мотива деятельности, осознания социального действия. Культура – это определенный взгляд на мир сквозь призму принятых в этом обществе понятий о том, что есть добро и зло, полезное и вредное, прекрасное и безобразное. В-третьих, культура становится организующим элементом, определяющим содержание, направленность, технологию практической деятельности людей. То есть сигналы, идущие от внешнего мира, проходят "фильтр" культуры, расшифровываются ею и получают оценку. Отсюда разные оценки одних и тех же явлений у людей разных культур, разное реагирование на них. В-четвертых, культура воплощается в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности, которые являются следствием существования устойчивых мотивов, предпочтений, навыков и умений. Случайное, более не повторяющееся, к культуре относить не следует. Если из случайного, нерегулярного то или иное явление превращается в устойчивое, повторяющееся, то можно говорить об определённых изменениях в культуре отдельного человека, группы или общества в целом. В-пятых, культура объективируется, воплощается в различных продуктах деятельности – вещественно-предметных (все предметы, созданные и используемые человеком) и символически-знаковых (к ним относятся продукты культуры, передающие информацию через слово, символы, знаки, изображения). Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности и вышеназванных формах, происходит фиксация исторического опыта народа, общности, и этот опыт может быть передан другому человеку или поколению. Когда мы называем человека малокультурным, то подчёркиваем недостаточную степень восприятия им культуры, накопленной предыдущими поколениями. Итак, культура формируется как механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в той среде, в которую они попали, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами, выделять своё "Мы" среди прочих.
2. Каждое человеческое сообщество (от самого мелкого до сверхбольшого, как цивилизация) создаёт на протяжении своего существования собственную культуру. Поскольку человеческая цивилизация знает множество сообществ, то в результате в историческом процессе сложилось множество культур, и перед социологами встала проблема определить - существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное для культур всех сообществ. Можно выделить множество таких культурных универсалий, свойственных всем обществам, в их числе: язык, религия, символы, украшения, сексуальные ограничения, спорт и т.д. Одной из универсалий культуры является язык – тот понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, не так, как другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык является самым ёмким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено. Вторым важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания человеком или общностью людей своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: - смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.), - универсальные (подразделяются на: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация и т.д.), б) общественного признания (социальное положение, трудолюбие и т.д.), в) межличностного общения (честность, доброжелательность, бескорыстие и т.д.), г)демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и т.д.), - партикулярные (привязанность к "малой Родине", семье, а так же всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалу). Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка представляет собой своеобразную программу деятельности и общения, связанную с выбором вариантов деятельности и общения. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. По шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т.д. Ценностное отношение приобретает особое значение для социальной жизни, так как на её основе складываются социальные нормы, которые являются следствием устойчивой, повторяющейся оценки. Социальные нормы представляют собой исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. Большое значение в жизни человеческих сообществ играют такие формы культуры, как обряды, обычаи, традиции. Обряд - совокупность символических, стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, нормы и ценности, представления и вызывающие определённые коллективные чувства. Сила обряда скрыта в его эмоционально-психологическом воздействии на человека, в обряде происходит не только рациональное усвоение каких-то норм, ценностей и идеалов, но и их сопереживание участниками обрядовых действий. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или группе и является привычной для его членов. Обычай представляет собой следование каким-то правилам, пришедшим из прошлого, сохранённым предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки и т.д. В целом можно сказать, что обычай - это неписаные правила поведения. Традиции - элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции есть во всех сообществах, являясь необходимым условием жизнедеятельности общества. Пренебрежительное отношение к традициям влечёт за собой нарушение преемственности в развитии общества, его культуры, утрату ценных достижений человечества. С другой стороны, абсолютизация традиций, слепое следование им порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Перечисленные выше элементы культуры существуют во всех обществах, безотносительно к тому, как они действуют в различных государственно-национальных образованиях, социальных группах и т.д. Но культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях, в определённых конкретных формах. Для описания этих конкретных форм культуры социология вводит понятие субкультура. Субкультура - это набор символов, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру, которая не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет свои специфичные отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности данного сообщества. Можно выделить следующие субкультуры: национальные, конфессиональные, профессиональные, а также субкультуры организаций, отдельных социальных групп и т.д.
3. Культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций: 1.Образовательно-воспитательная функция. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть усвоения языка, символов, ценностей, норм человечества, своего народа, своей группы. Уровень культуры личности определяется её социализированностью, то есть приобщением к культурному наследию и степенью развития индивидуальных способностей. Культурной называют личность, обладающую набором определённых качеств - эрудицией, пониманием различных отраслей искусства, свободным владением родным языком и знанием иностранных (что даёт возможность получения знания из первых рук, а не в чужом переводе), высокой нравственностью, самообладанием, способностью понять другого и т.д. Эти качества приобретаются личностью в ходе воспитания и образования. 2. Интегративная и дезинтегративная функции культуры. Освоение культуры создаёт у членов какого-либо сообщества чувство общности, принадлежности к одной группе, сплочённой вокруг каких-то ценностей, идеалов, целей или традиций, обычаев, исторической памяти, и принадлежащих вследствие этого к одной нации, народу, религии, группе и т.д. Тем самым культура сплачивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачиваясь на основе какой-то субкультуры, эти люди противопоставляют себя представителям другой, не обязательно доводя противопоставление до антагонизма, но фиксируя различие ("есть Мы и Они"). Внутри крупных сообществ могут возникнуть культурные конфликты как практическое проявление действия дезинтегративной функции культуры. 3. Регулирующая функция культуры. Как уже говорилось ранее, в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя её поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов, нарушение которых приводит в действие санкции - систему мер, призванных заставить нарушителя соблюдать правила и нормы культуры.
Вопросы для повторения: 1.В чём разница между обыденным и научным пониманием культуры? 2.Какие признаки культуры Вы знаете? 3. Расскажите об универсальных чертах культуры. 4.Что такое обряд, обычай, традиции? 5.Что такое субкультура? 6. В чём сущность социальных функций культуры? Литература
Ахиезер А. Социокультурная динамика России//Политические исследования. 1991. N5. С. 51-65. Бабаков В.В., Матюнина Е.В., Семёнов В.М. Национальные культуры в общественном развитии России // Социально-политический журнал. 1995. N5. С. 29-42. Карпухин О.И. Культурная политика России: цели и способы реализации// Социально-политический журнал. 1996. N1. С. 44-56. Козлова О.Н. Духовная культура современного общества // Социально-политические науки. 1991. N10. С. 30-38. Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда//Новый мир.1994. N8.С. 3-8. Культура в общественной системе// Радугин А.А., Радугин А.К. Социология: Курс лекций. Воронеж: Воронеж. арх.-строит. акад., 1994. С. 47-56. Культура: социологический анализ // Основы социологии: Курс лекций. Ч. II. Ответ. ред. А.Г. Эфендиев. М.: Знание, 1994. С. 136-159. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 425-504. Социология культуры // Социология: Курс лекций. Воронеж: Изд. ВГУ, 1994. С.95-112. Культура общества. Социокультурный процесс // Социология: Наука об обществе. Учебное пособие. Харьков: Институт востоковедения и международных отношений, 1996. С.514-527. Щепаньский Я. Культура// Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. С. 38-56.
1. Сущность проблемы и подходы к её изучению. 2. Социальная мобильность.
1. Социальная структура - совокупность взаимодействующих социальных групп, различающихся по их положению в обществе. Любое развитое общество представляет собой систему из множества элементов: микроэлементы (индивиды), миниэлементы (социальные группы), макроэлементы (классы, нации). Все эти элементы более или менее проявляются, признаются, что даёт возможность говорить о явных и скрытых элементах социальной структуры. К явным элементам можно отнести: 1. Классы и классоподобные образования. 2. Политические группы (партии, общественно-политические организации, профсоюзные движения). 3. Территориально-региональные группы, различающиеся по критериям географическим, этническим, социально-экономическим (Поволжье, Дон, Кубань, Урал, Сибирь и т.д.). 4. Вероисповедные группы (большие: православие, католицизм, ислам, буддизм; малые: баптизм, иеговизм, шестидесятничество и т.д.). 5. Демографические группы, различающиеся по полу, возрасту, образованию, профессии и т.п. (мужчины, женщины, молодёжь, учителя, врачи и т.п.). К скрытым элементам относятся: 1. Элиты - множество людей, занимающих высшее положение в обществе с точки зрения установленных правил престижа или авторитета. 2. Лобби ("группы давления") - группы, защищающие прежде всего свои экономические интересы, но попутно могут выражать интересы тех слоёв, которые являются источником их силы. Лобби оказывает давление на парламенты, партии, звенья власти. 3. Клика - малая группа, существующая в рамках большой, возникает спонтанно и принадлежит к системе неформальных связей. 4. Мафия - группа лиц, которые стремятся к достижению своекорыстных и властолюбивых целей не только в рамках определённой организации, но и в обществе в целом по принципу "Цель оправдывает средства". 5. Родственно-земляческие связи объединяют круг людей, связанных родством, происхождением, принадлежностью к определённой социальной группе и занимающих ключевые позиции в хозяйстве, управлении, культуре. Сам характер деятельности заставляет их вступать в контакты и оказывать услуги друг другу. Современная социология фиксирует своё внимание на явных элементах, причём особенно на классах и классоподобных образованиях. Понятие социальной структуры в узком смысле отождествляется с делением общества на классы и социальные слои. В изучении вопроса существует два основных направления: марксистское и структурно-функционалистское. В основе марксистского подхода лежит деление общества на классы, структурные функционалисты учитывают роль функционального разделения труда - природного, механического (связанного с полом, возрастом) и органического (требующего обучения, профессионализма). В изучение классов и социальных групп внесли свой вклад многие учёные. Остановимся на взглядах некоторых из них. К. Маркс считается основоположником конфликтологического подхода. Он делит общество на классы в зависимости от их отношения к собственности. В каждой общественно-экономической формации он видит два противоположных класса. Один из них имеет собственность и поэтому получает возможность эксплуатировать другой класс (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа). На этой основе между классами разворачивается борьба, которая становится источником общественного развития. Кроме основных, существуют промежуточные классы и расслоение внутри классов. М. Вебер существенно расширил марксистское представление об основных критериях деления общества на классы. К экономическим различиям Вебер добавляет различия, не связанные с собственностью: профессиональное мастерство, квалификация и т.п. Кроме этого, Вебер учитывает различия, связанные со статусом (престиж, общественное уважение) и партией, под которой Вебер понимает власть, которую могут обрести представители одной партии независимо от их экономического положения. При этом власть Вебер считает более важным критерием, чем экономическое положение. П. Сорокин вводит понятие социального слоя, или страты. Он отмечает, что для выделения в обществе страт нужен многомерный подход, то есть множество критериев. Нагрузки на стратообразующие факторы различны, их значение и роль могут меняться. К таким критериям он относит имущество, капитал, власть, образование и т.д. Р. Дарендорф главным слоеобразующим признаком считает авторитет, по которому общество подразделяется на управляющих, в свою очередь делящихся на собственников и несобственников (бюрократы, менеджеры), и управляемых, состоящих из рабочей аристократии и неквалифицированных рабочих. Через объединение несобственников и рабочей аристократии образуется средний класс. Интересную концепцию предлагает А. Турэн - чем большей информацией обладает человек, тем выше его положение в обществе. В 40-е годы ХХ века американские социологи Т. Парсонс, Р. Мертон и У. Мур создали концепцию структурного функционализма, в которой особое внимание уделялось общественному разделению труда. С точки зрения функционалистов, для нормального существования общества необходимо выполнение множества самых разнообразных функций, различающихся по степени важности для общества. Между людьми складываются сложные, иерархически оформленные отношения, связанные с выполнением ими функций, в своём единстве составляющих целостный процесс жизнедеятельности общества. Выполнение этих функций может не только потребовать от человека большей или меньшей подготовки, но и порождает у человека различные переживания (работа может быть интересна или скучна и т.д.). Сами люди, составляющие общество и привлекаемые к выполнению этих функций, тоже разные (одарённые, обычные, отставшие в развитии, здоровые и больные, образованные и необразованные и т.д.), поэтому выбор сферы приложения сил, способностей индивида - проблема не только личная, но и общественная. Функционалисты утверждают, что общество заинтересовано так разместить индивидов, чтобы наиболее важные функции выполнялись самыми талантливыми и умелыми людьми, и в любом обществе в какой-то мере осознанно, в какой-то мере случайно формируется механизм отбора наиболее компетентных индивидов и их размещения по жизненно важным для общества постам. Наиболее важным критерием отбора являются реальные деловые качества претендента на важный пост, а назначение по "тёплым местечкам" родственников и лично преданных лиц мешает размещению на важных для жизнедеятельности общества местах умных и талантливых людей. Практика показывает, что высокое положение в обществе может быть получено двумя путями: 1) достижение, то есть получение индивидом высокого статуса благодаря его личным качествам, знаниям, опыту, и 2) аскрипция, то есть не по заслугам (по протекции, по родству или землячеству), в этом случае отбор наиболее подходящих людей затрудняется, что ведёт к ослаблению общества и его выживаемости. На основе существующей в обществе системы ценностных представлений и оценки значимости выполняемых индивидами функций различные социальные группы ранжируются по социальному престижу - оценке, которую общество даёт статусу или должности: занимая должность, индивид вместе с ней получает и соответствующий этому месту престиж. Место разных положений на шкале престижа обозначается термином ранг - наиболее высокий ранг и самое высокое вознаграждение должны получать те положения, которые: а) имеют наибольшее значение для общества, б) требуют больше, чем другие, таланта и более длительного обучения. Неодинаковая оценка социальных ролей необходима также для мотивации через систему наград и поощрений: занимающие низшие позиции будут стремиться продвинуться на более престижные должности и получить соответствующие привилегии, доход или власть. В современной западной социологии господствует теория социальной стратификации. Она представляет собой разделение общества на упорядоченные страты, различающиеся между собой в вертикальном пространстве. Страта - социальная группа особого рода, она - элемент иерархии и одна не имеет смысла. Основаниями для выделения страт являются: 1. Объём власти, измеряемый количеством индивидов, находящихся в подчинении у представителей страты. 2. Собственность, находящаяся в распоряжении владельца. 3. Образовательно-квалификационный статус. 4. Объём и источник получения дохода (недвижимость, заработная плата, дивиденды, душевой доход и т.д.). 5. Стиль жизни (традиции, культура, ценности, места расселения, набор благ, окружающих человека). Каждый из параметров измеряется от нуля до бесконечности - чем выше показатель, тем выше положение человека в обществе. Стратификация создаёт общественную пирамиду, и чем ниже слой, тем он многочисленнее, чем выше - тем слой малочисленнее и больше объём власти. Несмотря на некоторые национальные особенности и традиции, социальная пирамида делится на три слоя: высший, средний и низший, каждый из которых тоже подразделяется. Весьма важным является положение концепции функционализма, гласящее, что стратификация с чётко обозначенными нормами и позициями упорядочивает движение к вершине социальной пирамиды, которое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотичную борьбу за власть. В идеале социальная стратификация способствует соревнованию между индивидами за право выполнять наиболее важные функции, стремлению занять высокое положение, а общество, предъявляя высокие требования к тем, кто претендует на получение доступа к благам и услугам, получает возможность выбирать из многих желающих тех, кто наиболее достоин высокого поста и, соответственно, наибольшего количества благ.
2. Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. Существует два основных вида социальной мобильности - горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью понимается переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне (переход с одного предприятия на другое при сохранении своего профессионального статуса, смена места жительства, религиозной группы, семьи и т.д.). Под вертикальной мобильностью понимается перемещение индивида, группы из одного социального слоя в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. Кроме того, вертикальная мобильность может быть индивидуальной и групповой. Групповая мобильность связана с изменением своего социального положения целой группой (например, буржуазией после победы буржуазных революций, большевиками после революции в России, рост влияния христианских священников после распространения христианства). Вертикальная социальная мобильность характеризуется такими параметрами, как интенсивность (скорость), и всеобщность. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция, то есть количество слоёв - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определённый период времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили своё социальное положение в вертикальном направлении за определённый промежуток времени. Социологи сравнивают общества по уровню мобильности. Так, исследования С.М. Липсета и Р. Бендикса (1959 г.) анализировали данные по мобильности "синих воротничков" в "белые" в девяти развитых индустриальных странах. Общая вертикальная мобильность колебалась между 27 и 31%, в США она составила 30%. Исследования У. Рубинштейна ставили целью выяснить происхождение британских миллионеров, он пришёл к выводу, что самый надёжный путь стать богатым - родиться богатым. Д. Гласс изучал межпоколенческую мобильность (мобильность между старшими и младшими поколениями одной семьи - произошло ли изменение социального положения следующего поколения семьи и в каком направлении). Э. Гидденс отмечает, что нисходящая внутрипоколенческая мобильность в Великобритании охватывает много женщин. Это связано с перерывом в карьере в связи с рождением ребёнка. Существенный вклад в развитие теории социальной мобильности сделал П.А. Сорокин. Он ввёл это понятие, разработал принципы мобильности, назвал основные каналы, обеспечивающие вертикальную мобильность. Среди них основными являются: служба в армии; церковь; получение образования; вхождение в правительственные группы, политические организации и партии; принадлежность к профессиональным организациям; использование организаций по созданию материальных ценностей для обогащения; семья и брак. Основные принципы вертикальной мобильности были сформулированы П.А. Сорокиным следующим образом: 1. Не существует общества без вертикальной мобильности. Общества, где мобильность затруднена и существует множество препятствий на её пути, называются закрытыми (типичный пример - кастовое общество древней Индии, в котором перемещение между кастами было в принципе невозможно, но заключались межкастовые браки, низвергались правители и брахманы). Общества, в которых на пути вертикальной мобильности мало преград (фильтров), называется открытым, и социологические исследования показывают: чем более мобильно общество, открыто, тем успешнее оно развивается. 2. Не существует общества без препятствий на пути мобильности. Препятствиями могут быть собственность (или её отсутствие), образование, партийность и т.п. Эти препятствия поддерживают стратификационную пирамиду, разделённость общества на неравнозначные группы, затрудняя переход из одного социального слоя в другой. 3.Интенсивность и всеобщность мобильности колеблются в пространстве и во времени. Например, мобильность в индийском кастовом обществе и современном американском существенно отличаются, так же как отличается мобильность в советском и современном российском обществах. 4. В вертикальной мобильности нет постоянной направленности в сторону усиления или ослабления её интенсивности и всеобщности. В разные исторические моменты встречные потоки вертикальной мобильности могут иметь разную силу.
Вопросы для повторения: 1. Дайте определение социальной структуры. 2. Охарактеризуйте основные подходы к изучению социальной структуры. 3. Что такое социальная стратификация? 4. Охарактеризуйте основные виды социальной мобильности. 5. Раскройте содержание основных принципов вертикальной мобильности.
Литература
Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования.1992. N9. С.112-123, N10. C.107-120. Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. 1992. N7. С. 62-72. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. 1996. N2. С. 98-106. Панфёрова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация // Социально-политический журнал. 1995. N5. С. 92-104. Руткевич М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования. 1992. N9. С. 3-16. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации // Постижение. М.: Прогресс, 1989.
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 702; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |