Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Читайте также:
  1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей
  2. Болезни органов дыхания и их медико – социальное значение.
  3. Возрастные особенности функций внешнего дыхания
  4. Вопросы и упражнения
  5. Гуморальная регуляция дыхания
  6. І Принципы спортивной тренировки
  7. ІІ. Построение спортивной тренировки
  8. Контрольные упражнения для определения уровня развития выносливости
  9. Лабораторные методы исследования при заболеваниях органов дыхания
  10. Методы исследования системы органов дыхания

Дикция

Дикция(лат. diktio – произнесение речи) – 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Это четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Хорошая дикция обусловлена активной артикуляцией согласных и гласных. Особенно трудно добиться хорошей дикции в тех случаях, когда ситуация требует говорить в более быстром по сравнению с привычным для говорящего темпе. При значительном увеличении темпа артикуляционных движений дикция как бы «смазывается», восприятие речи затрудняется, что совершенно недопустимо в профессиональной работе.

Для выработки безупречной дикции нужна целенаправленная тренировка речевого аппарата. Среди упражнений, чаще всего используемых в этих целях, следует назвать скороговорки и чистоговорки.

Чистоговорки:

* Сажала саженец от саженца на сажень.

* Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

* Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

* Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.

* Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

* Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

* То ли Боря приобрел для Толи рулон толя,

То ли Толя приобрел для Бори рулон толя.

* Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

* А мне не до недомогания.

* Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

* В поле Поля-Полюшка полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле, если полет поле Поля.

* В предвечерний час ворчат черти через раз.

* В шалаше шесть шалунов.

* Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

* Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

* Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

* Модератор модерировал, модерировал, да не выдомодерировал.

 

Помимо речевых упражнений в работе над дикцией полезно использовать и вокальные приемы, например песни, которые рассчитаны на исполнение в быстром темпе. Пение песен повышает эмоциональный тонус, активизирует дыхание, задает жесткий ритмический рисунок исполняемого текста.

Работа над дикцией, кроме выполнения артикуляционных упражнений, предполагает развитие слуховой наблюдательности. Необходимо накапливать в своей памяти слуховые образцы эталонного произношения, безукоризненной дикции и вместе с тем подмечать и анализировать случаи небрежного выговаривания слов. При этом следует учесть, что плохая дикция может быть результатом не только вялой артикуляции, но и дефектов речевого аппарата.

Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.

Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

Орфоэпия –это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии – науки о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos – прямой, правильный и epos – речь, и означает «правильная речь». Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. В настоящее время, когда устная речь стала средством широкого общения на съездах, конференциях и совещаниях, в театре и кино, на радио и телевидении, она должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформлении.

 

 

1. «Цветочный магазин». Исходное положение – стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую – на ребра. Выдохните на п-ффф, при этом живот втянется. Исполнение – делая вдох, представьте, что вы нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (кашель или позывы к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на п-фффф, при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются. Вдох – короткий, выдох – длинный. Упражнение повторите 2-3 раза.

2. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном звуке п-ф-фф, добавляя звук [С], получается выдох на п-фф-фсссс. Повторите 2-3 раза.

3. Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага – выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на один счет; выдох уже будете делать на 5 шагов, затем на 6 и т. д. с тем, чтобы через 1-1,5 месяца занятий научиться делать выдох на 10-15 шагов, вдох же остается постоянным, на один шаг. На выдохе произносите протяжно п-ффф-ссс-хххх.

4. «Свеча»– тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2-3 раза.

5. «Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще! Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.


 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Голос и его характеристики | Такт 2 такт 3 такт

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 635; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.