Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 13. Философский анализ общества

Читайте также:
  1. I ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И АНАЛИЗА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ.
  2. I. АНАЛИЗ И ПОДГОТОВКА ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ПУТИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЯГОВЫХ РАСЧЕТОВ
  3. I. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
  4. I. Понятие общества.
  5. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  6. Microsoft Excel. Работа с пакетом анализа. Построение простой регрессии
  7. SWOT – анализ
  8. SWOT- анализ
  9. SWOT-анализ.
  10. Акционерные общества

1. Общество и его структура.

2. Природа как предпосылка и условие человеческой истории.

3. Проблема периодизации и направленности истории.

 

В структуре современного философского знания обычно выделяют целый ряд относительно самостоятельных дисциплин: онтология, гносеология, логика, этика и т. д. Одной из таких дисциплин является социальная философия, которая изучает общество как часть объективного мира, имеющую свои черты, закономерности функционирования и развития.

Термин «общество» многозначен:

- Обществом называют, например, круг общения человека, его социальное окружение.

- Русские крестьяне обществом называли сельскую общину, а аристократы – высшие слои. В данном случае под обществом имели в виду объединение людей по их социальному положению.

- Обществами называют группы людей, объединённые по интересам или профессиональным занятиям: театральное общество, общество книголюбов, студенческое общество.

- Обществом называют также определённый этап исторического развития человечества (рабовладельческое общество, феодальное) и население одной или нескольких стран (американское общество, западноевропейское).

В социальной философии под обществом имеют в виду часть объективной реальности, которая выделилась из природы и имеет свои собственные (отличные от природных) законы функционирования и развития. В этом смысле понятие «общество» совпадает с понятием «социальная реальность», «социальная форма движения», «социум».

Социальная философия рассматривает общество как целостную органическую систему открытого типа. Это значит, что общество, как и любая система, состоит из элементов. А так как система целостная и органическая, то значит элементы определённым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии и не существуют друг без друга и без системы в целом. Кроме того, как все органические системы открытого типа, общество способно к развитию. Каждую открытую систему необходимо рассматривать во взаимосвязи со средой, потому что её внутренние и внешние закономерности функционирования взаимообусловлены и определяют друг друга. Системный анализ общества предполагает:

- выявление особенностей его взаимодействия с природой как внешней средой, влияющей на жизнедеятельность социума;

- структурно-функциональное рассмотрение;

- исторический аспект, рассматривающий закономерности становления и развития объекта в целом и всех его элементов.

Такое системное рассмотрение общества позволяет социальной философии создать довольно строгую теоретическую модель общества и его исторического развития. Теоретическая модель предполагает выявление общих, главных, сущностных сторон и не затрагивает реальное разнообразие существующих общественных систем, обладающих своими особенностями.

Системный анализ общества целесообразно начинать с рассмотрения его функциональной связи с природой, которая является предпосылкой и условием человеческой истории.

В широком смысле слова термином «природа» называют всю объективную реальность, существующую до и вне общества. Высшим порождением природного развития считается человек, выделившийся из природы на определённом этапе эволюции. Таким образом, возникает особый вид объективной реальности – социум. С появлением общества природа разделяется на две части: связанную с деятельностью человека и несвязанную с ней.

Природа и общество представляют собой две различные, но связанные между собой формы бытия. Природа считается вечной и бесконечной, а человеческое общество ограничено в пространстве и во времени. В природе всё совершается бессознательно, в обществе действуют люди, обладающие сознанием и волей, поэтому все общественные процессы реализуются в форме сознательной деятельности.

Изучая общество, нельзя его абсолютно противопоставлять природе. Человек и общество существуют и развиваются только в непосредственной связи с природой. Человек – часть природы, только особым образом организованная.

В истории возникновения, функционирования и развития общества непосредственную роль играет не вся природа, а лишь та её часть, которая окружает человека, входит в сферу его интересов, потребностей и представляет собой совокупность естественных условий жизни людей. Природные условия – это прежде всего физико-географическая оболочка Земли как внешняя среда обитания человека: 1) рельеф, почва, климат, водные ресурсы; 2) полезные ископаемые, флора, фауна и т. д.

Природа как условие жизни и развития общества не является постоянной и неизменной величиной. По мере развития общества в его жизнедеятельность включаются всё новые и новые природные силы. Прогрессивное развитие общества связано с интенсивным освоением и потреблением природных ресурсов.

Сегодня проблема взаимодействия природы и общества приобретает жизненно важное значение для дальнейшей судьбы цивилизации. Остро стоит проблема сохранения среды обитания человека как биологического вида. Надо уметь получать от природы всё необходимое для нормальной жизнедеятельности общества, но при этом не разрушать природу как целостность. Трагедия современного человечества состоит в том, что человек во взаимоотношении с природой оказался заложником результатов своей собственной деятельности. Человечество стоит на пороге экологического кризиса.

Основатель Римского клуба Аурелио Печчеи чётко сформулировал необходимость движения человечества к общепланетарному сознанию, в котором разумное отношение к природе является основой жизнеспособного будущего.

Нынешняя ограниченность человеческого разума является основным источником экологических бед человечества. Именно разум сделал среду обитания человека дискомфортной и опасной для его жизни. Для выхода из этой ситуации и преодоления экологического кризиса необходим новый политический порядок, основанный на сбалансированности интересов и деятельности различных стран и народов.

В современной научной литературе выделяют четыре принципиально различных типа взаимодействия общества с природой, соответствующих различным периодам человеческой истории.

1. Присваивающий тип. Этот тип был характерен для первобытного общества. Первобытные люди – охотники, собиратели, рыболовы. Они брали от природы необходимое, ничего не производя при этом, не вмешиваясь в естественные природные связи.

2. Производящий тип. На высших ступенях первобытности (неолит) появляются скотоводческие и земледельческие племена, которые не только берут у природы её плоды, но и сами создают необходимые продукты. Производящий тип господствовал вплоть до XVIII в., когда промышленная революция, начавшаяся в Англии, привела к глубоким переменам отношений общества и природы.

3. Третий тип можно назвать отношением господства, когда машинное производство создаёт иллюзию господства человека над природой. Человеку всё доступно, он всё может, он властелин природы, он побеждает её стихийные силы. Однако это только лишь иллюзия, потому что мнимая власть человека над природой оборачивается против него самого и грозит уничтожить человечество как вид. Отсюда – необходимость изменения отношения человека к природе, переход к новой концепции природопользования, основанной на идее коэволюции, т.е. совместимость эволюции природы и общества. Это 4-й тип, переход к которому наметился со второй половины 50-х годов ХХ века. Несмотря на то, что необходимость перехода к новому типу взаимодействия с природой человек осознал более полувека назад, общество всё ещё не может осуществить этот переход, так как это требует новых знаний, технологий и больших финансовых вложений. Переход к коэволюционному типу по существу означает решение глобальной экологической проблемы, что является делом будущего.

Структурно-функциональное рассмотрение общества предполагает выявление составляющих общество элементов и выявление общих закономерностей их функционирования.

Общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Однако оно не является простой суммой своих составляющих. Общество представляет собой целостную систему, а это значит, что его качество не может быть определено через сумму качеств и свойств составляющих его элементов. Качество целого всегда образуется как системное качество, отличающееся от индивидуальных свойств. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, первичная по отношению к индивидам. Первичность его состоит в том, что каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую систему связей и отношений, в которую он включается в ходе своей жизни.

Общество представляет собой целостную систему, обладающую качествами, которых нет ни у одного из входящих в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам и относительно самостоятельный способ своего развития.

В составе общества как системы выделяют несколько подсистем: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из указанных подсистем складывается из взаимодействующих подсистем более низкого уровня.

Экономическая подсистема образуется путём взаимодействия различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и финансовых структур. Отрасли состоят из множества объединений, предприятий, учреждений, которые тоже имеют свою структуру.

Все элементы экономической подсистемы связаны между собой сложными взаимоотношениями. Экономические отношения – это отношения по поводу собственности, разделения труда, обмена, распределения и т. д. Центральными отношениями в экономической системе являются отношения собственности. Именно они определяют характер экономической сферы жизни того или иного общества. Для современных обществ характерно наличие двух видов экономической ориентации: рыночной и государственно регулируемой. Практически во всех странах существуют оба типа организации экономической деятельности. Разница состоит лишь в их соотношении. Мировой опыт показывает, что для благополучного функционирования экономики необходимо гармоничное сочетание государственного и рыночного секторов.

Социальная подсистема выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и указывает на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.

Ключевое значение для образования социальной структуры имеет общественное разделение труда, которое является первоисточником социальных различий. Социальная структура отражает систему различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Под влиянием различных факторов (профессии, возраста, образования, доходов и др.) складывается социально-классовая, социально-этническая, территориальная, демографическая и семейно-бытовая структуры.

Социально-классоваяструктура возникает в результате разделения людей на классы, касты, сословия, социальные группы и слои.

Социально-этническая структура является результатом соединения людей в различные исторические общности: род, племя, народность, нацию, этнос. Объединение в общности происходит благодаря наличию единой территории, экономики, культуры, обычаев, психического склада.

Территориальная структура включает основные типы поселения: город, село, посёлки всех видов.

Демографическая структура обусловлена возрастом и полом. В ней выделяют разные половозрастные группы: мужчины, женщины, дети, молодёжь, люди работоспособного возраста, пенсионеры.

Семейно-бытовая структура представлена соседскими общностями, родителями, детьми.

Кроме указанных структур, можно выделить социально-профессиональную, образовательную, религиозную и некоторые другие.

Социальная структура всегда выступает как определённая стратификационная система, обусловленная различием социальных ролей и позиций. Понятие «стратификация» заимствовано из геологии. В английском значении это слово означает «слой» или «пласт».

& Стратификацией называют деление общества на социальные слои («пласты»).

Стратификация предполагает наличие неравенства между группами. Причём это неравенство имеет иерархический характер, т.е. индивиды, семьи и другие группы подразделяются на иерархически расположенные страты в соответствии с собственностью, властью, профессией, культурой, престижем. «Горизонтальная» систематизация элементов происходит в соответствии с национальными, профессиональными, образовательными и культурными признаками. «Вертикальная» - определяется отношением к собственности, уровнем дохода, престижем. Особое место в системе социальной стратификации занимают классы.

«Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В. И. Ленин).

Непосредственная причина возникновения классов - появление частной собственности. Классы являются важнейшими элементами социальной структуры, потому что выступают устойчивыми носителями экономических, политических и идеологических отношений.

Общественные страты или социальные слои любого (особенно современного) общества достаточно подвижны, т.е. люди могут переходить из одной социальной группы в другую. Это явление называется социальной мобильностью. Социальная мобильность отражает как горизонтальные, так и вертикальные перемещения.

Политическая подсистема общества – это фактически система организации власти, которая представляет собой совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (или общегосударственными) интересами. В политическую систему общества включаются государство, политические партии, движения, организации. Центральное место в политической системе занимает государство. Оно имеет право говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Кроме того, государство, по мнению М. Вебера, - это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия к своим гражданам в пределах своей территории.

По характеру организации власти политические системы бывают авторитарного, тоталитарного и демократического типа. Авторитарный и тоталитарный политические режимы во многом схожи между собой. При авторитаризме государственная власть принадлежит одному правителю (президенту, премьер-министру, монарху) или узкому кругу лиц. Власть, как правило, не ограничена. Выборы, референдумы и другие всенародные процедуры не запрещаются, но являются формальными. При авторитарном правлении могут оставаться некоторые относительно свободные, не контролируемые жёстко государством, области общественной жизнедеятельности.

В тоталитарной политической системе все сферы жизни общества строго регламентированы. Государственный контроль за жизнью общества имеет тотальный характер. Тоталитарная власть основана на насилии при полном бесправии граждан. Тоталитаризм не допускает никакого инакомыслия, никакой политической оппозиции. И при авторитарном и при тоталитарном режимах происходит нарушение прав и свобод личности.

В демократических политических системах государственная власть ограничена законом, и все граждане равны перед законом. Выборы происходят на альтернативной основе. Права и свободы личности охраняются законом. Можно сказать, что при демократической форме организации политической системы правят не лица, а закон. Это достигается разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную; наличием всенародно избираемого парламента и многопартийностью.

Духовная подсистема объединяет все формы общественного сознания (искусство, философию, религию, мораль, науку), соответствующие институты и существующие в обществе нормы духовной деятельности.

В основе общественного целого лежит деятельность индивидов, объединенных по различным признакам в группы и сообщества. Деятельность пронизывает все подсистемы, объединяет их в единое целое и позволяет обществу функционировать как целостному организму.

Что касается исторического развития общества, то в отечественном обществознании долгое время господствовал формационный подход Карла Маркса. Социальная теория Маркса основана на идее, определяющей роли экономического фактора (способа производства) в историческом развитии общества. На основе закона соответствия производительных сил и производственных отношений Маркс выделил в истории развития общества различные ступени, названные им общественно-экономическими формациями и характеризующиеся функциональным соответствием всех структур общества. Иначе говоря, с точки зрения Маркса, материальное производство определяет характер и структуру общества в целом. От характера производственных отношений зависят все другие отношения в обществе. Изменения в способе производства материальных благ, в производственных отношениях, которые Маркс называл базисом общества, влекут за собой изменения всех других сторон и сфер жизни общества: его социальной структуры, политики, морали, форм общественного сознания и всей духовной жизни в целом, называемой Марксом надстройкой. В соответствие со способами производства сторонники формационного подхода выделяют пять последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. История, таким образом, представляется как естественный процесс смены формаций.

Однако с точки зрения формационного подхода, затруднительно понимание специфических особенностей развития многих стран и народов, особенно на Востоке. Кроме того, в XX в. развитие европейского капитализма пошло не по тому пути, который предполагал Маркс.

Эти причины вызвали к жизни цивилизационный подход, сущность которого состоит в признании многомерности исторического процесса, основанной на своеобразии отдельных взаимодействующих между собой цивилизаций.

& Цивилизация – это определенный социокультурный тип общества.

В структуре цивилизации выделяют три взаимосвязанные друг с другом компонента:

- технико-технологический или материально-вещественный;

- социальный;

- культурный, в котором главным является система духовных ценностей и идеалов.

Ядром цивилизации считается культура, которая определяет своеобразие первых двух составляющих, формируя определённую систему ценностей и идеалов, детерминирующих своеобразие каждой цивилизации.

При формационном подходе упор делается на материальные, производственные отношения; цивилизационный подход акцентирует внимание на духовных факторах, пронизывающих другие общественные отношения.

Формационный подход рассматривает историю как скачкообразный процесс перехода от низшей ступени развития к более высоким через социальные революции. Цивилизационный процесс прослеживает непрерывность, эволюционность исторического развития.

Формационное представление закладывает предопределённость и однонаправленность исторического развития. Цивилизационное – предполагает многовариантность истории.

Реальная история даёт возможность проиллюстрировать оба подхода. Формационная модель исторического развития более соответствует европейской истории, но и она не может быть втиснута в узкие рамки пятиступенчатой схемы. Поэтому, выделяя общие этапы развития различных цивилизаций, можно указать на три наиболее значимые периода:

- докапиталистическое или доиндустриальное общество;

- индустриальное общество или классический капитализм;

- постиндустриальное или информационное.

Вопрос о направленности исторического процесса тоже решался по-разному. В социально-философской мысли можно найти четыре принципиально различных подхода (парадигмы).

1. Согласно одним представлениям, берущим своё начало в глубокой древности, общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идёт от «золотого» века к «серебряному», от него – к «железному». Такое представление было характерно, например, для даосов. В христианстве эта идея выражена в идее Всемирного потопа как Божьего наказания за грехи человеческие.

2. Циклическая парадигма исторического процесса впервые получила своё развитие в Древней Греции. Античные философы полагали, что история не знает движения к какой-либо цели, она движется по кругу. Одно из первых циклических описаний истории мы находим у Гераклита, который говорил о пульсации космического огня, то возникающего, то угасающего. Циклическую парадигму древних можно назвать неисторической.

Следующий этап её развития связан с цивилизационным или культурно-историческим подходом, разработанным Николаем Данилевским, Освальдом Шпенглером, Арнольдом Тойнби, Питиримом Сорокиным. Все они использовали разную терминологию: «культурно-исторические типы» (Н.Данилевский), «высокие культуры» (О.Шпенглер), «локальные цивилизации» (А.Тойнби), «культурные суперсистемы» (П.Сорокин). Суть концепции состоит в том, что «локальные цивилизации» проходят определённые циклы в своём развитии: зарождение, подъём, упадок и гибель.

3. Третья точка зрения связана с идеей прогресса. Со времён эпохи Просвещения эта идея стала использоваться в качестве всеобщего закона исторического развития. В парадигме исторического прогресса можно выделить две модели: линеарную и спиралевидную. Линеарная концепция разрабатывалась просветителями и позитивистами. С позиции просветительского варианта для общества характерно неуклонное восхождение к вершинам разума, справедливости, мира и добра (Дидро, Даламбер, Вольтер, Кондорсе). Позитивисты ориентировались на научное знание и рассматривали социальную эволюцию как самый внешний итог общего прогресса, который проходит через всё живое. На позитивной ступени исторического развития человечество достигает высшего знания, а оно содействует рациональной организации общества (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль, В.Вундт).

Спиралевидная концепция прогресса представлена в работах Гегеля, Маркса и их последователей.

Концепция прогрессивного исторического развития общества связана с проблемой критерия прогресса, который позволял бы определить, на каком основании то или иное общество считается более развитым по отношению к другим. Единства во взглядах на критерий прогресса нет.

Если таким критерием выступает уровень развития производительных сил, то история выглядит как постепенное восхождение от первобытности с примитивными орудиями труда к капитализму с его индустриальной направленностью и современному информационному обществу, использующему сложные компьютерные технологии.

Однако во второй половине XX века обнаружилось, что чем более развиты производительные силы, тем ближе общество к катастрофе, к самоуничтожению. Получается, что прогрессивное развитие ведёт человечество к гибели. Поэтому в последнее время представления о критерии прогресса изменились. Теперь в качестве такового предлагается видеть степень освобождения человека. Тогда история общества выглядит как постепенное освобождение человека. Но проблема освобождения имеет, по меньшей мере, два аспекта (освобождение от стихийных сил природы, социальное освобождение) и порождает вопрос: для чего человеку нужна свобода?

Первый аспект освобождения (от природных стихий) начинает реализовываться при переходе к производящему типу природопользования. Но достичь полного, абсолютного освобождения невозможно, так как человек часть природы, и, следовательно, общество, являясь открытой системой, вне природы существовать не сможет. И сегодня человек до сих пор зачастую оказывается жертвой природных стихий, хотя, и не в такой степени, как первобытный.

Второй аспект (социальное освобождение) ещё более сложная задача. Начало её решения было положено преодолением различных форм личной зависимости. В настоящее время наиболее прогрессивной идеей, реализация которой позволит достичь максимальной свободы человека в обществе, является идея создания правового государства. Выдвинутая ещё в XIX веке, она до сих пор остаётся только идеей. Существующие современные государства пока не являются по-настоящему правовыми.

Ответить на вопрос, для чего нужна человеку свобода, тоже достаточно непросто. Иногда удобнее и не быть свободным вовсе. Потому что свобода сопряжена с ответственностью, а отвечать за свои поступки способен не каждый. Человек стремится к свободе по разным причинным, но главной целью человека всё же является духовное совершенствование, которое и вызывает потребность в свободе.

4. Постмодернисты подвергли критике основные объясняющие парадигмы и концепции, наработанные предшествующей наукой. Ими была отвергнута идея целостности и устойчивости реального мира. Её место занимает плюрализм. Постмодернизм объявил, что на место единой человеческой истории приходит становление как самодостаточный процесс. Реальны только фрагменты, события истории, но единого непрерывного исторического процесса нет. История состоит из трещин, разломов, провалов и пустот. История становится полицентричной, она течёт несколькими разнородными потоками и будущее этих потоков неопределённо (Зигмунд Бауман, Макс Мюллер, Жак Делёз).

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Методы эмпирического и теоретического исследования | ТЕМА 14. ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕНЕНИИ

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 576; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.