Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Образование и развитие древнерусского государства в IX – XIIвв. Этапы развития Киевской Руси

Читайте также:
  1. I триместр беременности (нарушение развития у плода пальцев рук).
  2. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  3. III. Влияние новых видов оружия на развитие инженерного обеспечения и тактики инженерных войск.
  4. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  5. III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени
  6. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  7. IV. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  8. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  9. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  10. Pr.). - Обязательство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.

ГЛАВА 2 Древняя Русь и социально - политические изменения в русских землях в XIII-XIVвв.

 

План

1 Восточные славяне и их соседи.

2. Образование государства у восточных славян: разл и политическое устройство Киевской Руси.

3. Принятие Русью христианства и его значение.

4. Собирание славянских земель и расцвет Киевской Руси.

 

Литература

1 Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. М., 1991.

2 Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М., 1994.

3 Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда пошла Русская земля?» /История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- нач. XX вв. М., 1991.

4 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

5 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.,1982.

6 Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

7 Скрынников Р.С. История Российская IX-XVII вв. М., 1997.

8 Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

9 Фроянов И.Я. Древняя Русь. СПБ., 1995.

 

 

Начальный период нашей истории – период Киевской Руси – один из наиболее сложных для изучения. До нас дошло, весьма небольшое количество сведений об этом времени, причём значительная часть этих сведений имеет полулегендарный и легендарный характер. Основным источником по истории Киевской Руси являются летописи. Но самые ранние из известных нам летописей написаны в XI в., а излагают сведения VII-X вв. События, описываемые в них, излагались летописцами с чужих слов, с недошедших до нас документов, на основе рассказов, легенд. Эти события зачастую искажались, домысливались, переосмысливались в русле господствующих в то время взглядов. Правка и дописывание текстов летописей – обычные вещи для средних веков. Историку приходится о многом догадываться, восстанавливать пробелы на основе других источников. Отсюда многообразие версий Древнейшей истории Руси, часто не совпадающих, противоречащих друг другу.

Киевская Русь – это ещё не русское государство. Русский этнос сформировался позднее, в междуречье Волги и Оки. Киевская Русь – государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. В Западной Европе аналогичную роль сыграло государство Карла Великого, из которого возникли Германия, Франция и Италия. И тем не менее, в Киевской Руси сложились основы русской культуры, русской государственности. Без изучения её истории невозможно понять дальнейшее развитие собственно русского государства Московской Руси, корни её уходят в Киевский период. Именно в Киевской Руси стала складываться русская цивилизация.

Кто же такие восточные славяне? Откуда они появились? Каковы их исторические корни? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши).

Письменные сведения о славянах появляются в начале I тыс.н.э., но упоминаются они под разными этническими именами. Плиний и Тацит называли их «венедами». Византийские авторы Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан называют славян не только «венедами», но и «словенами» или «антами».

В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы – так называемое «великое переселение народов». Из Азии в Европу через «ворота народов» - пространство ровной степи между южными отрогами Уральских гор и Каспийским морем начинают волна за волной накатываться кочевые народы – гунны, авары, булгары. Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться, спасаясь от завоевателей и, в свою очередь, тесня соседей. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы.

Западные славяне – двинулись на северо-запад, к побережью Балтийского моря. Они стали предками современных чехов, словаков, поляков. Ряд западнославянских народов, таких как поморяне, пруссы, полабские славяне впоследствии были истреблены или ассимилированы германцами.

Южные славяне – двинулись на юг и заселили север Балканского полуострова, территории, принадлежащие Византийской империи. Южные славяне селились на византийских землях в качестве союзников – федератов. Они заключали с империей договор, получали земли и за это обязывались защищать границы Византии. Южные славяне предки современных болгар, сербов, хорватов, черногорцев, македонцев и др.

Восточные славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Чёрного до Балтийского морей, от течения Днепра до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов.

Существуют разные точки зрения на пути миграции восточных славян. Первая, наиболее распространенная, берёт начало из древнейшей русской летописи «Повести временных лет». По Дунаю и в предгорьях Карпат обитал славянский племенной союз дулебов. Под давлением кочевников – аваров («обров» по летописи) славяне мигрировали на восток и расселились по течению Днепра.

 

Киевская Русь IX –XII века

 

Вторая точка зрения была первоначально сформулирована академиком А.А. Шахматовым в начале ХХ в. Согласно этой точки зрения, заселение восточно-европейской равнины шло двумя потоками – с юго-запада, из предгорий Карпат, и с северо-запада, от побережья Балтийского моря. Вследствие этого, первоначально сложились два государственных объединения восточных славян южное – с центром в Киеве и северное – с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» писалась в Киеве, отсюда сведения о южном пути, как о единственном. В пользу этой теории говорят существующие и до сих пор антропологические и языковые различия между северными и южными русскими.

Наконец, третья точка зрения принадлежит академику Б.А. Рыбакову. Он считает восточных славян, «автохтонами», то есть коренным местным населением, потомками так называемой чернолесской культуры, (скифов – пахарей, как их называл Геродот), Дважды славяне находились на пороге создания государства, и дважды это государство разрушалось кочевниками, сначала сарматами в III в. до н.э., а затем гуннами в IV в.н.э.

Недостаток сведений о ранней истории славян не позволяет отдать предпочтение той или иной гипотезе.

Из ранних источников до нас дошли сведения о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живущих в полях на правобережье среднего течения Днепра; северянах, соседствующих с ними и занимавших левобережье Днепра; древлянах, живущих в лесах между реками Рось и Припять: дреговичах, живущих на болотах в междуречье Припяти и Западной Двины; кривичах, потомках легендарного Крива, живших в верховьях Волги; полочанах, селившихся по берегам реки Полоты; радимичах, приведённых легендарным Радимиром в бассейн реки Сож; словенах, освоивших район озера Ильмень; осевших в бассейне Днестра уличах и тиверцах (Тивр-древнее название Днестра); вятичах, потомках Вятко, ушедших на крайний северо-восток в междуречье Оки и Москвы и др.

Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Мирное сотрудничество приводило постепенно к ассимиляции аборигенного населения.

На протяжении VI-VIII вв. у восточных славян одновременно развивались три процесса: становление древнерусского этноса, социальное расслоение, политическое объединение. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки, насчитывавшие не более десятка домов. Топившиеся по-черному полуземлянки (10-20 кв.м) были достаточно тесны для большой семьи. Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд - общину. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие: залежное в степной зоне и подсечно-огневое в лесной. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки».

Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей.

В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, огнем и т.д.). Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Сварог - творец всего сущего, прародитель остальных богов-сварожичей, Дажьбог и Хорс - божества солнца, Перун - бог грозы, Стрибог - бог ветра, Мокошь - божество судьбы и женского рукоделия, Велес (Волос) - покровитель скотоводства и др. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине, с её уравнительными принципами общежития и жесткой регламентацией, пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями.

Все "люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Понятия "народ", "войско", "власть" пока еще не были четко дифференцированы.

Знали восточные славяне и институт рабства, но, в отличие от классического, оно было, как правило, патриархальным. По сведениям Маврикия Стратега "находящихся у них в плену они не держат в рабстве... в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей?"

В VII-VIII вв. облик восточнославянского мира заметно изменился. Усиливалась консолидация восточнославянских общностей, стали формироваться территориально-политические союзы вокруг крупных городов: Киева, Переяславля, Смоленска, Новгорода и др. Усиливалась и роль князя, который все больше выступал в роли правителя, хотя совет старейшин и народное собрание играли по-прежнему существенную контролирующую роль, и решающее слово оставалось пока за последним. Упрочение роли княжеско-военной верхушки связано с постоянно сохранявшейся внешней опасностью.

Территории, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры.

С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. В 395г. Великая Римская империя разделилась на две части Западную и Восточную. Западная Римская империя пала под ударами варваров – германцев, на её развалинах стала постепенно складываться европейская романо-германская цивилизация. Восточная же Римская империя, или Византия, продолжала существовать, сохранив в неприкосновенности римскую и греческую культуру. Форпостами Византии в Северном Причерноморье были города Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Фанагория и др. Через них шла торговля славян с империей. Именно из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились к античной культуре. Московское государство считало себя наследницей Византийской империи.

С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата, включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Хазары – кочевники, выходцы из Азии, жили в низовьях Волги, построили ряд укреплённых городов: Семендер, Итиль, Таматарху, Саркел. Население южных русских земель платило хазарам дань. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом от набегов кочевников. Тем самым создались условия для образования государства у восточных славян.

В Среднем течение Волги сложилось государство волжских булгар (предков современных татар и башкир). Кочевники булгары пришли из Азии. Часть из них осела на Средней Волге, другая же двинулась в Европу, на север Балканского полуострова, где смешалась с южнославянскими племенами.

С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-уграми, селились вперемежку с ними.

С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) – предков современных шведов, норвежцев, датчан. Прекрасные мореходы, воины, торговцы, морские пираты, норманны или викинги (гребцы), как они себя называли, плавали вокруг побережья Европы в Средиземное море, достигали столицы Византии – Константинополя. Норманны наводили ужас на европейские народы. Средневековая французская молитва гласила: «Спаси нас Боже от голода, чумы и норманнского нападения». Норманны создали своё государство в Сицилии, высадились во Франции в устье реки Роны и создали там герцогство Нормандское. Позднее нормандские герцоги завоевали Англию, положив начало норманнской династии английских королей. На Западе норманны плавали в Исландию, основали своё поселение в Гренландии и за 400 лет до Колумба достигли берегов Америки. На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь того времени, путь «из варяг в греки», из Балтийского моря по Волхову, через Ладожское озеро, далее волоком до верховья Днепра, вниз по Днепру, через Черное море в Константинополь. По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у восточных славян.

В основу этой теории положено сообщение «Повести временных лет» о «призвании варягов». Жители города Новгорода, устав от междоусобиц, от борьбы претендентов на княжеский престол, обратились к соседнему варяжскому племени «Русь» с просьбой прислать им князя. «Земля наша велика и обильна, - якобы сказали послы, - а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». В 862г. прибыли на Русь три брата – варяги: Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор – в Изборске. От тех варягов и пошло название Русь. Синеус и Трувор вскоре умерли, а Рюрик стал единолично править Северной Русью. В 882г. военачальник Рюрика Олег захватил Киев, убил местных князей Аскольда и Дира, объединил под своей властью северные и южные русские земли, создав единое государство – Киевскую Русь. На основании этого сообщения летописи, историки XVIII в. И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер создали так называемую «норманнскую теорию» происхождения русского государства, согласно которой русское государство и русская культура были созданы норманнами, одним из германских народов. Эти утверждения преследовали явные политические цели, стремились обосновать превосходство немцев над славянами.

Это утверждение вызвало резкие возражения среди русских учёных, в частности с критикой «норманнской теории» выступил М.В. Ломоносов. Споры сторонников и противников этой теории продолжались на продолжении всего последующего периода развития русской исторической науки. Первоначально они носили чисто академический характер. Факт призвания варягов признавали, М.П. Погодин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский. Однако в 30-е гг. ХХ в. эти споры вновь приобрели остроту. В 1933г. после прихода к власти в Германии Гитлера норманнская теория была взята на вооружение. Опираясь на неё, германские историки доказывали неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, обосновывали претензии Германии на русские земли. С другой стороны, в СССР всякое упоминание о призвании варягов было под запретом, сам факт горячо отрицался. Фундаментальная монография Б.Д. Грекова «Киевская Русь», написанная в 1952г., примерно наполовину посвящена опровержению норманнской теории.

 

 

В настоящее время существуют следующие точки зрения на роль норманнов в становлении русского государства.

1) Последовательные сторонники норманнской теории. Их не так много, но они есть. В частности это американский историк Р.Пайпс. По его мнению, через земли Киевской Руси проходил торговый путь «из варяг в греки». Вся торговля по этому пути велась норманнскими купцами. Вдоль пути «из варяг в греки» они основали города – Новгород (Холмгард), Киев (Конунгард). В этих городах стояли варяжские гарнизоны. Местное славянское население было покорено, обложено данью.

«Таким образом, почти побочным продуктом заморской торговли между двумя чужими народами, варягами и греками, и родилось государство восточных славян».

2) Наиболее распространённая точка зрения. «Призвание варягов» имело место. Об этом говорят скандинавские имена первых русских князей: Рюрик (Рорик), Олег (Хельг), Игорь (Ингвар), Ольга (Хельга); имена русских дружинников, подписавших договор Олега с Византией (Роальд, Ромунд, Форлаф и др.); ещё десятки свидетельств. Рюрик, положивший начало династии киевских князей личность вполне реальная (в отличие от Синеуса и Трувора, имена которых, скорее всего, результат ошибки переводчиков – «прибыл Рюрик с верной дружиной (тру – вор) и своим домом (сине – ус)».

В русских городах существовали поселения варяжских купцов, стояли варяжские дружины для их охраны. Видимо, командир одной из таких дружин был призван с дружиной одной из противоборствующих сторон для поддержания порядка и захватил власть в Новгороде. Но русская государственность существовала задолго до Рюрика. В той же «Повести временных лет» говорится о князе Кие – основателя Киева. В арабских хрониках VIII в. говорится о государственных образованиях восточных славян: Куябе (Киеве), Славии (Новгороде), Артании. В византийских хрониках – о походах русов на Византию, причём термин «Русь» употребляется задолго до 862 года. В.О. Ключевский писал: «Чтобы призвать кого-либо на княжеский престол, надо этот престол иметь». Варяги сыграли важную роль в становлении древнерусского государства, объединив Северную и Южную Русь. Что касается влияния варягов на русскую культуру, то необходимо четко представлять себе, что культура современных народов сложилась на базе взаимодействия множества культур народов древних, их синтеза. В частности русская культура сложилась как синтез восточнославянской, угро-финской, византийской, скандинавской и др. Это же можно сказать и о любой другой культуре.

3) Точка зрения, сформированная русским историком А.Г. Кузьминым. По его мнению, варяги «Повести временных лет» это не норманны, а западнославянский народ «руги», хорошо известный в Европе в средние века, отсюда и название Русь. Он отождествляет ругов с полянами, народом, ставшим центром объединения славян в единое государство. Таким образом, никакого германского влияния не было – создание государства исключительно внутриславянское дело.

Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял великий князь, опирающийся на военную дружину. Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники – бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета – думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой.

Наряду с властью князя в Киевской Руси существовало народное собрание – вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор – «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному.

За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье»).

После убийства древлянами князя Игоря, который пытался собрать с них дань дважды, княгиня Ольга установила нормы дани – «от дыма» или «от рала» (пахотное орудие). С ростом территории государства у князя уже не было возможности лично объезжать все подвластные племена. Князь стал раздавать земли в управление своим наместникам – как правило, детям, родственникам или старшим дружинникам – боярам.

Они получали право сбора дани с подвластных земель. Большая часть собранной дани переправлялась в Киев, а остальное шло на содержание наместника, его семьи, его дружины. Такая система называлась кормление.

Таким образом, сначала знатные люди не были крупными землевладельцами – феодалами. Они существовали за счёт военной добычи, дани, которая постепенно превращалась в государственный налог. Но, по мере развития производительных сил в сельском хозяйстве, уже не столько сама дань, сколько земля с населением, которое платило эту дань, стала представлять главную ценность для знатных людей. Вчерашние воины становились землевладельцами. О социальной структуре древнерусского общества нам дает представление «Русская правда», дошедший до нас свод законов XI-XII вв.

В XI в. начинается процесс складывания крупных земельных владений – вотчин, передававшихся по наследству и являвшихся полной собственностью владельцев.

Крупными землевладельцами стали бояре дружинные; местная знать – верхушка покорённых племён; монастыри, собственность которых складывалась из княжеских пожалований и вкладов «на помин души».

Но земля без живущих на них крестьян, которые несут феодальные повинности – ещё не феодализм. Другая сторона формирования феодализма выражается в том, что свободные крестьяне попадают в феодальную зависимость.

Во-первых, бояре сажали на землю своих холопов. Холопы – это рабы. Им выделяли участки земли, чтобы они жили за счёт своего хозяйства и выполняли повинности для господина.

Во-вторых, бояре закабаляли крестьян. При примитивном земледелии неурожай грозил крестьянину голодной смертью. Чтобы не умереть от голода и не дать погибнуть своей семье, крестьянин вынужден был брать у боярина ссуду («купу»), заключать договор («ряд») и становиться закупом или рядовичем, то есть долговым рабом. До возвращения купы он должен был работать на кредитора.

Холоп и закуп – это скорее рабы, чем зависимые крестьяне. Не случайно известный историк И.Я. Фроянов считает, что до середины XI в. вотчина в Киевской Руи имела рабовладельческий характер. По его мнению холопы и челядь составляли основную массу рабочего люда в вотчинах. Это отнюдь не означает, что можно говорить о рабовладельческом строе – удельный вес рабовладельческого уклада был крайне незначителен. Подавляющая масса крестьян оставалась свободной.

В-третьих.С XII в. князья стали раздавать боярам земли с крестьянами. В положении таких крестьян практически ничего не менялось: они по-прежнему жили общинами, только дань платили не князю, а боярину. Но если дань князю – это государственный налог, то дань боярину – это феодальная рента. В отличие от холопов и закупов, которые обрабатывали барщину, то есть за использование наделом должны были обрабатывать землю господина, крестьяне платили оброк – отдавали часть урожая, имели право уйти от господина. Такие крестьяне назывались смерды. Существовала и такая категория, как изгои – люди потерявшие связь с общиной или получившие свободу рабы. Князь обеспечивал им защиту, давал землю, а они были обязаны платить ему оброк.

Таким образом, бывшие свободные крестьяне и бывшие рабы постепенно сливались в один класс феодально-зависимого крестьянства. В Киевской Руси шёл процесс складывания феодальных отношений, но этот процесс находился в самом начале. Основную массу население составляли свободные крестьяне общинники.

 

 

Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Князь Владимир причислен русской православной церковью к лику святых, вследствие этого сохранилось достаточно много сведений о его жизни и деятельности, написано даже его «Житие», хотя значительная часть этих сведений носит легендарный характер. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». Согласно ему, у Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Карамзин называл его «вторым Соломоном в женолюбии». Но именно ему Русь обязана принятием христианства.

Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу.

Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей – единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей.

Летопись приводит любопытный рассказ о выборе Владимиром веры. Якобы, узнав о желании Владимира, в Киев прибыли представители различных религий, чтобы склонить его к принятию своей веры. «Народы соседственные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и Азии, исповедовал одного Бога с ними». Прибыли послы от волжских булгар, исповедовавших ислам; послы от хазар, исповедовавших иудаизм; и послы от обеих ветвей христианства – католической и православной. С хазарами Владимир долго разговаривать не стал. Выслушав их рассказы о величии еврейского бога Яхве, он задал вопрос: «А где ваше отечество?», «В Иерусалиме, - ответили те, - но враги изгнали нас с нашей земли», «И вы, наказанные Богом дерзаете учить других?».

Мусульманство изначально заинтересовало князя. Оно разрешало многожёнство, что Владимиру импонировало. Но когда он узнал, что ислам запрещает пить вино, он засомневался: «Весели Руси есть пити, без этого не можем быть». А когда ему предложили сделать обрезание, он возмутился и выгнал послов.

Оставалось христианство. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. «Казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме». Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии.

На основании этого сообщения летописи ряд историков выстраивают целые теоретические построения. Одни говорят об «исторической ошибке» Владимира, принявшего православие, а не католичество, что привело к изоляции Руси от Запада, от «мировой цивилизации». Однако разделение церквей на западную католическую и восточную православную произошло лишь в 1054г., через 70 лет после «выбора веры». Другие историки объясняют выбор Владимира тем, что православная церковь провозглашала верховенство светской власти, а католичество – главенство церкви.

Но «выбор веры» скорее всего не более, чем легенда. Христианизация Руси не единовременный акт, а процесс, растянувшийся на более, чем сотню лет. И выбор восточного варианта христианства был обусловлен давними связями Киева с Константинополем.

Согласно византийским источникам Южная Русь приняла христианство ещё в 867 году, когда после неудачного похода на Византию приняли христианство князья Аскольд и Дир. Россия стала епархией Константинопольской церкви, 60-й по счёту. Резиденция епископа находилась в г. Тьмутаракани (бывшая хазарская Таматарха) на побережье Керченского пролива. Северная же Русь оставалась языческой. После взятия Киева Олегом и образования единого государства позиции христианства ослабли, но в Киеве язычество и христианство сосуществовали. Действовала христианская церковь. Христианами были бабушка Владимира княгиня Ольга, его старший брат - Ярополк. В борьбе за Киевский престол Владимир опирался на язычников – новгородцев, а став киевским князем решил наладить отношения с Киевской знатью, среди которой преобладали христиане. Владимир объявил христианство государственной религией Руси.

Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно осуществлялось силовыми методами, при сопротивлении населения, не желавшего отказываться от традиционной веры. В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головёшки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их скопом окрестил. Затем Владимир «нача ставити по городам церкви и попов и люди на крещение приводии по всем градам и сёлам». Особо ожесточённое сопротивление новая вера встретила в Новгороде. Летопись сообщает, что «Добрыня (дядя Владимира и командир его дружины) крестил Новгород огнём, а Путята мечём». Да и после принятия христианства старые языческие верования не были забыты. Они соединялись и переплетались с новыми верованиями, образовывали пёструю смесь так называемую «двоеверие».

Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский. Он назначался Константинопольским патриархом из числа греческих епископов. В наиболее крупных городах Руси были созданы епархии, во главе которых стояли епископы, назначенные митрополитом. При Владимире было 8 епархий, а ко времени татарского нашествия их число возросло до 15. Церковь осуществляла суд по делам о преступлениях против религии и нравственности, по вопросам семейных отношений.

Принятие христианства имело для Руси исключительное значение.

Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. В годы феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, когда Русь перестала существовать, как самостоятельное государство, была разделена между соседями, православная религия была единственным объединяющим фактором, позволявшим русским считать себя единым народом.

Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. Так Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля, одна из его дочерей была замужем за французским королём, другая за норвежским, третья – за венгерским. Внучка стала супругой германского императора.

В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру – греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. По образцу византийских стали создаваться оригинальные произведения русской литературы. Русь приобщилась к лучшим образцам мировой культуры. Сама славянская письменность была создана в VIII в. на основе греческого алфавита византийскими монахами Кириллом и Мефодием и пришла на Русь с принятием христианства (до этого использовались скандинавские руны).

Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Соборы святой Софии, аналогичные во многом константинопольскому, были построены в Киеве и в Новгороде.

Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки – многожёнство, кровную месть и др.

В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

 

 

Историю Древнерусского государства можно разделить на три периода. Первый этап растянулся с 80-х гг. IX в.- до конца X в. Это было время длительного «собирания» восточнославянских земель, утверждения первой великокняжеской династии, формирования системы отношений между властью и обществом. Далее наступает период существования единого Киевского раннефеодального государства, продлившийся до 20-х годов XII в. Третий период связан с процессом феодальной раздроблености. Однако его естественный ход, начавшись в 1132г., был прерван монголо-татарским нашествием.

После смерти Рюрика (в 879г.) в Новгороде стал княжить Олег, опекун малолетнего Рюрикова сына Игоря. Он предпринял поход вниз по Днепру, взял города Смоленск и Любеч и подошёл к Киеву. Хитростью выманив из города князей Аскольда и Дира, он убил их и сел княжить в Киеве, объединив тем самым северную и южную Русь в единое государство (882г.). Он подчинил своей власти кривичей, полян, древлян, северян, радимичей, освободив их от хазарской зависимости; подчинил финские племена – чудь, весь, мерю, мурому. В 907г. собрав огромное войско, он предпринял свой знаменитый поход на Константинополь. Дойдя до стен города, он стал опустошать его окрестности. Греки запросили мира, обязавшись заплатить огромную дань. Война закончилась подписанием мирного договора, по которому русские купцы получали значительные привилегии в торговле с Византией. В 911г. был заключён новый договор, который в целом подтверждал положения договора 907 г. В знак победы Олег приказал прибить свой щит на «вратах Царьграда» (Константинополя).

Согласно летописному преданию, первым собственно Рюриковичем был князь Игорь (912-945 гг.). Он расширил подчинённую Киеву территорию, покорив уличей, тиверцев, вновь подчинив, отказавшихся от выплаты дани древлян. Игорь попытался повторить успех своего предшественника и в 941г. отправился в поход на Константинополь. Однако предупрежденные византийцы встретили неприятеля «греческим огнем», в Киев вернулись лишь считанные ладьи. В 944г. Игорь предпринял второй поход на Константинополь. В этом случае противник не стал рисковать, Византия пошла на заключение нового договора с руссами, не дожидаясь военного столкновения. Не слишком успешная внешнеполитическая активность киевского князя подорвала казну. Стремясь пополнить ее, Игорь отправился в полюдье и, по настоянию своей дружины, потребовал двойной дани с древлян. Такое беззаконие вызвало возмущение данников, и по приказу древлянского князя Мала Игорь был схвачен и казнен.

 

Киевская Русь IX – X века.

 

Власть в Киеве перешла к Ольге (945-964 гг.). Она не только жестоко отомстила древлянам, предав огню главный город Искоростень, но и вынесла определенные уроки. Существовавшая прежде система сбора дани была заменена. Размер дани «повоза» - «урок» - был строго зафиксирован, а также были определены места его сбора - «погосты» и «становища». Изменился и характер взаимоотношений с Византией. На смену кровопролитным походам пришло время мирного сближения. В 957г. княгиня прибыла в Константинополь, где от императора Константина Багрянородного приняла христианство.

Сын Игоря и Ольги князь Святослав (964-972 гг.) продолжал трудиться над расширением подвластных Киеву территорий, покорив независимый союз вятичей. Однако основные усилия нового князя были сосредоточены на установлении внешних границ Руси, утверждении её статуса в ряду других государств-соседей.

Войско Святослава в 964г. обрушилось на хазар и овладело донской крепостью Саркелом. Но полностью расправиться с противником не удалось. Святослав предпринял отвлекающий манёвр, нанеся удар по восточному соседу - Волжской Болгарии. Разгромив волжскую столицу Булгар, русская дружина завершила разгром Хазарского каганата. Святослав на этом не остановился, направив свои силы на борьбу с северокавказскими народами асами (аланами) и касогами (адыгами). В результате в состав Киевской Руси вошло Тмутараканское княжество на Таманском полуострове.

Усиление Руси на юге обеспокоило Византию. Император Никифор Фока решил втянуть Святослава в балканский конфликт. Так русы оказались союзниками византийцев в борьбе с Дунайской Болгарией. В 967г. киевская дружина в битве под Доростолом разбила болгар, но Святослав решил сам воспользоваться плодами военного успеха, заявив о решении перенести столицу в низовья Дуная в Переяславец. От этой идеи ему пришлось отказаться лишь под угрозой потери Киева, осажденного печенегами. Продолжение балканской кампании не принесло желанной победы. После поражения под Доростолом в 971г. Святослав был вынужден заключить мирный договор и вернуться на Русь. Однако на пути его ждала печенежская засада. На днепровских порогах князь в 972г. сложил голову.

После гибели Святослава началась первая усобица за киевский престол. Князь-воин редко оставался в родной земле, поэтому управление важнейшими землями он передал (сыновьям: Ярополку достался Киев, Древлянская земля передана Олегу, а младший Владимир был призван в Новгород. Старшие братья нашли смерть в борьбе за власть, а младший Владимир стал киевским князем. При нём были окончательно присоединены радимичи и вятичи.

Князь Владимир предпринимал поход на г. Корсунь (Херсонес). После долгой осады город капитулировал. Византийский император согласился отдать в жёны Владимиру свою племянницу принцессу Анну. Это было условие, на которое Владимир согласился принять христианство. В первые годы своего правления он предпринял ряд успешных походов, присоединение и Киевской Руси восточную Галицию, присоединил земли вятичей и обложил их данью. Всю вторую половину своего правления он вёл оборонительные войны с кочевниками – печенегами. Для укрепления юго-восточных границ были построены укрепления в виде земляных валов и рвов, тянувшиеся на десятки вёрст, был заложен г. Переяславль, ставший форпостом борьбы с печенегами.

Конец княжения Владимира отмечен междоусобной борьбой между его многочисленными сыновьями. После его кончины четыре года продолжалась усобица, в результате которой погибли наиболее предпочтительные претенденты на великокняжеский престол Борис и Глеб, а борьба между Святополком Окаянным и Ярославом закончилась победой последнего в 1019 г. Его, как новгородского князя, по традиции поддержали варяги, а также церковь, которая выступила против Святополка, опиравшегося на католическую Польшу.

В дальнейшем усобица нашла продолжение. В 1023г. Мстислав Тмутараканский разбил киевскую дружину и принудил Ярослава к разделу владения по Днепру. Только в 1035 г., после смерти Мстислава в полной мере восстановилась власть киевского князя.

Несмотря на кровавые события; ознаменовавшие начало правления Ярослава, в истории он остался под именем «Мудрый» (1019-1054 гг.). В отношении соседей осторожный и умный Ярослав действовал главным образом не военной силой, а при помощи брачных союзов с правящими домами Европы. Хотя его поход против Византии в 1034г. окончился неудачей, Ярослав укрепил независимость страны от посягательств империи, назначив митрополитом не грека, как повелось, а русского - Иллариона (1051г.). Этим актом князь поднял престиж и русской церкви, и княжеской власти.

В дальнейшем он продолжил покровительство русской православной церкви, построив храм Святой Софии в Киеве, поддержав развитие монастырей. Укрепление великокняжеской власти произошло и благодаря принятию первого свода законов «Русской Правды», в соответствии, с которым верховная судебная власть сосредотачивалась в руках киевского князя. Так, власть Великого князя приобрела легитимный характер.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. Русь оказалась поделённой между его сыновьями. Появились ростки будущей политической раздробленности. Сложившийся триумвират в течение почти двадцати лет управлял Русью. Единство государства гарантировалось единством семьи, братским согласием князей, признанием ими старшинства киевского князя Изяслава. Ярославичи совместно решали важнейшие вопросы, в том числе оборону южных границ от нового грозного соседа - половцев.

Пока Ярославичам удавалось противостоять Степи, их власть оставалась прочной, но военные неудачи разрушили триумвират. В 1068г. русская рать была разгромлена на реке Альте. Киевляне потребовали продолжить войну, но Изяслав отказался подчиниться решению веча. Это привело к восстанию, а вместо Изяслава народ возвел на киевский престол полоцкого князя Всеслава.

Эти события положили начало усобицам. Необходимость обороны от половецких нашествий, а также решения разных общих вопросов толкали князей на разные способы координации своих действий. В попытках объединения князей главную роль играл Владимир Мономах, тогда князь Переяславский. По его инициативе в 1097г. собрался княжеский съезд в Любече, на котором совещались о прекращении усобиц, которые играют на руку лишь половцам. Решив впредь действовать единодушно, князья постановили держаться в рамках наследственных владений- «отчин» и по-прежнему считать киевского князя старшим. Усобицы не прекратились, но затухали в случае прихода на великой престол авторитетного лица.

Такой заслуженной славой пользовался Владимир Мономах (1113-1125 гг.). Талантливый правитель и полководец он прибыл в Киев по призыву напуганной городским восстанием знати. Где уступками, где силой Мономах ликвидировал восстание, утвердился в столице и сумел заставить прочих князей признать свою власть. Укрепился авторитет князя и благодаря новым принятым законам. По «Уставу» Мономаха запрещалось охолапливать должников, а также был установлен максимальный ростовщический процент – 20% годовых.

Сын греческой царевны Владимир Мономах по меркам своего времени был хорошо образован и проявлял склонность к литературному труду, который ярко проявился в «Поучении детям». Он давал советы своим преемникам как вести войну, хозяйство, праведную жизнь. «Поучение» стало одним из шедевров древнерусской литературы.

Однако, после смерти его сына Мстислава (1125-1132 гг.) Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Киев со временем потерял статус центра Руси.

Таким образом, за период IX-XII вв. Древнерусское государство превратилось в одну из крупнейших европейских держав. Оно находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

 

Контрольные вопросы

1) Где находилась прародина славян? Каковы причины Расселения славян?

2) Какие страны и народы были соседями восточных славян? Какое влияние на становление славянского государства и славянской культуры они оказали?

3) Какие точки зрения на создание государства у восточных славян существуют в настоящее время?

4) Охарактеризуйте становление феодальных отношений в Киевской Руси? Что вы понимаете под термином «раннефеодальное государство»?

5) Каковы причины и последствия принятия Русью христианства?

 

2.2 Феодальная раздробленность на Руси, выбор дальнейшей модели государственного развития (XII – XIII вв.)

План

1. Раздробленность как закономерность социально-политического развития Руси в XI – XII вв.

2. Влияние татаро-монгольского нашествия и ордынского ига на экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Руси.

3. Оборона северо-западных рубежей русских земель. Выбор Александра Невского.

Литература

1 Бушуев С.В., Миронов Г.В., История государства Российского. Историко-библиографические очерки. М., 1991, Кн.1.

2 Гумилёв Л.Н. Древня Русь и Великая Степь. М., 1989.

3 Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1987.

4 Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. М., 1989.

 

 

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла в XI в. Начиная с XII в. наблюдается её постепенный упадок. Можно выделить две группы причин упадка Киевской Руси – внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести, в первую очередь, перемещение торговых путей. В ходе крестовых походов Средиземное море стало свободным для торговли и путь «из варяг в греки» потерял прежнее значение основного торгового пути между Европой и Востоком. Русские же города, в первую очередь Киев, утратили свою роль центров транзитной торговли – она перешла к итальянским городам Генуе и Венеции. Там наблюдается быстрый экономический подъём, наступает период расцвета, так называемое Возрождение. Русские города постепенно приходят в упадок. Во-вторых, после того, как князь Святослав разбил хазар и разрушил их столицу Итиль набеги кочевников из Азии возобновились, теперь роль щита между Азией и Европой перешла от Хазарского каганата к Киевской Руси. В Х в. из Азии вторглась волна кочевников печенегов. Печенеги разбили дружину Святослава, возвращавшуюся из одного из походов. Сам князь был убит. Печенежский вождь сделал из его черепа чашу, которой пользовался на пирах. В XI в. появляется новый враг – половцы. В результате набегов кочевников жизнь в южных русских землях становилась опасной. Началась миграция славян на запад в предгорье Карпат и на Северо-восток под защиту лесов.

Но главную роль в ослаблении Киевской Руси сыграли внутренние причины. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Единое государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем, причём его власть постоянно слабела и была фактически номинальной. Феодальная раздробленность – объективный процесс, которого не избежала практически ни одна страна, это закономерный этап перехода от раннефеодального государства к централизованному, но созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте. Именно в это время происходит созревание феодальных отношений, усугубляется общественное разделение труда, развиваются земледелие, города, ремёсла.

В раннефеодальном государстве власть князя сводилась практически лишь к сбору дани с зависимого населения. Причины перехода к феодальной раздробленности лежат, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимого крестьянства внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял князя стремиться укрепить в первую очередь своё собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол. В Киевской Руси существовала своеобразная система наследования ве­ликокняжеского престола. Государственная власть составляла, как бы общее владение княжеского рода Рюриковичей: старший в роду князь занимал киевский престол, остальные - по старшинству в других более или менее значительных городах. Со смертью великого киевского князя его престол занимал старший из оставшихся, что сопровождалось перемещением остальных князей из одной волости в другую, соответственно степени их старшинства. С развитием феодальных отношений, превращением князей в крупных землевладельцев - вотчинников, князья уже не были заинтересованы в переходе с места на место и в 1097г. на съезде князей в Любече был принят новый порядок наследования - каждый "держит отчину свою", то есть княжеский престол передается от отца к сыну. Отдельные ветви княжеского рода оседают по областям, появляются местные княжеские династии, что усиливает обособление территорий.

Другой важнейшей причиной становится рост городов и развитие отдельных земель. Рост производительности труда в земледелии ведёт к повышению его товарности, к производству товаров на рынок. В городах ремесленники производили на продажу свои изделия. Постепенно складываются местные рынки вокруг городов, что так же способствовало децентрализации.

Этот период был полон сложных противоречивых процессов. Особенно были заметны отрицательные стороны эпохи: явное ослабление общего военного потенциала, облегчающее иноземные завоевания, междоусобные войны и возрастающее дробление княжеских владений. В середине ХП в. на Руси было 15 княжеств, в начале ХШ в., накануне нашествия Батыя, - около 50, а в XIV в. количество княжеств достигало примерно 250.

Для эпохи феодальной раздробленности были характерны длительные, кровопролитные междоусобные войны между князьями за расширение земельных владений, за крестьян. Современник с горечью называл их «погибель земли Русской», писал о том, что «разодралась вся Русская земля…». Усобицы ослабляли Русь, делали её лёгкой добычей соседей.

По мнению историков, в период раздробленности появились разные модели государственного развития русских земель. Соотношение главных политических сил - князей и боярства были неравнозначны в отдельных княжествах, что и предопределило альтернативы будущей государственности. Варианты различных политических систем прослеживаются в истории Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств.

Расположенная на северо-востоке от Киева Владимиро-Суздальская земля была далекой окраиной Древнерусского государства. Русская колонизация края начинается лишь на рубеже IX-Х вв., поскольку места эти были не только удалёнными, но и труднодоступными. Значимость этой территории была крайне низкой, несмотря на наличие плодородных чернозёмов - ополий и обилие угодий для рыбных, сенокосных, бортных, соляных промыслов. Миграция населения из Приднепровья активизируется лишь в XI в. под давлением половецкого натиска и начавшихся княжеских усобиц. Славянские поселенцы смешивались с местным финно-угорским населением - начинает складываться новый, собственно русский этнос.

Феодальная раздробленность XII – XIII века

 

Первоначальной столицей земли был Ростов, а с передачей северо-восточных земель младшему сыну Мономаха Юрию Долгорукому (1125-1157 гг.), центром княжества стал Суздаль. Молодой князь вёл активную политику, расширяя свои земли и вступая в борьбу за киевский престол, который ему удалось захватить дважды - в 1149 и 1155 гг. С именем сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.) и Всеволода Большое Гнездо (1176-1212 гг.) связан политический и экономический подъём Северо-Восточной Руси. Постепенно на земли Владимиро-Суздальского княжества перемещается политический и культурный центр Русских земель. При Андрее Боголюбском г. Владимир становиться резиденцией Великого князя.

Владимиро-Суздальские князья вели завоевательную политику, активно колонизировали новые земли на востоке. Это обстоятельство обусловило определенную специфику государственного устройства Северо - Восточной Руси. Княжеская власть была здесь сильнее, чем в других княжествах. Они рассматривали все завоеванные земли, как свою вотчину, а всех, кто селился на этих землях, как зависимых людей. Князь считался собственником всех земель. Американский историк Р. Пайпс называет такой тип государства "вотчинным государством".

Наследники старшего князя получали в полную собственность "удел" земли и становились удельными князьями. Они были полновластными господами в своих уделах, по отношению к живущим на их территории земледельцам - могли собирать подати, осу­ществлять суд. Основной формой феодального землевладения оставались боярские вотчины. Их хозяйство было почти полностью натуральным, все основные потребности удовлетворялись за счет продукции, производимой внутри вотчины. Наряду с вотчинами князей и бояр огромными земельными угодьями владели монастыри. Их владения по размерам не уступали боярским вотчинам.

Появляется и новая форма феодального землевладения поместье. Князья, бояре, монастыри всё чаще приглашали на военную службу разорившихся младших княжеских и боярских детей. За выполнение службы им давались участки земли в пользование на пе­риод несения службы. Постепенно формируются новое сословие "служилых людей" или дворян (составляли так называемый "двор князей и бояр"). По отношению к крестьянам дворяне имели такие же права, как и бояре, в частности получали право кормления, сбора налога с крестьян.

Особенностью Владимиро-Суздальской Руси было то, что городов там было значительно меньше, чем в Киевских землях и представляли они из себя в основном небольшие укреплённые посе­ления на завоёванных землях. В центре находилась укреплённая крепость, а вокруг располагался "посад" - поселение ремесленников и торговцев. Однако в Северо-восточной Руси ремесленное производство было развито слабее, чем в западных русских землях.

Галицко-Волынская земля располагалась на крайнем юго-западе Древней Руси. Край был богат лесами и минеральными ресурсами, способствовавшими развитию ремёсел и торговли, особенно с Западом. Высокоурожайные чернозёмы обусловили сравнительно раннее возникновение вотчинного землевладения. Специфика юго-западной Руси состояла в складывании здесь мощного, противостоящего князю боярства. Первоначально Галицкое и Волынское княжества были самостоятельны, но в 1199г. они объединились под властью Романа Мстиславовича. Именно ему удалось прекратить антикняжеские выступления бояр, а затем занять Киев и стать великим князем.

После смерти Романа Мстиславовича при малолетнем наследнике бояре вновь затеяли смуту и захватили власть. Ситуация осложнялась и частыми конфликтами с соседями: половцами, поляками, венграми. Только с приходом на престол Даниила Романовича укрепилась княжеская власть. Он подчинил себе Киев, разбил объединённые силы Венгрии, Польши, галицких и черниговских бояр. Даниил пытался организовать сопротивление татаро - монголам. С целью устроить крестовый поход против татар, он всё более ориентировался на помощь Запада, обратился за помощью к римскому Папе и даже вёл переговоры о возможности соединения церквей. После его смерти в Галицкой земле вновь начались боярские усобицы. В конце концов, земли Галиции вошли в состав Литвы и Польши. Население этих территорий было обращено в католичество, что впоследствии помешало Галичу занять ведущую роль в русских землях, стать центром их объединения

Своеобразным развитием отличалась и Новгородская земля. Суровый климат и нехватка плодородных земель, а также выгодные географическое положение, обусловили тот факт, что Новгород развивался как центр транзитной торговли. В своей внешней политике новгородцы ориентировались на укрепление отношений с Западом. Политическое устройство Новгорода резко отличалось от устройства других русских княжеств, но имело много общего с торговыми городами Западной Европы – Генуей, Венецией, городами, входившими в Ганзейский торговый союз. Новгород представлял из себя «феодальную республику».

Высшим органом власти было народное собрание - вече. В нем участвовали 400-500 владельцев городских усадеб. Полновластными же правителями Новгородской земли были наследственные бояре - «300 золотых поясов». На вече избирались основные городские власти: посадник (ведал делами внешней политики, заключал соглашения с князьями), тысяцкий (отвечал за сбор налогов) и архиепископ (глава новгородской церкви).

Функции князя сводились к функциям наёмного военачальника. Он приглашался вечем с дружиной для защиты Новгорода от врагов. Князь не имел права владеть землями на территории Новгорода. В случае недовольства его деятельностью он мог быть изгнан вечем. С 1095 по 1304 гг. смена княжеской власти происходила 58 раз.

Новгород был старейшим и богатейшим городом Руси. Но он не стал центром объединения русских земель, так как ориентировался на торговлю с Западом, и вопросы объединения его не интересовали.

 

 

Татаро-монгольское нашествие 1237-1241 гг. застало Русь цветущей, богатой и культурной страной, но уже пораженной ржавчиной феодальной удельной раздробленности. Этим нашествием закончился большой и яркий период в жизни русского народа. Этот период не был забыт, его вспоминали как время расцвета, побед и блестящего международного положения.

Необходимо отметить, что успех нашествия никак нельзя отнести за счет раздробленности. Монголы завоевали и огромные империи, как, например, Китай. Если сил лишь одной из русских земель - Новгородской - оказалось достаточно для разгрома немецких, шведских и датских захватчиков, то монголо-татары были качественно другим противником. Между раздробленностью и нашествием нет прямой причинно-следственной связи. Раздробленность результат поступательного внутреннего развития Древней Руси. Нашествие – трагическое по последствиям внешнее воздействие.

В 30-40-е гг. ХП в. Древнерусское государство прекратило свое существование. Западные княжества, вместе с Киевом вошли в состав Великого княжества Литовского. Северо-восточная Русь и Новгородская земля вошли в состав монгольского государства Золотой Орды. Татаро-монгольское иго продолжалось на Руси почти 240 лет. Население покоренных русских земель было переписано и обложено данью - ясаком. Единицей налогообложения был «плуг» или «соха». Кроме уплаты ясака русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: поставлять русских воинов в Орду (одного рекрута с каждых десяти мужчин), лошадей и подводы, платить большие торговые пошлины.

Разгромленная и опустошённая Русская земля стала «улусом» татарского хана. Власть татарского хана не отменяла власти русских князей, а как бы легла поверх неё. Русские князья вынуждены были признать верховную власть хана и только тогда получали от него утверждение своих прав на владение. Сохранился и титул Великого князя Владимирского, но он получал от хана назначение – «ярлык » (грамоту) на великое княжение. Причём, хан зачастую не считался с правом кандидата, назначал на престол тех, кто ему больше угодил.

Каково же влияние татаро-монгольского ига на развитие русского государства?

1) Татаро-монгольское завоевание в значительной мере отбросило назад хозяйство русских земель. Из 74 городов Руси 49 были разрушены, в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 превратились в села. Исчез­ли целые ремесленные специальности (стеклоделие, изготовление эмали и др.), в монгольскую армию забиралось до 5% населения страны.

2) Татаро–монгольское иго ещё более усилило княжескую власть над населением. В ходе татаро–монгольского нашествия погибла большая часть старших дружинников – бояр. Историк В.Б. Кобрин, изучая состав Московского боярства по родословным книгам XVI в., сделал вывод, что все эти роды до второй половины XIII в. были неизвестны. Новая знать, пришедшая на смену старой, получала земли от князя на условии несении службы, была полностью зависима от князя. В свою очередь сами князья утверждались на престоле монгольскими ханами, их права «жаловались» ханами и от воли населения князья не зависели. Князья превратились в «служебников» хана, для которых его воля была законом. Они были в беспрекословном подчинении у ханов и, в то же время, пользовались безграничной властью по отношению к населению. Если в Западной Европе преобладали отношения «вассалитета», при которых права населения и правителей были чётко оговорены законами, то на Руси преобладали отношения «подданства», когда население рассматривались как бесправные слуги правителя. Во многом такая система обусловлена татаро–монгольским игом, заимствована у монголов.

3) Влияние татар на русскую культуру было невелико. Татары не вмешивались в жизнь местного населении, не навязывали своих обычаев, своей религии, ограничивались сбором дани. От татар Русь унаследовала денежную систему (само слово «деньги» происходит от татарского «таньга»); систему почтовой связи; практику прятать женщин тереме.

Существует даже такая точка зрения (Л.Н. Гумилёв), что татарское завоевание было благом для Руси. Ослабленная усобицами Русь неизбежно была бы завоёвана соседями. В случае завоевания Западом она потеряла бы свою самобытную культуру, население было бы обращено в католичество, как это произошло с землями Западной Руси, Литвы. Монголы же уважали веру и обычаи покорённых народов.

Интересна и точка зрения Г.В.Вернадского, принадлежащего к так называемому «евразийскому» направлению. По его мнению, монголы вовсе не были дикарями – кочевниками. К моменту нападения на Русь они покорили Китай, Среднюю Азию – районы, где проживали народы с древней культурой. Монголы усвоили эту культуру и создали империю, не уступающую, а то и превосходящую государства Западной Европы. Войдя в состав Золотой Орды, Русь приобщилась к этой культуре, стала «евразийским» государством, впитавшим в себя достижения европейской (Византийской) и азиатской (монгольской) цивилизации. На основе синтеза этих достижений и сложилась своеобразная русская культура.

4) Наконец, татаро-монгольское завоевание разделило Русь. Северо–восточные земли вошли в состав Золотой Орды. Там стал складываться русский народ, впоследствии возникло новое, собственно российское государство – Московская Русь. Западные земли вошли в состав Великого княжества Литовского, а позднее – в состав польско–литовского государства Речи Посполитой. Там стали формироваться украинский и белорусский народы. Географическое и политическое отделение Восточной Руси от Европы создало между ними стену взаимного отчуждения и непонимания, своего рода «железный занавес». Русь в глазах европейцев превратилась в «Татарию».

 

 

Но ХIII в. не исчерпывается нашествием и установлением трагического по последствиям ига Золотой Орды. Пользуясь ослаблением Руси, на не тронутые монголо-татарами новгородские земли нападают немцы и шведы. Новгородцы вместе с дружиной князя Александра Ярославича сумели, однако, отбить натиск с северо-запада. В 20 лет Александр стал героем Невской битвы со шведами. Еще два года спустя, в 1242г. он нанёс поражение немцам на льду Чудского озера.

Но в историю Александр Невский вошёл не только как герой грозных сеч и полководец, но и как дальновидный политик, мужественно отстаивавший интересы своего народа в Орде, куда ему не раз приходилось ездить на поклон к хану. Личность этого человека удивительно соответствовала той сложной и противоречивой эпохе отечественной истории.

Александр Невский родился в 1220г. в Переяславль Залесс


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Концепции исторического развития. Историческая наука в ХVШ-ХХ вв | Развитие русского государства в XVI в.. Иван IV

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 1576; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.027 сек.