Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Опера «Война и мир»Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. И последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года; 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части "Войны и мира", то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина - "Бал у екатерининского вельможи" и десятая - "Сцена военного совета русского генералитета в Филях", созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни. В основе картин мира – лирико-психологическая драма, центром которой является любовь князя Андрея и Наташи. Поэтично и тонко решен образ Наташи (лейттемы). Тончайшие оттенки зарождающегося чувства между Болконским и Ростовой - трепетность, сомнения, восторженность – проявляются в Вальсе во второй картине. «Вальс Наташи», как нередко его называют, вначале как бы воплощает ее образ: робость и целомцдрие, жажду счастья и порыв чувства; музыка вальса выражает и чувства Андрея. Стойкость русского характера перед лицом суровых испытаний в тяжелые годы вражеского нашествия показана в опере в военных сценах (картины 8, 10, 11, 13), в образах народа (солдаты, ополченцы, москвичи, партизаны) и в образах отдельных героев. Особенно выделяется величавая фигура полководца – фельдмаршала Кутузова. Мужество русского народа, непреклонность его духа запечатлены в ораториальном «Эпиграфе», в хорах из 8-й и 11-й картин, в большой арии Кутузова и в заключительном хоре победы. Величавый, структурно завершенный монолог Кутузова является кульминацией 10-й картины. Эта ария написана в сложной 3-ой форме с декламационным вступлением и средней частью. Она создана по принципу эпической портретной характеристики русского героя в операх Глинки и Бородина. Помыслы и чувства Кутузова обращены к судьбе Москвы и Отчизны. Мелодия – диатоническая, с использованием плагальных гармоний, размеренная по ритму, распевная – по типу величавых песен-гимнов (все это роднит ее с песней об Ал.Невском). Опера Прокофьева "Война и мир" - выдающееся произведение современного музыкального театра. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки. Опера открывается хоровым эпиграфом-прологом "Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию"; воцаряется атмосфера мужественно-суровой торжественности. За прологом следует оркестровая увертюра. В ее музыке главенствуют героико-патриотические образы (тема народного хора из 9-й картины "Как пришел к народу наш Кутузов" и тема Кутузова); в увертюре использована также музыка, обрисовывающая лирические переживания главных героев произведения. Первая картина - "Отрадное" - выдержана в мягких акварельных тонах, выразительно передающих поэзию весенней ночи. В двух монологах Андрея (в начале и в конце картины) мечтательно-элегические мелодии сочетаются с мужественно-взволнованными. В центре картины - радостное ариозо Наташи и ее дуэт с Соней "Ручей, виющийся по светлому песку" (на текст В. А. Жуковского). Вторая картина - "Бал у екатерининского вельможи" - контрастирует с предыдущей. Все действие разворачивается на фоне танцев. Торжественный, величественный полонез сменяется полной огня мазуркой. Прекрасно воссоздают дух эпохи два хора на тексты Батюшкова и Ломоносова. Пленительная мелодия вальса характеризует зарождение чистой любви князя Андрея и Наташи. Третья картина - "В особняке старого князя Болконского" - раскрывает новые стороны в образе Наташи; в ее ариозо "А может быть, он приедет нынче" передана драма оскорбленного чувства и страстная мечта о счастье. Скупыми, но меткими штрихами выписан облик старого князя Болконского; отрывистые фразы речитатива подчеркивают его раздражительность и резкость. Четвертая картина - "В гостиной у Элен" - начинается веселым вальсом. На фоне вкрадчивой мелодии "вальса обольщения" Курагин признается Наташе Ростовой в любви ("С той поры, как я встретил вас"). Лаконичная пятая картина - "В кабинете Долохова" - ярко обрисовывает образ развращенного Анатоля Курагина. Сочным колоритом отмечена песня ямщика Балаги "Эх, люблю я лихо мчаться". Небольшое оркестровое вступление к шестой картине - "В особняке у Ахросимовой" - характеризует напряженное ожидание Наташей приезда Анатоля. Непрерывное драматическое развитие, глубина, сила выражения душевных мук Наташи делают эту картину одной из лучших в опере; особенно выделяется диалог Наташи с Ахросимовой. Седьмая картина - "В кабинете у Пьера" - посвящена характеристике Безухова. Этой картиной завершается показ мирной жизни в преддверии Отечественной воины. В центре восьмой картины - "Перед Бородинским сражением" - хоровые сцены народно-песенного склада, в которых замечательно передан исторический колорит эпохи, чувство патриотизма, уверенности в победе (хоры ополченцев и проходящих полков) . Народные черты подчеркнуты и в образе Кутузова; его арии "Бесподобный народ" придан эпический оттенок (мелодия далее развивается в хоре "Всколыхнулся народ"). Чувство горячей любви к отчизне выражено в монологе князя Андрея "Но я скажу тебе". Быстрая, динамическая смена эпизодов воссоздает драматически напряженную атмосферу подготовки к решающей схватке с врагом. Девятая картина - "В ставке Наполеона на Шевардинском редуте" - по характеру отлична от соседних; нервные, судорожные ритмы, короткие, обрывисто мелодии подчеркивают тревожность обстановки. В двух монологах Наполеона, оттеняемых звучащим издали хором русских солдат "Вступим, братцы, в смертный бой", раскрывается крах его высокомерных замыслов. В десятой картине - "Военный совет русского командования в Филях" - четко вырисовывается эпический образ Кутузова, запечатленный в его прекрасной, мужественной арии "Величавая, в солнечных лучах". Хор солдат "Землю родимую" воскрешает дух истории Отечественной войны. Одиннадцатая картина - "Горящая Москва, захваченная неприятелем" - наиболее развернутая в опере. Здесь впервые непосредственно противопоставлены русский и французский лагери. Страдание и гнев народа с волнующим драматизмом переданы в сцене расстрела и хорах "Не бывать Москве вовек ничьей слугой" и "В ночку темную". Французы показаны в начале картины беспечно веселящимися (песенки Жако "Милая сказала" и Жерара "Пойдем со мной, краса моя"), а в конце - охваченными ужасом (эпизод бегства актеров, сцена пожара). В двенадцатой картине - "В избе в Мытищах" (смерть князя Андрея) - музыка достигает наивысшего драматизма. На фоне мерно повторяющейся фразы "Пи-ти, пи-ти", исполняемой хором за сценой и придающей всей картине зловещий колорит, тихо звучит голос умирающего князя Андрея "Тянется, все тянется, растягивается". Как воспоминание о родине, на словах "Отечество, златоглавая Москва", ненадолго появляется мелодия арии Кутузова, а после прихода Наташи, как образ светлой любви, озарившей последние минуты жизни князя Андрея, звучит вальс из второй картины. Тринадцатая картина - "Смоленская дорога".Оркестровое вступление с поразительным реализмом изображает разбушевавшуюся метель, завывание ветра. Чередование контрастных эпизодов передает динамику событий: отступление французских войск, убийство Каратаева, пpиход русских партизан (выделяются монологи Пьера, Денисова, Щербатого). Опера завершается обращением Кутузова к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом "За отечество шли мы в смертный бой".
Дата добавления: 2014-03-15; просмотров: 1247; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |