Государственный деятель и философ, которого называют «последним римлянином и первым схоластом». Его перевод с древнегреческого на латинский язык работ Аристотеля и комментарии к ним имели большое значение для средневековой философии. В своей работе «Об утешении философией» Боэций показал себя представителем философии неоплатонизма. В ней также видны едва заметные черты христианской философии. Он четко обозначил проблему «универсалий» (от лат. universalis — общий) — проблему природы общих понятий (т.е. где они существуют: в божественном разуме, в вещах или в разуме человека). А также ввел термины «субстанция», «эссенция», «акциденция», «атрибут» и «дефиниция» почти в том же значении, в каком они используются по сей день.
Аврелий Кассиодор
(ок. 490-570)
Политический деятель, писатель и философ, который в работе «Институции» развил идею о системе образования — «семи свободных искусствах», делящихсяна тривиум (риторика, грамматика и логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Данная система образования стала общепринятой в Европе вплоть до эпохи Возрождения.
Исидор Севильский
(570-636)
Философ и богослов, автор сочинения под названием «Этимология» в 20-ти томах. Был сторонником природной теории языка, согласно которой имя любого объекта соответствует его сущности.
Продолжение таблицы 17
Ранняя схоластика
IX-XII вв.
Иоанн Скотт Эриугена
(810-877)
Крупный западноевропейский философ IX в. («первый отец схоластики»), утверждавший, что истинный авторитет не противоречит правильному разуму, так же как правильный разум — истинному авторитету, поскольку оба они проистекают из одного и того же источника — божественной мудрости. Иными словами, в вопросе соотношения знания и веры, он не видел противоречия. Однако первичным считал разум. По Эриугене, авторитет рождается из разума, но не наоборот. В решении проблемы универсалий стоял на позициях реализма, т.е. признавал реальное существование общих понятий вне конкретных вещей. Основные работы — «О божественном предопределении» и «О разделении природы». В последней работе Эриугена делит природу на четыре ступени:
1) нетворимая, но творящая (Бог как творец всего сущего);
2) творимая и творящая (сын Бога, или Логос, посредник между Богом и миром);
3) природа творимая и нетворящая (мир, существующий в пространстве и времени);
4) нетворимая и нетворящая (Бог как конец и цель всех вещей).
Ансельм
Кентербе-
рийский
(1033-1109)
Философ, которого называют вторым (после Эриугены) отцом схоластики. Стоял на позициях крайнего реализма. В проблеме соотношения веры и знания придерживался позиции Августина Блаженного: «Верю, чтобы понимать!». Одним из первых предпринял попытку рационального доказательства бытия Бога (в работах «Монологион» и «Прослогион»).
Пьер Абеляр
(1079-1142)
Французский философ, теолог, писатель и поэт. Основные работы: «История моих бедствий», «Введение в теологию», «О божественном единстве и троичности», «Да и нет», «Диалог между философом, иудеем и христианином» и др. В решении проблемы универсалий сформулировал собственное учение — концептуализм, согласно которому реально существуют только единичные вещи, но не универсалии. Но универсалии обладают существованием как понятия (концепты) в уме человека. Исходным пунктом любого исследования Абеляр считал сомнение, поэтому в вопросе о соотношении знания и веры он придерживался принципа: «Понимаю, чтобы верить!» Идеи Абеляра способствовали становлению рационализма в европейской философии.
Продолжение таблицы 17
Зрелая, или
высокая, схоластика
XIII е.
Фома Аквинский
(1225-1274)
Центральная фигура средневековой философии, выдающийся философ и богослов, систематизатор схоластики (будет подробно рассмотрен в следующем параграфе)
Роджер Бэкон
(1214-1292)
Английский философ, по духу и идеям являвшийся в какой-то степени предвестником своего однофамильца Фрэнсиса Бэкона. Основные работы: «Большое сочинение», «Малое сочинение» и «Третье сочинение». Роджер Бэкон считал, что истина — дитя времени, а наука — дочь всего человечества. Он был убежден, что существует четыре препятствия на пути постижения истины: доверие к сомнительному авторитету, постоянство привычки, мнения несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью.
Иоанн Дуне Скот
(1270-1308)
Английский философ, который утверждал, что философия и теология — это совершенно разные дисциплины и что вера и разум — это разные пути, ведущие к разным целям. Религиозные догматы он считал недоказуемыми с помощью разума. Верой и теологией постигается Бог, разумом и философией — окружающий мир. По проблеме универсалий Дуне Скот был номиналистом, т.е. объективное существование общих понятий, считая конкретные индивидуальные объекты вершиной и целью творения. Он говорил, что «лошадность» есть только «лошадность» и ничего более. Основные труды: «Парижские сообщения», «Кембриджские чтения» и «Упорядочение»
Мейстер Экхарт
(1260-1327)
Немецкий теолог и философ, центральной идеей которого была идея единства человека и Бога, естественного и сверхъестественного миров. Мир существует потому, что Богу присуща идея творения и воля творить. Сущность человека находится в Боге. Поэтому если человек хочет обрести себя, ему следует за счет разума вернуться к Богу, разумом углубиться в идею Бога, для чего требуется уйти от себя, своей тварной природы, очистить душу от всего вещного, сделать ее «пустой», так как изгоняя естественное, мы наполним ее сверхъестественным. Быть «пустым» и значит быть «полным Бога». Таким образом, у Экхарта именно разум (а не вера) оказывается орудием приобщения к Богу. Основные работы: «Трехчастный труд», «Исследования» и др.
Окончание таблицы 17
Поздняя схоластика
XIV-XV вв.
Уильям Оккам
(1288-1349)
Английский философ и политик, боровшийся против господства церкви над государством и фактически проложивший дорогу для Реформации. Он критиковал схоластический реализм, заявляя («бритва Оккама»): «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимого». Иными словами, бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего. Оккам считал, что универсалий нет ни в вещах, ни до вещей. Они представляют собой лишь термины, знаки вещей, фиксирующие сходства между объектами (поэтому данный вариант номинализма получил название «терминизм»). Основные работы: «Сумма всей логики», «Трактат о таинствах», «Труд 90 дней» и др.
Жан Буридан
(1290-1358)
Французский философ, последователь Оккама. Написал множество комментариев в сочинениям Аристотеля, главным образом в виде вопросов. В центре его внимания находились естественнонаучные проблемы (в частности, учение об импульсе). Защищал идею о свободе воли, проиллюстрировав ее на примере, получившем название «Буриданов осёл» (хотя ряд исследований опровергает его авторство данного примера): осёл, стоящий на равном расстоянии между двумя совершенно одинаковыми вязанками сена умер бы от голода, не имея никаких оснований для выбора вязанки. Но поскольку в реальности ни один осёл никогда не умирал, оказываясь в подобных ситуациях, то, следовательно, даже у ослов есть свобода воли, не говоря уже о человеке.