Схема 53. Доказательства Фомы Аквинского о существовании Бога.
Таблица 19
№
Понятие
Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
О бытии
Фома Аквинскии разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). В качестве сущности (эссенции) он подразумевает «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел). В качестве существования (экзистенции) он подразумевает сам факт бытия вещи. Фома считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога, т.е. «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли. Он доказывает, что бытие и благо обратимы, т.е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить. Поэтому окружающий мир бренен и непостоянен, а сущность и существование едины только в Боге: он вечен, всемогущ и постоянен.
О познании
Фома Аквинскии полагает, что вера и знание — не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия, хотя они одновременно участвуют в процессе познания и дают истинное знание. Всё в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что им непознаваемо. Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др. Но разумному познанию не поддаются проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога. Эти вопросы могут быть познаны только с помощью веры через Божественное откровение. Поэтому философия и теология — это разные науки. Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, а всё остальное может познать только теология.
О человеке и его душе
Согласно Фоме, индивидуальность человека определяется единством души и тела, при котором животворящей силой человеческого организма обладает именно душа. Душа представляет собой нематериальную, бессмертную и самосущую субстанцию, обретающую полноту в единстве с телом. Тело соучаствует в душевно-духовной деятельности человека, ибо думать, переживать, целеполагать душа может только в нем.
Об этике
Фома придерживался принципа свободы воли человека и развивал учение о сущем как благе, о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. По его мнению, зло есть менее совершенное благо, допускаемое Богом для реализации всех ступеней совершенства. Блаженство есть конечная цель человеческих устремлений, и оно заключается в деятельности разума и познании истины, т.е. Бога.
Об обществе и государстве
Как и Аристотель, Фома считает человека существом общественным. Главной целью государственной власти он считает содействие общему благу. Наилучшей формой правления считал монархию, но если она становится тиранией, то народ вправе выступить против нее.
Фома Аквинскии завершил построение здания католической теологии. В 1323 г. он был причислен к лику святых. В 1567 г. его признали пятым Отцом церкви (после Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина Блаженного и Григория Великого). В 1879 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского Льва XIII было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского. В настоящее время Фома Аквинский историками философии единодушно признается центральной фигурой средневековой схоластики.