Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Основные представители и идеи социалистическо-утопического направления

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ.
  3. III. Основные политические идеологии современности.
  4. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  5. V. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД И МАССИВОВ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
  6. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  7. Актуализация проблематики социологии образования: причины и направления
  8. Анализ технологичности изделия и деталей. Основные показатели.
  9. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)
  10. Базовые науки и научные направления
Представитель Основные идеи
Габриель Мабли (1709-1785)   Философ, историк и писатель, один из зачинателей социалистическо-утопического направления в фи­лософии Франции, он подвергал суровой критике философию Просвещения в целом, называя свое время «веком болтовни и парадоксов». Основные работы: «Начальные основания нравоучения», «0 изучении истории» и др. Он отвергал и матери­ализм, и деизм, и атеизм, полагая, что все они слиш­ком схематично, механически подходят к изуче­нию окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внима­ния морали. Сам же он главным назначением фи­лософии считал распространение морали и нрав­ственности. Этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия. Он считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми в обществе, поэтому видел в первобытнообщинном строе, где всё было общим, а деятельность людей направлена на обеспече­ние себя и соплеменников, золотой век человече­ства». Мабли был сторонником идеи о том, что при­чиной гибели первобытного коммунизма, «золото­го века человечества», а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось воз­никновение частной собственности и разделение людей на классы. Идеалом общества видел пер­вобытнообщинный коммунизм, призывал возвра­титься к обществу без частной собственности, но одновременно считал, что его идеалы неосуществи­мы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет все­гда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости.
Франсуа Бабёф (1760-1797) Первый коммунист-теоретик и практик, решитель­но отвергший все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение народу счастья. Он подверг жесткой критике существующие общество и государство. Главным социальным злом считал возникновение частной собственности и разделе­ние общества на противоположные классы — богатых и бедных.

Окончание таблицы 26

    Считал лучшим и практически осу­ществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена по­ровну между теми, кто на ней работает, где су­ществуют полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее равномер­ное государственное распределение произведен­ного всем обществом продукта между всеми его членами. Он был убежден, что указанное обще­ство можно построить только путем насильствен­ной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабёф стал первым фи­лософом-коммунистом, который попытался осуще­ствить свои идеи на практике. Он подготовил воо­руженное восстание, нашел сторонников, составил манифесты и программу действий будущего револю­ционного правительства. Его организация получи­ла название «Заговор во имя равенства». В 1797 г. заговор раскрыли, а Бабёфа и некоторых его со­ратников казнили. В дальнейшем, в XIX и XX вв. его учение о коммунистическом обществе и о воо­руженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и имело много сто­ронников.
Клод Сен-Симон (1760-1825) Французский философ, продолживший традицию утопического социализма во Франции. Он выдви­нул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм. В качестве базовой сферы жизни общества он вы­делил экономику: экономика, производственные от­ношения определяют всё — политику, социальные отношения, мировоззрение. Данное объяснение об­щественных явлений называется экономическим де­терминизмом. Сен-Симон выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производ­ственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной сту­пени — к другой (чем предвосхитил идеи Карла Маркса). Лучшее общество, по Сен-Симону, то, ко­торое предоставляет его членам максимум возмож­ностей для удовлетворения потребностей. В каче­стве лучшего Сен-Симон видел так называемое «про­мышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности чело­века. Сен-Симон оптимистически смотрел в буду­щее и верил в то, что человечество обречено в силу неуклонного прогресса экономики на постро­ение идеального общества. Он даже выдвинул идею о замене существующей религии «новой религи­ей», смыслом которой будет лозунг: «Человек чело­веку брат».
Франсуа Фурье (1772-1837) Французский философ, также относящийся к социа­листам-утопистам. Он утверждал, что буржуазная мораль лжива, но атеизм опасен, поскольку лиша­ет человека надежды на будущее. По его мнению, человек, история, общество развиваются по зако­нам природы. Причем буржуазное общество заклю­чает в себе три основных вида противоречий — между личными интересами магнатов и обще­ственным интересом народа, социально-экономи­ческие (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства) и моральные (буржуаз­ный брак и т.д.). Идеальное общество в его фило­софии — это «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, пра­вильном распределении, высоком уровне экономи­ки, свободе любви и нравов и уважении к Богу.

 

В заключение следует отметить, что в целом философия фран­цузского Просвещения была значительным историческим яв­лением в становлении философской мысли. О значимости дан­ной эпохи лучше всех написал Иммануил Кант в работе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» (1784): «Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие — это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собствен­ной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со сто­роны кого-то другого». Философы эпохи Просвещения обладали таким мужеством — мужеством пользоваться своим умом.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Основные представители и идеиатеистическо-материалистического направления | Уникальность немецкой философии XIX в

Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 442; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.