Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 4. Психологическая природа слухов и возможности их использования в политических целях

Читайте также:
  1. А). Вопрос об «асимметрии правил допустимости доказательств» (или возможности использования доказательств, полученных с нарушением закона, стороной защиты).
  2. Адаптивные организационные возможности.
  3. Анализ использования материальных ресурсов.
  4. Анализ использования рабочего времени. Другие оперативные данные
  5. Анализ использования технологического оборудования.
  6. Анализ использования фонда заработной платы
  7. Анализ использования фонда рабочего времени.
  8. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства, интенсивности и эффективности их использования.
  9. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА
  10. Анализ процесса принятия внешнеполитических решений

 

Одним из важнейших (и на сегодняшний день во многом недооцениваемых) способов формирования и управления массовыми настроениями и мнениями является целенаправленное распространение слухов. Управление с помощью слухов может быть не менее успешным, чем управление с помощью СМИ, а в ряде ситуаций (например, при недостатке доверия к официальным каналам массовой коммуникации) слухи могут успешно компенсировать этот недостаток. Не случайно психология распространения слухов и сегодня входит в программу обучения специальных подразделений американской армии.

Слух – стихийная форма передачи информации по каналам межличностного общения.

Известный российский историк и социальный философ А.С.Ахиезер, автор трехтомного труда «Россия: критика исторического опыта» предлагает социокультурную трактовку феномена слухов: «Слухи – постоянно действующая система интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. Слухи – неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции 6 комфортно-дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора. Слухи, достигая определенной степени интенсивности, порождают страх, фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, в неповиновение власти, в погромы и т.д., массовые движения, например, бегство в «обетованные земли», паническая скупка товаров и т.д.»[24]

Изучение психологических закономерностей формирования и распространения слухов играет важную роль в разработке способов управления массовым сознанием и поведением по двум причинам.

Во-первых, слухи являются одной из форм выражения общественного мнения и массовых настроений. Поэтому выявление циркулирующих в конкретной общности слухов может дать богатую информацию о господствующих в ней представлениях, ожиданиях, о степени доверия к существующей власти и официальным СМИ. Такого рода информацию не всегда можно получить с помощью социологических исследований, так как, отвечая на вопрос интервьюера, человек невольно «редактирует» свои мысли и оценки. Во-вторых, и это еще более важно, слухи являются одним из каналов формирования массовых настроений и мнений, управления поведением больших общностей.

Одним из примеров наиболее трагических событий, произошедших в результате распространения слуха в экспрессивной толпе, стала гибель в августе 2005 года более 700 иракских мусульман в панике, возникшей у одной из мечетей Багдада. Она была спровоцирована распространившимся в толпе слухом о наличии среди верующих нескольких террористов-смертников.

В современной социальной психологии принято выделять два фундаментальных условия возникновения слуха.

Первое из них – интерес значительной части общества к определенной проблеме.

Сегодня мы легко можем вспомнить слухи об «обмене денег», очередном повышении цен, исчезновении определенных товаров или банковском кризисе, циркулирующие в России в 90-е годы, отражавшие повышенный интерес к проблемам, непосредственно касавшихся условий существования каждого россиянина.

В более поздний период можно назвать в качестве интересного примера слух об исчезновении соли, актуализировавший относительно глубокие пласты коллективной исторической памяти и вызвавший в ряде регионов России нехватку соли в торговой сети (т.н. солевой кризис).

Однако, интерес – недостаточное условие для возникновения слуха. Вторым условием является недостаток соответствующей достоверной информации. Ощущение неудовлетворенного интереса может происходить как при отсутствии информации на данную тему, так и в условиях, когда имеющаяся информация не представляется аудитории надежной. Это, в свою очередь, является следствием недоверия либо к конкретным источникам информации, либо недоверия к официальной информации и, в целом к власти, в условиях экономического и политического кризиса (как это происходило в России конца 80-х – 90-х годов).

В современной России типичным признаком недоверия к власти является распространенное во многих регионах явление, когда накануне выборов какого-либо уровня стихийно или целенаправленно распространяются слухи о готовящихся масштабных фальсификациях (с рассказами о якобы найденных в штабе конкурента тысячах фальшивых бюллетеней). Целью такого рода активности может быть как дискредитация конкурента, так и подготовка общественного мнения к организации последующих массовых выступлений с требованием отмены результатов выборов.

Аналогичная технология, дополненная намеками на некие «секретные» компьютерные технологии, была использована в марте 2006 года на Украине, когда накануне выборов упорно циркулировали слухи о существовании некоего «транзитного сервера», с помощью которого возможно в нужный момент, воздействуя одновременно на все компьютеры, используемые для подсчета голосов избирателей, из единого центра фальсифицировать результаты голосования.

 

Только при сочетании указанных двух условий в общности могут стихийно возникнуть те или иные слухи. Это необходимо также иметь в виду при планировании акций по целенаправленному распространению слухов.

Однако, помимо указанных условий нужно учитывать ряд дополнительных психологических факторов, способствующих более быстрому распространению слухов. Это, прежде всего, состояние эмоционального напряжения, возникающее в периоды кризисного социально-политического развития, выражающееся в состоянии постоянного тревожного ожидания негативных новостей и требующее (при достижении достаточно высокого уровня) какой-либо эмоциональной разрядки.

А.П.Назаретян приводит примеры того, как в 1986 году после Чернобыльской катастрофы в СССР впервые был зафиксирован слух о наличии «жидо-масонского» заговора, а в 1988 году после страшного землетрясения в Армении появился слух об изобретении совершенно нового секретного «геологического» оружия

Интересно, что летом 2005 года после урагана, затопившего и частично разрушившего город Новый Орлеан, в США, в свою очередь, появились слухи о применении «климатического» оружия, разработанного в СССР и используемого современной Россией. При этом тот факт, что информация аналогичного содержания появилась в одном из средств массовой информации с точным указанием места нахождения «секретной лаборатории» на территории России, дает основание предположить, что слух этот целенаправленно распространялся с целью отвлечь внимание массового сознания от неудачных действий власти в ходе ликвидации последствий урагана.

Похожее состояние французского массового сознания перед приходом к власти Луи Бонапарта описал Карл Маркс в уже упоминавшейся работе «18 брюмера Луи Бонапарта». Это состояние он выразил в одной фразе, которую можно было бы использовать и при описании ряда российских событий 90-х годов: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Типология слухов основывается, во-первых, на анализе их психологической функции. Экспрессивная функция слуха заключается в канализировании эмоций, циркулирующих в определенной общности (массе) людей. Информационная функция выражается в восполнении недостающей информации.

 

Вторым основанием для типологизации слухов может стать тип вызываемой им эмоциональной реакции.

Слух-пугало – это выраженные к конкретной форме типичные страхи и негативные прогнозы. Их сюжеты могут варьироваться от пессимистических до откровенно панических, способствующих распространению панических настроений и даже возникновению реального панического или стяжательского поведения толпы.

К такого рода слухам относятся уже упоминавшиеся слухи, циркулировавшие в России в конце 80-х – 90-е годы. На примере этих слухов можно наблюдать еще одно важное явление – явление самореализации слуха. Механизм его достаточно прост: испуганное слухами об исчезновении того или иного товара или повешения цен, население начинает усиленно скупать его, что, в свою очередь, приводит к его реальному исчезновению, а вследствие дефицита, к повышению цены. По такой же схеме происходила самореализация слуха о кризисе ряда российских банков летом 2004 года или так называемый соляной кризис в 2006 году, когда напуганное слухами об исчезновении соли, население (особенно представители старшего поколения, основывающиеся на предшествующем опыте) начало скупать не только соль, но и сахар и спички.

Грамотное использование закономерностей самореализации слуха может стать действенным способом управления массовым социальным и политическим поведением. Известно, что еще Чннгисхан заранее распространял слухи об огромных размерах своей армии, чтобы ослабить боевой дух противника.

Слух-желание – это выражение наиболее значимых для общности ожиданий и надежд (желаний).

В.О.Ключевский, анализируя периодическое появление в российском массовом сознании слухов об очередном самозванце, подчеркивает: «Вопрос, как могла возникнуть самая идея самозванства (речь идет о появлении Лжедмитрия 1) не заключает в себя какого-либо народно-психологического затруднения. Таинственность, какою окружена была смерть царевича Димитрия, порождала противоречивые толки, из которых воображение выбирало наиболее желательные, а всего более желали благополучного исхода, чтобы царевич оказался в живых и устранил тягостную неизвестность, которой заволакивалось будущее».[25]

С точки зрения управления массовым поведением нас должны заинтересовать возможные последствия распространения слухов-желаний. Тот факт, что слух не подтвердился, усиливает массовые настроения неудовлетворенности, превращая их из пассивных в активные, формируя готовность к протестным действиям (протестное голосование, митинги, забастовки). Таким образом, целенаправленное распространение слухов-желаний может стать действенным механизмом дискредитации как конкурента на выборах, так и действующей власти разного уровня.

Мотивом дальнейшего распространения слуха принято считать потребность в признании и одобрении со стороны окружающих. Передача «полученного по секрету» сообщения способствует повышению социально-психологического статуса личности, подчеркивает его «информированность», принадлежность к элите и т.д.

Американский социальный психолог Т.Шибутани, одним из первых исследовавший психологическую природу слухов, пишет по этому поводу: «Случайная точка соприкосновения приобретает необычайную важность; мастер, который помолвлен с секретаршей управляющего, или же рядовой, который был классным товарищем старшины батальона, становится основным источником новостей».[26]

При передаче слухов мы можем наблюдать действие т.н. закона «испорченного телефона» (по названию детской игры). Искажение информации происходит в сторону: сглаживания – исчезновения малозначимых деталей; заострения – преувеличении масштабов события (например, количество участников, масштабы погибших в катастрофе ил теракте, подчеркивания национальной или конфессиональной принадлежности участников). Оба механизма отражают общую тенденцию, действующую в условиях межличностной коммуникации – тенденцию к адаптации, то есть приспособлению содержания слуха к доминирующему в обществе образу мира.

Процесс трансформации содержания слуха очень достоверно описан в романе Н.В.Гоголя «Мертвые души», где Чичиков в итоге превращается в Наполеона.

Эти же механизмы лежат в основе целенаправленного использования слухов для формирования в обществе эмоций тревоги, страха, неуверенности и т.д.

При анализе взаимоотношений процесса распространения слухов и массовой коммуникации в обществе следует подчеркнуть, что СМИ нередко осознанно или неосознанно становятся главным источником появления слухов.

Например, в 2004 году руководство Альфа-банка обвинило газету «Коммерсант» в том, что именно ее публикации об очередях в отделениях банка привели к панике среди вкладчиков.

Однако дальнейшая их циркуляция происходит уже по каналам межличностного общения и практически не поддается контролю со стороны СМИ.

В современных условиях все более широко в качестве источника слухов используется Интернет. Основными достоинствами Интернета являются: отсутствие возможности у рядового социального или политического субъекта (за исключением спецслужб) возможности проконтролировать источник; и определенные возможности контроля за его трансформацией путем участи в обсуждении темы на соответствующих сайтах. Тот факт, что Интернет недоступен большинству общества, никак не мешает пользоваться им для внедрения первичного сообщения (студент – пользователь Интернета расскажет об интересной информации друзьям, а также, возможно, маме и бабушке).

В ноябре 2004 года после остановки одного из блоков Балаковской АЭС в Саратовской области, по всему Поволжью началась паника. Толчком к ее распространению, помимо общего страха перед радиацией, стала информация, размещенная на одном из интерент-сайтов об аварии на станции. Позже ее автор признался, что текст он полностью выдумал , а приведенные иллюстрации взял из учебника по гражданской обороне.

Именно через Интернет на Украине перед повторным голосованием распространился слух о том, что В.Ющенко на самом деле болен проказой, а позже о том, что изменения, произошедшие с его лицом, стали результатом неудачной операции по омоложению.

На том же примере можно рассмотреть рекомендации по поведению личности или группы, ставшей жертвой стихийного или целенаправленного слуха. Представим себе, что сторонники В.Ющенко из лучших побуждений начали бы опровергать появившийся слух. Это привело бы к его еще большему распространению. Поэтому команда действовала иным образом. Не упоминая содержания слуха, была развернута пропагандистская кампания на тему об «отравлении» В.Ющенко конкурентами (или спецслужбами), что служило косвенным опровержением слуха о проказе.

Таким образом, главной рекомендацией, которую можно дать личности или группе, ставшей жертвой стихийного или целенаправленного слуха, является та, что в абсолютном большинстве случаев наихудшим сценарием было бы их прямое опровержение. Это может привести лишь к его еще большему распространению.

 

В указанной ситуации можно рекомендовать попытаться вытеснить распространившийся слух с помощью иной, информации, вызывающий у большинства людей не менее, а лучше более сильные эмоции, или в некоторых случаях довести содержание слуха до полного абсурда.

В ряде случаев положительный результат может принести полное игнорирование слуха.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 3. Общественное мнение | Тема 5. Механизмы управления массовым сознанием и поведением

Дата добавления: 2014-04-05; просмотров: 792; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.