Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Царское правлениеГлавное орудие правителя – это страх. Грозный «хотел страхом Божиим обратить людей к истине и так спасти их души». Отсюда он считал, что имеет право относится к собственному народу, как к телу, которое нужно истязать, ибо только тогда откроется путь к вечному блаженству. Грозный считал, что карая, он отсекал от русского государства грех. Он пытался идеал монашеской жизни перенести на мирскую жизнь, взял на себя духовные вопросы. Поэтому в государстве, по его мнению, он может решать все только сам. Недопустимо никакое коллегиальное начало. Высший суд принадлежит только царю. Царь отвечает за свои действия перед Богом, но если царь виноват в чем-то перед Богом, то наказание за грех несет народ. Андрей Курбский По мнению Курбского, цель верховной власти заключается в справедливом и милостивом управлении державой. Он считал русское государство единственной страной, которая сохранила истинное государство. Исходя из «правости сердечной», он развивал мысль о свободном существовании естества человеческого и о естественном законе, по которому должен жить народ. А Грозный, по Курскому, создал противоестественную систему. Он называет власть Грозного безбожной и беззаконной, так как она не основана на Евангелие. Грозный со своим необузданным нравом не должен быть царем, хотя и получил власть от Бога. Иван IV – вероотступник. Курбский критикует опричничество. Он отмечает, что государственный аппарат неэффективен, так как он заменен клеветниками и доносчиками. Идеальная форма государства, по Курбскому, - монархия, для России – православное самодержавие. При это он допускает существование сословно-представительного органа, должности в котором должны замещаться по заслугам, а не по родству и знатности.
Политико-правовые взгляды нестяжателей и иосифлян Направления нестяжателей и иосифлян (стяжателей) вышли из внутрицерковных кругов. В первую очередь, они ставили вопрос о церковной организации, а затем уже о взаимодействии государства и Церкви. Нил Сорский Нестяжатель, последователь исихазма. Утверждал, что внутренней безмолвной молитвой достигается единство. Молящийся может достигнуть божественных видений. Но творить молитву необходимо безмолвии. Нил Сорский проповедовал полное отречение от всего мирского, уход от мира. Он предлагал скитскую систему (проживание по одному человеку). Для Сорского очень важен был аскетический принцип – отказ от обладания имуществом. В соблюдении этого принципа и есть нестяжание. Для Нила Сорского телесное истязание вторично; главное в человеке – чистота души и сердца. Он развивал учение об «умном делании», основными элементами которого являются безмолвие, умная молитва и созерцание. Человек должен сам себя держать и исправлять. Если человек уклоняется от правильного пути, то ему можно помочь лишь духовной беседой, а осуждать ближнего нельзя. В отношении государства и Церкви он говорил о недопустимости совмещения функций двух этих институтов в одном лице. Их сферы должны быть разграничены. Причем Церковь должна отказаться от своих богатств и собственности. Иосиф Волоцкий Стяжатель. В своих размышления центральное внимание уделал вопросу власти. Христос – истинная любовь, но люди забыли о нем. Поэтому греховное человеческое существо не может избавиться о своих грехов самостоятельно. Единственное средство спасения греховной души – страх Божий, соблюдение строгого монастырского устава, послушание, строгое соблюдение церковных обрядов, молитва. Волоцкий ставил церковность и послушание выше внутреннего мира. Он считал, что посредством внешнего порядка и дисциплины можно достичь внутреннего совершенства. Иосиф Волоцкий ставит церковную власть выше светской. Он считал, что правители выполняют божественное предназначение. Главный атрибут светской власти – меч должен быть поставлен на службу Церкви, а церковная власть должна поддерживать княжескую власть. При этом Волоцкий убежден, что Церковь должна иметь земельную собственность. К еретикам (иноверцам) Волоцкий относился крайне негативно и жестоко, не доверял им. По его мнению, ересь и преступление против государства – синонимы, поэтому преследование еретиков – это не только церковная, но и государственная проблема.
Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) Мартин Лютер (1483-1546) Свое учение он изложил в 95-ти тезисах, которые он представил в 1517 г. в г. Виттенберге. В своей концепции Лютер показал, в чем он не согласен с учением католической церкви. По его мнению, спасение достигается только верой. Он считал неверным, что сторонники Папы Римского разделили людей на лиц светского и духовного звания, так как на самом деле все люди – духовного звания и различаются лишь родом занятий. Любой человек может общаться с Богом самостоятельно и вправе толковать и проповедовать. Лютер, таким образом, отвергает Церковь: есть человек, Бог и Библия, а в посреднике в лице Церкви нет необходимости. Мартин Лютер предложил новую модель связи Бога и христианина. Христос умер за человеческие грехи, и кто верит в Бога, тот спасен. Протестантизм использует идею предопределения (закон вечного предопределения) и признает бессилие человеческой воли. Выбор между добром и злом определяется не человеком, а божественным провидением. Единственный авторитет, который не подлежит критике, – это Библия. Лютер отвергает главенство Церкви над государством, поэтому, по его мнению, карать нужно не за ересь (отступление от Церкви), а за богохульство (отступление от Библии). Основная цель государства – достижение христианской жизни. Если такой цели у государства нет, то такое государство имеет искусственную власть. Лютер разграничивает светскую и религиозную сферы. Необходимо отметить, что Лютер не употребляет термин «государство». Вместо него он использует латинский термин «республика», «полития». Лютер различает должности и людей, которые их занимают. Он говорит, если исполнение обязанностей соответствующей должности ненадлежащее, то виноваты люди, занимающие эти должности. Действия начальства должны уподобляться божественному, а подчиненные обязаны всегда подчиняться начальству. Мартин Лютер выделял следующие виды законов: 1) божественный закон (он стоит на первом месте и одинаков для всех); 2) естественный закон (он соответствует божественному закону; критерием соответствия является человеческий разум); 3) императорский закон;
Дата добавления: 2014-04-10; просмотров: 362; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |