Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Начало раздробленности на Руси
Как известно, в X – XII вв. раннесредневековые государства в Западной Европе распадаются. К середине XII в., т.е. в рамках этого общеевропейского процесса, Русь также входит в период раздробленности. Переход к феодальной раздробленности можно рассматривать как наглядный симптом завершения складывания феодальных отношений. В западной историографии распространена точка зрения, трактующая раздробленность как один из важнейших системообразующих признаков феодализма. Раздробленность раннефеодального государства сигнализирует о том, что, во –первых, старые институты власти не могут больше обеспечивать внешней и внутренней безопасности страны, во-вторых, говорит о таком развитии производительных сил отдельных районов, которое позволяет им существовать самостоятельно и заставляет делать это. Иными словами, раздробленность является необходимым этапом в жизни феодального государства, в результате которого уровни экономического, социального, политического развития его областей, выравниваясь, получают новый импульс к последующему их объединению на новой, более высокой ступени. Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в, около 50 княжеств к началу XIII в., примерно 250 – в XIV столетии. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Показателем подъема экономики явился рост числа городов. На Руси, накануне монгольского вторжения было около 300 городов – центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры. Как и в Западной Европе, на Руси в XII – середине XIII в. развивается вотчинная земельная собственность: княжеская, боярская и церковная. Если для XI в. сведения письменных источников о боярских и монастырских вотчинах единичны, то для XII столетия они становятся относительно частыми. Однако в отличие от Запада, государственная форма собственности на Руси оставалась ведущей. За исключением Новгорода, города на Руси не играли самостоятельной политической роли, власть в них находилась в руках князей. Организация военно-служилой знати претерпела существенные изменения. Развитие системы боярских вотчин привело к усилению самостоятельности бояр (верхушки дружины) и ослаблению их связей с князьями. Вследствие этого дружинная организация начинает распадаться, что подтолкнуло и процесс феодальной раздробленности. В течение второй половины XII – XIII в. дружина распадается на бояр вотчинников, остававшихся вассалами князя, и княжеский двор, члены которого именовались дворянами или слугами. Раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. “Круговорот князей” в поисках более богатого и почетного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчет вышел на первое место. Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии. В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское; Новогородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности. Остановимся на рассмотрении двух наиболее крупных русских земель, которым будет суждено сыграть немаловажную роль в жизни будущего государства: Ростово-Суздальском княжества и Новгородской земли. До XII в. первое из них являлось глухой провинцией Киевской Руси. В конце XI – XII в. этот край подвергся бурной колонизации. Опасность половецких набегов, экстенсивный характер земледелия, перенаселенность “старых” земель, бегство от притязаний оседавших на землю дружинников заставили крестьян искать лучшей доли на новом месте. Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы. В Ростово-Суздальской земле, столицей которой тогда был город Суздаль, княжил в то время шестой сын Владимира Мономаха – Юрий (1125 – 1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище “Долгорукий”. Юрий Долгорукий, как и его предшественники, всю жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода Великого. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. Под 1147г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Еще при жизни отца сын Юрия – Андрей понял, что Киев утратил прежнюю роль. В темную ночь 1155 г. Андрей со своими приближенными бежал из Киева. Захватив “святыню Руси” – икону Владимирской богоматери, он поспешил в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Отец, пытавшийся образумить своего непокорного сына, вскоре умер. Андрей больше не вернулься в Киев. В княжение Андрея (1157 – 1174 гг.) развернулась ожесточенная борьба с местным боярством. Андрей перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерль и Клязьма Андрей основал свою загородную резиденцию – Боголюбово. Здесь он проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище “Боголюбский”. Здесь, в Боголюбском дворце, темной июльской ночью 1174г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы. Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. Политику Андрея продолжил его сводный брат – Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212 гг.). У князя было много сыновей, от чего он и получил свое прозвище. Двадцатидвухлетний сын византийской принцессы Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством закончилась в пользу князя. При Всеволоде с большим размахом было продолжено белокаменное строительство во Владимире и других городах княжества. Владимиро-Суздальский князь был в то время сильнейшим на Руси. Автор “Слова о полку Игореве” говорил о могуществе Всеволода: “Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать”. Процесс дальнейшего экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием. Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса от их набегов. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через неё с Востоком и Византией. У причалов реки Волхвов в Новгороде стояли десятки кораблей. Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь “из варяг в греки” и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Княжеской династии здесь никогда не было, даже резиденция князя располагалась не в крепости, а вне ее. С самого начала для Новгорода было характерно призвание князя на престол, причем надолго они на нем не задерживались. С 1095 по 1304 гг. на этом посту в Новгороде побывало 40 человек, и некоторые из них по нескольку раз. Князь был прежде всего военачальником, однако его дружина составляла лишь малую часть войска. Кроме того, он исполнял представительные функции, служил связующим звеном между Новгородом и другими русскими княжествами, был символом единства новгородских земель. Его права и обязанности были оговорены в договоре (ряде), заключавшемся между князем и городом, причем город в любой момент мог прогнать князя. Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече – собрание владельцев городских усадеб (максимально – 500 человек). Иными словами, настоящими хозяевами республики были бояре и купцы. Сам Новгород делился на две стороны, каждая из которых распадалась на концы и улицы. Их представители и избирали на вече посадника, тысяцкого, владыку (епископа) и архимандрита. Посадник вместе с князем руководил военными походами, участвовал во внешнеполитических акциях, заключал с князем “ряд”. Тысяцкий являлся главой налогового ведомства, а также представлял в городском управлении небоярское население Новгорода; участвовал он и в торговом суде. Архиепископ помимо управления делами церкви являлся хранителем эталонов мер и весов, скреплял печатью договоры с иностранцами. Архимандрит возглавлял черное (монастырское) духовенство. Все эти должности замещались боярами, т.е. Новгородская феодальная республика была государством, власть в котором фактически принадлежала феодалам и купцам. Город оставался торговым, политическим и военным форпостом на северо-западных рубежах страны. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности. В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с “Повести временных лет” и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Наиболее выдающимся по своим художественным достоинствам памятником литературы домонгольской Руси является “Слово о полку Игореве” (конец XII в.) – поэтическое произведение, написанное по поводу неудачного похода на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославовича (из ветви черниговских князей - Ольговичей). Автор “Слова о полку Игореве” (имя его останется неизвестным, несмотря на множество высказанных по этому поводу гипотез и догадок), отталкиваясь от этого события, создал поэму-размышление о прошлом и настоящем Русской земли, призвал русских князей к единению перед лицом внешней опасности. На вторую половину XII – начало XIII в. приходится расцвет каменного строительства во Владимиро-Суздальском княжестве: здесь самыми известными памятниками являются Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и церковь Покрова на Нерле. Из памятников новгородской архитектуры XII в. выделяются Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице. Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры. Хотя внутри Руси не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства.
Дата добавления: 2014-04-17; просмотров: 636; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |