Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Лекция VIII Церковная благотворительностьПлан 1.Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности 2. Церковная благотворительность и основные тенденции ееразвития 3. Монастырско-церковные формы призрения 4. Развитие церковной и государственной социальной помощи в России в XVI–XVII вв. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности Период общественного (общинного, или мирского и церковного) призрения тесно связан с процессом становления древнерусской государственности и с проникновением на Русь христианства. Киевская Русь в IX-XIII вв. развивалась в общем с западноевропейскими странами русле эволюции феодальных отношений, вступив в середине XII в. в этап феодальной раздробленности. Важным фактом, свидетельствовавшим о стремлении Руси оказаться в ряду цивилизованных государств Европы и отгородиться от варварского Востока, следует признать принятие христианства. Проведение религиозных реформ традиционно связывается с именем князя Владимира I Святого. В 988 или 989 году князь Владимир принял христианство из Византии (православный вариант). Князь Владимир I в своем церковном уставе 996 г. определил четыре основные категории призреваемых: вдовы, убогие («задушниечеловецы»), странники (в том числе и странствующие монахи – «кто святая одеяния иноческая свержет») и нищие. Тем же Уставом определялась десятина на содержание монастырей и церквей, а также богаделен, больниц и неимущих. Десятина представляет собой особый церковный налог, составлявший десятую часть доходов от хозяйственной деятельности. Устав Владимира I предписывал содержать неимущих, убогих и нищих при церквах.
Княжеская благотворительность. Князю Владимиру I (980-1015) приписывается учреждение пер-вых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убо-гих людей; богаделен, странноприимных домов, а также, возможно, и первых больниц. Однако основное место в благотворительности князя занимало «нищелюбие». На практике это означало: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть «хоть единого из малых сил» и вообще так или иначе про-явить милосердие. «Всякому нищему и убогому» было разрешено приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлялись повозки, груженные хлебом» мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. Таким образом, можно выделить три основные формы княже-ской благотворительности: 1) раздача милостыни; 2) кормление на княжеском дворе; 3) развоз продовольствия по городу для убогих. И все же княжеская благотворительность в Древней Руси не пе-реступила рамок частного призрения. Отсюда и ее важнейшие черты: 1. Княжеская благотворительность основывается на личном уча-стии и желании нищелюбца, а государственной системы благотвори-тельности не существует. 2. Участие в призрении оказывается не обязанностью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения, хотя князь Владимир Мономах и попытался в своей «Духовной к детям» обязать своих потомков следовать христианским нормам поведения («покаяние, слезы [то есть со-страдание], милостыня»). Итак, важнейшей особенностью благотворительности в Древней Руси являлось отсутствие системы государственной социальной помощи. Призрение неимущих развивается в форме личностного «нищелюбия». В Древней Руси ценилась в основном только личная, непосредственная благотворительность, передаваемая из рук в руки, предпочтительно «тайком» от постороннего глаза. Нищий для нищелюбца был лучшим богомольцем, душевным благодетелем. Не случайно именно тогда и зародилась поговорка: «В рай входят святой милостыней: нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Отсюда, важнейшим и лучшим условием тогдашней благотворительности становилось то, что нищелюбцу требовалось воочию ви-деть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душев-ную пользу. Нуждающийся же должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого ему молиться. Князья накануне больших празд-ников ходили по тюрьмам и богадельням, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам, больным и убогим. Заочная милостыня, то есть через организацию особой системы государственной социальной помощи, при¬знавалась недейственной. Таким образом, нищенство на Руси оказывалось не экономическим бременем для наро¬да, не язвой нравственного воспитания народа, а одним из главных средств воспитания. Иными словами, в древнерус-ском обществе позарез был нужен нищий и убогий, чтобы воспитать уменье и навык любить ближнего. Профессиональные нищие и юродивые На Руси возникает особая категория людей – профессиональные нищие, «калики перехожие». Из старинной песни о сорока каликах, записанной Киршей Даниловым, известно, что нищие жили преиму-щественно около монастырей, входы в которые и были основными местами их деятельности. Ходили они артелями (ватагами), во главе которых стояли атаманы. На каликах надеты были сумки и подсумки, в руках у них были клюки. Приходя на место, нищие становились по-лукругом у ворот монастыря, клюки втыкали в землю, на них вешали сумочки, поджидая выходящих со службы богомольцев. Не следует думать, что «калики» оказывались людьми покалеченными и убоги-ми. В той же песне отмечается, что, напротив, были они удалыми и дородными молодцами, и водились за ними грехи. Еще одно интереснейшее явление древнерусской жизни – фено-мен юродства, юродивых. С особой нежностью и народ, и русская церковь покровительствуют именно им. Более того, явление «юрод-ства» оказывается особым социально-духовным феноменом. Юрод-ство тоскует о правде и любви, и потому неизбежно переходит на об-личение всяческой неправды у людей. Надо заметить, что если в За-падной Европе в период раннего и классического средневековья осо-бое место занимали святые отшельники как богоизбранные люди, то на Руси их место заняли юродивые – безумцы. Культ «блаженных и юродивых» – неотъемлемая принадлеж-ность и черта православия. Эта идея созвучна зна¬менитомуизрече-нию Иисуса Христа из Нагорной проповеди (Евангелие от Матвея): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».
Дата добавления: 2014-04-19; просмотров: 595; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |