Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Литературно-общественное движение конца 1760-х — 1780-х годов
Восшествие на престол Екатерины II (1762) повлияло на процессы литературной жизни ближайших десятилетий, идея просвещенной монархии подверглась испытанию жизнью. Для Екатерины литература всегда оставалась формой продолжения политики. Это касается её переводческой деятельности, сатирико-публицистических выступлений в журналах, и многочисленных опытов в драматургии. Она стремилась к идеологическому лидерству, её литературные опыты не прошли бесследно для литературного движения той поры. В прямой полемике с ней определилась литературно-идеологическая позиция таких деятелей русского Просвещения, как Н.И. Новиков и Д.И. Фонвизин. Издание еженедельного журнала «Всякая всячина» Екатерины II способствовало расцвету русской журнальной сатиры на рубеже 1770-х гг. В ходе журнальной полемики 1769 г. о прерогативах сатиры она столкнулась с мощным противодействием Николая Ивановича Новикова, издателя знаменитых журналов «Трутень» и «Живописец». Основные принципы просветительской программы всё больше овладевали умами людей. Это – вера в человеческий разум, идея естественного равенства людей, утверждение внесословной ценности человеческой личности и её право на свободное волеизъявление, наконец, вера в возможность создания социально-гармоничного, регулируемого мудрыми, справедливыми законами миропорядка. Носителями демократического мировоззрения в России являлись в большинстве своём представители привилегированного сословия, т.е. дворяне. Они сознавали свою принадлежность к правящему сословию. Призывы к равенству людей пробуждали в правящем сословии чувство ответственности за свои действия с крепостными. Просветители апеллировали к разуму и чувствам соотечественников из класса дворян (позиция Новикова, Фонвизина). В 1760-е гг. формируется писатель, обратившийся к демократическому читателю, что способствует и развитию прозаических повествовательных жанров, и в частности романа (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков). Интерес к литературе пробуждается у широких слоёв городского населения, социальных низов. К ним обращается Н.И. Новиков «К читателю» в 3-м издании «Живописца» в 1775 г.: «... у нас те только книги третьими, четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые сим простосердечным людям, по незнанию их чужестранных языков, нравятся». Это приводит к поискам новых художественных форм и к пересмотру жанровой системы классицизма. С одной стороны, уже были предпосылки для формирования поэтических норм сентиментализма. С другой стороны, ощущалась исчерпанность возможностей классицизма. Бурно развивается сатира, её новый этап (конец 1760-х — начало 1770-х гг.), отмечен обновлением художественных форм. Традиционные для классицизма жанры сатиры: стихотворное сатирическое послание, басня, бурлескная поэма уступают место прозаическим жанрам. Русская сатира, выражая общественное мнение, тяготеет к демократизации социальной идеологии. Сатирические журналы 1769—1772 гг. ориентированы на традиции европейской просветительской журналистики. Но социальные условия России привели к их трансформации, несмотря на инициативу Екатерины, её личное участие в выпуске журнала «Всякая всячина», она разрешила желающим издавать аналогичные журналы. Призыв следовать примеру «Всякой всячины» и льготы, предоставленные издателям других журналов (от них не требовалось называть своего имени, они освобождались от ряда цензурных формальностей), был услышан. Одно за другим начали появляться периодические издания: еженедельник М.Д. Чулкова «И то и сё», журнал «Ни то, ни сё» (В.Г. Рубан), «Подёнщина» В. Тузова, «Полезное с приятным» И.Ф. Румянцева и И.А. Тейльса, начал выходить журнал «Смесь» (Л. Сичкарев). Почти все эти журналы стремились в основном следовать тем направлениям, которые были намечены «Всякой всячиной». В них нет выраженной идеологической программы, они развлекают, балагурят, описывают простонародный быт, либо переводят морально-нравоучительные статьи из европейских журналов и т.д. Читатель постепенно приучался к нравоучительно-развлекательному тону публикаций, но 1 мая 1769 г. Н.И. Новиков выпустил 1-й номер своего журнала «Трутень», изменив шутливый тон домашней сатиры. Творческая позиция журнала наметила водораздел в понимании задач сатиры, определив её общественное назначение. Новиков отвечал Екатерине, предложившей не называть «слабости» «пороками»: «Многие, слабой совести люди никогда не упоминают имя порока, не прибавив к оному человеколюбия. Они говорят, что слабости человекам обыкновенны и что должно оные прикрывать человеколюбием; ... но таких людей человеколюбие приличнее назвать пороколюбием... Любить деньги есть та же слабость; почему слабому человеку простительно брать взятки и набогащаться грабежами. Пьянствовать также слабость или еще привычка; однако пьяному можно жену и детей прибить до полусмерти и подраться с верным своим другом. Словом сказать, я как в слабости, так и в пороке не вижу ни добра, ни различия». Завязалась полемика, Новиков довольно смело и резко отвечал: «Госпожа Всякая всячина на нас прогневалась и наши нравоучительные рассуждения называет ругательствами. Но теперь вижу, что она меньше виновата, нежели я думал. Вся ее вина состоит в том, что на русском языке изъясняться не умеет и русских писаний обстоятельно разуметь не может». На стороне «Трутня» в его полемике со «Всякой всячиной» выступили журналы «Смесь» и «Адская почта». В результате журнальной полемики 1769 г. происходит размежевание литературных сил на идеологической основе, сформировалось общественное мнение, независимое от официальной идеологии. Традиции полемики «Трутня» были продолжены в другом журнале Новикова - «Живописец», выходившем в течение 1772 г. Новиков старательно маскирует наиболее острые критические материалы, перемежает их с панегирическими сочинениями. В новом журнале он привлекает внимание читателей к одной из самых насущных проблем России — проблеме положения крепостного крестьянства. Он раскрывал и оборотную сторону крепостничества: разлагающее влияние рабства на представителей правящего дворянского сословия, по-своему предвосхищая быт Простаковых из комедии Фонвизина «Недоросль». Вера в целительную силу сатиры роднит сатиру Новикова с традициями Кантемира. Новиков не отказывается от традиционных форм журнальной сатиры: публикация писем корреспондентов с последующими комментариями или ответами на них издателя. Но он почти не прибегает к жанру нравоописательного эссе, столь характерного для английских нравоучительных журналов. Порой Новиков ориентируется на традиции русской демократической сатиры, находящейся на грани с фольклором. Таково, например, происхождение предлагаемых «Трутнем» рецептов для лечения «больных душою». Образцом в данном случае могли служить для него пародийные фольклорные «лечебники» XVII в. Прослеживается стремление Новикова к литературным формам, рассчитанным преимущественно на демократического читателя. Он также использует материалы, имитирующие подлинные документы эпохи, посвященные теме отношения помещиков к своим крестьянам. Из документов вырисовывалась картина помещичьего произвола и бесправия крепостных. Эта форма серьезной сатиры привлекала внимание читателя к актуальным вопросам социальной жизни. Смелость и новаторство Новикова проявились в публикации «документов», как бы исходивших от самих крестьян. Это был первый случай, когда голос крестьянства звучал со страниц литературного печатного органа в такой форме: «... да послано к тебе, государь, прошлой трети недоборных денег с сельских и деревенских сорок три рубли двадцать копеек, а больше собрать не могли: крестьяне скудны, взять негде, нынешним годом хлеб не родился, на силу могли семена в гумны собрать. Да бог посетил нас скотским падежом, скотина почти вся повалилась; а которая и осталась, так и ту кормить нечем, сена были худыя, да и соломы мало, и крестьяне твои, государь, многие пошли по миру». За письмами крестьян следовал помещичий указ: «Человеку нашему Семену Григорьеву! Ехать тебе в **** наши деревни, и по приезде исправить следующее: 1. Проезд отсюда до деревень наших и оттуда обратно иметь на счет старосты Андрея Лазарева. 2. Приехав туда, старосту при собрании всех крестьян высечь нещадно за то, что он за крестьянами имел худое смотрение и запускал оброк в недоимку, и после из старост его сменить, а сверьх того взыскать с него штрафу сто рублей. 3. Сыскать в самую истинную правду, как староста и за какие взятки оболгал нас ложным своим докладом? За то прежде всего его высечь, а потом начинать следствием порученное тебе дело. 4. Старосты Андрюшки и крестьянина Панфила Данилова, по коем староста учинил ложный донос, обеих их домы опечатать и определить караул, а их самих отдать под караул, в другой дом» и т. д. Эффект обличений возрастал оттого, что развернутая картина положения крестьян представала в двух противоположных плоскостях: с точки зрения помещиков и с точки зрения крестьян. Последним журналом Новикова 1770-х гг. был «Кошелёк» (1774), выходивший после крестьянской войны 1773—1775 гг. Емельяна Пугачева. Сатиры здесь уже было значительно меньше. Новиков издаёт исторические документы и памятники национальной старины. 10 томов «Древней Российской Вивлиофики, или собрание разных древних сочинений, яко то: Российския посольства в другие государства, редкия грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей, и многие сочинения древних российских стихотворцев» (1773 по 1775 г.). Оно было направлено также против дворян "полуфранцузов", как называл их Новиков, которые преклонялись перед Западом и презирали своих соотечественников. Был выпущен «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772). Новиков поставил задачу дать, по возможности наиболее полный список деятелей русской культуры от Нестора до современности и тем самым показать её исконную давность. Словарь включал 315 имен. Новиков признавался, что «должен был большую часть наших писателей собирать по словесным преданиям». Наряду с этим для словаря производился просмотр современных книг, периодики, использовались сведения о рукописных сочинениях в Б-ке Академии наук и др. источников. Это подтверждает просветительскую направленность его деятельности, важнейшей задачей литературы он считал – воспитание у своих соотечественников чувства патриотизма. В конце 1770-х — 1780-е гг. он активно занимается издательской деятельностью, взяв в аренду типографию Московского университета, он массово печатает книги для широких слоев населения, открывает первую публичную библиотеку в Москве, организует московские книжные лавки. Заботится о распространении и продаже книг в провинции, рассылая книги народным и духовным училищам. С 1785 по 1789 г. Новиков издает журнал «Детское чтение» — первый в России журнал для детей. Среди сотрудников, привлеченных им к изданию «Детского чтения», был молодой Карамзин. Авторитет его был очень высок, поэтому императрица расправилась с ним, обвинив в антиправительственной деятельности. В 1792 г. он был арестован и осужден, помещён в Шлиссельбургскую крепость, где пробыл до восшествия на престол Павла I. Освобожденный из крепости Новиков уже не смог вернуться к активной общественной деятельности. Последние годы своей жизни он провел в родовом имении Авдотино, где и умер в 1818 г.
Дата добавления: 2014-05-03; просмотров: 506; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |