Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Учебный вопрос № 1. Этические учения Древней Индии
Профессиональная этика — это прикладная отрасль философской науки этики. «Этика», «мораль», «нравственность» — в обыденной речи эти термины выступают иногда как синонимы, поэтому следует выяснить их соотношение. Корни термина «этика» восходят к древнегреческому слову ethos (этос), которое первоначально обозначало местопребывание или совместное жилище. Постепенно оно приобрело новые значения: обычай, темперамент, характер, образ жизни. История эволюции слова «этос» зафиксировала то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают не сами по себе, они рождаются в совместном общежитии. Отталкиваясь от значения термина «этос» как характера (темперамента), древнегреческий философ Аристотель образовал прилагательное ethicos (этический). Им он обозначил особый класс человеческих добродетелей, а именно добродетелей характера (мужество, умеренность и др.), которые отличаются от добродетелей разума (ум, интеллект и др.). Для обозначения науки, которая изучает человеческие добродетели, Аристотель ввел в оборот новое существительное ethice (этика), которое встречается в названиях его сочинений: «Большая этика», «Никомахова этика». Таким образом, еще в IV веке до н.э. этическая наука получила свое имя, которое носит до настоящего времени. Древнеримский оратор и философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт, образовал от латинского слова mos (нрав и характер человека, обычай и порядок) прилагательное moralis (относящийся к характеру, обычаям), а от него позднее произошел термин moralitas (мораль). Следовательно, по своему значению греческое слово ethice и латинское moralitas совпадают. Эти понятия были образованы философами для обозначения определенной области исследования. В некоторых европейских языках наряду с заимствованным термином «мораль» существуют собственные слова для обозначения того же явления. Так, в русском языке подобный смысл вкладывается в термин «нравственность». В ходе историко-культурного развития термины «этика» и «мораль» наполняются различным содержанием. Этика обозначает науку, а мораль — реальное явление, которое этой наукой изучается. Таким образом, мы можем дать научные определения этики, морали и нравственности. Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование, а также проблемы нравственности в обществе. Мораль — это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни — в труде, быту, в политике, науке, семье и общественных местах. Подавляющее большинство современных исследователей признают тождественность понятий «мораль» и «нравственность». Таким образом, нравственность — понятие, которое является синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль»), происходящее от слова «нрав». Постепенно в этике начали различать два рода проблем: - вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика); - теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика). Вся традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, т.е. соответствует объективным законам человеческого бытия, которые реально существуют. Например, говоря, что некое природное явление должно произойти, имеют в виду, что оно произойдет в силу определенных природных законов, обусловливающих его наступление. Аналогично, когда мы говорим о должном в сфере человеческих поступков, мы имеем в виду соответствие конкретного поступка определенным законам морали. В жизни возникают этически сложные ситуации, которые не так просто оценить, но было бы неправильно пытаться моральный закон приспособить к реальным житейским ситуациям. Этика учит разбираться в сути морального закона и понимать моральные аспекты человеческого поведения, позволяет получить знания о человеческой природе, лучше понять самих себя. В ее основе лежит представление о присущей человеку свободе выбора, не обусловленного никакими природными или социальными законами. Этика помогает осознать, что человек не только является природным существом, но и обладает духовной свободой, играющей определенную роль при решении практических задач. Казалось бы, с точки зрения достижения положительной цели, удобнее не считаться с моральными ориентирами. И все же исторический опыт показывает, что отказ от требований морали, в конечном счете, пагубно сказывается на реальной жизни. В силу того, что общество — это система определенных отношений, поведение каждого конкретного человека будет или укреплять эту систему, или же разрушать ее. Хороший поступок часто противоречит сиюминутной выгоде. Ни один нормальный человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения какого-то блага, которое может в действительности оказаться фиктивным, и попытки его достижения ведут к дурным последствиям. Задача этики состоит в том, чтобы помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага. Мораль человека предполагает его способность различать добро и зло в соответствии с их истинной ценностью. Моральные нормы (нравственные принципы) не устанавливаются философами, а вырабатываются в процессе социальной практики людей, в процессе их совместной деятельности. В них отражается громадный жизненный опыт многих поколений. Моральные нормы определяют степень нравственности сознания человека, которое включает в себя как понятия, правила, принципы, идеалы, так и чувства, например, радости и огорчения, любви и ненависти. Человек не рождается с готовыми моральными понятиями, его нравственность формируется окружающей средой, условиями жизни и воспитательным воздействием на личность. Вместе с тем, несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой морали класса или общества, существуют еще и специфические нормы поведения, характерные только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение профессиональной этики обусловлено реальным разделением труда, совершенствованием производственных отношений, что привело к выделению профессий. Зарождение профессий как формы трудовой деятельности, являющейся источником существования конкретных людей, потребовало от них специальной подготовки и обусловило специфику профессиональных отношений. На почве профессиональной деятельности между людьми складываются своеобразные, неповторяющиеся в других сферах жизни нравственно-психологические отношения, которые требуют от человека соответствующих решений и поступков, т.е. у представителей конкретных профессий формируются особые нравственные установки, ориентации, убеждения, привычки, принципы и нормы поведения. С этого времени можно говорить о зарождении профессиональной морали. Таким образом, повседневный опыт, необходимость в реальной жизни регулировать взаимоотношения людей в профессиональных коллективах привели к созданию и оформлению требований и нормативов профессиональной этики. Специфические профессиональные отношения неизбежно порождают своеобразные формы моральных требований, предписаний и оценок, которых нет среди людей другой сферы деятельности. Особенности и объем их определяется спецификой труда, налагающей отпечаток на манеру поведения людей, а также правилами, привычками, сложившимися традициями и обычаями, которые со временем претерпевают изменения, правовыми нормами в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций. Исторически формой выражения требований профессиональной этики служат как общественное мнение данной социальной группы, так и узаконенные нормы поведения, объединенные в фиксированные, писаные кодексы морали: Клятва Гиппократа, Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и др. Этика как наука о морали существует почти 2,5 тысячи лет. Профессиональная этика как ее раздел своими корнями уходит в античную эпоху. Становление профессиональной морали началось еще в рабовладельческом обществе. У ее колыбели стояли Аристотель, Гиппократ, сформулировавший первые нормативы медицинской этики, и другие мыслители древности. Проблемами профессиональной этики занимались многие философы и социологи: Бентам, Мандевилль, Монтескье, О. Конт, Э. Дюркгейм и другие. Они рассматривали эти проблемы с точки зрения влияния, оказываемого трудом и условиями, в которых он совершается, на межчеловеческие отношения и на моральную позицию отдельного человека в условиях буржуазного общества. Основоположник французской социологии Э. Дюркгейм в свое время обратил внимание на специфичность нравственных отношений у различных профессиональных групп общества и посвятил изложению этого вопроса цикл лекций. Среди моральных явлений, имеющихся в обществе, профессиональной этике Э. Дюркгейм отводил место между «моралью семьи» и «гражданской моралью», придавая ей большое значение. Он считал, что «правила, которые определяют обязанности по отношению товарищей, составляют наивысшую точку в этике». Профессиональная мораль складывается, прежде всего, в таких видах деятельности, объектом которых является человек, т.к. именно здесь возникают особые нравственные требования, нормы, оценки, регулирующие данные взаимоотношения и их эффективность. В этической литературе выделяют, как минимум, пять признаков, определяющих конкретные профессиональные сферы, в которых следование этическим нормам особенно важно. 1. Необходимость для представителей профессии проникать во внутренний мир человека, оказывать непосредственное воздействие на него как на личность, принимать непосредственное участие в изменении его судьбы. 2. Повышенный по сравнению с другими профессиями удельный вес творчества в профессиональной деятельности. 3. Предъявление обществом повышенных моральных и правовых требований, оказание большого доверия представителям тех профессий, где профессиональная мораль функционирует наиболее полно. 4. Решающая роль морального фактора, нравственных качеств личности профессионала для выполнения задач трудовой деятельности (врач, воспитатель, судья). 5. Наличие в профессии специфической экстремальности, вызванной, прежде всего эмоциогенными, а не физическими факторами. Рассмотренные признаки позволяют сделать вывод о том, что профессиональная мораль, являясь составной частью общей морали, имеет и качественную специфику. Для представителей конкретных профессий кроме моральных принципов, принятых в обществе, особое значение приобретают конкретные нравственные, профессиональные нормативы и требования. Необходимость в повышенной мере моральной ответственности и долга проявляется, прежде всего, во врачебной, юридической, педагогической деятельности, то есть в тех сферах, где труд специалиста не умещается в строгие формальные схемы, а от его эффективности зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе. В данной ситуации возрастает значение активности, самостоятельности в принятии решений в условиях самых различных конфликтных ситуаций, возникающих в труде и вне труда. Поэтому наличие высокоразвитых и качественно-специфичных нравственных черт личности представителей указанных профессий рассматривается обществом как важнейшая сторона их пригодности. Эти особенности трудовой морали были замечены очень давно и дошли до нашего времени в понимании термина «профессиональная этика». Таким образом, профессиональная этика — это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества. Если проанализировать все многообразие этических норм, выработанных нравственным опытом самых различных профессий, то мы увидим много общего в профессиональных кодексах специалистов. Так, например, и педагог, и участковый выполняют функцию воспитания. Несмотря на существенные различия, вытекающие из условий работы педагога и участкового инспектора, их должны объединять те общие моральные качества, которые необходимы для успешной воспитательной деятельности (чуткость, тактичность, вежливость, доброжелательность и др.). Общие моральные качества объединяют и представителей так называемых «мужественных профессий» — летчиков, военнослужащих, сотрудников ГПС (смелость, стойкость, находчивость, решительность, самоотверженность). Такие пороки как нечестность, злоупотребление спиртным, легкомысленное отношение к семье, нетактичное поведение в общественных местах, неуважительное отношение к людям несовместимы с профессиональной этикой сотрудника ГПС, которая отражает реальное положение его в обществе: сотрудник облечен государственно-властными полномочиями, он от имени государства обеспечивает безопасность граждан от последствий стихийных бедствий. Его деятельность регламентируется законодательными актами, в соответствии с которыми складываются специфические черты морального сознания. Во всех служебных ситуациях, чтобы избежать негативного восприятия, он должен соблюдать этические нормы, проявлять гуманное, уважительное и справедливое отношение к людям, потому что органам ГПС доверяются жизнь и здоровье граждан. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная этика сотрудников ГПС — это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении. Профессиональная этика возлагает дополнительные нравственные обязанности на представителей той или иной профессии, ни в коем случае не давая права нарушать какие-либо общие нравственные принципы и нормы. Содержание всякой профессиональной морали базируется на системе нравственных принципов, существующих в обществе, и не может быть каких-либо профессиональных норм, которые бы им не соответствовали, или, тем более, ограничивали их. Мы разобрали соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность». Уяснили, что моральные нормы вырабатываются в процессе социальной деятельности людей. Профессиональная мораль является составной частью общей морали, но имеет качественную специфику. Для представителей ГПС особое значение приобретают конкретные нравственные, профессиональные нормативы и требования. Учебный вопрос № 3 «Профессиональная этика» в системе наук и учебных дисциплин Нравственные проблемы и мораль изучаются не только этикой. Их исследуют также педагогика, психология, социология, логика, философия, история. Однако все эти науки, имея свой предмет исследования, изучают какую-либо одну сторону морали (воспитательную, психологическую, социальную). Этика же фиксирует все стороны морали в целом, мораль является единственным ее предметом исследования, постигаемым в его философско-мировоззренческой сути. С момента своего возникновения этика выступала как неотделимая часть философских систем. Решая мировоззренческие проблемы (что представляет собой окружающий мир, каково место человека в нем, может ли человек познать этот мир, каковы пути его познания и др.), философы пытались раскрыть также вопросы о том, как жить и поступать человеку в обществе, каково его социальное назначение, каковы нормы человеческого общежития и т.д., то есть дать ответ на самые животрепещущие вопросы человеческого бытия. Этика, исторически сложившись и развиваясь в рамках философии, далеко не сразу выделилась в относительно самостоятельную отрасль. Вычленение этики не означало утраты ее философского характера. Философская проблематика неустранима из этики: в решении своих основных и частных проблем эта наука исходит из ответа на основной вопрос философии — об отношении сознания к бытию. Раскрывая отношение нравственного сознания к общественному бытию, этика остается философской наукой. Однако, будучи тесно связана с философией, этика обладает в то же время относительной самостоятельностью, т.к. она имеет ряд частных методов исследования своего предмета, как и любая гуманитарная наука, этика имеет свой понятийный аппарат. Такие понятия и категории, как поступок, нравы, нравственные отношения, моральные нормы, ценности, идеалы, добро и зло, долг, совесть и другие употребляются только в этике или преимущественно только в ней. Мораль тесно связана с правом, социальной функцией которого также является регулирование поведения людей в обществе. Однако оно осуществляется иначе, чем в морали. Если право регулирует отношения между людьми, опираясь на принудительную силу закона и государства, то мораль регулирует отношения между людьми посредством общественного мнения и совести человека, т.к. нравственное сознание включает в себя как понятия, правила, принципы, идеалы, так и чувства, например, удовлетворенности и неудовлетворенности, радости и огорчения, любви и ненависти. Учебная дисциплина «Профессиональная этика» взаимодействует с целым рядом юридических и специальных дисциплин. Мораль очень тесно связана с эстетикой — наукой о прекрасном, об искусстве. Важнейший предмет эстетики — эстетическое отношение человека к действительности, которое весьма разнообразно и пронизывает все без исключения сферы его бытия: труд, познание, общение, быт, спорт и т.д. Человек везде стремится творить по законам красоты, внося в окружающую его среду эстетическое начало. Эстетическое по своему объему шире этического, т.к. в искусстве находит отражение весь материальный мир — неживая и живая природа, человеческое общество. Но по цели, своему назначению эстетическое играет подчиненную роль: его задача — утверждать добро, передовую мораль. (Красота спасет мир – Шиллер?) Во взаимосвязи находятся также мораль и политика. Политика возникает с появлением классов и государства. Она призвана закрепить социально-экономическое господство ведущего класса. Ее проведение в жизнь обеспечивается в основном государством, его институтами и партиями, на которые она опирается. Политика и нравственность господствующего класса тесно взаимосвязаны между собой, т.к. выражают его интересы и преследуют одни и те же цели. Таким образом, мы увидели, что этика тесно связана с целым рядом дисциплин, которые занимаются изучением нравственных проблем и морали. Это педагогика, логика, социология, право, эстетика, политология. Но в отличие от них, этика фиксирует все стороны морали. Мораль является единственным предметом ее исследования. Заключение Итак, мы выяснили, что дисциплина «Профессиональная этика» является очень важной для сотрудников ГПС. Она позволяет повысить эффективность деятельности сотрудников ГПС, их авторитет в российском обществе. Необходимо утверждать профессиональную мораль как главный побудительный мотив и критерий профессиональной пригодности, а осознание служебного долга как составной части нравственности. Разобрали соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность». Уяснили, что моральные нормы вырабатываются в процессе социальной деятельности людей. Профессиональная мораль является составной частью общей морали, но имеет качественную специфику. Для представителей ГПС особое значение приобретают конкретные нравственные, профессиональные нормативы и требования. Мы увидели, что этика тесно связана с целым рядом дисциплин, которые занимаются изучением нравственных проблем и морали. Это педагогика, логика, социология, право, эстетика, политология. Но в отличие от них, этика фиксирует все стороны морали. Мораль является единственным предметом ее исследования.
Самостоятельно изучить следующую литературу: Основная: 1. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учеб. пособие / В.Д. Губин, Е.Н Некрасова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. (Гриф НМС по философии Минобрнауки РФ). 2. Жарёнов П.А., Обрезков А.А. Профессиональная этика: Учебное пособие. – Иваново: Институт ГПС, 2011 (Гриф МЧС). 3. Луговой А.А., Суслина И.А. Профессиональная этика сотрудников ГПС МЧС России: уч-метод. пособие. СПб, 2010. (электрон.). Дополнительная: 1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 2006. 2. Безруких М.М. Я и другие Я, Правила поведения для всех. М., 2004. 3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. 2007. 4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 2007. 5. Иванов В.Г.История этики Средних веков. Л., 2006. 6. Карташова Л.В. Поведение в организации. М., 2007. 7. Кондрашов В.А. Этика. Эстетика. М., 2008. 8. Луговой А.А. Профессиональная этика: словарь основных понятий / под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. (электрон.). 9. Луговой А.А. Этика: краткий терминологический словарь / под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. (электрон.). 10. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. М., 2005. 11. Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали (электрон.). 12. Матюшин Г.Г. Стыд и совесть как формы моральной самооценки. М., 2005. 13. Подоляк А.В. Офицеру об этикете. М., 2006. 14. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона (любое издание). 15. Сокова З.К. Профессиональная этика и служебный этикет. Орел, 2007. 16. Сокова З.К. Профессиональная этика. М., 2005. 17. Стрельникова Ю.Ю., Луговой А.А. Профессиональная этика: конспект лекций / под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. (электрон.). 18. Хабибуллин К.Н., Луговой А.А.. Культурология и профессиональная этика. СПб.: ИД «Петрополис», 2008. 19. Этика // под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С. Минск, 2008. 20. Научно-теоретический журнал Российской академии наук «Вопросы философии». – М.: Наука, 2010 и последующие годы.
Учебный вопрос № 1. Этические учения Древней Индии. Основные понятия: буддизм, джайнизм, сансара, карма, нирвана, ахимса. Основным источником наших знаний о социальных представлениях древних индийцев являются Веды — обширный сборник текстов, в основном религиозного содержания. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н.э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства. Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высокое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое — шудры. Отношения между кастами регулировались очень жесткими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представлениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерождения, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь Древней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни человек переродится в представителя высшего сословия. Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель - Сидхартха Гаутама (Будда) - родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахманам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения. Существует обширная литература, описывающая жизненный путь царевича Сиддхартхи Гаутамы, вошедшего в историю под именем Будды, что значит «знающий», «просвещенный» (это имя подобно имени Христос, что означает помазанник). Время его жизни относится к VI в. до н.э. Познав два возможных жизненных пути: путь наслаждения жизнью (гедонизм) и путь умерщвления страстей (крайний аскетизм), Будда не удовлетворился ни одним из них («на лодке удовольствий и лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары») и стал искать и нашел третий, «срединный» путь. В своем учении Будда, несомненно, опирается на богатейшее наследие индийской философской мысли и прежде всего на Упанишады. Он использует традиционные для индийской философии понятия. Основные из них — это понятия сансары, нирваны, кармы. То, что скорбь и страдание являются важнейшим фактором жизни на земле, признается почти всеми школами индийской мысли. Это нашло отражение в учении о сансаре — обреченности всех живых существ на постоянное перерождение. Мирское бытие представляется как цепь переходов из одного существования в другое, как постоянное странствие, переселение души из одного тела в другое (потому что тело смертно, а душа бессмертна). Каким именно будет новое рождение — в более высоком или более низком существовании (например, в теле животного или растения) — определяется законом кармы — законом воздаяния. (В буддизме карма понимается как нравственный закон ответственности человека за все совершенные им поступки). Но в любом случае, каждое новое рождение — это страдание. Блаженство состоит в том, чтобы вырваться из круговорота рождений и смертей. Тогда наступает мокша (в буддизме — нирвана) — освобождение. На основании своего жизненного опыта Будда приобрел убеждение в существовании четырех благородных истин, которые и составили суть его учения — существует страдание, у страдания есть причина, страдание может быть прекращено и есть путь, ведущий к этому. Первая благородная истина состоит в том, что жизнь есть страдание: «Рождение мучительно, дряхлость мучительна, болезнь мучительна, смерть мучительна, соединение с неприятным мучительно, мучительно отделение от приятного, и всякое неудовлетворяемое стремление мучительно». Все в жизни проходит, все побеждается смертью. Наши мечты и надежды, наши опасения и желания — все это будет забыто, как будто бы их и не было. Всякое выполнение желания связано со страданием. Человеческая природа с ее стремлением к недостижимому заставляет нас почувствовать, что жизнь — это проклятие. Таким образом, источником страдания является само наличие у человека желаний. Постигнув же причину страданий, человек может их прекратить. Избавление от страданий — вот основной мотив учения Будды. Достичь же этого человек может только благодаря своим собственным усилиям. Спасение не зависит ни от принятия каких-либо догм, ни от жертвоприношений гневному богу. Оно достигается только на пути самосовершенствования и стремления к добру. Поднимаясь над собственными страстями и тем самым освобождаясь от наслаждений и страданий, человек вырывается из колеса рождений и смерти. При этом он должен отказаться от осознания собственной индивидуальности, отдельности от мира (ведь пока есть индивидуальность, она будет искать нового существования, воплощения). Спасение состоит в разрушении нас самих. (Разрушения в том смысле, что только притушив, низведя на низшую точку свое эмпирическое «я», мы можем постичь Абсолют). Тогда человек достигает нирваны — состояния отсутствия, преодоленное им страданий. Нирвана — это состояние абсолютного покоя, непроницаемое для страстей, желаний, душевной боли. Таким образом, в этическом плане буддизм противостоит гедонизму. Если гедонисты считают, что счастье состоит в продлении и полноте жизни, то буддисты утверждают, что счастье состоит в уничтожении условий, создающих эгоизм и невежество, ведущих к обновленному существованию. Причина эгоизма — в несовершенном понимании собственной индивидуальности, обособленности. Альтруизм есть результат правильного познания истины. Истинного блага можно достичь только подавлением субъективности «я» (того, что называется «личностью») и развития всеобщего сознания. Именно это осознание общности природы, единства вечно меняющегося мира, который есть вечное становление, лежит в основе системы Будды. Свобода есть расширение нашего сознания во всеобщее сознание, распространение нашего чувства и любви на все сущее. Путь же к такому вечному спасению труден и суров, хотя он и не требует крайностей аскетизма (это тоже одна из форм самовлюбленности), но условием его является честная и праведная жизнь, направленная на познание истины и тем самым — на преобразование всего существа человека. «Как буддисты являются последователями Будды — Пробужденного, так и джайнисты представляют собой последователей Джины — Победителя (титул, присвоенный Вардхамане, последнему пророку джайнизма). Это слово приложимо также и к тем мужчинам и Женщинам, которые победили в себе низшую природу и постигли высшую. Само наименование джайнизма указывает на преимущественно этический характер данной философской системы» — пишет о джайнизме специалист по индийской философии С. Радхакришнан. Вардхамана был старшим современником Будды. Философской основой его учения является убеждение, что во вселенной нет ничего мертвого, она наполнена душами. Но помимо душ (джива) присутствует и материя (аджива). Карма соединяет душу и тело (отсюда — обреченность на сансару). В отличие от других философско-религиозных систем Индии, понимающих термин «карма» буквально, т.е. как «деяние», джайнизм трактует карму как вещество, которое прилипает к человеку и от которого надо очиститься. Для достижения освобождения низшая материя должна быть подчинена высшему духу. Когда душа освобождается от груза материи, тянущего ее вниз, она поднимается к вершине вселенной, где пребывают освобожденные. Путь к свободе — радикальное преобразование внутренней сущности человека. Мораль необходима, чтобы вызвать переделку человеческой природы и воспрепятствовать образованию новой кармы. Путь в нирвану лежит через три жемчужины. Первая из них — вера в Джину, вторая — познание его учения и третья — правильное поведение. Правильное поведение означает нейтральное, без симпатии или отвращения, отношение к объектам внешнего мира. Оно основывается на следующих добродетелях: 1) ахимса, или безвредность, что означает непричинение вреда ничему живому; 2) милосердие и правдивость речи; 3) честное поведение; 4) воздержанность в слове, мысли и делах; 5) самоотречение от всех земных интересов. Последнее иногда понимается как полное отречение от всяких привязанностей и всякого имущества вплоть до одежды. Действительно, в джайнизме есть секта дигамбаров, т.е. «одетых пространством», которые не носят никаких одежд. Позитивный смысл здесь заключается в том, что для подлинно отрешенного нет разницы между одетым и обнаженным. Этика джайнизма подчеркивает значение и веры, и дела. Предписания, касающиеся религиозной практики, охватывают всю жизнь джайна. Начинается религиозный тренинг, как и в других индийских религиях, с этического самосовершенствования — принятия обетов, связанных с простыми общечеловеческими нормами нравственности. Рекомендуется принимать на себя посильные обязательства, поэтому миряне в дальнейшем принимают на себя ограниченные обеты. Требования к монахам — аскетам неизмеримо выше, от них требуется достижение высшей степени кротости, непреклонности, подвижничества, отрешенности, целомудрия. Зато именно такой монах — аскет, ведущий по преимуществу отшельнический образ жизни, способен достичь подлинного освобождения, спасения, причем, возможно, даже при жизни. Вывод: в целом этическая система джайнистов строже системы буддистов. Особое, можно сказать, определяющее значение в джайнизме придается обету невреждения-ахимсы. Настойчиво проповедовавшаяся джайнами на протяжении веков эта идея пустила глубокие корни в индийском обществе. Именно из священных книг джайнов и под влиянием джайнистских философов М.К. Ганди, духовный лидер индийского народа, в XX в. воспринял идею ахимсы. Идеи ахимсы, равенства всех людей, а также понимание Бога как Истины, лежат в основе философии Ганди с его верой в нравственный прогресс и принципами ненасилия. Характеризуя в целом рассмотренные нами этические учения Древней Индии, отметим их высокую духовность, направленность на преобразование внутреннего мира человека (отсюда — их тесная связь с психологией, интерес к методикам самонаблюдения, медитации). Эти учения можно отнести к направлению религиозно-мистической этики.
Дата добавления: 2014-05-03; просмотров: 814; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |