Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Средства художественного проектирования. Композиционное формообразование

Читайте также:
  1. Аварийно-спасательные средства.
  2. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства, интенсивности и эффективности их использования.
  3. Анализ обеспеченности производств основными средствами
  4. АНТИАДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  5. Антиангинальные средства
  6. АНТИАНЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ГИПОХРОМНЫХ АНЕМИЯХ
  7. АНТИАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  8. АНТИАТЕРОСКЛЕРОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  9. Антигистаминные средства непрямого действия.
  10. Аппаратные средства мультимедиа технологии

Формообразование – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества, в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

Формообразование в природе и дизайне имеет принципиальное различие - человек предполагает конечный результат своей деятельности, осуществляет ее осознанно. Также осознанно он может изучать формы, созданные природой и осуществлять конструирование объектов на основе геометрических тел и природных форм. Благодаря этому конструкции машин и предметов отличаются красотой и целесообразностью формы. Конструирование на основе природных форм называется бионикой.

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей, Цель композиционного формообразования в дизайне – создание утилитарно оправданной формы предмета, имеющего функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Закономерности композиции выступают как объективно действующие условия, отражающиеся на характере нашего восприятия формы. Независимо от того, является ли субъект восприятия профессионалом или просто потребителем, нарушение важнейших закономерностей композиции вызывает у него определенную реакцию – сигнал о нарушении целостности и гармоничности. Разница только в том, что дизайнер может понять причины дисгармонии, а не специалист не в состоянии раскрыть их.

Закономерности (законы) композиции в дизайне:

-единство формы и содержания;

-целостность;

-наличие композиционного центра.

Закономерность единства формы и содержания в дизайнерской деятельности выражается в смыслообразовании. Главный смысл вещи - это та роль, которую она выполняет в целостном социально-культурном контексте жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом. Примером изменения главного смысла вещи может служить история знаменитой шапки Мономаха.

Вторая закономерность композиции требует целостности формы, которая достигается за счет единства функции, конструкции, технологии и материала. Воображение переносит объект проектирования в идеальную действи­тельность и строит его целостно. Целостность - эстетическое свойство, ха­рактеризующее выстроенность и завершенность образа вещи в проекте как в художественном произведении.

Целостность предполагает обоснованность формы объекта его содер­жательностью и осмысленностью. Сохранение целостности невозможно без смыслообразования и здесь две закономерности тесно переплетаются между собой. Целостность предполагает и наличие композиционного центра, так как все остальные элементы должны поддерживать и соподчиняться ему.

Для выделения композиционного центра существуют средства композиции. В дизайне они такие же, как и в изобразительном искусстве: симметрия и асимметрия, ритм и метр, пропорции, контраст и нюанс, фактура и текстура, масштаб и масштабность, цвет, светотень, тектоника. Однако каждое из них имеет свои особенности, связанные с тем, что большинство объектов дизайна располагаются в пространстве. В связи с этим, можно утверждать общность дизайна с архитектурой и скульптурой, которые чаще всего решают одни и те же проблемы.

В зависимости от особенностей строения формы объектов различают разные виды композиции. В архитектуре и дизайне их существует четыре – высотная, фронтальная, глубинная и объемно – пространственная. Объекты высотной композиции имеет большую величину по Отличительным признаком фронтальной композиции является распределение элементов формы по отношению к зрителю главным образом в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном. Примером фронтальной композиции в архитектуре может служить фасады некоторых зданий, например Зимнего и Царскосельского дворцов, зданий Двенадцати коллегий и академии художеств. В технике так решается композиция пультов управлений, информационных стендов в аэропортах и вокзалах, различных станков, ширина которых незначительна.

Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов и пространства, интервалов между ними. Примерами глубинно-пространственной композиции в архитектуре можно считать интерьеры готических соборов, в дизайнерских разработках – внутреннее пространство некоторых мостов, станций метрополитенов

Однако большинство предметов решаются в объемно-пространственной композиции, которая представляет форму, развитую по всем трем пространственным координатам, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. В архитектуре это большинство православных церквей, мусульманских мечетей, административных зданий, школ и частных коттеджей. Площадь представляет собой пример организации пространства объемами различных зданий. В дизайне – интерьеры жилых и общественных зданий, станки, мебель, бытовая техника, аппаратура и т.д.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Методы художественного проектирования | Средства художественного проектирования. Проектно-графическое моделирование и макетирование

Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 1345; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.