Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Как научить ребёнка писать грамотно?

Читайте также:
  1. Высшая нервная деятельность ребёнка.
  2. Психофизическое развитие ребёнка 4 лет
  3. Психофизическое развитие ребёнка 5-7 лет
  4. Совершенствование безусловно - рефлекторной деятельности мозга ребёнка.
  5. Сравнение воображения взрослого и ребёнка.
  6. Цель работы: научиться работать в локальной сети.
  7. Цель работы: научиться создавать веб-страницы в сети Internet.
  8. Что написать во введении курсовой работы

 

Морфологические следы адаптации (называемые также системными структурными ее следами) повышают уровень максимально возможной интенсивности функционирования специфических органов адаптации, а, следовательно, расширяют звено, лимитирующее работоспособность организма при действии стрессового фактора, и, таким образом, составляют основу перехода срочной, но ненадежной, адаптации в долговременную. При адаптации к некоторым факторам системный структурный след оказывается пространственно весьма ограниченным (локализован в каком-то одном органе), тогда как при других – может затрагивать различные органы. Так, при адаптации к возрастающим дозам ядов закономерно развивается гипертрофия печени, результатом которой является увеличение общей мощности микросомального окисления за счет возрастания количества гепатоцитов. При адаптации к физической нагрузке системный структурный след является пространственно широким и затрагивает не только определенные группы скелетных мышц, но и сердце, аппарат внешнего дыхания, органы выделения и некоторые другие. Причем развитие долговременной адаптации к определенным факторам среды может одновременно способствовать приспособлению организма к каким-то другим факторам (перекрестная адаптация). Так, например, гипертрофия сердца и скелетных мышц, возникающая в результате долговременной адаптации к физической нагрузке, как правило, резко повышает и холодовую устойчивость организма (поскольку механизмы этих двух адаптаций имеют общие специфические органы).

Таким образом, адаптации проявляются на разных уровнях: от биохимических изменений в определенных клетках организма, структурных и функциональных перестроек определенных его органов и систем, его поведенческих реакций до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Способность к адаптации присуща как каждому в отдельности индивиду (индивидуальная адаптация), так и всей популяции в целом (групповая адаптация). Исходя из этого, А.Д. Слоним предложил выделить следующие формы адаптаций:

ü индивидуальные адаптации, возникающие на протяжении постнатального развития. Данная группа адаптаций включает как формирование условных рефлексов, так и более сложных стереотипов и комплекса морфо-физиологических и биохимических изменений в определенных органах, возникающих при действии факторов среды на организм. Все эти изменения (особенно при относительно коротких воздействиях) обратимы и сравнительно легко обнаруживаются в эксперименте

ü видовые, наследственно закрепленные адаптации, обусловленные наследственно закрепленными особенностями нервной системы, гормональными и тканевыми механизмами регуляции и в значительной мере всей динамикой морфологических изменений, возникших в процессе онтогенеза особи данного вида. Эти адаптации охватывают отдельные системы органов с характерным для каждого типа адаптаций замещением функции одного органа (и системы) другой. Так, адаптивные особенности врожденных актов поведения обеспечивают у высших организмов контакт с кормящей самкой в гнездовой период развития, закономерности расселения молодняка (распад гнезд и гнездовых отношений) и т.д. Эти наследственно программированные рефлекторные акты и сложные гормональные отношения весьма специализированы и различаются даже у близких в таксономическом отношении видов

ü популяционные адаптации, возникающие в процессе формирования популяции в конкретных условиях ее существования. Данные адаптации очень сложны по своей генетической структуре, поскольку отражают как наследственно обусловленные формы адаптации, так и накладывающиеся на них изменения, возникающие под влиянием среды на всех этапах пренатального и постнатального развития, включая явления импринтинга и ранней памяти. Кроме того, этот тип адаптаций включает и все генетические отношения, связанные с естественным (а иногда и искусственным) отбором.

 

Совокупность определенных морфо-биохимических и функциональных перестроек в организме (преимущественно в специфических органах адаптации), возникающих при его приспособлении к тем или иным климато-географическим условиям, составляет сущность адаптивного типа (или экологического портрета) человека. Адаптивный тип – это норма биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, обеспечивающая состояние равновесия популяции с этой средой и выражающейся в определенных морфо-функциональных особенностях популяции. Адаптивный тип не зависим от расовой и этнической принадлежности (в одних и тех же климатических и геохимических условиях разные по происхождению группы людей имеют одно и то же направление приспособительных реакций). Адаптивные типы, проявляясь в пределах человеческого вида, не представляют собой экологически специализированных форм, они выражаются в виде тенденции к изменению физиологических и морфологических черт в направлении, наиболее благоприятном для существования в определенной среде и не препятствующем возможности существования в других экологических нишах. Так, характерными особенностями арктического адаптивного типа являются увеличение массы тела, хорошее развитие скелетной мускулатуры и увеличение размеров тела, цилиндрическое строение грудной клетки, усиление кроветворения, увеличение скорости энергетического обмена, повышение способности к окислению жиров и некоторые другие особенности. Для людей, длительное время проживающих в условиях высокогорья, характерно увеличение объема грудной клетки, теплопродукции, скорости кровотока и интенсивности кроветворения. Весьма специфичен и комплекс морфо-функциональных особенностей населения тропических широт: удлиненная форма тела с повышенной относительной поверхностью испарения, увеличение плотности потовых желез, интенсивности потоотделения, понижение уровня метаболизма, сокращение мышечной массы тела, понижение синтеза эндогенных жиров и некоторые другие. Не остается нейтральным по отношению к воздействию среды и население умеренной зоны: по многим морфологическим и физиологическим признакам оно занимает промежуточное положение между тропическими и арктическими группами.

Таким образом, человечество характеризуется огромной изменчивостью морфологических и физиологических признаков, что делает его панойкуменным видом (т.е. видом, способным существовать в различных экологических нишах Земного шара: Высокогорьи, Арктике, тропиках, пустынях, отличающихся друг от друга по климату, ландшафту и геохимическим факторам).

Основные понятия линейной перспективы

Зрительному восприятию любого предмета свойственна так называемая «перспектива», т.е. оптическая иллюзия, под воздействием которой один и тот же объект, расположенный ближе к зрителю, кажется больше того же объекта, расположенного на некотором удалении (например, окна в классе, жилые дома, люди, идущие по улице).

Рис.1 Перспектива улицы

Перспектива от франц. Perspective – насквозь видеть, внимательно рассматривать, от лат. Perspicio — ясно вижу. Это — система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных её частей от наблюдателя.

Главной целью перспективы является построение изображений предметов на картинной плоскости близкими к зрительному восприятию, т.е. такими, какими мы воспринимаем их в пространстве.

Перспектива дает возможность нагляднее, чем в ортогональных проекциях, изобразить на плоскости пространственные объемные формы, их пластичность, глубину расположения и пр.

Умение пользоваться перспективой дает возможность не только изображать предметы путём рисования их с натуры, но и воспроизводить вид давно исчезнувших памятников искусства, дошедших до нас в развалинах.

Человек при рисовании предметов с натуры и при наблюдении окружающих его вещей смотрит на них двумя глазами, а не одним. Теория линейной перспективы построена на монокулярности зрения, т.е. с одной точки зрения.

По мере удаления от обозреваемого объекта уменьшаются яркость красок и контрастность тонов, происходит потеря мелких деталей предмета. Изображение, полученное совокупностью цветовых и светотеневых характеристик, называется воздушной перспективой.

Воздушная перспектива фиксируется лишь зрением и зависит от чувствительности глаза.

Математические закономерности перспективы были обнаружены и заложены еще в начале 15 века флорентийским архитектором Филиппо Брунеллески (1377-1446). Далее разработкой математических закономерностей перспективы в искусстве занимались Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Альберти, Учелло.

Формулировка теории перспективы принадлежит Учелло и Пьеро дела Франческа.

Перспективное изображение в зависимости от его назначения может быть построено на поверхности любой формы. В связи с этим перспектива подразделяется на несколько видов:

  1. линейная перспектива – изображение, полученное с помощью центрального метода проецирования; изображение, построенное на плоскости; плоскость может быть расположена: вертикально, наклонно, горизонтально;
  2. панорамная (изображение, построенное на внутренней цилиндрической поверхности)— вид: диорама;
  3. купольная (изображение на внутренней поверхности сферы);
  4. театральная (изображение, построенное на нескольких вертикальных плоскостях, расположенных на различной глубине); применяется при выполнении декораций;
  5. плафонная — изображение, построенное на горизонтальной плоскости потолка; применяют при росписи потолков (плафонов);
  6. рельефная – может быть выполнена в ограниченной части пространства (например, объект глубиной в 10 м можно изобразить в пространстве глубиной 1 м); применяется в декорациях и скульптурных работах, когда тот или иной объемный предмет надо выполнить в значительно меньшем рельефе (барельеф, горельеф);
  7. воздушная перспектива — изучает законы светотени и знакомит с графическими приемами изображения на плоскости светотеневых и цветовых закономерностей предметов пространства. На языке архитектора воздушная перспектива иногда называется отмывкой.

Приемы перспективного изображения позволяют сравнительно точно передать предмет на плоскости в различных поворотах и с любой точки зрения.

Сама теория перспективы относится к области начертательной геометрии, где все построения совершаются на бумаге с помощью чертёжных инструментов, обязательно с изображением всех плоскостей, главных линий и точек схода.

Начертательная геометрия — одна из конкретных научных дисциплин, имеющих конкретное содержание. Это — геометрия графических изображений на плоскости, изучающая реально существующие или проектируемые объекты по их изображениям.

Изучение начертательной геометрии развивает геометрическую логику и пространственное представление, способность мыслить пространственными образами.

Архитектор, дизайнер должен в совершенстве знать законы центрального метода проецирования и способы построения перспективных изображений задуманных объектов и уметь применять их для проверки своих композиционных замыслов уже в процессе проектирования.

Существует много методов и теорий перспективного рисования. Мы остановимся лишь на тех из них, которые имеют практическое значение.

Но независимо от метода неизменно одно – работу над перспективой можно начинать, только имея связанные между собой план и виды объекта, выполненные методом ортогонального проецирования.

Так как перспектива выполняется по ортогональным проекциям, полностью определяющим данный объект (план, фасад, боковой вид). Главным исходным чертежом является план, а фасады используются для определения вертикальных размеров – высот характерных точек.

Для удобства изложения будем называть:

· горизонтальную проекцию – план;

· фронтальную проекцию – фасад;

· профильную проекцию – боковой вид;

· изображение объекта – перспектива;

· изображение горизонтальной проекции – перспективным планом;

· изображение профильной проекции – перспективой бокового вида;

Основные понятия линейной перспективы

Точка зрения (S) — центр проекций, через который проходят проецирующие лучи ко всем точкам изображаемого предмета; как указывает само название, это место, с которого рисующий смотрит на изображаемые предметы. Точка зрения (S) одно из основных понятий в перспективе. Выбор местоположения точки зрения (S) зависит от характера объекта. Её выбирают в таком месте, откуда можно получить неискаженное изображение предмета. Местоположение точки зрения (S) зависит также от требуемого вида объекта на рисунке.

Если расстояние до объекта слишком мало, то на перспективе оно будет выглядеть уродливым. Если слишком велико – то на проекции объект будет мелким и невыразительным.

Рис.2 Основные понятия линейной перспективы

Предметная плоскость (П) её располагают горизонтально и подразумевают безграничной. На ней помещают картинную плоскость, зрителя и изображаемый предмет.

Картинная плоскость (К) — плоскость проекций или картина. Её располагают перпендикулярно предметной плоскости. На ней получают центральную проекцию, т.е. Перспективное изображение или перспективу предмета.

Основание картины (кк) — линия пересечения картинной и предметной плоскостей.

Линия горизонта (hh) она является пересечением плоскости горизонта с картиной; «горизонт» происходит от греч. слова horizon, что означает «ограничивающий земную поверхность»; расстояние от основания картины до линии горизонта определяет высоту точки зрения; линия горизонта проходит на уровне глаз наблюдателя; линия горизонта опускается или поднимается в зависимости от нашего положения по отношению к модели.

Главная точка картины (Р) — точка пересечения главного луча зрения с картиной; она всегда находится на линии горизонта.

Главный луч зрения (SP) — перпендикуляр, проведенный из точки зрения к картине; его длина определяет расстояние от зрителя до картины; главный луч зрения расположен в плоскости горизонта.

Точка (или точки) схода F (или F1F2) лежит на линии горизонта: в ней сходятся все линии, перпендикулярные линии горизонта.

Выбор точки зрения (S). Удаленность точки зрения (S) зависит от размера объекта. Конус видимости угол 600 и менее – в этих пределах возможна отчетливая видимость.

Рис.3 Основные понятия линейной перспективы

Существует три вида перспективы:

  1. фронтальная (одна точка схода);
  2. угловая (две точки схода);
  3. воздушная (три точки схода).

Фронтальная перспектива. В данном случае точка схода (F) совпадает с точкой зрения (S); это свойственно только фронтальной перспективе.

Рис.4 Перспектива куба

Воздушная перспектива отличается от фронтальной и угловой перспектив тем, что вертикальные ребра модели сходятся в одной точке, расположенной выше или ниже линий горизонта. Происходит это потому, что модель по отношению к линии горизонта располагается либо выше, либо ниже.

Основные виды перспективных изображений

Центральная (фронтальная) – когда одна из сторон предмета параллельна плоскости картины. Точка Р совпадает с точкой F.

 

Рис.5

Угловая – когда ни одна из сторон изображаемого предмета непараллельна плоскости картины и тогда линии контура предмета сходятся к двум точкам схода справа и слева от наблюдателя.

«Зенитная» – отличается от угловой тем, что вертикальные линии имеют также точки схода.

Точка зрения для такой перспективы выбирается высоко над объектом. Перспектива, когда точка зрения (S) выбирается под объектом, называется «лягушечья».

 

Рис.6 Виды перспективных изображений

 

Рис.7 Вид перспективного изображения («зенитная» перспектива)

Выбор точки зрения при построении перспективного изображения

Основные рекомендации:

Перспектива – очень действенная форма проверки композиционных достоинств объекта в стадии проектирования, отсюда ясна важность выбора точки зрения.

Так как перспективное изображение включает, в значительной степени художественные моменты, окончательное установление зависит от квалификации и вкуса исполнителя.

Рекомендации в этом вопросе могут носить только общий характер; они должны уточняться выполнением нескольких (3-5) предварительных набросков – эскизов, обязательно с учетом реально возможных в натуре точек восприятия объекта.

Выбор точки зрения включает три основных элемента, тесно между собой связанных и устанавливаемых совместно:

1) расстояние точки зрения от объекта L или величина угла зрения (что равнозначно);

2) положение главного луча SP, а, следовательно, и связанное с ним положение картины; главный луч зрения должен быть направлен перпендикулярно картинной плоскости и делить картину пополам или находиться в средней трети картины;

3) положение линии горизонта h1h2 (Z).

Все эти элементы устанавливаются не изолированно один от другого, а совместно; при изменении одного из них корректируются остальные.

Расстояние точки зрения от объекта выбирается так, чтобы объект охватывался конусом зрения (видимости).

Картиной (К) называется то, что будет заключено между крайними лучами, идущими от зрителя к предмету (объекту).

 

Рис.8 Выбор точки зрения при построении перспективного изображения

 

Угол между основанием картины и объектом должен составлять 200-400 (рис.9).

 

Рис.9

 

 

В том случае, когда у сооружения вертикальные размеры больше горизонтальных, зрителю следует отойти на 1.5-2 высоты от сооружения для того, чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказался в допускаемых границах (т.е. по фасаду) (см. рис.10).

Рис.10

Нередко учитывают только один угол зрения, забывая о важности положения главного луча. Поэтому лучше брать за исходную величину угла зрения, т.е. угол между главным лучом (SP) и крайним боковым лучом. Это половина угла зрения должна быть в пределах 150-200 или 250-300.

По расположению картинной плоскости относительно объекта перспективы могут быть двух видов: центральная фронтальная перспектива применяется для построения интерьеров, т.е. перспективы внутреннего вида помещений.

 

Рис. 11 Фронтальная перспектива комнаты

Рис.12 Построение фронтальной перспективы комнаты

 

Угловая перспектива применяется при изображении отдельных объектов, в этом случае картинная плоскость располагается под углом к объекту.

Рис. 14 Угловая перспектива комнаты

Рис. 15 Расположение линии горизонта в комнате

При построении перспективы интерьера важным вопросом является расположение элементов картины: линии горизонта, главной точки картины – точки Р , дистанционных точек. Картина должна быть расположена в наилучшем поле зрения, т.е. с углами зрения, примерно равными 280-530. В зависимости от выбора главной точки зрения и ее расположения на картине будет меняться и перспективное изображение. На рис. 16 наглядно показано, как с изменением высоты линии горизонта и изменением положения точки Р меняется фронтальный вид комнаты (рис. 16а) и перспектива угла комнаты (рис. 16б).

 

Рис.16

По расположению линии горизонта перспективные изображения могут быть:

1) с нормальной высотой горизонта, т.е. на высоте человеческого роста 1.5-1.7 м; применяется при построении перспективы на ровном месте;

2) при виде снизу применяется для отдельных деталей, наблюдаемых снизу и для зданий стоящих на возвышении;

3) с высоким горизонтом, при этом высоту горизонта берут до 100 м и выше (перспектива «птичьего полета»);

4) повышенный горизонт (это высота равна менее 1/3 высоты объекта, или более 1/3 высоты объекта).

При выборе точки зрения необходимым условием является реальное расположение точки зрения, т.е. наилучшее. Выбирая точку зрения, можно использовать такую схему: намечая точки стояния, мысленно представить, как будет выглядеть здание, объем, объект.

Построение окружности в перспективе

В архитектурно-строительной практике во многих случаях применяются здания и сооружения круглой формы.

Окружность может лежать в горизонтальной плоскости (преимущественно) или в других плоскостях – вертикальных или наклонных, но принципы построения её перспективы сохраняются. В зависимости от взаимного расположения точки зрения и окружности ее перспективное изображение может получиться в виде эллипса, параболы, гиперболы и в частном случае в виде окружности (другого радиуса) или отрезка прямой линии, когда она расположена в проецирующей плоскости.

Наиболее распространен и достаточно удобен способ восьми точек.

 

 

 

Проверка остаточных знаний:

1) какие существуют методы проецирования;

2) на какие плоскости проецируется объект в ортогональных проекциях;

3) как называются изображения в ортогональных проекциях;

4) что такое формат;

5) какие вы знаете масштабы;

6) что такое схема, эскиз, технический рисунок;

7) какие существуют типы линий и для чего они служат.

Как научить ребёнка писать грамотно?

 

Пособие для студентов IV курса

отделения преподавания в начальных классах

 

по методике грамматики и правописания.

 

 

Санкт – Петербург

2010 год

 

В пособии представлены теоретические материалы для самостоятельной работы студентов в процессе изучения тем: «Методика грамматики» и «Методика правописания», показана структура учебного занятия, представлен понятийный аппарат данных тем, даны практические советы по организации самостоятельной работы студентов IV курса отделения преподавания в начальных классах .

 

 

Авторы – составители: студентки 4 – 6группы:

Стрекалова Екатерина

Олексина Анна

 

Руководитель:

Преподаватель методики преподавания русского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ РФ Лабинская Татьяна Анатольевна.

 

 

Рецензенты: студенты группы 4 – 6.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Уважаемые студенты! Вы продолжаете изучение курса методики преподавания русского языка в начальных классах. В первом семестре 4 курса Вам предстоит освоить раздел «Методика грамматики и правописания».

Вы узнаете, как грамотно построить урок русского языка в начальной школе, связанный с изучением лингвистического (языкового) понятия или орфографического правила, познакомитесь с разными типами уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления нового материала и выработки умений и навыков, повторительно-обобщающий урок, контрольный урок, урок анализа контрольного диктанта и работы над ошибками.

Данный раздел методики является одним из самых трудных. От Вас потребуется проявить максимальное внимание при его изучении.

Мы постарались изложить материал по данному разделу в доступной, лёгкой для усвоения форме. Мы надеемся, что составленные нами таблицы и схемы облегчат запоминание некоторых необходимых разделов теории.

При изучении первой части раздела «Методики грамматики» важно понять цель каждого этапа формирования лингвистического понятия, чтобы грамотно построить урок русского языка.

Процесс формирования орфографических навыков тесно связан с грамматикой, поэтому при изучении «Методики правописания» необходимо постоянно обращаться к первой части раздела.

Пожалуйста, актуализируйте свои знания по русскому языку, иначе вы будете испытывать затруднения при изучении данного раздела!

Скоро Вам предстоит применить полученные знания на практике пробных уроков.

При проектировании урока важно помнить, что русский язык, как и любой другой, - это замечательный тонкий инструмент, и в зависимости от того, в чьих руках он находиться, он может вести себя по-разному.

Он может показаться детям просто набором правил, которые нужно запомнить, чтобы писать без ошибок. А может стать и целым миром, увлекательным и интересным.

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». (Горький М.)

Научите детей видеть красоту и глубину слова, научите свободной игре со словами.

Для этого перед уроком загляните в толковый и этимологический словари - вы узнаете много нового и интересного о языке и сможете поделиться этим знанием с детьми.

Помните, «уча других, мы учимся сами». ( Сенека Л.А.)

У нас получилось, обязательно получится и у вас! Всё в ваших руках.

С уважением авторы-составители.

 

 

Содержание

 

1. Предисловие.  
2. Русский язык как предмет в начальной школе (общие положения).  
3. Исходные положения обучения русскому языку.  
4. Общие требования к уроку русского языка.  
5. Что такое проблемная ситуация, как её создать?  
6. Типы уроков русского языка и их структура.  
7. Методические требования к проведению словарно - орфографической работы и минутки чистописания.  
8. Методика обучения грамматике. План изучения раздела.  
9. Формирование лингвистических понятий (ЛП).  
10. Лингвистическая основа обучения русскому языку.  
11. Этапы формирования языкового (лингвистического) понятия.  
12. Ход урока по объяснению языкового (лингвистического) понятия.  
13. Показатели усвоения языкового (лингвистического) понятия.  
14. Упражнения при изучении и закреплении лингвистических понятий.  
15. Методика обучения орфографии. План изучения раздела.  
16. Процесс формирования орфографических навыков.  
17. Факторы усвоения орфографии.  
18. Ступени формирования умений по орфографии.  
19. Понятие орфографической зоркости.  
20. Структура орфографического действия.  
21. Методика работы над орфографическим правилом (ОП).  
22. Виды упражнений на закрепление орфографических умений.  
23. Словарно - орфографическая работа на уроке русского языка.  
24. Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку.  
25. 26. Работа над орфографическими ошибками. Заключение.  
27. Приложение №1. «Конспект урока русского языка по изучению ЛП».  
28. Приложение №2. «Конспект урока русского языка по изучению ОП».  

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Понятие об адаптивных типах людей | МЕТОДИКА ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ

Дата добавления: 2014-06-19; просмотров: 1216; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.019 сек.