Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Проблема антропосоциогенезаВопрос о происхождении человека – это начало всех суждений о его природе. Понятие антропогенеза означает процесс происхождения и развития человека как особого биологического вида. Под антропосоциогенезом понимается процесс происхождения и развития человека как социального существа. В решении проблемы антропогенеза можно выделить несколько основных подходов: 1) Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога. В этом своем качестве он выступает как несовершенное отображение совершенной божественной личности. 2) Уфологический подход отстаивает идею неземного, космического происхождения человека. 3) Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции. В настоящее время абсолютное большинство ученых придерживаются натурально-эволюционного подхода. Схематически научные представления об антропогенезе можно представить следующим образом: Примерно 3,5 – 5,5 млн. лет назад природно-климатические изменения на Земле (геомагнитные инверсии, изменение температурного режима планеты, изменение флоры и фауны) привели к формированию гоминид с антропоморфными признаками (прямохождение, специфическое строение рук, гортани, сложная организация мозга). Вместе они и составляют природно-биологические предпосылки формирования человека. Эти факторы дополнялись зарождающимися социальными факторами: эволюцией и регулированием семейно-брачных отношений, возникновением запретов (табу), членораздельной речи, трудовой деятельности. Процесс формирования человека как особого биологического вида проходил через ряд условных этапов: 3,5 – 1,5 млн. лет назад – австралопитеки; 1,5 – 0,5 млн. лет назад – архантропы (питекантропы и синантропы); 500 – 40 тысяч лет назад – неандертальцы; 45 – 15 тысяч лет назад – кроманьонцы как родоначальники современного типа человека. Принято считать, что на этом биологическая эволюция человека завершилась и началась его социальная эволюция. Однако с точки зрения натурально-эволюционного подхода невозможно объяснить, почему человек сформировался именно как социальное существо. По вопросу об основных факторах антропосоциогенеза существуют ряд концепций в философии: 1) Трудовая концепция (основоположник – Ф. Энгельс): Источником формирования человека как социального существа является труд. Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природы с помощью орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Развитие орудий труда и тем самым увеличение потребляемого продукта последовательно привели к переходу от первобытного стада к обществу, основанному на социальных связях. Отношения, складывающиеся в процессе труда и в результате присвоения и распределения продуктов труда, лежали в основе первых норм морали и первых форм социальной организации. Передача от поколения к поколению орудий труда стала первым фактором человеческой культуры. Необходимость достаточно сложной коммуникации в процессе труда, обмена информацией приводит к развитию языка и речи. 2) Игровая концепция (основоположник – Й. Хёйзинга): Источником формирования человека как социального существа является игра. Игра рассматривается как форма свободной творческой активности в отличие от труда и повседневности, подчиненных требованиям практической необходимости. В игре человек временно может реализовать свою свободу. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от повседневных забот, вместе с тем подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры выступают особые правила и пространство, в пределах которого действуют эти правила. Все формы человеческого общества и культуры возникают в результате игры (например, религиозные культы – игра-представление, война – игра-состязание и т.д.). 3) Психоаналитическая концепция (основоположник – З. Фрейд): Источником формирования человека как социального существа является механизм сублимации, т.е. превращение бессознательных агрессивных психических инстинктов человека в созидательную деятельность. Все формы общества и культуры возникают в результате возникновения у людей коллективных психологических комплексов (вина, стыд), которые приводят к формированию определенных норм, правил и способов поведения и деятельности. 4) Семиотическая концепция (основоположник – К. Леви-Стросс): Источником формирования человека как социального существа является язык. Язык выступает универсальным посредником между миром и человеком, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают реальные предметы. Человек воспринимает действительность только при помощи языка. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. Возникновение различных форм культуры и общества стало возможным в результате формирования речи. Каждая из указанных концепций имеет свои сильные и слабые стороны. Вместе с тем можно отметить, что в совокупности они как бы дополняют друг друга, выделяя различные факторы эволюции человека как социального существа.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 784; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |