Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Понятие познания. Проблема познаваемости мира в истории философииС давних пор в философии сложился целый круг вопросов, относящихся к человеческому познанию: о сущности этого процесса, его условиях и закономерностях, о соотношении знания и познаваемого предмета и т.д. Данные вопросы рассматриваются в рамках гносеологии. Под гносеологией понимается раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы познания. Гносеологию интересуют самые общие и необходимые признаки и закономерности познавательной деятельности – независимо от того, кем и в каких конкретных условиях она осуществляется. Задача ее состоит в том, чтобы дать предельно общее представление о познании, составить его целостную картину. Можно выделить основные проблемы гносеологии: - проблема познаваемости мира; - проблема соотношения субъекта и объекта познания; - проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания; - проблема истины и ее критериев. Таким образом, познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний. Вместе с тем можно выделить основные аспекты познания: - Познание – это процесс приобретения человеком знаний о мире и о самом себе. При этом знания трактуются как верные сведения о реальности, в то время как ошибочные сведения считаются заблуждениями, а отсутствие достоверных знаний о чем-либо – незнанием. В этом смысле познание может быть рассмотрено как целенаправленный процесс движения от незнания к знанию, преодоления заблуждений, достижения все более полных и верных сведений о мире. - Предпосылкой процесса познания является социально-культурное бытие человека и общества. Специфика бытия человека в мире обуславливает особенности человеческого познания. Вместе с тем познание любой сферы бытия реализуется лишь потому, что сам человек имеет к этому определенные предпосылки и способности, данные ему от природы и развитые в долгом процессе биологической и социокультурной эволюции: органы чувств, мышление, творческая активность и т.д. Познавательная деятельность человека зарождается на ранних стадиях становления человеческого общества. Первоначально познавательная деятельность была неотделима от практической (в силу этого она выступала как практическое или обыденное познание). Однако постепенно возникала потребность познания законов природы и общества, которые выходили за пределы практики и с помощью которых можно было объяснить природные и социальные явления для того, чтобы адаптироваться к миру, ориентироваться в нем и успешно его преобразовывать. На первоначальном этапе данная потребность могла быть удовлетворена только в мифологической, а затем религиозной форме. В ходе дальнейшего развития культуры практическое познание сохранилось и сохраняется, поскольку в деятельностном отношении человека к миру существуют такие области, в которых его практика должна руководствоваться теми знаниями, которые он добывает самостоятельно в своих практических связях с природой, другими людьми, с обществом. В зависимости от характера знания, исторического и социокультурного контекста, в котором формируется то или иное знание, соответствующих средств и методов выделяются такие формы познания, как мифологическое, религиозное, художественное, философское. В последующем по мере накопления знаний в различных областях познавательная деятельность стала научно-теоретической, приобрела дифференцированный характер в зависимости от предмета познания. В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о возможности познания мира, адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик изучаемого объекта выделяются: - гносеологический оптимизм; - гносеологический пессимизм. В рамках гносеологического оптимизма признается принципиальная познаваемость мира, наличие у человека необходимых и достаточных для этого способностей и средств; утверждается, что полученные в процессе познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира. Такой позиции придерживается, например, классическая наука. В рамках гносеологического пессимизма утверждается, что познавательные возможности человека так или иначе ограничены, что есть сферы, недоступные человеческому познанию. В рамках данного направления выделяют следующие течения: - скептицизм – направление, выражающее сомнение в возможности достижения абсолютно достоверного знания (мир, скорее всего, не познаваем, чем познаваем); - критицизм – направление, утверждающее, что познавательные возможности человека носят ограниченный характер; с целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познания, за рамками которых невозможно получение достоверных знаний; - агностицизм – направление, согласно которому утверждается невозможность познания мира в его объективных характеристиках (мир, каким он является на самом деле, не познаваем).
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 441; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |