Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Проблема субъекта и объекта познанияВажнейшими компонентами познавательной деятельности являются субъект и объект познания. Субъект познания – это наделенный сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания. Определяющую роль в формировании конкретного субъекта познания играет выработанная обществом культура. Объект познания – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта Иначе говоря, объектом познания является все то, что не принадлежит субъекту и противостоит ему в познании. Познание, таким образом, выступает как особое отношение между субъектом и объектом. Познание, таким образом, выступает как особое отношение между субъектом и объектом. Каков характер этого отношения? В истории философии сложилось несколько подходов в трактовке взаимосвязи субъекта и объекта познания. В классической философии возникли два основных подхода по этому вопросу: 1. Объектно-натуралистический подход: главная роль отводится объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта. Истоки данного подхода лежат в античной философии, но наиболее отчетливо он стал применяться в гносеологии Нового времени XVII-XVIII вв. Ее основные положения сводятся к следующему: Под субъектом познания понимается отдельный человек («гносеологический Робинзон»), который будучи природным существом, взаимодействует с объектами по чисто физическим законам; его роль сводится, главным образом, к созерцанию познаваемых предметов. И хотя им могут применяться и различные экспериментальные операции с ними, тем не менее и в этом случае субъект выступает преимущественно в роли наблюдателя, фиксирующего опытные данные. Объект познания активно воздействует на субъекта и вызывает в нем чувственные образы. Эти чувственные данные обрабатываются, анализируются субъектом с помощью разума – таким образом обнаруживается сущность вещи, законы ее бытия. Таким образом, наше знание имеет своим источником чувственно воспринимаемые объекты, а сам процесс есть «зеркальное» отражение объекта в сознании субъекта. Главным недостатком этого подхода выступает игнорирование активной природы субъекта познания, созерцательность, неспособность объяснить происхождение общих понятий в системе знаний. 2. Субъектно-рефлексивный подход: субъект познания выступает как совокупность познавательных способностей, основывающихся на ощущениях, восприятиях, представлениях, то есть – на формах чувственного опыта. Эти способности являются не только средствами познания, но и условиями существования объекта, который, в соответствии с этой концепцией, есть совокупность ощущений. Истоки этого подхода можно найти в философии Декарта, который обратил внимание на проблему достоверности познания и обоснования знаний, получаемых субъектом (поскольку непосредственный доступ человек имеет лишь в свою субъективность, поэтому наиболее простым и достоверным является познание субъективных состояний). Свою завершенную форму данный подход приобретает в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель). Кант пересматривает традиционное представление об отношении субъекта и объекта: субъект из созерцателя превращается в деятеля. Объект не противостоит субъекту, а является результатом его творческой активно-конструктивной деятельности, основанной на априорных формах организации познания; характеристика познаваемого объекта зависит от способов познания. Субъект же – это не биологический индивид и не эмпирически-психологическое сознание, а чистый разум, обусловленный априорными формами чувственности и рассудка, которые только и делают возможным сам процесс познания. В немецкой философии ХІХ в. указывается также на то, что субъект обладает социально-историческим статусом. Он формируется в процессе практической деятельности и является результатом культурно-исторического опыта. Гегель этот опыт понимал как историческое развитие Абсолютного духа. Перечисленные концепции основаны на противопоставлении субъекта и объекта, а поиск условий и способов связи между ними предстает здесь главной проблемой. В современной философии сформировался деятельностный подход. Его основные принципы: - Субъект познания всегда социально обусловлен. Любой человек, познающий мир, является частью какой-либо социальной группы. Человек только тогда становится субъектом познания, когда он усваивает некоторые знания, а также нормы и ценности общества в процессе социализации. - Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, интересов, целей, ценностей, в рамках которых действует субъект.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 415; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |