Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Специфика социально-гуманитарного познанияПод социально-гуманитарными науками понимается цикл научных дисциплин, направленных на изучение общественных явлений. Объектом социально-гуманитарного познания в широком смысле слова выступает совокупность социальных феноменов: социальные отношения и функционирование социальных институтов, социальные действия и взаимодействия людей и их результаты, представленные в памятниках материальной и духовной культуры, событиях, исторических фактах и др. Так же как и объекты других наук общество существует независимо от воли и сознания людей. В то же время имеется специфическое отличие объекта социально-гуманитарных наук: Если процессы физического мира полностью независимы от сознания человека, то процессы, происходящие в обществе, связаны с деятельностью людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, их поступки, которые требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями (носят объективно-субъективный характер). Субъектом социально-гуманитарного познания выступает сообщество ученых (если имеет место коллективная научно-познавательная деятельность) или отдельный индивид. Научное социогуманитарное познание осуществляется специалистами, которые обладают профессиональными знаниями и навыками использования характерного для социально-гуманитарных наук методологического инструментария. Особенности социально-гуманитарного познания: 1) Особый статус вненаучного интереса познающего субъекта и его влияние на результаты познания: Поскольку в познавательном процессе участвует реальный человек, занимающий определенное место в системе общественных отношений и разделяющий интересы, нормы и ценности определенной социальной группы, эти интересы, нормы и ценности влияют на интерпретацию им итогов познания. Социокультурная и историческая обусловленность научного познания осуществляется не только через воздействие социальных институтов, политику капиталовложений и государственной поддержки науки, но и на микроуровне, через систему ценностных ориентаций самих ученых. Поэтому ученый-гуманитарий должен четко понимать возможность влияния вненаучных факторов на ход исследования. 2) Социально-гуманитарное познание ориентировано, прежде всего, на исследование процессов, т.е. развития общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный интерес здесь имеет социальная динамика, а не статичное положение социальных явлений. В этой связи особую значимость приобретает принцип историзма, предполагающий рассмотрение явлений как процессов, в их возникновении, развитии и преобразовании. 3) Акцент социально-гуманитарного познания на исследование единичных, индивидуальных, уникальных явлений на основе общего, закономерного. В сфере социально-гуманитарного знания, как и в природе, существуют объективные законы. Их выявление и использование – важнейшая задача научного познания. Однако, это «неточные законы», законы-тенденции, которые довольно сложно извлечь из их предмета ввиду его исключительной сложности. Отсюда возникает трудность обобщения, генерализации в этой сфере. В результате особую роль играет отбор и исследование наиболее репрезентативных фактов с целью систематизации знаний в сфере общественных явлений и выявления закономерностей. 4) Социально-гуманитарное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой действительности: Явления и процессы исследуются, главным образом, со стороны качества, а не количества; внимание акцентируется на единичном и индивидуальном, а не на всеобщем. Поэтому роль количественных методов здесь намного меньше, чем в естественных, технических и математических науках. 5) Важную роль в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания: Процесс понимания связан с осмыслением, т.е. выявлением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Поэтому социально-гуманитарные исследования направлены на анализ мотивов, целей и ценностей, которыми руководствуются субъекты социальных действий. Объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов, целей и ценностей. 6) Отсутствие общепризнанных парадигм в социально-гуманитарном познании. Изучение социальных явлений всегда опирается на ряд альтернативных друг другу исследовательских программ. Дискуссионный характер в социально-гуманитарных науках имеет вопрос о роли ценностей в процессе исследования социальных явлений и формирования знаний об этих явлениях. Это обусловлено тем, что в социально-гуманитарном познании вещь рассматривается не в ее пространственно-временных параметрах, а как носитель смысла. Если в естественных науках ценности остаются как бы внешними по отношению к содержанию знания, то в социально-гуманитарных они входят в само содержание знания. Дискуссия о том, может ли быть социально-гуманитарная наука свободной от ценностей, представлена двумя основными подходами: 1) любая наука должна быть ценностно нейтральной, освобождение от ценностей является условием получения объективной истины; 2) от ценностей невозможно и не следует освобождаться, они являются необходимым условием для становления научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание. В 19 и в первой половине 20 вв. на формирование и развитие социально-гуманитарных наук большое влияние оказывал позитивизм, с точки зрения которого социально-гуманитарные науки должны строиться по образцу естественных, использовать накопленный ими методологический инструментарий и, таким образом, стремится к достижению объективного, независимого от ценностей знания. Однако в начале 20 в. сформировался ряд концепций (М. Вебер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт), в рамках которых подчеркивалась неизбежность отнесения к ценностям в процессе социально-гуманитарного познания. Отнесение к ценностям – это методологический прием, который не влияет напрямую на субъективно-практические оценки, однако выполняет регулятивные и предпосылочные функции. М. Вебер считал, что выражение «отнесение к ценностям» является философским истолкованием специфического научного интереса, который господствует при отборе и формировании объекта эмпирического исследования. То есть ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного исследования от незначимого и несущественного. Дискуссия по вопросу о роли ценностей в процессе исследования социальных явлений в значительной степени содействовала формированию двух основных моделей социогуманитарного познания в современной науке: 1) Монологизм: Социогуманитарное познание интерпретируется как обычное субъект-объектное отношение. Это имеет место применительно, прежде всего, к социальному (социологическому, экономическому, политологическому) познанию, связанному с раскрытием закономерностей функционирования социальных институтов и взаимодействия больших социальных общностей. При этом, как и в естественнонаучном познании на первый план выходит процедура объяснения. 2) Диалогизм: Социогуманитарное познание интерпретируется как субъект-субъектное отношение. Здесь выделяются, с одной стороны, познающий субъект (исследователь), с другой стороны, субъект социального действия (тот, чьи действия познает исследователь). В таком случае социогуманитарное познание приобретает диалогический характер: познающий субъект стремится понять смысл поступков субъекта социального действия, раскрыть его ценностные ориентации, «войти» в мир существенных для него значений, чтобы затем интерпретировать поступки и события в системе ценностей и значений, характерных для него и его эпохи.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 2305; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |