Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Выбор темы научной работы
Факторы, от которых зависит успешное проведение научной работы. Чем должен руководствоваться исследователь, выбирая тему: специальность, уровень теоретической подготовки, возможности для поисков и использования тех или других материалов (знание языков, возможность поездок для сбора информации). Зависимость темы от материала исследования, его цели и формы представления результатов (доклад на конференции, статья или кандидатская диссертация). Помощь в выборе темы: науч. руководитель, консультант, кафедра (с учетом разрабатываемой проблематики). Фактор личной увлеченности темой. ₪ Обширность темы должна быть соизмеримой с опытом исследователя. Предпочтительна самостоятельность, тщательность, глубина в более скромном масштабе тематики. Требования к тематике научных работ: актуальность, новизна, связь с практикой. Тема – это проблема, которая нуждается в изучении, должна быть новой, еще неразработанной или разработанной недостаточно. Факторы новизны: - нахождение новых фактов; - новый взгляд на известные явления; - введение в науч. оборот новых документов и материалов; - введение в науч. оборот новых понятий, методов исследования. Тема – отображение содержания работы. Конкретность в формулировке темы. Критерии практического значения последствий исследования, возможности их использования в педагогической, исполнительской практике, ценность выводов для последующих научных исследований в этой или другой отрасли. Перспективность тем, связанных со смежными отраслями знаний, исследований "на стыке" наук (муз. педагогика, социология, психология). Пути выявления тем, которые нуждаются в разработке: консультации со специалистами, внимательное изучение научных изданий по своей специальности и в смежных отраслях наук, наблюдения по состоянию разработки наиболее актуальных вопросов настоящего, знакомство с новыми публикациями в научных и журнальной периодике, диссертациями и авторефератами. Составление перечней вопросов, которые требуют исследования. Выбор темы "по аналогии". Тема как обобщение исполнительского или педагогического опыта исследователя. Целесообразность и перспективность разработки тем, которые связаны с профессией исследователя, с его практической деятельностью. Объект и предмет исследования Важно их разграничить при выборе темы. Объект – общее, предмет – частное. Объект – явление, создающее проблемную ситуацию. Предмет – часть объекта, кот. изучается и определяет тему работы. Напр., тема «Артикуляция в ф-п. сонатах Гайдна» объект – творчество Гайдна с его эстетическими, техническими особенностями, предмет – артикуляция. Объектами иссл. м.б. разные виды муз. практики или само музыковедение («метамузыковедение» по А.Соколу): - творчество композитора [предмет – этап жизни, особенности стиля, жанр]; - исполнительское творчество [предмет – особенности твоч. метода, стиля игры]; - нар. творчество [предмет – специфика мировоззрения, муз. языка, манеры исполнения; - творчество музыковеда; - муз. культура ист. периода; - опред. стиль; - жанры и формы муз. тв-ва. При этом могут ставиться проблемы традиций и новаторства, национального и общечеловеческого, муз. языка, эстетики и т.п. Т.е. через конкретное возможен выход к широким обобщениям. Факторы выбора темы: особенности инд. склонностей исследователя, степень его подготовки, приоритетность направления иссл., кот., по А.Котляревскому определяется через «соотношение таких функциональных составляющих как актуальность, научная новизна, практическое значение и обуславливает необходиость ее [проблемы] разрешения». Не всегда, правда, новизна совпадает с актуальностью. Приоритетными темами считаются:
Приоритетны тж. психология творчества, худ. комнуникации, изучение природы творч. мышления, семантики, истории, теории, типологии исполнительских стилей. Пути нахождения новой темы Поиск мало разработанных вопросов в музыковедческой литературе (определение менее иссл. жанров, геогр. областей, имен). Поиск тем по аналогии – напр., перспективные принципы публикации о хоровой практике можно перенести на др. виды исполнительства. Рассмотрение известной темы в свете новой методологии (напр., теории информации, соционики), с привлечением новых фактов и материалов, новых принципов классификации. Поиск тем на стыке наук – музыковедения и акустики, психологии, социологии, медицины, литературоведения, электронн. техники.
Планирование исследования Начинается после выбора темы, точнее – направления исследования, т.к. может корректироваться по ходу работы. Содержит последовательность выполнения конкретных задач, выделение главных смысл. моментов + необходимых для поиска и обработки материалов, источников – науч., справочной, мемуарной, нотной литературы, графич. информации, аудио-, видеозаписей и проч.. Планируются и такие орг. вопросы, как командировки, экспедиции и т.д. Все – с примерным определением сроков. Предварительный и окончательный планы. Предварительный план – «рабочее» назв. темы, осн. направления, цель иссл., структура в общ. чертах. Одна из его разновидностей – план-проспект. В нем содержание разделов излагается в виде тезисов. Тж. может меняться в процессе работы. Окончательный план фактич. становится оглавлением готовой работы. При планировании заранее решают, какой принцип изложения будет ведущим: хронологический или проблемный. В 1-м случае данные и исследование излагается в историч. прогрессии, во 2-м случае – по логич. структуре вопроса. Примеры – 2 соотв. подхода в книге о Моцарте. Возможен смешанный подход (см. книгу М.Друскина о Стравинском).
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 411; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |