Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Защита прав женщин и детей
1. Международно-правовая зашита прав женщин.
Институт международной защиты прав женщин возник к концу Второй мировой войны как неотъемлемая часть института международной защиты прав человека. Устав ООН, включив положение о необходимости международного сотрудничества, направленного на уважение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, языка, пола и религии (п. 3 ст. 1), закрепил тем самым принцип равенства прав мужчин и женщин. Наличие в Уставе ООН данного положения свидетельствует о том, сколь существенное значение придается защите прав женщины. Важно подчеркнуть, что нормы о равноправии мужчин и женщин закреплены в Уставе ООН в категорической, императивной форме, запрещающей государствам отказываться или уклоняться от их соблюдения. По существу это нормы jus cogens. Соответствие международно-правовых норм о равноправии мужчин и женщин интересам всех государств, морально-этическим требованиям современного человечества и главным образом трудящихся масс — именно эти обстоятельства обусловили такую форму закрепления указанных норм. Экономический и Социальный Совет ООН, учитывая актуальность и сложность рассматриваемой проблемы, своей резолюцией 11/П от 21 июня 1946 г. создал Комиссию по положению женщин, определил ее компетенцию и состав. Тем самым был создан специальный орган ООН, занимающийся вопросами защиты прав женщин. Возникновение института международной защиты прав человека, а вместе с ним и института защиты прав женщины было вызвано рядом причин объективного характера. Вторая мировая война превратила объективную возможность возникновения этого института в объективную необходимость. Война показала, что для сохранения мира необходимо тесное сотрудничество государств в области защиты прав человека. Она вызвала широкий общедемократический подъем трудящихся в борьбе за свое социальное освобождение и национальную независимость. Внеся решающий вклад в дело разгрома немецкого фашизма и японского милитаризма, Советский Союз, выступающий за последовательное соблюдение и уважение прав человека, превратился в мощную силу, которая оказывает все возрастающее влияние на ход мировых событий. И, наконец, народы мира, потрясенные зверствами фашизма, потребовали от своих правительств осуществления международного сотрудничества по защите прав человека. Таким образом, уровень общественного развития и конкретно-исторические условия, сложившиеся к концу Второй мировой войны, потребовали защиты прав человека во всемирном масштабе. Выделение международной защиты прав женщины в самостоятельный предмет сотрудничества государств вызвано тем, что во-первых, необходимо гарантировать женщинам в несоциалистическом мире такие же права и возможности, какие имеют мужчины; во-вторых, выполнение женщиной особой социальной функции — материнства требует предоставления ей особых прав и особой защиты. Международная защита прав женщины должна осуществляться на основе строгого соблюдения таких принципов современного международного права, как суверенное равенство государств, невмешательства во внутренние дела государства, добросовестное выполнение принятых обязательств и т. д. Непосредственная регламентация и защита прав женщины всецело входит во внутреннюю компетенцию государства. Международные соглашения, заключаемые государствами в данной области, не создают непосредственно прав для индивидов, а содержат взаимные обязательства государств-участников по предоставлению женщинам конкретных прав. Отдельная личность может претендовать только на те права, которые предоставлены ей государством и, следовательно, закреплены внутригосударственным правом. Поэтому, как подчеркивается, в советской литературе, единственный путь распространения международных актов. Объем прав и свобод личности зависит от социально-экономического строя государства и уровня его развития. Только посредством проведения каждым государством соответствующих внутренних мер (законодательных, административных, финансовых и других) можно достигнуть уважения и соблюдения прав человека, в том числе и прав женщины. Международное сотрудничество способствует выполнению указанной задачи. Международные акты, обязывая государства осуществлять провозглашенные в них права, выступают в качестве дополнительных международно-правовых средств защиты прав женщины. Кроме того, дискуссии, которые разворачиваются на международных, форумах вокруг женского вопроса, привлекают внимание широких слоев населения, активизируя тем самым их борьбу за демократию и социальный прогресс. В основе международной защиты прав женщины лежит принцип равноправия, в соответствии с которым женщина имеет равные права с мужчиной во всех областях жизни общества. Однако о реальных правах не может быть и речи, если нет, по крайней мере, формального юридического равенства. На достижение юридического равенства и направлено в первую очередь сотрудничество государств в данной сфере. Именно так сформулированы задачи, стоящие перед Комиссией по положению женщин: «содействовать защите прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной областях и в облает образования с целью осуществления принципа, согласно которому мужчина и женщина должны пользоваться равными правами» . Вместе с тем равноправие не может быть достигнуто, если женщине не будет предоставлен комплекс дополнительных прав, связанных с выполнением особой социальной функции — материнства. Это понимают и многие буржуазные деятели женского движения. Так, X. Сипила, вице-президент Международного Совета женщин, пишет: «Есть одна область, в которой вопрос о равенстве вообще не поднимается, но в которой потребности и права женщины особенно нуждаются в защите, это — материнство». Разумеется, такие права ни в коей мере не являются какими-то привилегиями или льготами. Право женщины на равенство с мужчиной для института международной защиты прав человека имеет особое значение. Как таковое оно обладает всеми характерными признаками принципа международного право на равенство имеет основополагающий характер. Говоря о равенстве граждан вообще, польский юрист Розмарин правильно подчеркнул, что «равенство не является ни гражданским правом, ни гражданской свободой, а представляет собой общий принцип, на котором базируются все права и свободы».В еще большей степени характерно это для равноправия женщины. Ни одно из конкретных прав в данной области не может быть полностью реализовано, если существует дискриминация в отношении женщин. Право на равенство закреплено в Уставе ООН, и, следовательно, выступает как общепризнанная императивная норма, которой должны соответствовать все другие соглашения между государствами. Право на равенство — общая норма, получающая конкретизацию в ряде норм международного права. С другой стороны, указанная норма есть правовое основание для создания новых конкретных норм о правах женщины. В Уставе ООН принцип равенства мужчин и женщин закреплен в самой общей форме — как обязательство государств уважать права всех независимо от пола. Данный принцип развивался при разработке как общих международных актов в области прав человека, так и специальных, актов по правам женщины. При этом благодаря усилиям прежде всего социалистических стран в международном праве этот принцип не сводится лишь к формальному юридическому равенству перед законом, что характерно для буржуазной демократии. В этом плане характерны нормы о равноправии, закрепленные в Международных пактах о правах человека. Пакты предусматривают как общее обязательство государств обеспечить равенство мужчин и женщин в отношении пользования всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами (ст. 3 обоих Пактов), так и специальные гарантии равенства женщин с мужчинами при осуществлении конкретных прав: право женщины на справедливые и благоприятные условия труда (справедливое и равное вознаграждение за труд равной ценности, продвижение по работе, право на отдых), право работающей матери на оплачиваемый отпуск до и после родов (ст.ст. 7 и 10 Пакта об экономических, социальных и культурных правах), а также право женщины на равенство «в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении» (ст. 23 Пакта о гражданских и политических правах). Пакты о правах человека имеют большое значение для развития международно-правового принципа равноправия полов: во-первых, они закрепили названный принцип в форме юридических обязательств государств, что усиливает эффективность его осуществления; во-вторых, установили более широкое содержание принципа равноправия, чем формальное равенство перед законом. Более полное развитие принцип равноправия полов получил в Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 ноября 1967 г. Декларация — первый в истории международных отношений документ, охватывающий практически весь комплекс основных положений, направленных на достижение равноправия полов во всех областях общественной жизни. Декларация провозглашает, что «дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчинами является несправедливостью в своей основе и представляет преступление против человечества». Она требует, чтобы все дискриминационные законы, обычаи, постановления были аннулированы. Вместе с тем Декларация констатирует, что осуществление принципа равноправия требует особой юридической защиты, и в развитие этого предлагает закрепить его в конституции или другом соответствующем законодательстве государства (п. «А» ст. 2). Требование юридического закрепления принципа равноправия, включенное в Декларацию по предложению польской делегации, - значительная веха на пути достижения фактического равноправия женщин. Особенно важны в этом смысле нормы Декларации об обеспечении женщинам равных с мужчинами политических (ст. 5), социально-экономических прав (ст. 10), прав в области образования (ст. 9), в области семейных отношений (ст. 6), а также особых прав, направленных на охрану материнства (ст. 10) . Учитывая особую роль женщины, как матери, Декларация предусматривает специальную охрану женского труда. «Для предотвращения дискриминации в отношении женщин по причине состояния в браке или беременности и для обеспечения их эффективного права на работу, — говорится в ней, — принимаются надлежащие меры для предотвращения освобождения их от работы в случае вступления в брак или беременности и для предоставления оплачиваемого отпуска, по беременности с гарантией возвращения на прежнюю работу и обеспечения необходимых видов социальных услуг, включая возможности ухода за детьми». Хотя формулировка данного пункта весьма осторожна, наличие его в Декларации — большое завоевание прогрессивных сил. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин — важный этап в осуществлении равноправия полов. Она не суммирует достигнутого, а формулирует цели и принципы, к осуществлению которых нужно стремиться. Обладая большим морально-политическим значением, Декларация может явиться основой для развития и закрепления прав женщины как в национальном, так и в международном праве. Самым главным источником защиты прав человека является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. Наиболее существенное значение, с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, имеют статьи 1 и 4 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В первой из них дается определение понятия "дискриминация в отношении женщин", во второй разъясняется, какие временные меры не считаются дискриминационными относительно мужской половины человечества. Согласно статье 1 Конвенции 1979 г. "понятие дискриминация в отношение женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и другой области". Вместе с тем, согласно статье 4 названной Конвенции, не считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и "временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами" [47]. Тем самым Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен Французской революции XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями "свобода" и "равенство" как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена категория "справедливость". Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 54/4 принят Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Существенный вклад в трактовку понятия "равенство полов" внесла Всеобщая конференция по положению женщин (Найроби, Кения, 1985 г.). Равенство стало рассматриваться не просто как правовое понятие, т. е. ликвидация дискриминации de jure, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей для участия женщин в процессе развития не только в качестве пользователей его благами, но и в качестве активной действующей силы. В силу того, что наибольшим страданиям в условиях военных конфликтов и любых вооруженных конфликтов подвергаются женщины и дети, в повестку дня Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене, был впервые включен в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека-женщины как неотъемлемой составной и неделимой части всеобщих прав человека. В принятых Венской конвенцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В них также подчеркивается важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или ускоренной в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом. Всемирная конференция по правам человека в Вене рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН принять декларацию, касающуюся проблемы насилия в отношении женщин, и в конце этого же года, 20 декабря 1993 г., была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Помимо нормативных документов, Объединенные Нации на протяжении многих лет вырабатывают и реализуют конкретные программы, направленные на улучшение положения женщин. В 1995 г. в Пекине состоялась четвертая по счету Всемирная конференция по положению женщин, на которой были приняты Пекинская декларация и Платформа действий. Пекинская платформа действий по праву считается повесткой дня для расширения возможностей женщин. Ее цель — ускорение осуществления Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин, которые были приняты на Всемирной конференции в Найроби в 1985 г., и устранение всех препятствий на пути активного вовлечения женщин во все сферы общественной и частной жизни. В Платформе действий вновь подтверждаются основные принципы, которые были сформулированы в Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г., а именно, что права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Платформа имеет своей целью поощрение и защиту полного осуществления всех прав человека и основных свобод всех женщин на протяжении всей их жизни. В Платформе определены 12 важнейших проблемных областей, в числе которых бедность и нищета среди женщин, возможности в области образования, здравоохранения, неравноправное представительство женщин в структурах власти и участие в принятии решений, права человека-женщины и др. В Платформе также предложены стратегические цели и меры, которые необходимо принять правительствам, международному сообществу, неправительственным организациям и частному сектору для достижения этих целей. На Пекинской конференции по проблемам женщин в 1995 г. впервые удалось обсудить вопросы развития, равенства, мира и прав человека с точки зрения пола. Именно после Пекина темы женского здоровья и насилия против женщин стали неотъемлемой частью актуальных международных проблем. Таким образом, можно отметить, что Венская конференция привлекла внимание международной общественности к проблемам прав женщин, а Пекинская конференция сделала еще один шаг вперед, взяв эти проблемы под международный контроль. Вместе с тем, оценка осуществления Пекинской платформы показывает, что ее полной реализации препятствует ряд серьезных проблем. К ним относятся такие проблемы, как неблагоприятные экономические последствия перехода к рыночной экономике, особенно в том, что касается занятости, здравоохранения и социального обеспечения; экономический спад; воздействие структурной перестройки; реорганизация экономики и приватизация; модернизация; либерализация; глобализация. Поэтому, предстоит еще многое сделать для воплощения принятых в Пекине решений. Так в текущем году по инициативе Канады на заседании Комиссии по правам человека обсуждались проблемы, касающиеся прав женщин и затрагивающие вопросы сексуального насилия, репродуктивного здоровья, влияния порнографии, использования женщины как рабской рабочей силы и бесправия женщин-мигрантов. В ходе 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 54/134, которая постановила объявить 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В тексте этой резолюции содержится призыв к правительствам, международным правительственным и неправительственным организациям провести в этот день мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к проблеме насилия в отношении женщин. Однако несмотря на то, что усилия, которые предпринимались в течение двух предыдущих десятилетий, начиная с конференции в Мехико в 1975 г., помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и женщинами. Решения, влияющие на жизнь всех людей, в большинстве своем все еще принимаются мужчинами. Проблемы женщин почти повсеместно решаются во вторую очередь. Женщины продолжают сталкиваться с дискриминацией и марганализацией, скрытой и явной, в меньшей степени пользуются плодами развития общества и составляют 70 % беднейшего населения мира Итак, в целом международно-правовые нормы создают существенные предпосылки для достижения равноправия женщин. Налицо значительный прогресс и в законодательстве многих стран. Вместе с тем до сих пор не только сохраняется, но даже и увеличивается разрыв между правом и реальностью. Поэтому сегодня главная проблема в данной области — имплементация прав женщины. Имплементация является основной проблемой и для института международной защиты прав человека. Главная причина недостаточной эффективности международной защиты прав человека в целом кроется в объективной неспособности буржуазного строя обеспечить права и свободы человека. Именно по этой причине, подчеркнул Л. И. Брежнев в своем выступлении на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве, «многие западные державы до сих пор не стали участниками международных пактов, касающихся обеспечения социальных и политических прав человека [45, c.13]. Значение международной защиты прав человека продолжает возрастать. Одновременно возрастает и сложность подлежащих решению проблем. Можно выделить две стороны в имплементации прав женщины в буржуазных странах. С одной стороны, много говорится об осуществлении прав женщины, создаются различные комиссии, часто на высоком правительственном уровне, но с другой стороны, дискриминация подчас не только не уменьшается, но и увеличивается. В действительности такая деятельность оказывается лишь видимостью осуществления прав женщины и зачастую предпринимается с целью отвлечения трудящихся масс от борьбы за равноправие. Дискриминация поддерживается всей буржуазной правовой системой, вытекает из самой природы буржуазного строя Имплементация международных норм о правах женщины сталкивается с дополнительными трудностями, поскольку женский вопрос, охватывающий практически все стороны жизни общества, не может быть решен при помощи одного только права. Здесь затрагиваются такие области общественных отношений, где нормы морали, обычаи и традиции оказывают особенно сильное влияние, глубоко воздействуя на весь процесс правового регулирования. Известно, например, как сложна эта взаимосвязь в развивающихся странах. Защиту прав женщин нельзя рассматривать как изолированную социальную проблему. Ее развитие связано с такими факторами, как уровень экономического развития и благосостояния народа, состояние окружающей среды, уровень развития здравоохранения и образования, уровень социального развития и т. д. Особое значение для эффективности защиты прав женщины имеет сохранение мира и сотрудничество между государствами. Мир и права человека взаимосвязаны. Только в условиях мира и дружественного сотрудничества возможно соблюдение и уважение прав человека, в том числе и прав женщины. Тесная связь между соблюдением и развитием прав женщины и сохранением и укреплением всеобщего мира является фундаментальной идеей Международного года женщины. Этот год «...должен продемонстрировать значение унифицированного подхода к вопросам прав человека... и мира, которые невозможно успешно решить, если рассматривать их как различные, не связанные друг с другом вопросы», — подчеркивает Программа проведения Международного года женщины, принятая на XXV сессии Комиссии ООН по положению женщин. Идея мира была лейтмотивом Всемирной конференции ООН в рамках Международного года женщины, проходившей в июне этого года в Мехико. Конференция подчеркнула, что «равенство и развитие немыслимы в обстановке войн и международных конфликтов». Таким образом, эффективность института международной защиты прав женщины непосредственно зависит от благоприятного решения обширного комплекса основных социальных проблем. Итак, исходя из вышеизложенного автор приходит к следующим выводам: Международно-правовая защита прав женщин осуществляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями. Международный механизм защиты прав женщин включает в себя: 1) международные документы (Конвенции, Декларации, договоры); 2) международные организации и их органы; 3) практика применения международных документов; 4) международный контроль и процедуры рассмотрения споров Сформировавшийся в рамках международного права институт международной защиты прав женщин представляет собой совокупность договорных норм международного права, регулирующих сотрудничество государств с целью уважения и соблюдения, а также обеспечения и зашиты прав женщин во всех сферах жизни. Данный институт формировался в два этапа. Первый этап - с конца 19 века до 1945 года - характеризуется разработкой огромного массива международно-правовых норм, регулирующих вопросы гражданства и регулирования труда женщин, а также сотрудничества государств в борьбе с международной торговлей женщинами. Особенность периода состоит в том, что определяющим в международном сотрудничестве по правам женщин являлось внутригосударственное право. Межгосударственное сотрудничество затрагивало лишь отдельные стороны правового положения женщин в обществе. Не ставился вопрос о равноправии полов, согласно которому женщины и мужчины имеют равные права во всех областях жизни. Более того, международные соглашения закрепляли неравноправное положение женщин (например, при решении вопроса о гражданстве), отражая традиционные взгляды на роль мужчины и женщины в обществе. Фрагментарное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав женщин, отсутствие принципов взаимодействия, и тем более механизмов реализации норм, позволяет сделать вывод о том, что международной защиты прав женщин как системы международно-правовых норм не существовало. Второй этап становления и развития международной защиты прав женщин связан с формированием такой отрасли, как международное право прав человека, что повлекло за собой утверждение принципа уважения прав и свобод человека и принципа равноправия полов. В Уставе ООН государства лишь подчеркнули решимость «утвердить веру в основные права человека», провозгласив одной из целей международное сотрудничество «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия… пола…». Общая формулировка принципа обязывала государства лишь уважать права людей, независимо от пола. Конкретным же содержанием принципы наполнялись при разработке огромного числа международных договоров, главным образом, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных, Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.). Перечисленные акты охватывали отдельные аспекты проблемы ликвидации дискриминации в отношении женщин и конкретизировали деятельность государств в обеспечении равноправия мужчин и женщин. Именно эти договоры явились основой для самостоятельного направления между народно-правового сотрудничества по вопросам равноправия полов, определив конкретное содержание комплекса прав женщин, обязательства государств по принятию конкретных мер для их осуществления и предусмотрев механизмы реализации положений Конвенций. Сложившаяся система обеспечения прав женщин является неэффективной и не способна реализовывать имеющиеся документы по правам женщин. В процессе анализа международно-правовых норм в сфере прав человека женщин делается вывод о том, что перед институтом стоят две основные задачи: 1) способствовать обеспечению прав женщин в различных государствах; 2) содействовать государствам в осуществлении обязательств, закрепленных в соглашениях о правах женщин. Реализация вышеназванных задач обеспечивается созданными механизмами: международными (универсальными и региональными) и внутригосударственными, основными методами работы которых являются: рассмотрение докладов и другой информации государственных структур, обращение индивидов в международные органы, назначение специальных советников, мониторинг международных организаций положения женщин в отдельных государствах, финансовая помощь государствам в обеспечении прав женщин, контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств, привлечение к международно-правовой ответственности. Автор считает, что универсальный механизм защиты прав женщин в рамках системы ООН должен претерпеть ряд изменений, а именно: в качестве главной структуры, координирующей деятельность государств в области защиты прав женщин, должна являться Комиссия по положению женщин, для чего необходимо наделить ее особыми полномочиями, главное из которых - жесткий контроль за выполнением государствами взятых на себя обязательств; изменить режим работы комитетов и комиссий по правам женщин; разработать единообразную систему представления докладов во все комитеты и комиссии, учитывая сравнительные показатели положения мужчин и женщин в обществе. Универсальные механизмы защиты прав женщин Ставя перед собой задачу активизации международно-правовой защиты прав человека, ООН выступает не только как инициатор принятия соответствующих международных документов. Этой организацией создана сеть специализированных учреждений, имеющих нормотворческие функции в области охраны тех или иных прав человека. Некоторые из затих структур ООН обладают также правомочием международного контроля. Одна из них - Международная Организации Труда (МОТ). С точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин ее деятельность имеет первостепенное значение. Эта организация была создана в 1919 г. еще в рамках Лиги Наций. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Ее нормотворческая деятельность весьма многогранна. Значительное место принадлежит в ней защите основных прав человека в области труда, а именно права на труд, на ассоциацию, права на свободу от дискриминации в трудовых отношениях (в том числе и по половому признаку), право на свободу от принудительного труда, обеспечению занятости и борьбе с последствиями безработицы, регламентации условий труда и отдыха, социального страхования и социального обеспечения трудящихся. Наряду с регулирующими названные вопросы конвенциями МОТ универсального характера, имеется немалое число актов МОТ, предназначенных для защиты отдельных категорий трудящихся, работающих в промышленности, на транспорте, в шахтах, в торговле, сельском хозяйстве и др. К числу последних принадлежат конвенции и нормы, устанавливающие условия труда женщин и подростков, а также ограничивающие применение детского труда. Специфика Конвенций МОТ состоит в том, что они допускают возможность приспосабливания международной нормы к национальному праву и практике с целью постепенного их развития. В п.3 ст.19 Устава МОТ предусмотрено, что "при выработке любой конвенции или рекомендации для всеобщего применения конференция обязана считаться со странами, в которых климат или другие специфические обстоятельства создают существенно различные экономические условия". Этой же цели - обеспечить условия имплементации международной нормы для последующего развития национального права и практики - служат предоставляемые во многих конвенциях МОТ государствам возможности самим определять объем принимаемых на себя обязательств, например, заявить о частичном принятии обязательств, временном исключении из сферы действия конвенции определенных институтов трудового права или групп трудящихся, выбирать различные средства имплементации, т. е, осуществлять ее путем введения правовой нормы либо через коллективные соглашения и т.д. Обязуясь осуществить частичную имплементацию конвенции, государство возлагает на себя ответственность за ее постепенное осуществление и полную имплементацию. Оно как бы "втягивается" в этот процесс под воздействием обязательств, содержащихся как в самой конвенции, так и в Уставе МОТ. В деятельности Международной организации труда имеются и чисто организационные особенности. Первая из них состоит в том, что в работе ежегодных конференций МОТ принимают участие на равных основаниях, наряду с представителями государств-членов, также представители трудящихся и представители предпринимателей этих стран. От каждой страны в работе конференции участвуют четыре делегата: два, представляющие правительство, и два других, - трудящихся и предпринимателей. При этом каждый из делегатов голосует самостоятельно. Такое представительство обеспечивает воздействие всех групп, представляющих различные интересы, на принятие конвенций и рекомендаций. Вторая характерная особенность деятельности МОТ состоит в том, что в этой организации создана система развернутого международного контроля. Такой контроль осуществляется над всеми членами МОТ независимо от того, ратифицирована ли ими та или иная конвенция и рекомендация, а в силу лишь самого факта участия в организации. Согласно ст. 19 Устава МОТ каждое государство-член обязано в течение года, но не позднее 18 месяцев после окончания очередной конференции, представить принятую конвенцию государственным властям своей страны для решения вопроса о ратификации или принятии других мер. Это делается даже в том случае, если данный член голосовал против одобрения документа. Если государство не ратифицирует конвенцию, то в секретариат МОТ сообщается о причинах, препятствующих ратификации. По запросу секретариата каждое государство-член обязано представить доклады о состоянии законодательства и практики его применения по вопросам, изложенным в нератифицированной конвенции. По ратифицированным конвенциям государства представляют периодические доклады о ходе их выполнения, которые тщательно анализируются экспертами МОТ. В результате государству-члену представляются предложения и замечания, обращается внимание на расхождения с конвенцией национального законодательства и практики его применения, которые в виде общего правила учитываются государствами. Статья 23 Устава МОТ обязывает государства передавать копии своих докладов наиболее представительным организациям трудящихся и предпринимателей своих стран. Последние также могут представлять в МОТ свои замечания и предложения по поводу выполнения ратифицированной конвенции. Получив такие замечания и предложения, органы МОТ могут делать соответствующие представления государству. На базе полученных докладов на ежегодной конференции делается соответствующее сообщение. МОТ практикуются также прямые контакты со своими членами для получения дополнительной информации и обсуждения вопросов ратификации или имплементации ратифицированных конвенций. За время своей деятельности МОТ приняла около 200 конвенций и почти столько же рекомендаций. Различия между двумя видами актов МОТ связаны с теми последствиями, которые возникают у государств-членов в силу их принятия. Круг вопросов, по которым принимаются конвенции и рекомендации, фактически совпадает. Рекомендации нередко детализируют положения конвенции, предлагая более широкий круг прав и более высокие их пределы. Однако в отличие от конвенций, создающих юридические обязательства для государств, которые их ратифицируют, рекомендации, не обязывая государства, призваны служить типовой нормой при подготовке национальных законов в области трудовых отношений. Это зафиксировано в п. 6 "а" ст. 19 Устава МОТ, где говорится, что "рекомендации сообщаются всем членам организации для рассмотрения их с целью придания им силы путем принятия закона или другими путями". Такие рекомендации получили в науке название "вспомогательные источники международного права"40. Число конвенций МОТ, специально посвященных защите прав трудящихся женщин, относительно невелико. Эпохальной в этом отношении следует считать Конвенцию 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности. Она была принята МОТ 29 июня 1951 г. и ратифицирована СССР 4 апреля 1956 г. Этой Конвенцией было впервые в истории человечества придано международно-правовое значение принципу, согласно которому ставки вознаграждения за труд равной ценности должны определяться без дискриминации по признаку пола. При этом Конвенция предусматривает, что вознаграждение включает в себя обычную, основную или минимальную заработную плату или обычное или минимальное жалованье и всякое другое вознаграждение, предоставленное прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Тем самым МОТ был сделан важный шаг для реализации в сфере трудовых отношений нормы Всеобщей декларации о правах человека, провозгласившей равенство всех людей независимо от расы, цвета кожи, национальности, пола и других обстоятельств. Принятие МОТ Конвенции 100 отнюдь не преследовало цель создать в вопросах оплаты труда всеобщую уравниловку. В статье 3 Конвенции специально оговорено, что разница в ставках вознаграждения, которая соответствует независимо от пола разнице, вытекающей из объективной оценки исполняемой работы, не рассматривается как противоречащая принципу равного вознаграждения мужчин и женщин. Такая оговорка, логически обоснованная, оставила решение вопроса о методе объективности оценки исполненной работы на усмотрение компетентных властей того или иного государства. В результате ныне практически во всех развитых государств можно констатировать деление профессий на типично "мужские" (и соответственно высокооплачиваемые) и типично "женские" (низкооплачиваемые). 0 том, что в основе такого деления лежат причин отнюдь не объективного, сугубо гендерного, дискриминационного отношению к женщинам характера свидетельствует следующий факт. В США, где среди врачей преобладают мужчины, профессии врача является наиболее высоко оплачиваемой. В России и других странах, бывших союзных республиках СССР, среди врачей преобладают женщины. И оплачиваются врачи, как и все работники бюджетной сферы, по весьма низким ставкам и по остаточному принципу. Прав исследователь из ФРГ Г. Шнорр, который говорит о том что для исправления такой ситуации недостаточно лишь формальных изменений в законодательстве, а необходимы "постепенные изменения всего подхода к социальной политике". Исходя, по-видимому, из тех же посылок, Международная организация труда приняла в июне 1962 г. Конвенцию 117 об основанных целях и нормах социальной политики, содержащую помимо прочего нормы антидискриминационного характера. К сожалению ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией Конвенция МО 117 так и не была ратифицирована. Положение Конвенции 100 нашли свое развитие в более широкой по кругу защищаемых лиц Конвенции 111 о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной СССР в 1961 г. Конвенция 111 определяет "дискриминацию" как всякое различие, не допущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвет, кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. При этом указано, что под терминами "труд" и "занятие" подразумеваются еще и доступ к профессию начальному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, также оплата и условия труда. В дальнейшем эти положения Конвенции 111 МОТ нашли конкретизацию в понятии "дискриминация в отношении женщин", закрепленном в Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Говорится в Конвенции 111 и о том, что не может считаться дискриминацией. Это относится прежде всего к любым различиям недопущению или предпочтению в отношении определенной работы, основанных на специфических требованиях таковой. Кроме того, не считаются дискриминацией особые мероприятия по защите и помощи, предусмотренные в других принятых МОТ конвенциях и рекомендациях. Применительно к женщинам речь идет прежде всего о Конвенции 103 относительно охраны материнства. Конвенция 103 "применяется как к женщинам, занятым на промышленных предприятиях, так и к женщинам, занятым на непромышленных и сельскохозяйственных работах, включая надомниц" (п. 1 ст. 1). Конвенция провозглашает право женщин на оплачиваемый отпуск по беременности и родам не меньше двенадцати недель, из которых не менее шести недель должны приходиться на послеродовой отпуск. При этом размеры денежного пособия должны устанавливаться законодательством страны таким образом, чтобы обеспечить для самой женщины и ее ребенка хорошие с точки зрения гигиены жизненные условия и надлежащий уровень жизни. Конвенция 103 закрепляет право женщин на перерывы для кормления ребенка, а также объявляет незаконным увольнение женщины, находящейся в отпуске по беременности и родам. Следует отметить значение с точки зрения принципа равноправия полов ст. 2 Конвенции 103, согласно которой термин "женщина" означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке, а термин "ребенок" означает любого ребенка независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Устанавливая универсальные для ратифицировавших Конвенцию 103 государств правила в области охраны материнства, Конвенция допускает возможность учета в акте о ратификации культурной, экономической и иной специфики страны и соответственно изъятий из некоторых ее положений. Помимо названных Конвенций МОТ 100, 103 и 111 нашей страной ратифицированы еще две Конвенции этой организации - 45 и 149. Первая из них касается применения труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода. Вторая - занятости и условий труда и жизни сестринского персонала. В преамбуле к этой последней Конвенции, принятой 21 июня 1977 г., указывается на жизненно важную роль, которую играет сестринский персонал вместе с другими трудящимися в области здравоохранения, в охране и улучшении здоровья и благосостояния населения. Соответственно ратифицировавшим Конвенцию 149 государствам вменяется в обязанность принимать и осуществлять методами, соответствующими национальным условиям, политику в отношении сестринских служб и сестринского персонала, направленную на обеспечение населения сестринским уходом, необходимым в количественном и качественном отношении для достижения возможно более высокого уровня здравоохранения населения, с учетом имеющихся ресурсов для медицинского обслуживания в целом. В частности, государство принимает необходимые меры для предоставления сестринскому персоналу: а) образования и подготовки, отвечающих осуществлению его функций; б) условий занятости и труда, включая возможности продвижения и вознаграждения, которые могли бы привести людей к профессии и удержать их в ней. Как и в других конвенциях МОТ, в ст. 8 Конвенции 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала указывается, что положения Конвенции осуществляются путем национального законодательства в той мере, в какой они не приводятся в действие посредством коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка, арбитражных решений, судебных постановлений или любым другим путем, соответствующим практике . данной страны с учетом существующих в ней условий. О том, что такие другие, кроме законодательных, меры могут быть весьма эффективными для решения проблем занятости и условий труда, в: том числе сестринского персонала, свидетельствует, в частности, дело, рассмотренное в конце 80-х годов по иску ассоциации медицинских сестер Онтарио Трибуналом по равной оплате. В отношении женщин как социального слоя трудящихся Международная организация труда крайне редко прибегает к запретам, ограничивающим их возможности в сфере труда. В принципе таких конвенций только две - Конвенция 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода и Конвенция 89 о ночном труде женщин в промышленности. Конвенция 45 провозглашает, что ни одно лицо женского пола, каков бы ни был его возраст, не может быть использовано на подземных работах в шахтах, т.е. любых предприятиях, государственных или частных, по добыче полезных ископаемых богатств. Согласно ст. 3 Конвенции 45 национальное законодательство может исключать из упомянутого запрещения, в частности: а) женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы; б) женщин, занятых сестринским и социальным обслуживанием; в) других женщин, которые должны спускаться время от времени в подземные части шахты для выполнения работ нефизического характера. Конвенция 45 была ратифицирована СССР 31 января 1961 г., после чего были предприняты необходимые организационные меры по ее реализации в жизнь. В соответствии с требованиями Конвенции необходимые изменения были внесены в Кодекс законов о труде (ст. 160). В отличие от Конвенции 45, запрещающей труд женщин в шахтах под землей, Конвенция 89 МОТ о ночном труде женщин в промышленности, равно как и аккумулировавшая ее положения Конвенция 171 о ночном труде, нашей страной ратифицирована не была. Это и понятно, если учесть, что практически вся легкая промышленность, где большинство трудящихся - женщины, все время работала и в основном работает и поныне в три смены. О намерении нашей страны в перспективе пойти по пути, рекомендованном МОТ в вопросах запретов ночного труда женщин, косвенно свидетельствует Формулировка ст. 161 КЗоТ, где говорится, что "привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры". Однако ожидать реальных шагов в этом направлении при нынешнем состоянии экономики России абсолютно нереально. К тому же подобная мера едва ли оказалась бы в условиях "феминизации безработицы" в интересах самих женщин. Как уже отмечалось выше, нормотворческая деятельность МОТ дополняется осуществляемым этой организацией контролем за ходом претворения в жизнь принятых ею конвенций и рекомендаций прежде всего антидискриминационного характера. К сожалению, вывод, к которому приходит МОТ в недавно опубликованном отчете, крайне неутешителен для женщин. На фоне общего увеличения в мире числа работающих по найму женщин в двух третях промышленно развитых стран уровень безработицы среди женщин на 50 - 100% выше, чем среди мужчин. В развивающихся странах женщины составляют значительную часть рабочей силы в негосударственном секторе, отличающемся низкой оплатой труда и отсутствием контроля за его условиями. Проведенное МОТ исследование рынка труда также свидетельствует о широкой дискриминации женщин. Рабочий день у них больше, а зарплата меньше, чем мужчин. В среднем женщины получают от 50 до 80% заработка мужчин. На долю женщин приходится две трети всех неграмотных взрослых. Из 100 млн. детей, не имеющих возможности получить начальное образование, 60% составляют девочки. В отчете МОТ рекомендуется повысить международные стандарты по условиям труда, чтобы добиться равной оплаты за равный труд, обеспечить свободную работу профессиональных и иных союзов, право на коллективные договоры для женщин и улучшения в интересах женщин национального законодательства. Большое внимание уделяется в том числе повышению гарантий для работающих неполный день или неполную неделю, среди которых в мире от 65 до 90% составляют женщины. Особого упоминания под углом зрения устранения дискриминации в трудовых отношениях по признаку пола заслуживает Конвенция МОТ 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями. Вместе с Конвенцией 117 об основных целях и нормах социальной политики Конвенция 156 устанавливает международные стандарты реального равноправия полов в условиях рыночной экономики с учетом тех сложностей, которые возникают у трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении нуждающихся в их уходе и помощи ближайших родственников - членов их семей. 30 ноября 1997 г. Конвенция МОТ 156 была ратифицирована РФ. Женские и иные общественные объединения России должны приложить все силы для того, чтобы, положения Конвенции 156 реально претворялись в жизнь. Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты о гражданских и политических, а также социально-экономических и культурных правах явились прообразом целой серии международных документов в области прав человека, имеющих как универсальную, так и региональную сферу действия. Среди региональных особую значимость приобрели конвенции, регламентирующие вопрос о правах человека в масштабах отдельных континентов - Европы, Америки и Африки. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод действует уже полвека. Она была принята 4 ноября 1950 г. и посвящена почти исключительно защите гражданских и политических прав. Что касается социально-экономических и культурных прав, то эти вопросы регулируются отдельным региональным международно-правовым документом - Европейской социальной хартией, принятой 18 октября 1961 г. Различие между этими двумя действующими в масштабах Европы конвенциями весьма существенно. Применительно к правам человека, защищаемым Европейской социальной хартией, не может быть использован показавший себя достаточно эффективным международно-правовой механизм, установленный Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а именно - обжалование решений национальных органов государственной власти по иску любого лица, неправительственной организации или группы лиц в Европейский суд по правам человека. По своему содержанию Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод почти идентична Всеобщей декларации прав человека. Поэтому вопрос о равноправии лиц разного пола затронут в ней лишь попутно, наряду с прочими основаниями, при наличии которых недопустима дискриминация граждан (ст. 14). Что касается Европейской социальной хартии, то она воспроизводит ряд, положений Конвенций МОТ, касающихся защиты трудовых прав работающих по найму женщин: право на равную оплату за равный труд, право на отпуск по беременности и родам, право на перерывы для кормления ребенка и др. (ст. 4, 8). Являясь с точки зрения международного права региональными документами, Европейская конвенция и Европейская хартия внесли весомый вклад в дело унификации в Европе регламентации прав человека, в том числе и под углом зрения равноправия полов. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что с начала семидесятых годов Европейский суд по правам человека вынес более 50-ти решений, призванных способствовать реализации на деле принципа равных прав мужчин и женщин. Дальнейшее сотрудничество стран Европы в данном вопросе вызывает определенный оптимизм, поскольку соглашение о социальной политике в рамках Маастрихтского договора относит вопросы политики в области равноправия полов на рынке труда исключительно к компетенции сообщества в целом45. Межамериканская конвенция о правах человека принята почти через 20 лет после подписания Европейской конвенции, о которой говорилось выше, а именно - 20 ноября 1969 г. Во многом Межамериканская конвенция копирует Европейскую о правах и основных свободах человека, ограничиваясь лишь традиционными гражданскими и политическими правами. И это несмотря на то, что в принятом в 1966 г. Международном пакте о гражданских и политических правах говорится также о праве народа на самоопределение и правах этнических, религиозных и языковых меньшинств. Нет в Межамериканской конвенции о правах человека и хотя бы перечня экономических, социальных и культурных прав, к реализации которых призывает ст. 26. Составители Межамериканской конвенции заимствовали механизм защиты прав человека из Европейской конвенции по данному вопросу, возложив контроль за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. К сожалению, деятельность этих органов оказалась практически неэффективной, что во многом обусловлено политической нестабильностью региона, которая выражается в циклических и часто насильственных потрясениях. Межамериканская конвенция составлена в отрыве от реальной жизни и социальноэкономических условий, сложившихся на континенте. Сравнительный анализ деятельности европейских и американских региональных органов по правам человека свидетельствует о том, что только на основе схожести политических систем, исторического опыта, близости уровней социально-экономического развития, общих правовых традиций возможна их эффективная деятельность. Не случайно в Азии до сих пор нет региональных органов по правам человека. Африканская хартия прав человека и народов действует относительно недавно. Она была принята в 1981 г. и учитывает специфику континента и задачи государств-участников. Соответственно в ней на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Уделяет партия внимание и праву на международный мир и безопасность, праву на развитие, праву на благоприятную окружающую среду и др. Контроль за ходом выполнения хартии возложен на Африканскую комиссию прав человека и народов, функции которой носят в основном рекомендательный характер. Особенность Африканской хартии состоит в том, что в отличие от Европейской и Межамериканской конвенции в ней определено, что Комиссия рассматривает сообщения, свидетельствующие о существовании серии серьезных массовых нарушений прав человека и народов (ст. 58). Об этом Комиссия специально информирует Ассамблею глав государств и правительств, которая проводит углубленное изучение этих случаев. Не обойден Африканской хартией прав человека и народов и вопрос о сохранении культурного разнообразия и культурных ценностей континента. Если в преамбулах к Европейской и Межамериканской конвенциям говорится об общем наследии стран континентов в политических традициях, идеях и идеалах, то преамбула к Африканской хартии прав человека и народов особо отмечает также ценность африканской цивилизации. С учетом этого обстоятельства Африканская хартия подходит и к вопросу о взаимных обязанностях государства и граждан. Статьей 17 хартии провозглашено, что "охрана и защита моральных и традиционных ценностей, признаваемых обществом, является обязанностью государства". Этому корреспондирует правило ст. 29 хартии. Согласно п. 7 этой статьи каждый обязан "сохранять и развивать позитивные африканские культурные ценности в отношениях с другими членами общества в духе терпимости, диалога и консультаций и в целом способствовать поощрению морального здоровья общества". В этой связи возникает более общий вопрос о соотношении в международных документах, касающихся прав человека, присущем международному праву универсальности его положений, и одновременно учета национальной специфики, а также культурного разнообразия отдельных государств и даже целых цивилизаций. Не вызывает сомнений тот факт, что в различных определениях одного из центральных понятий' системы прав человека - достоинства человека - угадывается между строк, что все они исходят из представлений о достоинстве, присущих различным религиям и своеобразным культурам. Особенно остро встает эта проблема применительно к равноправию полов, поскольку вопрос об их роли в обществе тысячелетиями регламентировался и во многом регулируется и поныне религиозными и базирующимися на религии требованиями и нормами. Если во времена Римской империи женщины имели немалую долю прав, то для истории периода христианства характерно умаление роли женщин в религиозном, да и в светском отношении. И поныне при заключении брака, как правило, произносятся взятые из послания апостола Павла слова: "Да убоится жена мужа", хотя они и находятся в противоречии с основной христианской добродетелью - любовью к ближнему. Немалую роль сыграли для укрепления стереотипа, соединяющего мужчину с мышлением и разумом, а женщину - с плотью, средневековые теологи, в том числе Фома Аквинский и Августин. Последнему принадлежит следующее заключение: "Где правит плоть и служит дух, там в доме царят извращенные порядки. Что может быть хуже дома, где жена господствует над мужем. Прав тот дом, где муж повелевает, а жена повинуется. Прав человек, в котором властвует дух, а служит плоть". Все это привело христианский мир к представлению о женщине как о "сосуде греха" и широко распространенному вплоть до наших дней убеждению, что "сама природа" предназначила индивидов к такой интерпретации половых функций, которая имеет вид сексуальности, т.е. строго регламентированного поведения., основанного на отношениях: обладания, с одной стороны, и подчинения с другой. Еще дальше пошла в этом направлении более молодая религия - ислам. Мусульманская религия породила ближневосточную цивилизацию, распространившуюся в арабских и многих азиатских странах. Характерное для граждан этих стран мусульманское право призвано детально регулировать не только их поведение, но и обусловливать добровольное подчинение мусульманина предписаниям ислама, т.е. лежать в основе внутренней мотивации его действий. В середине XIX века в наиболее развитых странах Арабского Востока мусульманское право, занимавшее прежде государственные позиции в правовой системе, постепенно начало уступать место законодательству, заимствующему западноевропейские образцы. Однако эта перестройка не коснулась важнейшего института мусульманского права - "права личного статута". Данная отрасль, помимо семейных отношений, включает комплексы норм, регулирующие правоспособность и ее ограничения, вопросы опеки и попечительства, наследования и завещания. Нет оснований сомневаться в том, что и в XXI век мусульманский мир войдет с нормами, допускающими полигамию, правилами, согласно которым одной из центральных фигур при заключении брака является опекун невесты (функцию которого выполняет ее отец или другой ближайший родственник по мужской линии), непризнанием брака между мусульманкой и немусульманином, обязанностью жены повиноваться мужу и следовать за ним при перемене местожительства и т.д., что более чем далеко от пронизывающей международное право идеи равноправия людей независимо от пола, религии, расы и т.д. Представление о семейном праве как о "праве личного статута", относящемуся к юрисдикции религиозных (раввинатских, шариатских и др.) судов, воспринято как наследство, оставшееся от оттоманской империи, и Израилем. И это несмотря на Декларацию о независимости, Закон о равных правах женщин 1951 г. и ряд других решений Кнессета, устранивших многие одиозные нормы, дискриминировавшие женщин в вопросах брачного возраста, собственности, наследования, и участия в воспитании сыновей старше шести лет. Однако до настоящего времени женщины Израиля во многом ущемлены в вопросах брака и особенно развода. Согласно Закону о юрисдикции раввинатских судов 1953 г. разводы отнесены к исключительной компетенции состоящих к тому же из одних мужчин религиозных судов. Гражданский развод допустим в Израиле только если муж и жена принадлежат к разным конфессиям. Изложенное выше не могло не породить коллизии как при принятии международных документов по правам человека, так и при рассмотрении хода их выполнения на международных форумах. Так на Венском конгрессе по правам человека 1993 г. группа стран Азии выступила с заявлением, что права человека должны рассматриваться в историческом и культурном контексте, что существующая концепция прав человека является по преимуществу западной, что права группы выше прав отдельной личности и т.д. Следует согласиться с мнением директора международного центра этнических исследований в Коломбо, Шри Ланка, а ныне Специального докладчика ООН по вопросу о насилии в отношении женщин Р. Кумарасвами, считающей, что такая аргументация особенно опасна в отношении прав женщин, поскольку всякое выпячивание культурных особенностей в частности предполагает свободу разрабатывать и внедрять такое семейное законодательство и общественную практику, которые совершенно не соответствуют нормам, провозглашенным в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. С явлениями такого же рода мировое сообщество столкнулось и на Каирской конференции по народонаселению и развитию (1994 г.), где Святой Престол, наряду с представителями мусульманских стран, выступил противником закрепления в документах Конференции права женщин свободно распоряжаться своим телом, в том числе самой решать вопрос о материнстве, прибегая, если необходимо, и к аборту. Аналогичные причины, имеющие корни в религии, культуре и обычаях, породили оговорки ряда мусульманских стран при принятии Пекинской декларации 1995 г. в той части, которая касалась равных прав женщин с мужчинами в вопросах собственности, в том числе на землю, и при наследовании. Религия - реальность бытия, с чем не может не считаться международное сообщество. Поэтому международное право, базирующееся преимущественно на консенсусе государств, учитывает и должно учитывать, по мере возможности, самобытность культуры различных государств мира, в том числе и уходящей корнями в религию. Отсюда неизбежны компромиссы, с которыми приходится сталкиваться при анализе практически всех международных документов о правах человека. Так если ст.12 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь", которая может строиться и в соответствии с религиозными канонами, то ст. 16 Всеобщей декларации закрепляет право мужчин и женщин вступать в брак и основывать семью без каких-либо ограничений по признаку расы, национальности или религии, а также устанавливает, что они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. Такие противоречия внутри отдельных международных актов и между различными международными документами неизбежны. Необходимо, однако, помнить, что многие из мировых культур и почти все мировые религии могут быть истолкованы в защиту концепций прав человека, и что всякое обращение к религиозному и культурному контексту должно быть направлено на укрепление международных норм, а не на ограничение их действия. Коллизия норм международного права по вопросу равноправия полов и основанной на национальных обычаях и традициях общественной практики отдельных стран наиболее заметна в сфере семейных отношений, планирования семьи и репродуктивных прав. Однако для отдельных регионов, в первую очередь Африки, не менее остра ныне проблема дискриминации женщин в вопросах землепользования и наследования. Во многих африканских государствах, в частности, в Ботсване, доступ к производственным ресурсам, включая землю, определяется полом владельца. Женщины обрабатывают землю, но землевладение - удел мужчин. Женщины имеют право на землю только как дочери и жены мужчин. Хотя собственность на землю не была столь важной в докапиталистических африканских сообществах, сейчас она приобретает все большую значимость в связи с введением новых законов о собственности на землю, допускают их индивидуальное право на владение землей. В такой ситуации право женщин на пользование земельными участками семьи становится сомнительным, поскольку мужчины получают документы, подтверждающие право на семейные земельные участки, и не дают женщинам возможности пользоваться этой землей или продать ее и взять себе вырученные от продажи деньги. То же относится во многих африканских странах и к институту наследования земельной и иной собственности. Наследование происходит по мужской линии, и большую часть поместья получает старший сын. Исходя из того, что собственность должна оставаться в семье, детям женского пола отказывают в праве на наследство, поскольку предполагается, что они выйдут замуж. Эти дискриминационные правила продолжают применяться, поскольку государство не желает вмешиваться в то, что считается "частной сферой", регулируемой обычаями Устранение расхождений, базирующихся на обычаях, традициях и религиозных догмах национального законодательства и общественной практики отдельных государств, с одной стороны, и международных стандартов о правах человека женщины, с другой, - задача первоочередной важности. Ее реализация требует соединения усилий мирового сообщества и национального правозащитного движения. При этом международные документы о правах человека, в том числе Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, могут и должны служить отправной точкой для демократических социальных перемен. Развеять миф о незыблемости любых обычаев, как бы реакционны они не были, поскольку они восходят корнями в историю и освящены традициями и религией, может помочь обращение к недавнему прошлому государств, причисляющих себя ныне к числу демократических и цивилизованных. Так, в XIX в. практически во всех странах мира замужняя женщина была лишена права распоряжаться собственностью, заключать договоры, в том числе о найме на работу, принимать другие юридические обязательства. С точки зрения закона женщина выступала как своеобразный социальный инвалид. Например, прибывавшие из Англии в США колонисты привнесли в общественную практику этой страны базирующуюся на общем праве (common law) концепцию брака как "убежища, укрытия (conventure)" для женщин. Согласно этой концепции, воспринятой практически всеми штатами, во время брака супруги с точки зрения права выступают как одно лицо. Соответственно личный статус жены после брака прекращает функционировать, а в правовом смысле за жену отвечает и ее интересы защищает муж. Вся собственность жены, в том числе ее зарплата, становится собственностью мужа. В результате женщина попадает в полную финансовую зависимость от супруга. При этом в отличие от других контрактов, где сторонам предоставлялась широкая свобода усмотрения, круг прав и обязанностей, вытекавших из брачного контракта, был строго регламентирован самим государством. И только постепенно в судебную практику США в середине XIX в. были внесены изменения, правда направленные не на закрепление за замужней женщиной права на ее имущество, а на защиту собственности жены в интересах будущих поколений от расточительности мужа. Лишь
Дата добавления: 2014-07-30; просмотров: 588; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |